город Москва |
|
27 июня 2023 г. |
Дело N А40-6319/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.В. Бекетовой,
судей: |
Т.Б. Красновой, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 06.04.2023 по делу N А40-6319/23
по заявлению ПАО "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы"
к Управлению Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве,
о признании незаконным решения N КУВД-001/2022-38545937/8,
при участии:
от заявителя: |
Бочкарев Д.В. по дов. от 04.02.2022; |
от ответчика: |
Ноберцева Л.В. по дов. от 24.01.2023; |
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания - Россети" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконным решения N КУВД-001/2022-38545937/8 от 22 декабря 2022 г.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06 апреля 2023 года требования заявителя удовлетворены. Признано незаконным решение Управления Росреестра по Москве N КУВД-001/2022-38545937/8 от 22 декабря 2022 г, с обязанием Управления Росреестра по Москве в тридцатидневный срок с даты вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания - Россети" в установленном законом порядке, путем осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости: "Создание интеллектуальной распределительной сети 20/0,4 кВ на территории инновационного центра "Сколково". 3 этап строительства. Здание комплектной трансформаторной подстанции 20 кВ (КТП-136)".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять новый судебный акт.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Управления Росреестра по Москве поддержал требования апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам.
Представитель ПАО "Россети" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, 22.12.2017 некоммерческой организацией Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий в отношении объекта капитального строительства: "Создание интеллектуальной распределительной сети 20/0,4 кВ на территории инновационного центра "Сколково". 3 этап строительства.
Здание комплектной трансформаторной подстанции 20 кВ (КТП-136)" (далее - Здание), расположенного по адресу: г. Москва, территория инновационного центра "Сколково", выдано разрешение на строительство N 074-Ф-62-РС.
02.04.2017 некоммерческой организацией Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий в порядке ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в отношении Здания выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 037-Ф-60-РВ.
02.09.2022 Публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания - Россети" (далее - ПАО "Россети") в порядке, предусмотренном ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - ФЗ о государственной регистрации недвижимости), обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (далее - регистрирующий орган, Росреестр) с заявлением N КУВД-001 /2022-38545937 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении Здания.
К заявлению были приложены:
1) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 02.04.2018 N 037-Ф-60-РВ;
2) технический план Здания от 29.07.2022 N б/н;
3) доверенность от 21.03.2022 N 11-22/ИД-2022, удостоверенная в нотариальном порядке;
4) платежное поручение от 03.12.2019 N 237734, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг от 02.09.2022 N MFC0558/2022-1372893-1.
К техническому плану были приложены следующие документы:
1) проектная документация от 01.01.2017 N 37.0005-ИЛО-АР;
2) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 02.04.2018 N 037-Ф-60-РВ;
3) договор аренды от 30.05.2018 N 50108/01006/0031-2018-18/360-м. 13.09.2022 ПАО "Россети" были приобщены дополнительные документы к первоначальному заявлению от 02.09.2022 N КУВД-001/2022-38545937, среди которых опись от 16.02.2018, пояснительная записка от 13.09.2022, договор аренды от 26.12.2016 N 50108/01006/0061-2016.
20.09.2022 регистрирующий орган принял решение, изложенное в уведомлении N КУВД-001/2022-38545937/2 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Среди основании приостановления были указаны:
1) п. 5 ч. 1 ст. 26 ФЗ о государственной регистрации недвижимости ("заявителем не представлено разрешение на строительство");
2) п. 7 ч. 1 ст. 26 ФЗ о государственной регистрации недвижимости ("в разделе "Исходные данные" указываются сведения о документах, на основании которых подготовлен технический план, о документах, использованных при подготовке технического плана, а также о включении соответствующего документа (копии документа) в Приложение);
3) п. 61 ч. 1 ст. 26 ФЗ о государственной регистрации недвижимости ("отсутствие разрешения на строительство не позволяет установить, что в результате строительства указанная в разрешении на ввод объекта в эксплуатации площадь здания отличается более чем на пять процентов от площади, указанной в разрешении на строительство").
В целях устранения причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации ПАО "Россети" повторно обратилось в регистрирующий орган, представив недостающие документы, о чем свидетельствует опись документов, принятых для оказания государственных услуг от 27.09.2022 N MFC-0558/2022-1512367-1.
По результатам правовой экспертизы дополнительно представленных документов к первоначальному заявлению от 02.09.2022 N КУВД-001/2022-38545937 регистрирующий орган уведомил о не устранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, что подтверждается уведомлением от 30.09.2022 N КУВД-001/2022-38545937/4.
Решением от 22.12.2022 N КУВД-001/2022-38545937/8 регистрирующим органом было отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по основанию, указанному в п. 61 ч. 1 ст. 26 ФЗ о государственной регистрации недвижимости.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
В соответствии с ч. 6 ст. 1 Закона о государственной регистрации государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Согласно ч. 7 ст. 1 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Согласно части 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно части 4 статьи 18 Закона о государственной регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 5 статьи 18 Закона о государственной регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 26.12.2022 N ЮЭ9965-22-227632672 ПАО "Россети" осуществляют деятельность в сфере передачи электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям (ОКВЭД - 35.12).
ПАО "Россети" представляет собой крупнейший энергетический холдинг Российской Федерации, является акционерным обществом с долей участия Российской Федерации в уставном капитале указанного акционерного общества в размере более чем 80 %, включено в перечень системо-образующих организаций, имеющих стратегическое значение для страны.
