г. Владимир |
|
23 июня 2023 г. |
Дело N А79-5633/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.06.2023.
Текст постановления изготовлен в полном объеме 23.06.2023.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новиковой Л.П.,
судей Насоновой Н.А., Назаровой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вареник Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального бюджетного учреждения "Управление капитального строительства и реконструкции" города Чебоксары Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28.03.2023 по делу N А79-5633/2022
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "СМУ-115" (ОГРН 1152130000131, ИНН 2130148474)
к муниципальному бюджетному учреждению "Управление капитального строительства и реконструкции" города Чебоксары Чувашской Республики (ОГРН 1162130061543, ИНН 2130175037)
о взыскании 22 710 674 руб. 31 коп.,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Научно-проектная организация "Бюро информационного моделирования объектов капитального строительства", (ОГРН 1192130003757, ИНН 2130209303),
при участии: от истца - общества с ограниченной ответственностью "СМУ-115" - Игнатьевой Е.А. по доверенности (диплом, паспорт), специалиста Кошелькова Н.А. по доверенности (паспорт); иные участвующие в деле лица явку полномочных представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СМУ-115" (далее - истец, ООО "СМУ-115", подрядчик) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с исковым заявлением к муниципальному бюджетному учреждению "Управление капитального строительства и реконструкции" города Чебоксары Чувашской Республики (далее - ответчик, учреждение, заказчик) о взыскании 22 324 461 руб. долга (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 28.03.2023 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии иск удовлетворил частично: взыскал с муниципального бюджетного учреждения "Управление капитального строительства и реконструкции" города Чебоксары Чувашской Республики в пользу общества с ограниченной ответственностью "СМУ-115" 22 324 461 руб. 13 коп. долга, 134 622 руб. возмещения расходов по государственной пошлине. В части требований о взыскании 386 213 руб. 18 коп. неустойки и 300 000 руб. штрафа принял отказ от иска. Производство по делу прекратил. Возвратил обществу с ограниченной ответственностью "СМУ-115" из федерального бюджета 2402 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 01.06.2022 N 1457.
Не согласившись с судебным актом, ответчик обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ответчик указал, что из буквального толкования действующего законодательства следует, что изменение цены, как существенного условия договора, возможно только по предложению заказчика. Действующее законодательство подтверждает возможность обнаружения дополнительных работ, но при этом закреплен довольно жесткий порядок и условия их проведения: подрядчик должен уведомить заказчика об обнаружении дополнительных работ, согласовать вопросы, связанные с выполнением этих работ и увеличением сметной стоимости. Действующее законодательство прямо регламентирует подрядчика на необходимость согласования дополнительных видов работ
Указывает, что такое согласование отсутствует.
В соответствии с дополнительным соглашением N 11 от 25.03.2022 к контракту цена составляет 126 902 794 руб. 10 коп. Акты выполненных работ на указанную сумму были приняты учреждением. Объект введен в эксплуатацию. Оснований для принятия иных актов выполненных работ не имеется. Ссылается на письмо о несогласии с подписанием актов.
Не согласен с тем, что действия ответчика по удержанию неустойки необоснованны.
По мнению заявителя, судом первой инстанции при вынесении решения не учтено, что согласно пункту 4 Правил списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, утв. постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783, сторонам контракта необходимо осуществить сверку расчетов по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (штрафов, пеней).
Сверка расчетов не произведена, судом при вынесении решения оценка данному факту не дана.
Действующее законодательство устанавливает обязанность списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек, в рассматриваемом деле же фактически учреждением уже удержана неустойка в соответствии с пунктом 7.4 контракта.
Более того, судом при вынесении решения не дана оценка доводу ответчика о том, что до подачи искового заявления в суд подрядчиком в адрес учреждения не представлялись документы в обоснование необходимости списания начисленной неустойки, а именно: акт сверки взаимных расчетов, акты приемки, т.е. не предоставлялись обоснования для возможности в соответствии с правилами списания неустоек заказчику принятия решения комиссии об обоснованном списании начисленной неустойки.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу пояснил следующее.
ООО "СМУ-115" является строительной, а не проектной организацией, проверить соответствие проектной документации нормативным требованиям ООО "СМУ-115" не имело возможности.
Заключив 30.11.2020 контракт, ООО "СМУ-115" незамедлительно приступило к выполнению работ.
01.12.2020 были составлены: акт освидетельствования геодезической разбивочной основы объекта капитального строительства N 1; акт разбивки осей объекта капитального строительства на местности N 2; акт отступа от красных линий N 3.
15.12.2020 администрация города Чебоксары выдала уведомление N 209 об отказе в выдаче разрешения на строительство "Детский сад на 110 мест в 14 мкр. В НЮР г. Чебоксары". В качестве оснований для отказа было указано на то, что: проектная документация не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка; отсутствуют документы, предусмотренные частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.
