г. Москва |
|
07 марта 2024 г. |
Дело N А40-122842/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 марта 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Порывкина П.А.,
судей: Новиковой Е.М., Фриева А.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Саидмурадовым А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "БИЙСКИЙ ВАГОНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД "НОВОТРАНС" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.11.2023 по делу N А40-122842/23,
по иску АО "ПГК" к ООО "БВРП "НОВОТРАНС" о взыскании 1 134 926,54 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Смирнова Л.А. по доверенности от 04.12.2023;
от ответчика: не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "ПГК" (далее - заказчик, истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковыми требованиями о взыскании 1 134 926,54 руб. с Общества с ограниченной ответственностью "БВРП "НОВОТРАНС" (далее - подрядчик, ответчик).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.11.2023 требования удовлетворены в полном объёме.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы 15.11.2023 ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
По мнению заявителя судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значения для дела; нарушены или неправильны применены нормы процессуального права; суд при принятии оспариваемого решения отнесся формально к изучению фактических обстоятельств дела, не выяснил обстоятельства дела, имеющие существенное значение (не проверил арифметический расчет исковых требований), нарушил процессуально установленный регламент осуществления судопроизводства (не перешел к стадии изучения исследования доказательств по делу и судебных прений).
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Поскольку апелляционная жалоба подана без пропуска срока на обжалование, лица, участвующие в деле, которые были извещены надлежащим образом в суде первой инстанции, признаются извещенными в суде апелляционной инстанции.
16.01.2024 от истца поступил отзыв на жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела.
26.01.2024 от истца поступило ходатайство о частичном отказе от иска.
В судебном заседании истец поддержал заявленное ходатайство, озвучил свою позицию.
В соответствии со статьями 123 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие заявителя жалобы, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом по правилам, предусмотренным главой 34 АПК РФ.
Как усматривается из материалов дела, между Акционерным обществом "Первая Грузовая Компания" (ОГРН 1137746982856, далее - АО "ПГК", Заказчик, Истец) и Обществом с ограниченной ответственностью "Бийское вагоноремонтное предприятие "Новотранс" (ОГРН 1122204001171, далее - ООО "БВРП "Новотранс", Подрядчик, Ответчик) заключен договор N АО-ДД/В-70/15 от 07.05.2015 (далее - Договор 1) и договор N ПАО-ДД/В-635/20 от 28.12.2020 (далее - Договор 2), в соответствии с которыми Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательство выполнить работы по капитальному и деповскому ремонту грузовых вагонов, принадлежащих Заказчику на праве собственности, аренды или ином законном основании.
Согласно пункту 5.1.1. Договоров 1, 2 Подрядчик обязуется произвести ремонт грузовых вагонов в соответствии с требованиями руководящих документов "Руководство по капитальному ремонту грузовых вагонов" и "Грузовые вагоны железных дорог колеи 1520 мм, Руководство по деповскому ремонту", утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, "Руководящий документ по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм.)", утвержденного Советом по железнодорожному транспорту государств-участников
В соответствии с пунктом 6.2. Договоров 1, 2 гарантийный срок на выполненные работы по деповскому и капитальному ремонту грузовых вагонов устанавливается до проведения следующего планового вида ремонта, но не позднее сроков, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества и Положении о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в международном сообщении, при условии соблюдения правил эксплуатации и требований по обеспечению сохранности грузовых вагонов при производстве погрузочно-разгрузочных работ.
Гарантийный срок на выполненные Подрядчиком работы по ремонту колесных пар устанавливаются в соответствии с Руководящим документом по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм.), утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества.
Гарантийный срок на установленные при ремонте новые узлы и детали, собственности Подрядчика, находящихся на гарантийной ответственности заводов-изготовителей, устанавливается до окончания гарантийного срока, установленного заводом-изготовителем.
Гарантийный срок на установленные при ремонте бывшие в употреблении литые детали тележки, собственности Подрядчика, устанавливается на срок до оформления ВУ-36-М, при проведении следующего планового ремонта грузового вагона.
