г. Санкт-Петербург |
|
10 марта 2024 г. |
Дело N А56-2056/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Казаковой К.Е.
при участии:
от истца (заявителя): предст. Боярищев А.П. - доверенность от 11.01.2021 (онлайн)
от ответчика (должника): предст. Борисов К.С. - доверенность от 28.12.2023
от третьего лица: предст. Копытов П.И. - доверенность от 01.03.2023
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-39536/2023) общества с ограниченной ответственностью "Грантэк XX1" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.10.2023 по делу N А56-2056/2023 (судья Михайлов П.Л.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Грантэк XX1"
к Жилищному комитету
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Альфа-Техник"
о признании недействительным решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Грантэк XX1" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Жилищному комитету (далее - ответчик), в котором просило:
- признать недействительным решение от 13.12.2022 N 01-29-9043/22-0-0 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 19.09.2022 N15;
- взыскать задолженность в размере 98 897 400 руб., пени за период с 14.12.2022 по 11.01.2023 в сумме 717 006,15 руб., пени из расчета одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки от суммы основного долга в размере 98 897 400 руб., начиная с 12.01.2023 по день фактической уплаты основного долга.
К участью в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Альфа-Техник".
Решением суда от 27.10.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции ООО "Грантэк XX1" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда от 27.10.2023 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Податель жалобы ссылается на то, что согласно заключению эксперта от 19.07.2023 N 07/2023-52 недостатки товара являются устранимыми и не являются существенными, так как могут быть устранены, а товар может быть использован по назначению (эксплуатироваться); при этом габариты поставленного товара не превышали максимальные габаритные размеры, установленные в Приложении N 5 к Решению Комиссии таможенного союза от 09.12.2011 N 877 "О принятии Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", следовательно, частичное несоответствие габаритных размеров товара габаритным размерам, указанным в контракте и паспорте самоходной машины не препятствует его эксплуатации. Таким образом, по мнению подателя жалобы, поскольку выявленные недостатки поставленного истцом товара не являются существенными и носят устранимый характер, ответчик не обладал правом требовать от истца замены поставленного товара на новый и отказываться от исполнения контракта на основании пункта 2 статьи 475 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), поскольку при поставке товара с устранимыми недостатками наступают последствия, предусмотренные пунктом 1 статьи 475 ГК РФ, в том числе право требовать безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок. Податель жалобы указывает на то, что истец не отрицал недостатки поставленного по первому этапу товара по объему бункера и высоте и имел намерение исправить данные недостатки путем установки съемных надставных бортов, о чем сообщал ответчику в письмах от 21.11.2022 и 14.12.2022. Кроме того, податель жалобы указывает на то, что после принятия решения от 13.12.2022 N01-29-9043/22-0-0 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 19.09.2022 N15 ответчик продолжил приемку товара, тем самым своими конклюдентными действиями подтвердил действие государственного контракта, ввиду чего в силу пункта 5 статьи 450.1 ГК РФ утратил право на односторонний отказ от его исполнения.
В судебном заседании 30.01.2024 представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, поддержал позицию, ранее изложенную в суде первой инстанции в отзыве на исковое заявление. Представитель третьего лица поддержал доводы апелляционной жалобы и свою позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 26.08.2022 Жилищным комитетом (Заказчик) на официальном сайте Единой информационной системы (далее - ЕИС) в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение 0172200002522000335 о проведении электронного аукциона на поставку в 2022 году прицепного сменного оборудования к специализированной технике для обеспечения уборки внутриквартальных территорий Санкт-Петербурга, а именно: полуприцеп тракторный пескоразбрасывающий.
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.09.2022 N ИЭА1 победителем аукциона признано ООО "Грантэк ХХ1".