16.12.2020 ООО "СМУ-115" обратилось в МБУ "Управление капитального строительства и реконструкции" г. Чебоксары с письмом N 1168 в котором указывалось, что проектная документация не соответствует нормативным требованиям; а также отсутствует рабочая документация (письмо вручено 17.12.2020).
18.12.2020 ответчик письмом N 2882 уведомило ООО "СМУ-115" о том, что в ООО "Спутник Безопасности" направлены уведомления об устранении замечаний администрации г. Чебоксары, а также об устранении недостатков рабочей документации.
В период с даты заключения контракта от 30.11.2020 и до апреля 2021 года ООО "СМУ-115" неоднократно обращалось к ответчику с письмами, в которых указывало, что проектная документация имеет существенные недостатки и требуются корректировки, уточнения и дополнения.
Муниципальное бюджетное учреждение "Управление капитального строительства и реконструкции" города Чебоксары Чувашской Республики в направленных в адрес ООО "СМУ-115" письмах подтверждало, что заключены договоры на экспертное сопровождение по объекту, что учреждение обращалось в ООО "Спутник безопасности", ООО "НПО "Проектор", затем в ООО "НПО "Бимокс", с целью рассмотрения и принятия проектного решения для проведения необходимой доработки и корректировки проектно - сметной документации, что выделяются денежные средства на необходимую доработку и корректировку проектно-сметной документации для технической поддержки и доработки проекта, что необходимо рассмотреть и рассчитать стоимость дополнительных работ и т.д. (письма за исх. N 2882 от 18.12.2020, N 11 от 12.01.2021, N 2725 от 22.12.2020, N 146 от 28.01 2021, N 427 от 18.02.2021, N 210 от 26.02.2021, N 1205 от 11.05.2021, N 971 от 20.07.2021, N 2189 от 22.07.2021 и т.д.)
В соответствии с пунктом 3.3.1 контракта заказчик обязан при подписании контракта предоставить подрядчику всю необходимую документацию для надлежащего выполнения работ. Однако акт приема-передачи рабочей документации был подписан лишь 24.12.2020, а разрешение на строительство N 21-01-123-2020 выдано 25.12.2020.
В этот же день ООО "СМУ-115" составило извещение N 1 о начале строительства.
07.04.2021 между муниципальным бюджетным учреждением "Управление капитального строительства и реконструкции" города Чебоксары Чувашской Республики обществом с ограниченной ответственностью "Научно-Проектная организация "Бюро Информационного Моделирования Объектов Капитального Строительства" был заключен контракт N 19 на корректировку проектной и рабочей документации (внесение изменений) объекта: "Детский сад на ПО мест в 14 мкр. В НЮР г. Чебоксары" (идентификационный код закупки N 213213017503721300100100060000000000).
Контрактом было предусмотрено (пункт 1.1 контракта), что исполнитель принимает на себя обязательства в соответствии с заявлением заказчика и в сроки, установленные контрактом, вносить корректировку проектной и рабочей документации (внесение изменений) объекта "Детский сад на 110 мест в 14 мкр., в НЮР г. Чебоксары согласно техническому заданию и графику выполнения работ.
Письмом за исх. N 10/21 от 12.07.2021 ООО "НПО "Бимокс" обязалось внести изменения в проектную документацию.
МБУ "УКСиР", в свою очередь, письмом за исх. N 1632 от 14.10.2021 сообщило, что учреждением будет направлена заявка в Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики на предоставление финансирования увеличения стоимости контракта; письмом за исх. N 2060 02.12.2021 сообщило, что оказывает содействие ООО "НПО "Бимокс" для оперативного исправления замечаний, полученных при проведении повторной государственной экспертизы и принимает все необходимые меры для скорейшего завершения процедуры повторной экспертизы с получением положительного заключения.
06.12.2021 ООО "СМУ-115" было вынуждено направить уведомление о приостановлении работ по контракту до выдачи положительного заключения государственной экспертизы скорректированной проектно-сметной документации и выдачи в производство работ, утвержденных заказчиком скорректированных рабочих чертежей и сметного расчёта, т.к. без выполнения данных условий невозможно получение заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства, кроме того, данное обстоятельство влияет на формирование окончательной стоимости строительства, что препятствует оформлению акта приемки законченного строительством объекта (форма N КС-11).
11.02.2022 автономное учреждение ЧР "Центр экспертизы и ценообразования в строительстве ЧР" Министерства строительства, архитектуры и "жилищно-коммунального хозяйства ЧР выдало положительное заключение повторной государственной экспертизы N 21-1-1-2-007774-2022, где в разделе 3.2.1 сведения о сметной стоимости строительства в текущем уровне цен указана сметная стоимость в размере 151 664 840 руб. (т. 2, л.д. 48-52).