Согласно пункту 6.3. Договоров 1, 2 если в течение гарантийного срока обнаружены технологические дефекты, возникшие в процессе эксплуатации грузовых вагонов вследствие некачественно выполненного ремонта (дефекты), грузовые вагоны направляются для устранения выявленных дефектов в вагоноремонтные предприятия, определяемые Заказчиком самостоятельно.
Согласно Договору 1 в соответствии с пунктом 6.3.1. Договора 1 расходы по устранению дефекта, возникшего в течение гарантийного срока, оплачивает Заказчик.
В соответствии с пунктом 6.3.2. Договора 1 расходы, понесенные Заказчиком за выполненные работы по устранению дефектов (в том числе тариф за передислокацию вагона от места отцепки до места проведения ремонта и обратно до станции отцепки, составлению рекламационных документов, контрольно-регламентным работам, а также неустойке, указанной в пункте 6.6. Договор), возникших в течение гарантийного срока из-за некачественно выполненных работ, Заказчик в претензионном порядке предъявляет Подрядчику, производившему плановый ремонт, при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 6.2. Договора.
Согласно пункту 6.3.4. Договора 1 Подрядчик, в срок не более 30 (тридцати) календарных дней, от даты предъявления претензии возмещает Заказчику ущерб в размере понесенных расходов, связанных с устранением дефектов, и рассчитанный в соответствии с пунктом 6.3.1. Договора.
На основании пункта 7.2. Договора 1 Подрядчик несет ответственность за ненадлежащее качество выполненных работ по ремонту грузовых вагонов независимо от их приемки Заказчиком.
Согласно Договору 2 стороны осуществляют рекламационно-претензионную работу в соответствии с Регламентом расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы, утвержденного НП "ОПЖТ" 18.03.2020, или иным документом, принятым вместо него.
В соответствии с пунктом 6.3.1. Договора 2 расходы по устранению дефекта, возникшего в течение гарантийного срока, оплачивает Заказчик.
Расходы Заказчика, возникшие при проведении ТР-2 по причине отцепки вагона, определяются согласно расчетно-дефектной ведомости или иного документа на проведение ремонта вагона, а также с учетом дополнительных расходов в том числе, тарифа за передислокацию вагона от места отцепки до места проведения ремонта и обратно до станции отцепки, сбора за подачу-уборку грузового вагона в(из) ремонт(а), составлению рекламационных документов, контрольно-регламентным работам, а также неустойки, указанной в пункте 6.6. Договора.
В соответствии с пунктом 6.3.2. Договора 2 расходы, понесенные Заказчиком за выполненные работы по устранению дефектов (в том числе тариф за передислокацию вагона от места отцепки до места проведения ремонта и обратно до станции отцепки, составлению рекламационных документов, контрольно-регламентным работам, а также неустойке, указанной в пункте 6.6. Договор), возникших в течение гарантийного срока из-за некачественно выполненных работ, Заказчик в претензионном порядке предъявляет Подрядчику, производившему плановый ремонт, при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 6.2. Договора.
В случае устранения дефектов по фиксированной стоимости в вагоноремонтных предприятиях, определенных Заказчиком, возникших в результате некачественно выполненных работ (в течение гарантийного срока), Подрядчик обязуется возместить понесенные расходы в полном объеме на основании акта о выполненных работах, подписанного Заказчиком и соответствующим вагоноремонтным предприятием, устранившим неисправности, и выставленного счета.
Согласно пункту 6.3.3 Договора 2 документами, необходимыми и достаточными для предъявления претензии, являются: акт-рекламация формы ВУ-41-М, акт о выполненных работах (оказанных услугах); калькуляция или расчётно-дефектная ведомость на выполнение работ по текущему отцепочному ремонту грузового вагона; счет-фактура на оплату выполненных работ (оказанных услуг); платежное поручение об оплате выполненных работ (оказанных услуг). документы, подтверждающие стоимость тарифа за передислокацию вагона.
В случае не составления акта-рекламации формы ВУ-41-М, документами, необходимыми и достаточными для предъявления претензии, являются: акт формы ВУ23, справки формы 2612, копии документов, подтверждающие оплату выполненных работ по устранению неисправности.