По результатам аукциона между Жилищным комитетом (Заказчик) и ООО "Грантэк ХХ1" (Исполнитель) заключен государственный контракт от 19.09.2022 N 15 (далее - Контракт), в соответствии с условиями которого Поставщик обязуется поставить в 2022 году прицепное сменное оборудование к специализированной технике для обеспечения уборки внутриквартальных территорий Санкт-Петербурга: Полуприцеп: Полуприцеп тракторный пескоразбрасывающий Часть 1 (далее - товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
В соответствии с пунктом 1.2 Контракта наименование, количество и иные характеристики поставляемого товара указаны в Спецификации на поставку в 2022 году прицепного сменного оборудования к специализированной технике для обеспечения уборки внутриквартальных территорий Санкт-Петербурга: Полуприцеп: Полуприцеп тракторный пескоразбрасывающий Часть 1 (Приложение N 1 к Контракту) (далее - Спецификация), являющейся неотъемлемой частью Контракта
Цена Контракта составляет 98 897 400 руб., в том числе НДС 16 482 900 руб. (пункт 2.1 Контракта).
Согласно пункту 1.1 Дополнительного соглашения от 28.09.2022 к Контракту в соответствии с пунктом 2.6 Контракта на основании заявления Поставщика оплата по Контракту производится без авансового платежа.
В силу пункта 2.7 Контракта расчеты между Заказчиком и Поставщиком производятся не позднее 7 (семи) рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке в электронной форме, формируемого посредством единой информационной системы в сфере закупок (далее - документ о приемке), к которому в качестве дополнительных документов Поставщиком приложены документы, указанные в пункте 3.9 Контракта, являющиеся его неотъемлемой частью.
В соответствии с пунктом 3.1 Контракта Поставщик самостоятельно доставляет товар Заказчику по адресам, указанным в Сведениях о получателях товара и о местах поставки товара (Приложение N 4 к Спецификации), в сроки, указанные в графике поставки Товара (Приложение N 2 к Контракту). На каждом этапе поставки Поставщик вправе осуществить несколько поставок отдельными партиями.
Согласно Приложению N 3 к Спецификации и Приложению N 2 к Контракту Поставщику надлежало поставить 94 единицы товара (полуприцеп тракторный пескоразбрасывающий) в следующие сроки:
- 31 ед. в срок по 20.10.2022 (этап 1);
- 31 ед. в срок по 10.11.2022 (этап 2);
- 32 ед. в срок по 01.12.2022 (этап 3).
Конкретные требования к характеристикам поставляемого товара указаны в Приложении N 2 к Спецификации.
Согласно пункту 3.3 Контракта приемка товара осуществляется путем передачи Поставщиком товара и документов об оценке соответствия, предусмотренных правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации, обязательных для данного вида товара, а также иных документов, подтверждающих качество товара (сопроводительные документы или их заверенные надлежащим образом копии, подтверждающие соответствие Товара обязательным требованиям, установленным правовыми актами и предъявляемым к товару, в том числе сертификаты (декларации) соответствия, удостоверения качества и безопасности, заключения уполномоченных органов, иные документы, предусмотренные разделом 5 спецификации (Приложение N 1 к Контракту), а также документы, подтверждающие страну происхождения Товара, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр российской промышленной продукции или евразийский реестр промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, а также документы, подтверждающие страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр промышленной продукции, произведенной на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, предусмотренные порядком формирования и ведения реестра промышленной продукции, произведенной на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.
В силу пункта 3.4 Контракта Заказчик, проводит проверку соответствия наименования, количества и иных характеристик поставляемого товара, сведениям, содержащимся в сопроводительных документах Поставщика.
В соответствии с пунктом 3.5 Контракта для проверки предоставленных Поставщиком результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Заказчиком в соответствии с государственным контрактом от 20.10.2022 N 3 (идентификационный код закупки N 222784001319978400100100280000000000) к проведению независимой экспертизы товара, поставленного по Контракту, с целью определения соответствия поставленного товара заявленным требованиям Контракта и применимым требованиям законодательства, привлечено ООО "Завод Спецмашин Балтиец".