В рамках контракта стороны подписали акты о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) о выполнении обществом работ на общую сумму 126 902 794 руб. 10 коп.
Однако общая стоимость комплекса работ, выполненных по согласованию с заказчиком в процессе строительства и до ввода объекта в эксплуатацию, превышает предусмотренную контрактом сумму. Объемы неоплаченных работ указаны в согласованных и подписанных сторонами актах подтверждения объемов работ от 15.03.2022.
Уведомлением за исх. N 264/2 от 15.03.2022 ООО "СМУ-115" направило в адрес заказчика на подписание акты подтверждения объемов работ, а также КС-2 N N 108-129 по фактически выполненным объемам работ за период с 27.12.2021 по 15.03.2022 на сумму 19 504 149 руб., в т.ч. НДС 20 % - 3 250 692 руб. Данные акты были подписаны МБУ "УКСиР" без возражений, то есть ответчик подтвердил своими действиями согласованность с истцом по вопросам, связанным с объемами, видами работ и затрат.
Однако в письме за исх. N 539 от 06.04.2022 МБУ "УКСиР" сообщило, что оснований для принятия учреждением актов выполненных работ КС-2 NN 108-129 отсутствуют.
Построенный объект соответствует проектной документации, что подтверждается заключением N 13 от 24.03.2022, утвержденным 27.03.2022.
ООО "БИМОКС" в ходе корректировки проектной документации внесло изменения практически во все разделы проектно-сметной документации.
Указывает, что изменение стоимости контракта произошло менее чем на 10 % (9 027 409 руб. - это 7,11 % от цены контракта, составляющей 126 906 254 руб. 30 коп.).
В соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 500/пр от 21.07.2021 "О внесении изменений" в Методику составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 23.12.2019 N84/пр", ООО "СМУ-115" произвело расчет стоимости удорожания материалов в ходе строительства объекта "Детский сад на 110 мест в 14 мкр. в НЮР г. Чебоксары".
ООО "СМУ-115" произвело расчет стоимости удорожания материалов. Удорожание материалов по объекту составило 10 476 740 руб.
Расчет был предоставлен МБУ "Управление капитального строительства и реконструкции" города Чебоксары" письмом N 3033 от 11.10.2021.
В ответ на обращение МБУ "Управление капитального строительства и реконструкции" города Чебоксары письмом N 1632 исх. от 14.10.2021, указало, что будет направлена заявка в Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики на предоставление финансирования увеличения стоимости контракта N 031 от 30.11.2020.
Пояснил, что отказа в выплате стоимости удорожания в адрес ООО "СМУ-115" не поступало, оплата не произведена.
Представитель истца и специалист в судебном заседании поддержали позицию своего доверителя.
Ответчик ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев в открытом судебном заседании дело, проверив доводы заявителя апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 30.11.2020 между сторонами с соблюдением требований Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и иного законодательства Российской Федерации и Чувашской Республики, на основании открытого конкурса в электронной форме, протокола N 0115200001120001802 от 13.11.2020, заключен контракт на строительство объекта "Детский сад на 110 мест в 14 мкр. в НЮР г. Чебоксары" (идентификационный код закупки N 203213017503721300100100670014120414) N 031 в редакции дополнительных соглашений от 10.12.2020 N N 01, 02, от 11.12.2020 N 03, от 18.01.2021 N 04, от 04.02.2021 N 05, от 15.04.2021 N 06, от 01.07.2021 N 07, 02.08.2021 N 08, от 24.12.2021 N 09, от 15.03.2022 N 10 (контракт), в соответствии с которым заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства детский сад на 110 мест в 14 мкр. в НЮР г. Чебоксары (объект) в сроки, предусмотренные контрактом, в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, который является приложением N 1 к контракту и его неотъемлемой частью, пункт 1.1 контракта.
При этом согласно пункту 1.2 контракта заказчик обязуется обеспечить оплату выполненных работ в сроки и в порядке, предусмотренные настоящим контрактом и графиком оплаты выполненных работ (приложение N 4).
Пунктом 2.1 контракта предусмотрено, цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта, включающую в себя прибыль подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов подрядчика, связанных с выполнением обязательств по контракту, при котором цена контракта (цена работ) составляет 126 902 794 руб. 10 коп., в том числе налог на добавленную стоимость (НДС) по налоговой ставке 20 процентов, а в случае если контракт заключается с лицами, не являющимися в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах плательщиком НДС, то цена контракта НДС не облагается.
Из содержания пунктов 4.1 и 4.2 контракта следует, что подрядчик производит выполнение работ в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 1 к настоящему контракту, являющееся его неотъемлемой частью) (график). Срок исполнения подрядчиком своих обязательств по настоящему контракту: с момента заключения контракта по 10.12.2021.