Согласно пункту 6.3.4. Договора 2 Подрядчик, в срок не более 30 (тридцати) календарных дней, от даты предъявления претензии возмещает Заказчику ущерб в размере понесенных расходов, связанных с устранением дефектов, и рассчитанный в соответствии с пунктом 6.3.1. Договора.
Согласно пункту 6.3.5 Договора 2 убытки, понесённые Заказчиком, по оплате за выполненные работы по устранению неисправностей (коды неисправностей 112, 113, 114, 115, 118, 120, 121, 122, 130, 134, 154, 158, 160, 203, 205, 207, 214, 215, 216, 217, 218, 225, 226, 227, 228, 231, 234, 236, 237, 238, 239, 240, 250, 303, 304, 310, 320, 340, 343, 345, 347, 348, 350, 352, 385, 401, 402, 403, 404, 405, 406, 407, 408, 410, 413, 414, 441, 442, 444, 448, 449, 450, 451, 453, 502, 503, 504, 509, 537, 540, 544, 547, 549, 552, 564, 565, 567, 576, 601, 603, 604, 605, 606, 607, 609, 610, 611, 612, 613, 614, 615, 621, 625, 801, 802, 821, 822, 830, 849, 901, 910) в соответствии с классификатором "Основные неисправности грузовых вагонов (К ЖА 2005 04)"), а также по оплате тарифа за передислокацию вагона от места отцепки до места проведения ремонта и обратно до станции отцепки, сбора за подачу-уборку грузового вагона в(из) ремонт(а), контрольно-регламентных работ, неустойку, указанную в пункте 6.6. Договора, возникших в течение гарантийного срока, Заказчик предъявляет Подрядчику, производившему плановый ремонт грузового вагона/отказавшего узла, путем направления претензии без применения положений и условий, предусмотренных Регламентом расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы, утвержденного НП "ОПЖТ" 18.03.2020, или иного документа, принятого вместо него, с приложением копий следующих документов: акт о выполненных работах (оказанных услугах); калькуляция или расчётно-дефектная ведомость на выполнение работ по текущему отцепочному ремонту грузового вагона; счет-фактура на оплату выполненных работ услуг); документы, подтверждающие стоимость тарифа за передислокацию вагона.
Убытки, понесенные Заказчиком, указанные в настоящем пункте Договора, возмещаются Подрядчиком безоговорочно в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты получения претензии.
В случае неоплаты претензии в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты получения претензии, Подрядчик выплачивает Заказчику дополнительно к сумме претензии пени в размере 0,03% от суммы претензии за каждый календарный день просрочки оплаты.
На основании пункта 6.6 Договора 2 Подрядчик обязуется возместить Заказчику все убытки, возникшие вследствие некачественного проведения Подрядчиком работ, предусмотренных Договором, при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 6.2. Договора, включая оплату провозных платежей за доставку грузовых вагонов в ремонт и из ремонта до станции назначения (размер возмещаемого тарифа от места ремонта до следующей станции назначения возмещается по фактическим затратам и не может превышать стоимость тарифа за передислокацию грузового вагона до места ремонта), а также неустойку в размере доходной ставки за один Вагон в сутки, опубликованной в ежемесячном отчете издания "Промышленные грузы" (https://promgruz.com/) за календарный день за период, в течение которого Заказчик не имел возможности использовать грузовой вагон по назначению, но не более 3,25 (трех целых двадцать пять сотых) суток непосредственного нахождения грузового вагона в ремонте (указанный срок не применяется в отношении убытков, возникших при устранении дефектов на территории государств-участников СНГ, Литовской Республики, Латвийской Республики, Эстонской Республики).
Неустойка рассчитывается на каждый грузовой вагон, отремонтированный плановыми видами ремонта по Договору, от даты оформления уведомления формы ВУ-23 до даты ВУ-36.
На основании пункта 7.2. Договора 2 Подрядчик несет ответственность за ненадлежащее качество выполненных работ по ремонту грузовых вагонов независимо от их приемки Заказчиком.