Заказчиком в соответствии с пунктами 3.3, 3.4, 3.5 Контракта проведена приемка товара по 1 этапу Контракта 24.10.2022, 25.10.2022 и 26.10.2022.
В результате проведенной ООО "Завод Спецмашин Балтиец" экспертизы поставленного товара по 1 этапу были выявлены следующие нарушения:
- не представлен полный комплект документов на товар, предусмотренный пунктом 3.3 Контракта и разделом 5 Спецификации, а именно не представлены сертификат соответствия и/или декларация о соответствии, и/или одобрение типа транспортного средства;
- поставленный товар не соответствует техническим характеристикам, указанным в пунктах 19, 20, 22 Приложения N 2 к Спецификации по высоте и ширине полуприцепа, а также объему бункера (ширина полуприцепа составляет 2140 мм вместо требуемых 2000 мм, высота полуприцепа составляет 2370 мм вместо требуемых 2500 мм, объем бункера составляет 1,499 куб.м вместо требуемых 2,0 куб.м);
- в нарушение пункта 32 Спецификации сварные швы не обработаны, выявлена коррозия сварных швов, в зоне швов усматривается незащищенная окалина, мусор, поры, непровары, сварные точки идентификационных швов корродированны.
Жилищным комитетом в адрес Общества направлены рекламационные акты от 24.10.2022, 25.10.2022, 26.10.2022, в которых установлены сроки устранения выявленных недостатков.
В связи с тем, что представители Поставщика для выполнения приемки не явились, рекламационные акты, подписанные представителями Заказчика и Получателей, направлены Поставщику письмом от 27.10.2022 N 01-29-7591/22-0-0, а также по электронной почте Поставщика, указанной в разделе 14 Контракта. Поставщик подтвердил получение рекламационных актов по 1 этапу Контракта письмом от 28.10.2022.
Заказчиком в соответствии с пунктами 3.3, 3.4, 3.5 Контракта проведена приемка товара по 2 этапу Контракта 17.11.2022.
В результате проведенной ООО "Завод Спецмашин Балтиец" экспертизы поставленного товара по 2 этапу были выявлены следующие нарушения:
- не представлен полный комплект документов на товар, предусмотренный пунктом 3.3 Контракта и разделом 5 Спецификации, а именно не представлены сертификат соответствия и/или декларация о соответствии, и/или одобрение типа транспортного средства;
- поставленный товар не соответствует техническим характеристикам, указанным в пунктах 19, 20, 22 Приложения N 2 к Спецификации по высоте и ширине полуприцепа, а также объему бункера (ширина полуприцепа составляет 2140 мм вместо требуемых 2000 мм, высота полуприцепа составляет 2370 мм вместо требуемых 2500 мм, объем бункера составляет 1,499 куб.м вместо требуемых 2,0 куб.м); производителем внесены изменения в конструкцию бункера путем наращивания бортов, что не соответствует информации, содержащейся в руководстве по эксплуатации;
- в нарушение пункта 32 Спецификации сварные швы не обработаны, выявлена коррозия сварных швов, в зоне швов усматривается незащищенная окалина, мусор, поры, непровары, сварные точки идентификационных швов корродированны.
Жилищным комитетом в адрес Общества направлены рекламационные акты от 17.11.2022, в которых установлены сроки устранения выявленных недостатков.
Рекламационные акты вручены представителю Поставщика в день приемки, а также направлены письмом Жилищного комитета от 18.11.2022 N 01-29-8207/22-0-0 (с уведомлением РПО N 19102373062017).
Поскольку Общество не устранило в установленный срок выявленные недостатки товара, не произвело замену товара, несоответствующего условиям Контракта, Жилищный комитет ссылаясь на пункт 4.4.6 Контракта принял решение отказаться от приемки товара по всем партиям товара, предусмотренным 1 и 2 этапами Контракта, о чем составлены мотивированные отказы от подписания акта приема-передачи товара от 06.12.2022 N 01-29-8759/22-0-0, N 01-29-8753/22-0-0, N 01-29-8754/22-0-0, N 01-29-8751/22-0-0, N 01-29-8755/22-0- 0, N 01-29-8752/22-0-0, N 01-29-8750/22-0-0, N 01-29-8757/22-0-0, N 01-29-8758/22-0-0, N 01-29-8756/22-0-0, в которых установлены сроки устранения недостатков поставленного товара.
