г. Москва |
|
27 июня 2023 г. |
Дело N А41-2800/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего-судьи Иевлева П.А.,
судей Немчиновой М.А., Стрелковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Жидок Д.Ю.,
при участии в заседании:
от истца по делу - МП "Лотошинское ЖКХ" - Ефимова А.В. по доверенности от 09.01.2023, диплом о высшем юридическом образовании; (онлайн);
от ответчика по делу - АО "МОСОБЛГАЗ" "Северо-Запад" - Титова А.В. по доверенности от 19.01.2023, диплом о высшем юридическом образовании;
от третьего лица по делу - Комитета по управлению имуществом Администрации г.о. Лотошино МО - Волкова И.В. по доверенности от 30.01.2023, диплом о высшем юридическом образовании;
от третьего лица по делу - ООО "ЮНИКОН" - извещено, представитель не явился;
от третьего лица по делу - ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ МОСКВА" - извещено, представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МП "Лотошинское ЖКХ" на решение Арбитражного суда Московской области от 07 апреля 2023 года по делу N А41-2800/23 по иску МП "Лотошинское ЖКХ" к АО "МОСОБЛГАЗ" "Северо-Запад" об обязании, третьи лица: Комитет по управлению имуществом Администрации г.о. Лотошино МО, ООО "ЮНИКОН", ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ МОСКВА",
УСТАНОВИЛ:
МП "Лотошинское ЖКХ" (истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к АО "МОСОБЛГАЗ" филиал "Северо-Запад" (ответчик) об обязании приостановить внутриквартирную подачу газа гражданам, у которых отсутствует договор на техническое обслуживание и ремонт внутриквартирного газового оборудования, в соответствии с действующим законодательством.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 апреля 2023 года ы удовлетворении исковых требований отказано.
МП "Лотошинское ЖКХ" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой вместе с ходатайством о восстановлении срока на обжалование судебного акта, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Судебное заседание проведено в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствии представителей ООО "ЮНИКОН", ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ МОСКВА", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
В судебном заседании представители МП "Лотошинское ЖКХ", Комитета по управлению имуществом Администрации г.о. Лотошино МО в своих выступлениях поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель АО "МОСОБЛГАЗ" "Северо-Запад" в своем выступлении возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец является единственной ресурсоснабжающей организацией на территории городского округа Лотошино Московской области.
Между сторонами заключен государственный контракт N 20-1379-20/22 от 22.02.2022.
Истец обращался в адрес ответчика с просьбой приостановить внутриквартирную подачу газа гражданам, у которых отсутствует договор технического обслуживания и ремонта внутриквартирного газового оборудования.
В ответ на обращение ответчик проинформировал о готовности произвести отключение абонентов от системы газоснабжения после предоставления списка абонентов, у которых отсутствуют договоры о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования.
На момент подачи искового заявления абоненты от системы газоснабжения не отключены.
По состоянию на 20 декабря 2022 года отсутствуют заключенные договоры на техническое обслуживание и ремонт внутриквартирного газового оборудования по 699 лицевым счетам.
По утверждение истца, отсутствие договоров на техническое обслуживание оборудования, может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, угрозе жизни и здоровья граждан.
Поскольку переписка сторон не привела к положительному результату, истец обратился к ответчику с исковым заявлением об обязании приостановить внутриквартирную подачу газа гражданам, у которых отсутствует договор на техническое обслуживание и ремонт внутриквартирного газового оборудования, в соответствии с действующим законодательством.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал их необоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обоснованность выводов суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении требований МП "Лотошинское ЖКХ" суд правомерно руководствовался следующими обстоятельствами.
Между сторонами заключен государственный контракт от 22.02.2022 N 20-1379-20/22 на оказание услуг по транспортировке газа.
В соответствии с п. 2.1. Договора ГРО обязуется оказать услуги по транспортировке природного газа от ГРС (ГГРП), указанных в Приложении N 1 к Договору, до отключающих (-его) устройств (-а) на вводном газопроводе Потребителя, а Потребитель - оплачивать оказанные ГРО услуги по транспортировке природного газа, соблюдать предусмотренный Договором режим его получения, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении объектов газового хозяйства и исправность газоиспользующего оборудования и узла учета газа.