Согласно пункту 7.2 контракта в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, подрядчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Как следует из искового заявления, работы приняты в размере цены контракта. При этом оплата произведена в размере 124 082 482 руб. в связи с удержанием 2 820 312 руб. 13 коп. неустойки за просрочку выполнения работ.
Вместе с тем в ходе выполнения работ по контракту истцом выполнены дополнительные работы, без выполнения которых невозможно завершение работ. Дополнительные работы контрактом не предусмотрены, в первоначальной редакции сметной документации не значатся.
По согласованию сторон внесено 26 пунктов изменений в проектную документацию в рамках контракта на корректировку проектной и рабочей документации (внесение изменений) объекта: "Детский сад на 110 мест в 14 мкр. в НЮР г. Чебоксары" от 07.04.2021 N 19 (контракт от 07.04.2021 N 19) (т. 3 л.д. 4858), заключенного между муниципальным бюджетный учреждением "Управление капитального строительства и реконструкции" города Чебоксары Чувашской Республики и обществом с ограниченной ответственностью "Научно-проектная организация "Бюро информационного моделирования объектов капитального строительства" (исполнитель, третье лицо по делу), по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства в соответствии с заданием заказчика и в сроки, установленные контрактом, выполнить корректировку проектной и рабочей документации (внесение изменений) объекта: "Детский сад на 110 мест в 14 мкр. в НЮР г. Чебоксары" (объект) согласно техническому заданию и графику выполнения работ, которое является неотъемлемой частью настоящего контракта (пункт 1.1 контракта от 07.04.2021 N 19).
11.02.2022 АУ ЧР "Центр экспертизы и ценообразования в строительстве ЧР" Минстроя Чувашии выдало положительное заключение государственной экспертизы N 21-1-1-2-058392-2021 от 08.10.2021. Сметная стоимость строительства в текущем уровне цен составляет 151 664 840 руб. (т. 2, л.д. 48-52).
Дополнительные работы на 9 027 409 руб. и удорожание материалов, произведенное в соответствии с приказом Минстроя РФ от 21.07.2021 N 500/пр в размере 10 476 740 руб., итого на общую сумму 19 504 149 руб. приняты ответчиком по унифицированным документам формы N КС-2 NN 108-129, за период с 27.12.2021 по 15.03.2022, однако остались не оплаченными.
Требование об оплате направлено истцом в адрес ответчика 11.10.2021, досудебные претензии от 13.04.2022 N 410 и от 17.05.2022 N 333 (т.1, л.д. 132-133).
Уклонение ответчика от оплаты выполненных и принятых работ послужило основанием для обращения истца в суд.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 309, 310, 330, 702, 740, 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом установления факта, что спорные работы на объекте выполнены подрядчиком в полном объеме, надлежащего качества и с учетом внесенных изменений; работы ответчиком приняты, пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика стоимости спорных работ.
Действия ответчика по удержанию неустойки суд признал необоснованными, поскольку ее размер менее 5% цены контракта и она подлежала обязательному списанию на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783.
Поскольку обязательства по контракту исполнены истцом в полном объеме в 2021 году, сумма начисленных и предъявленных к оплате пеней не превышает 5 процентов от цены контракта, принимая во внимание и правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, учитывая положения Правил N 783, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности и обоснованности требования истца о взыскании с МБУ "УКСиР" суммы удержанной неустойки.
Кроме того судом первой инстанции отмечено, что необходимость проведения дополнительных работ согласована заказчиком, учитывая, что без выполнения спорных работ невозможно было завершить основные работы по контракту и сдать объект в эксплуатацию, работы являлись необходимыми для обеспечения годности и прочности результата работ, принимая во внимание отсутствие доказательств оплаты ответчиком дополнительно выполненных истцом работ, требование последнего о взыскании их стоимости заявлено обоснованно и правомерно.
Выводы суда являются верными.
Апелляционная инстанция считает решение суда законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
В материалах дела отсутствуют доказательства злоупотребления подрядчиком своими правами, возможности выполнения иными лицами спорных работ по меньшей цене.
Отсутствие акта сверки и обращений подрядчика, на что ссылается заявитель, не свидетельствует о невозможности признания в судебном порядке неправомерности начисления неустойки.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по государственной пошлине подлежат распределению в порядке статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28.03.2023 по делу N А79-5633/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального бюджетного учреждения "Управление капитального строительства и реконструкции" города Чебоксары Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.П. Новикова |
Судьи |
Н.А. Насонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-5633/2022
Истец: ООО "СМУ-115"
Ответчик: Муниципальное бюджетное учреждение "Управление капитального строительства и реконструкции" города Чебоксары Чувашской Республики
Третье лицо: ООО "Научно-проектная организация "Бюро информационного моделирования объектов капитального строительства", Первый арбитражный апелляционный суд