В рамках действия Инвестиционной программы, общенационального государственного плана ПАО "Россети" выступает в качестве ответственного исполнителя по реализации одного из крупнейших инфраструктурных проектов в топливно-энергетическом комплексе: "Создание интеллектуальной распределительной сети 20/0,4 кВ на территории инновационного центра Сколково".
Объект строительства: "Создание интеллектуальной распределительной сети 20/0,4 кВ на территории инновационного центра "Сколково".
Схема электроснабжения представляет собой распределительную сеть 20 кВ, которая предполагает электроснабжение 4 ТП (N N 135, 136, 149, 150) и СП18 (соединительный пункт).
Решение регистрирующего органа, изложенное в уведомлении об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на Здание от 22.12.2022 N КУВД-001/2022-38545937/8 противоречит правилам и нормам, изложенным в ФЗ о государственной регистрации недвижимости, является незаконным, нарушает права ПАО "Россети" как потенциального собственника энергообъекта, использующего в предпринимательской деятельности, создает препятствия в реализации инвестиционной программы, утвержденной Министерством энергетики Российской Федерации.
Регистрирующий орган обязан проверять сведения об объекте капитального строительства, в частности сведения о его площади, изложенные в техническом плане на соответствие разрешению на ввод объекта в эксплуатацию Неоднократно ссылаясь на п. 61 ч. 1 ст. 26 ФЗ о государственной регистрации недвижимости в своих решениях, регистрирующий орган отмечает, что по представленному заявителю разрешению на строительство невозможно установить, что в результате строительства указанная в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию плане площадь Здания отличается более чем на пять процентов от площади, указанной в разрешении на строительство.
Указанная позиция уполномоченного органа является незаконной и необоснованной в виду того, что объектом правовой экспертизы является проверка соответствия сведений, изложенных в техническом плане Здания, разрешению на ввод объекта в эксплуатацию.
В ходе проведения правовой экспертизы представленных документов регистрирующим органом допущены нарушения п. 1 ч. 13 ст. 40 ФЗ о государственной регистрации недвижимости.
Согласно вышеуказанной норме при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение, помещения или машино-места в них в рамках проведения правовой экспертизы на предмет наличия оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, предусмотренных п. 7 ч. 1 ст. 26 ФЗ о государственной регистрации недвижимости, представленные документы в части их содержания проверяются государственным регистратором прав исключительно на соответствие сведений, указанных в техническом плане разрешению на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (в случае осуществления государственного кадастрового учета объекта, введенного в эксплуатацию).
Согласно ч. 14 ст. 40 ФЗ о государственной регистрации недвижимости сведения, указанные в техническом плане, проверяются на соответствие документам, предусмотренным п. 1 и 2 ч. 13 ст. 40 ФЗ о государственной регистрации недвижимости, исключительно в отношении площади объекта недвижимости (с учетом положений пункта 61 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона).
В своем Письме от 13.10.2021 N 14-14637/21 Росреестр, исходя из комплексного анализа положений ч. 8 ст. 24, п. 61, 61.1 ч. 1 ст. 26, ч. 13, 14 ст. 40 ФЗ о государственной регистрации недвижимости, "Письма" Росреестра от 28.07.2021 N 13/1-5758-АБ/21 "О применении законодательства в связи с вступлением в силу отдельных положений Федерального закона от 01.07.2021 N 275-ФЗ" разъясняет, что: "сведения, содержащиеся в техническом плане здания, сооружения, представленном для осуществления государственного кадастрового учета этого объекта, проверяются государственным регистратором прав исключительно на соответствие таких сведений сведениям, указанным в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию".
Из этого следует вывод, что объектом правовой экспертизы в части основания приостановления регистрации, предусмотренного п. 61. ч. 1 ст. 26 ФЗ о государственной регистрации недвижимости, является проверка на соответствие сведений, указанных в техническом плане Здания, разрешению на ввод объекта в эксплуатацию.
Соответственно, для осуществления государственной услуги по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав на Здание ПАО "Россети" достаточно было приложить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Следовательно, отсутствует основание для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, предусмотренное п. 61 ч. 1 ст. 26 ФЗ о государственной регистрации недвижимости.
При осуществлении правовой экспертизы документов, представленных в ходе оказания государственной услуги по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав на объект капитального строительства (здание), регистрирующий орган обязан действовать в порядке п. 10 ст. 40 ФЗ о государственной регистрации недвижимости.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные документы отвечают требованиям ст. 21 ФЗ о государственной регистрации недвижимости (п. 5 ст. 18 ФЗ о государственной регистрации недвижимости)На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Таким образом, документы, представленные ПАО "Россети" в заявлении от 02.09.2022 N КУВД-001/2022-38545937, являются достоверными, достаточными для осуществления государственной услуги по государственному кадастровому учету и государственной регистрацией прав на Здание, причины, препятствующие осуществлению регистрационных действий, устранены.
При таких обстоятельствах, приостановление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав является незаконным в виду отсутствия основания, указанного в п. 61 ч. 1 ст. 26 ФЗ о государственной регистрации недвижимости.
Решение регистрирующего органа, изложенное в уведомлении от 22.12.2022 N КУВД-001/2022-38545937/8 об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на Здание является незаконным, противоречит положениям ч. 5 ст. 18, ст. 21, ч. 10, 13, 14 ст. 40 ФЗ о государственной регистрации недвижимости.
Заинтересованное лицо не доказало наличие обстоятельств, которые могли бы служить основанием для вывода о законности и обоснованности оспариваемого решения.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06.04.2023 по делу N А40-6319/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-6319/2023
Истец: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ПАО "ФСК - РОССЕТИ"