Заказчиком в соответствии с пунктами 3.3, 3.4, 3.5 Контракта проведена приемка Товара по 3 этапу Контракта 01.12.2022.
В соответствии с пунктом 3.7 Контракта Заказчиком составлены рекламационные акты по каждой из партий по 3 этапу Контракта, в которых отражено, что поставленный товар не соответствует техническим характеристикам, указанным в пункте 19 Приложения N 2 к Спецификации ширине полуприцепа (составляет 2140 мм вместо требуемых 2000 мм); производителем внесены изменения в конструкцию бункера путем наращивания бортов, что не соответствует информации, содержащейся в руководстве по эксплуатации.
В связи с тем, что представители Поставщика для выполнения приемки не явились, рекламационные акты, подписанные представителями Заказчика и Получателей, направлены Поставщику письмом Жилищного комитета от 06.12.2022 N 01-29-8748/22-0-0, а также по электронной почте Поставщика, указанной в разделе 14 Контракта.
Пунктами 4.4.6, 4.4.7 Контракта установлено право Заказчика отказаться от приемки и оплаты товара, не соответствующего условиям Контракта, а также право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 11.2 Контракта предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, в порядке, предусмотренном частями 9-23 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
Ссылаясь на то, что Общество по состоянию на 12.12.2022 осуществило поставку товара, не соответствующего характеристикам товара, установленным Приложением N 2 к Спецификации к Контракту, не устранило замечания к товару по всем этапам Контракта, в том числе, в дополнительные сроки, установленные мотивированными отказами, тем самым допустив существенное нарушение условий Контракта, Жилищный комитет на основании пунктов 4.3.2, 4.4.7, 11.2 Контракта, пунктов 1, 2 статьи 523 ГК РФ, части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ принял решение от 13.12.2022 N 01-29-9043/22-0-0 об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Решение от 13.12.2022 N 01-29-9043/22-0-0 об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с требованиями части 12.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ размещено Заказчиком в ЕИС 13.12.2022.
Не согласившись с решением Жилищного комитета от 13.12.2022 N 01-29-9043/22-0-0 об одностороннем отказе от исполнения Контракта, Общество обратилось в суд с настоящим иском, в котором также заявило требования о взыскании задолженности за поставленный товар в размере 98 897 400 руб., пени за период с 14.12.2022 по 11.01.2023 в сумме 717 006,15 руб., пени из расчета одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки от суммы основного долга в размере 98 897 400 руб., начиная с 12.01.2023 по день фактической уплаты основного долга.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований Общества в полном объеме.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 27.10.2023 в связи со следующим.
Согласно статье 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530 ГК РФ).
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу пункта 1 статьи 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
Порядок и условия изменения, расторжения контракта установлены в статье 95 Закона N 44-ФЗ, согласно которой расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (часть 8); заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9).
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
При этом в силу части 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Пунктами 4.4.6, 4.4.7 Контракта установлено право Заказчика отказаться от приемки и оплаты товара, не соответствующего условиям Контракта, а также право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 11.2 Контракта предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, в порядке, предусмотренном частями 9-23 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
При этом в силу пункта 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В соответствии с пунктом 1.2 Контракта наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в Спецификации (Приложение N 1 к Контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта
Конкретные требования к характеристикам поставляемого товара указаны в Приложении N 2 к Спецификации.
В пунктах 18, 19, 20, 22 Приложения N 2 к Спецификации установлены требования по длине, ширине, высоте полуприцепа, а также объему бункера (длина полуприцепа - 3550 мм, ширина полуприцепа - 2000 мм, высота полуприцепа - 2500 мм, объем бункера - 2,0 куб.м).
