г.Москва |
|
07 марта 2024 г. |
Дело N А40-55022/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 марта 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Яремчук Л.А.,
Судей: Лялиной Т.А., Проценко А.И.,
при ведении протокол а судебного заседания секретарем Ногеровой М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Минобороны России, ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.08.2023 по делу N А40-55022/23,
принятое судьей Лихачевой О.В. (14-431)
по иску ООО "ТеплоЭнергоСервис" (ИНН 7715821801)
к ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России (ОГРН 1037700255284),
Минобороны России (ОГРН 1037700255284)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: Иванченко А.В. по доверенности от 14.09.2023,
от ответчика 1: Мизяк Б.Е. по доверенности от 30.11.2023,
от ответчика 2: Мизяк Б.Е. по доверенности от 10.10.2022,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТеплоЭнергоСервис" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, а в случае недостаточности денежных средств с Министерства обороны Российской Федерации (ИНН: 7704252261) за счет казны Российской Федерации, задолженности по плате за коммунальные услуги (отопление) в отношении 230 квартир, расположенных в жилых домах N N 1, 2, 3 к. 2, 5, 6 по ул. Связистов и Советский проспект NN 98, 100 в с. Немчиновка Одинцовского района, Московской области за период с ноября 2019 г. по декабрь 2022 г. включительно в размере 2 359 952 руб. 46 коп..
Решением суда от 14.08.2023 исковые требования ООО "ТеплоЭнергоСервис" удовлетворены.
Минобороны России и ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России не согласились с решением суда первой инстанции, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, указав на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела; ссылается на заявление в отзыве на исковое заявление о пропуске срока исковой давности по заявленному требованию.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "ТеплоЭнергоСервис" является ресурсоснабжающей организацией по поставке коммунальных ресурсов (отопления, горячего водоснабжения, холодное водоснабжения, водоотведения, в жилые дома N N 1, 2, 3 корп. 2, 5, 6, 9, по ул. Связистов и Советский проспект, дома NN 98, 100 в с.Немчиновка Одинцовского района. Московской области, что подтверждается: Свидетельством о государственной регистрации АО 1-12334 в государственном реестре опасных производственных объектов от 12.01.2018, лицензией NВх-01-007618 от 5.11.2014 на осуществление эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов i, ii, iii классов опасности с перечнем опасных производственных объектов, схемой подключения систем: отопления горячего, холодного водоснабжения и водоотведения. выписками с сайта ГИС ЖКХ о размещении информации.
С 01.07.2019 года в порядке ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации поставка коммунальных ресурсов в вышеуказанные дома производится ООО "Теплоэнергосервис" по прямым договорам.
В обоснование исковых требований истец ссылается на поставку коммунальных ресурсов в переданные ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России на праве оперативного управления квартир по вышеуказанным адресам в период с ноября 2019 года по декабрь 2022 года в общей сумме 2 359 952 руб. 46 коп..
Из произведенного истцом расчета за период с ноября 2019 года по июнь 2020 года следует, что задолженность составляет 1 581 263 руб. 24 коп.. (л.д.67-70, том 5).
Из произведенного истцом расчета за период с июля 2020 года по июнь 2021 года следует, что задолженность составляет 518 369 руб. 76 коп.. (л.д.74, том 5).
При этом в данных расчетах учтены даты передачи спорных квартир в собственность физических лиц. Задолженность начислена до момента передачи квартир физическим лицам на праве собственности в соответствии с представленными в материалы дела выписками из ЕГРН.
В силу ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, взнос на капитальный ремонт, плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии со ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
В соответствии с пунктом 28 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме) (далее - Правила N 491) собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения:
а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений;
б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В п. 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019) отмечено, что ст. 296, 298 Кодекса, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Согласно п. 4 Порядка закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3, эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
С учетом определения Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 по делу N 304-ЭС15-6285 суд считает, что обладатель права оперативного управления с момента его возникновения обязан нести расходы на содержание общего имущества.
В соответствии с подпунктом 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 года N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами.
ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны России является структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества. Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации является казенным учреждением.
Согласно подпункту 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главный распорядитель бюджетных средств, в частности, отвечает от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны России представило в материалы дела отзыв на исковое заявление, в котором ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны России указало на пропуска срока исковой давности по части заявленных требований (том 5, л.д.106).
Согласно пункту 1 статьи 196 ГК РФ, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.
На момент подачи искового заявления - 15.03.2023 (согласно штампу на конверте), с учетом момента наступления срока оплаты коммунальных расходов, срок исковой давности по требованию о взыскании задолженности за период с ноября 2019 по февраль 2020 года истек, что в соответствии с п.2 ст.199 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований в данной части.
В связи с чем из расчета задолженности подлежит исключению период с ноября 2019 по февраль 2020 года.
Таким образом, за вычетом периода пропуска срока исковой давности с ответчика подлежит взысканию задолженность в сумме 982 974 руб. 76 коп., что составляет сумму задолженностей за период с марта 2020 по июнь 2020 года в сумме 464 605 руб. 09 коп., за период с июля 2020 года по июнь 2021 года в сумме 518 369 руб. 76 коп..
Поскольку ответчиком не представлено доказательств оплаты задолженности за потребленные коммунальные ресурсы, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность в сумме 982 974 (девятьсот восемьдесят две тысячи девятьсот семьдесят четыре)руб. 85 коп..
В связи с изложенными обстоятельствами суд апелляционной инстанции считает необходимым изменить обжалуемое решение суда.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.08.2023 по делу N А40-55022/23 изменить.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН: 7715033007), а в случае недостаточности денежных средств с Министерства обороны Российской Федерации (ИНН: 7704252261) за счет казны Российской Федерации, в пользу Общества с ограниченной ответственностью "ТеплоЭнергоСервис" (ОГРН 1107746602754) задолженность в сумме 982 974 (девятьсот восемьдесят две тысячи девятьсот семьдесят четыре)руб. 85 коп., расходы по оплате государственной пошлины по иску в сумме 14 495 (четырнадцать тысяч четыреста девяносто пять) руб., в удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А. Яремчук |
Судьи |
Т.А. Лялина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-55022/2023
Истец: ООО "ТЕПЛОЭНЕРГОСЕРВИС"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