Таким образом, зона ответственности ГРО согласно данному контракту определена до отключающих (-его) устройств (-а) на вводном газопроводе МП "ЛОТОШИНСКОЕ ЖИЛИЩНОКОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО".
Предметом же требований Истца являются газопроводы МКД, проложенные после запорной арматуры (крана), расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, до бытового газоиспользующего оборудования, размещенного внутри помещения, бытовое газоиспользующее оборудование и технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила 354), Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 г. N 549 (далее - Правила 549), Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" (далее - Правила 410), установлена обязанность потребителя обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования посредством заключения договора о его техническом обслуживании и ремонте со специализированной организацией, соответствующей требованиям, установленным Правилами 410.
Истец в требованиях ссылается на положения пп. "б" п. 80 Правил 410, в соответствии с которыми, Исполнитель вправе приостановить подачу газа с предварительным письменным уведомлением заказчика в следующих случаях: отсутствие договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
В соответствии с п. 6 Правил 410 работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем.
В соответствии с п. 2 Правил 410 "исполнитель" - специализированная организация, которая на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, являющегося комплексным договором, содержащим элементы договора подряда и возмездного оказания услуг, приняла на себя обязательства по выполнению работ (оказанию услуг), предусмотренных договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
У МП "ЛОТОШИНСКОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО", равно как и у собственников газоиспользующего оборудования, указанных в списке Истца на отключение, отсутствуют договоры о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенные с АО "Мособлгаз".
Как верно указал суд первой инстанции, АО "Мособлгаз" не является Исполнителем, на которого распространяется требование о приостановлении подачи газа, предусмотренное пп. Б п. 80 Правил 410, на котором основывает требование Истец.
В соответствии с п. 83 Правил 410 приостановление подачи газа при наличии факторов, предусмотренных пунктом 77 настоящих Правил, и в случаях, указанных в пунктах 78 и 80 настоящих Правил, осуществляется исходя из принципа минимизации ущерба физическим и юридическим лицам.
Правилами 410 предусмотрен административный порядок взаимодействия с собственниками ВКГО.
В соответствии с п. 81 Правил 410 до приостановления подачи газа в соответствии с пунктом 80 настоящих Правил исполнитель обязан направить заказчику 2 уведомления о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах. Приостановление подачи газа осуществляется не ранее чем через 40 дней после направления 1-го уведомления и не ранее чем через 20 дней после направления 2-го уведомления.
Доказательств уведомления собственников ВКГО о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах, а также обеспечение допуска для проведения работ по приостановлению подачи газа Истцом не представлено.
В соответствии, с Положением о главном управлении Московской области, утвержденным Постановлением Правительства МО от 02.07.2013 N 485/27, Госжилинспекция Московской области осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, другими центральными и территориальными исполнительными органами государственной власти Московской области, государственными органами Московской области (далее - органы государственной власти Московской области), органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее - органы местного самоуправления), организациями независимо от формы собственности и организационно-правовой формы.
Согласно п. 12.2. Положения, Госжилинспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор за соблюдением требований к соблюдению положений Правил 410.
Более того, приостановление подачи газа является крайней мерой, поскольку абонент будет вынужден дополнительно оплачивать расходы по отключению и восстановлению подачи газа, что приведет к социальной напряженности.
Приостановление подачи газа в квартирах многоквартирных домов не всегда возможно технически и в случае попытки абонента самовольно возобновить подачу газа может привести к угрозе его жизни и жизни иных лиц.
Истцом не приведено доказательств того, что по адресам, указанным им в перечне на отключение, отсутствуют договоры со специализированными организациями на ТО ВКГО.
Кроме того, удовлетворение данного требования фактически невозможно без участия в качестве ответчиков всех физических лиц - собственников помещений в многоквартирных домах.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07.04.2023 по делу N А41-2800/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-2800/2023
Истец: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЛОТОШИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МП "Лотошинское ЖКХ"
Ответчик: АО "МОСОБЛГАЗ" "Северо-Запад"
Третье лицо: ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ МОСКВА", ООО "ЮНИКОН"