Таким образом, стороны в Контракте установили не только требования о соответствии поставляемого товара Решению Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 823 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования". Решению Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (пункт 3.12 Контракта), то также в Приложении N 2 к Спецификации установили конкретные характеристики (в том числе габаритные размеры), которым должен соответствовать поставляемый товар.
В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела, в ходе приемки поставленного истцом товара по Контракту Заказчиком установлено несоответствие поставленного товара требованиям Спецификации, в том числе:
- поставленный товар не соответствует техническим характеристикам, указанным в пунктах 19, 20, 22 Приложения N 2 к Спецификации по высоте и ширине полуприцепа, а также объему бункера (ширина полуприцепа составляет 2140 мм вместо требуемых 2000 мм, высота полуприцепа составляет 2370 мм вместо требуемых 2500 мм, объем бункера составляет 1,499 куб.м вместо требуемых 2,0 куб.м); производителем внесены изменения в конструкцию бункера путем наращивания бортов, что не соответствует информации, содержащейся в руководстве по эксплуатации;
- в нарушение пункта 32 Спецификации сварные швы не обработаны, выявлена коррозия сварных швов, в зоне швов усматривается незащищенная окалина, мусор, поры, непровары, сварные точки идентификационных швов корродированны.
Учитывая разногласия сторон относительно соответствия качества предоставленных истцом товаров требованиям Контракта, судом первой инстанции по ходатайству истца была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО "Экспертно-исследовательский центр" Попову А.В.
На рассмотрение эксперта были поставлены следующие вопросы:
1) Соответствует ли поставленный ООО "Грантек XXI" товар в рамках государственного контракта от 19.09.2022 N 15 условиям Контракта, в том числе Спецификации к Контракту, техническим характеристикам, заявке на участие в аукционе на поставку в 2022 году прицепного сменного оборудования к специализированной технике для обеспечения уборки внутриквартальных территорий Санкт-Петербурга: Полуприцеп: Полуприцеп тракторный пескоразбрасывающий Часть 1 (габаритным размерам: ширина, высота)?
2) Имелись ли на дату поставки товара, поставленного по Контракту недостатки в виде не обработанных сварных швов, подпленочной коррозии, коррозия сварных швов, не защищенных окалин в зоне швов, мусора, непровары, поры, корродированы ли сварные точки индентификационных швов?
3) Соответствуют ли реальные габариты поставленного товара габаритам указанным в паспортах самоходных машин?
4) Являются ли обнаруженные недостатки существенными, являются ли они устранимыми?
Согласно представленному в суд первой инстанции экспертному заключению от 19.07.2023 N 07/2023-52 эксперт при ответе на первый и третий вопросы пришел к выводу о том, что поставленный Обществом товар частично не соответствует условиям Контракта, в том числе Спецификации к Контракту, техническим характеристикам, заявке на участие в аукционе на поставку в 2022 году прицепного сменного оборудования к специализированной технике для обеспечения уборки внутриквартальных территорий Санкт-Петербурга, а также габаритам, указанным в паспортах самоходных машин по следующим параметрам:
- по ширине по всем трем этапам поставки, поскольку превышает максимально допустимое значение в 2000 мм и составляет 2158 мм - 2174 мм по первому этапу поставки, 2161 мм - 2179 мм по второму и третьему этапам;
- по объему бункера по первому этапу поставки, поскольку составляет 1,88 м3, что ниже минимально установленного параметра в 1,9 м3, в Описании к объекту закупки и ниже параметра в 2 м3, в Контракте и Заявке на участие в аукционе.
Объем бункера по второму и третьему этапу поставки соответствует условиям Контракта и Заявке на участие в аукционе, поскольку установленный размер 2,2 м3 хотя и имеет незначительные отклонения от заявленного в перечисленных документах, но не выходит за допустимые параметры, указанные в Описании к объекту закупки.