В соответствии с пунктом 7.8. Договора 2, в случае обнаружения Заказчиком грузового вагона, прошедшего деповской или капитальный ремонт по Договору, с колёсной парой с толщиной гребня 28 мм и менее, пробег которого менее 10 000 км после проведения ремонта, Подрядчик оплачивает неустойку в размере 1 000 рублей за каждую колёсную пару.
В период действия указанных договоров Ответчиком был выполнен деповской/капитальный ремонт грузовых вагонов (ремонт колесных пар), указанных в расчете исковых требований, что подтверждается актами выполненных работ, приложенными к материалам дела.
Ответчик, выполнив плановый ремонт (деповской, капитальный) грузовых вагонов, а также ремонт колесных пар, согласно договорам, предоставляет Истцу гарантию на проведенные работы и на исправную работу вагона в целом до следующего планового вида ремонта.
Однако в течение гарантийного срока указанные вагоны были отцеплены в текущий ремонт по технологическим неисправностям, коды отцепок указаны в расчете исковых требований.
По факту обнаружения неисправностей вагонов были составлены акты-рекламации формы ВУ-41-М, поименованные в расчете исковых требований.
Согласно информации, содержащейся в актах-рекламациях, виновными в возникновении технологических неисправностей признан Ответчик ООО "БВРП Новотранс".
Ненадлежащее выполнение Ответчиком требований Руководящих документов "Грузовые вагоны железных дорог колеи 1520 мм. Руководство по деповскому ремонту", "Ремонта тележек грузовых вагонов РД 32 ЦВ 052-2009" привело к возникновению неисправности в гарантийный период.
С учётом изложенного истец обратился в суд с иском.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, отзыв, заслушав позицию истца, Девятый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о принятии отказа от иска в части и об отмене решения суда исходя из следующего.
26.01.2024 от истца поступило ходатайство о частичном отказе от иска в порядке части 2 статьи 49 АПК РФ, истец отказывается от иска к ООО "БВСЗ "Новотранс" в части взыскания 47 661,61 руб.
Истец просит принять отказ от иска в указанной части, поскольку была допущена арифметическая ошибка.
Просит взыскать с ООО "БВСЗ "Новотранс" в пользу АО "Первая Грузовая Компания" расходы в размере 1 087 264,93 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 23 873,00 руб.
Возвратить Истцу АО "ПГК" государственную пошлину из бюджета в размере 476,00 руб.
Последствия частичного отказа от иска, предусмотренные статьёй 151 АПК РФ, истцу понятны.
В соответствии с частью 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ).
В силу части 5 статьи 49 АПК РФ арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Исходя из указанных норм права, суд апелляционной инстанции полагает, что заявление истца об отказе от иска подано уполномоченным лицом, отказ от иска не противоречит закону и не нарушает права заинтересованных лиц.
Учитывая изложенное, частичный отказ АО "ПГК" от исковых требований подлежит принятию судом апелляционной инстанции.
На основании статьи 110 АПК РФ истцу подлежит возврату из федерального бюджета госпошлина на отказную часть цены иска.
Руководствуясь ст. ст. 49, 150, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Принять отказ АО "ПГК" от иска в части взыскания с ООО "БИЙСКИЙ ВАГОНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД "НОВОТРАНС" 47 661 руб. 61 коп.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 15.11.2023 по делу N А40-122842/23 в указанной части отменить, производство по делу прекратить.
В остальной части решение суда оставить без изменения, изложив его резолютивную часть в следующей редакции: Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "БВСЗ "Новотранс" (ОГРН 1122204001171, ИНН 2204058387) в пользу Акционерного общества "Первая Грузовая Компания" (ОГРН 1137746982856, ИНН 7725806898) долг в размере 1 087 264,93 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 23 873,00 рублей.
Апелляционную жалобу ООО "БИЙСКИЙ ВАГОНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД "НОВОТРАНС" оставить без удовлетворения.
Возвратить АО "ПГК" из федерального бюджета 50% государственной пошлины, уплаченной платёжным поручением N 26150 от 16.06.2023 на отказную часть цены иска в размере 238,00 рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
П.А. Порывкин |
Судьи |
Е.М. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-122842/2023
Истец: АО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ООО "БИЙСКИЙ ВАГОНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД "НОВОТРАНС"