По длине и высоте по всем трем этапам поставки товар соответствует условиям Контракта и Заявке на участие в аукционе, поскольку:
- установленные размеры по длине: 3555 мм - 3580 мм по первому этапу поставки и 3555 мм - 3582 мм по второму и третьему, этапам поставки, хотя и имеют незначительные отклонения от заявленных в перечисленных документах, но не выходят за допустимые параметры, указанные в Описании к объекту закупки,
- установленные размеры по высоте: 2380 мм - 2390 мм по первому этапу поставки и 2517 мм - 2536 мм по второму и третьему этапам поставки, хотя и имеют незначительные отклонения от заявленных в перечисленных документах, но не выходят за допустимые параметры, указанные в Описании к объекту закупки.
Согласно представленных паспортов самоходных машин, габаритные размеры пескоразбрасывателя не соответствуют по ширине по всем трем этапам поставки, поскольку превышают установленное значение в 2000 мм и составляют 2158 мм - 2174 мм по первому этапу поставки, 2161 мм - 2179 мм по второму и третьему этапам, а также высоте по первому этапу поставки поскольку ниже установленного значения в 2500 мм и составляю 2380 мм - 2390 мм.
Также, по второму вопросу экспертом обнаружен ряд недостатков поставленного товара (коррозия, необработанные швы и т.п.), которые, частично имелись на дату поставки, частично появились в результате нарушений условий хранения товара.
При ответе на четвертый вопрос эксперт указал на то, что обнаруженные недостатки являются устранимыми и не являются существенными, так как не могут быть устранены, а товар может быть использован по назначению, эксплуатироваться.
В силу части 5 статьи 71 АПК РФ никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
На основании части 2 статьи 64, части 3 статьи 86 АПК РФ заключения экспертов являются одним из доказательств по делу и оцениваются наряду с другими доказательствами.
Суд первой инстанции, оценив обстоятельства дела, условия Контракта, а также заключение эксперта от 19.07.2023 N 07/2023-52, обоснованно указал на то, что экспертом в заключении от 19.07.2023 N 07/2023-52 указано на фактическое несоответствие параметров поставленной техники, условиям Контакта, техническим характеристикам товара, указанным в Приложении N 2 к Спецификации, заявке Общества на участие в аукционе и паспортам самоходных машин.
Так, в пунктах 18, 19, 20, 22 Приложения N 2 к Спецификации установлены требования по длине, ширине, высоте полуприцепа, а также объему бункера (длина полуприцепа - 3550 мм, ширина полуприцепа - 2000 мм, высота полуприцепа - 2500 мм, объем бункера - 2,0 куб.м). Данные характеристики установлены исходя из заявки Общества на участие в аукционе, а также соответствуют характеристикам, указанным в паспортах самоходных машин (габаритные размеры 3550х2000х2500).
При этом, экспертом в заключении от 19.07.2023 N 07/2023-52 установлено следующее:
- ширина полуприцепа составляет 2158 мм - 2174 мм по первому этапу поставки, 2161 мм - 2179 мм по второму и третьему этапам;
- длина полуприцепа составляет 3555 мм - 3580 мм по первому этапу поставки и 3555 мм - 3582 мм по второму и третьему, этапам поставки;
- высота полуприцепа составляет 2380 мм - 2390 мм по первому этапу поставки и 2517 мм - 2536 мм по второму и третьему этапам поставки;
- объем бункера составляет 1,88 м3 по первому этапу поставки и 2.2 м3 по второму и третьему этапу поставки.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что параметры поставленной техники не соответствуют техническим характеристикам товара, указанным в Приложении N 2 к Спецификации, заявке Общества на участие в аукционе и паспортам самоходных машин.
Выводы эксперта в заключении от 19.07.2023 N 07/2023-52 на то, что объем бункера, длина и ширина полуприцепа не выходят за допустимые параметры, указанные в Описании к объекту закупки, сделаны за рамкам поставленного перед экспертом вопроса и не имеют в данном случае правового значения, поскольку поставляемый в рамках Контракта товар должен соответствовать не Описанию объекта закупки, а тем техническим характеристикам, которые указаны в Спецификации к Контракту, составленной исходя из заявки Общества на участие в аукционе.
Ссылки третьего лица на то, что габариты поставляемого товара соответствуют Техническим условиям ООО "Альфа-Техник" 4853-008-67121919-2017 на пескоразбрызгиватель, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Как уже указывалось выше, поставляемый истцом в рамках Контракта товар должен был соответствовать тем характеристикам, которые указаны в Спецификации к Контракту. В данной Спецификации не указано, что поставляемый товар может соответствовать Техническим условиям ООО "Альфа-Техник" 4853-008-67121919-2017 и установленным в них допустимым отклонениям.
С учетом установленного несоответствия поставленного Обществом товара конкретным характеристикам, установленным в Приложении N 2 к Спецификации, вывод эксперта о том, что спорный товар может быть использован по назначению и эксплуатироваться, также не имеют правового значения для разрешения настоящего спора.
Более того, материалами дела, в том числе экспертным заключением от 19.07.2023 N 07/2023-52 подтверждается, что параметры поставленной техники не соответствуют также сведениям, указанным в паспортах самоходных машин на указанную технику, что может послужить препятствием для государственной регистрации данной техники с учетом положений пункта 58 Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 N 1507, и следует из представленного в материалы дела письма Гостехнадзора Санкт-Петербурга от 09.12.2022 N 01-41-1731/22-0-1.
Доводы подателя жалобы, со ссылками на вывод в заключении от 19.07.2023 N 07/2023-52 о том, что выявленные нарушения являются устранимыми, также отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку из материалов дела не следует, что после выявления недостатков товара при приемке по 1 этапу, истцом данные недостатки (по габаритным размерам) были устранены, в том числе при поставке товара по 2 и 3 этапам. Из материалов дела усматривается и установлено экспертом в заключении от 19.07.2023 N 07/2023-52, что при поставке товара по всем трем этапам поставленный товар не соответствовал по ширине, поскольку превышал максимально допустимое значение в 2000 мм и составлял 2158 мм - 2174 мм по первому этапу поставки, 2161 мм - 2179 мм по второму и третьему этапам. Учитывая, что рекламационные акты по 1 этапу Контракта были получены истцом до осуществления поставки по 2 и 3 этапам, что подтверждается письмом от 28.10.2022, то к моменту поставки и приемки товара по второму этапу 17.11.2022 и по третьему этапу 01.12.2022 истец имел возможность устранить нарушения, в том числе по ширине полуприцепа, однако данной возможностью не воспользовался.
Таким образом, исследовав и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, с учетом выводов, изложенных в заключении эксперта от 19.07.2023 N 07/2023-52, суд апелляционной инстанции полагает доказанным факт поставки ответчиком истцу товара, качество которого не соответствует условиям Спецификации к Контракту (пункт 1 статьи 469 ГК РФ).
При этом, в рекламационных актах по всем трем этапам Контракта Заказчик предлагал Поставщику устранить недостатки поставленного товара. Вопреки доводам третьего лица, Заказчик отказаться от приемки товара по всем партиям товара, предусмотренным 1 и 2 этапами Контракта, о чем составлены мотивированные отказы от подписания акта приема-передачи товара от 06.12.2022 N 01-29-8759/22-0-0, N 01-29-8753/22-0-0, N 01-29-8754/22-0-0, N 01-29-8751/22-0-0, N 01-29-8755/22-0- 0, N 01-29-8752/22-0-0, N 01-29-8750/22-0-0, N 01-29-8757/22-0-0, N 01-29-8758/22-0-0, N 01-29-8756/22-0-0, в которых были установлены сроки устранения недостатков поставленного товара (в течении трех дней с даты получения). По результатам приемки товара по 3 этапу рекламационные акты, подписанные представителями Заказчика и Получателей, направлены Поставщику письмом Жилищного комитета от 06.12.2022 N 01-29-8748/22-0-0, а также по электронной почте Поставщика, указанной в разделе 14 Контракта.
Однако по состоянию на 12.12.2022 выявленные в ходе приемки недостатки товара по всем трем этапам устранены не были.
При таких обстоятельствах, поскольку Обществом (Поставщиком) допущено существенное нарушение условий Контракта, выразившееся в поставке товара ненадлежащего качества, а именно с не соответствующего условиям Контракта, которые не были устранены Поставщиком в установленный срок, Жилищным комитетом правомерно в соответствии с пунктами 4.4.7, 11.2 Контракта, статьей 523 ГК РФ и частью 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ принято решение от 13.12.2022 N 01-29-9043/22-0-0 об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Указанное решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено Заказчиком в ЕИС 13.12.2022.
Истцом не представлены в материалы дела доказательства устранения в установленный частью 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ срок нарушений Контракта, которые послужили основанием для принятия ответчиком решения от 13.12.2022 N01-29-9043/22-0-0 об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Доводы подателя жалобы о том, что после принятия решения от 13.12.2022 N 01-29-9043/22-0-0 об одностороннем отказе от исполнения Контракта ответчик продолжил приемку товара, тем самым своими конклюдентными действиями подтвердил действие Контракта, ввиду чего в силу пункта 5 статьи 450.1 ГК РФ утратил право на односторонний отказ от его исполнения, отклоняются судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Пунктом 5 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, если при наличии оснований для отказа от договора (исполнения договора) сторона, имеющая право на такой отказ, подтверждает действие договора, в том числе путем принятия от другой стороны предложенного последней исполнения обязательства, последующий отказ по тем же основаниям не допускается.
В силу части 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
В рассматриваемом случае, приступая к приемке товара, поставленного по транспортной накладной от 14.12.2022 N 7356, Заказчик действовал в рамках статьи 95 Закона N 44-ФЗ, предусматривающей право Поставщика устранить в течение десятидневного срока нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При этом, как усматривается из материалов дела, по результатам произведенной 20.12.2020 приемки допоставленного товара Заказчиком были составлены рекламационные акты от 20.12.2020, в которых указано на выявленные недостатки товара, в связи с чем товар не был принят Заказчиком.
Таким образом, из материалов дела не усматривается, что после принятия решения от 13.12.2022 N 01-29-9043/22-0-0 об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком осуществлена приемка от Поставщика предложенного им исполнения обязательства (поставленного товара), в связи с чем оснований для применения положений пункта 5 статьи 450.1 ГК РФ не имеется.
Учитывая изложенное, оснований для признания недействительным решения Жилищного комитета от 13.12.2022 N 01-29-9043/22-0-0 об одностороннем отказе от исполнения Контракта не имеется, в связи с чем отсутствуют основания также для удовлетворения исковых требований Общества в части взыскания с Жилищного комитета задолженности за товар в размере 98 897 400 руб., а также пени за нарушение срока оплаты задолженности.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований ООО "Грантэк XX1" в полном объеме.
Судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства, нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем правовых оснований для отмены решения суда от 27.10.2023 и удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Грантэк XX1" не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3000 руб. подлежат оставлению на истце.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 октября 2023 года по делу N А56-2056/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Грантэк XX1" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-2056/2023
Истец: ООО "ГРАНТЭК XX1"
Ответчик: ЖИЛИЩНЫЙ КОМИТЕТ
Третье лицо: АНО "Центр судебной экспертизы "Петроэксперт", ООО "АЛЬФА-ТЕХНИК", ООО "Центр судебной экспертизы", ООО "Экспертно-исследовательский центр", Федеральное бюджетное учреждение Северо-Западный региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации, Фонд "Сертификация коммунальных машин", ЧЭУ "ГОРОДСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ"