г. Самара |
|
24 апреля 2024 г. |
Дело N А55-23535/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 апреля 2024 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Корнилова А.Б.,
судей Некрасовой Е.Н. и Сорокиной О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плехановой А.А., с участием:
от Минлесхоз Самарской области - Мосман А.А., доверенность от 10.01.2024,
от ОАО "РЖД" - Попова Н.Н., доверенность от 29.08.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Куйбышевская железная дорога
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 декабря 2023 года по делу N А55-23535/2023 (судья Рысаева С.Г.)
по заявлению Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
об обязании исполнить предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, обратилось в арбитражный суд с заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" об обязании в течение десяти дней с момента вступления судебного акта в законную силу исполнить предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 03.05.2023 N 158-ДЛХ, а именно провести очистку охранной зоны ЛЭП от древесно-кустарниковой растительности и лесосечных отходов (порубочных остатков) на лесных участках, имеющих местоположение: Самарская область, Шенталинский район, Шенталинское лесничество, Шенталинское участковое лесничество, квартал N 96, выдел 20, квартал N 103, выделы 2, 11, квартал N 102, выделы 21, 22, 35, 41, 42, 43, квартал N 109, выделы 20, 4, 25, 29.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11 декабря 2023 года заявленные требования удовлетворены. Суд обязал ОАО "РЖД" в течение месяца с момента вступления судебного акта в законную силу исполнить предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 03.05.2023 N 158-ДЛХ, а именно провести очистку охранной зоны ЛЭП от древесно-кустарниковой растительности и лесосечных отходов (порубочных остатков) на лесных участках, имеющих местоположение Самарская область, Шенталинский район, Шенталинское лесничество, Шенталинское участковое лесничество, квартал N 96, выдел 20, квартал N 103, выделы 2, 11, квартал N 102, выделы 21, 22, 35, 41, 42, 43, квартал N 109, выделы 20, 4, 25, 29.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "УК Надежный дом" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 АПК РФ.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
На основании ст.ст. 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 АПК РФ, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЛК РФ), п. 5 Положения о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1098 Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области осуществляет полномочия по федеральному государственному лесному контролю (надзору), перечень должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной контроль (надзор) на землях лесного фонда Самарской области утвержден постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2021 N 548.
Как следует из материалов дела, в Управление государственного лесного и пожарного надзора департамента лесного хозяйства Минлесхоз Самарской области (далее по тексту - Управление) поступили сведения о следующих действиях (бездействии), а именно 14.04.2023 поступила информация о том, что в ходе патрулирования лесов 12.04.2023 установлено, что ОАО "РЖД" не произведена очистка охранной зоны ЛЭП от древесно-кустарниковой растительности и лесосечных отходов (порубочных остатков) на лесных участках, имеющих местоположение: Самарская область, Шенталинский район, Шенталинское лесничество, Шенталинское участковое лесничество, квартал N 96, выдел 20, квартал N 103, выделы 2,11, квартал N 102, выделы 21, 22, 35, 41, 42, 43, квартал N 109, выделы 20, 4, 25, 29.
Указанные обстоятельства приводят к нарушениям следующих обязательных требований ст. 53 ЛК РФ, п. 45 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614, пп.пп. "а", "б" п. 8, п. 17 Приложения N 1 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Минприроды России от 10.07.2020 N 434.
В соответствии со ст. 49 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" руководителем Управления объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 03.05.2023 N 158-ДЛХ (далее по тексту - предостережение), в котором предлагает ОАО "РЖД" принять меры по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности в лесах, правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов в срок до 07.07.2023 включительно, а именно провести очистку охранной зоны ЛЭП от древесно-кустарниковой растительности и лесосечных отходов (порубочных остатков) на лесных участках, имеющих местоположение: Самарская область, Шенталинский район, Шенталинское лесничество, Шенталин-ское участковое лесничество, квартал N 96, выдел 20, квартал N 103, выделы 2, 11, квартал N 102, выделы 21, 22, 35, 41, 42, 43, квартал N 109, выделы 20, 4, 25, 29.
Предостережение направлено заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу филиала ОАО "РЖД" - Куйбышевская железная дорога по адресу: 443030, Самарская область, г. Самара, пл. Комсомольская, д. 2/3, и было ему вручено.
В обоснование заявленных требований Минлесхоз Самарской области ссылается на то, что 13.04.2023 обследован лесной участок на предмет исполнения предостережения, в ходе обследования был составлен акт (л.д. 55 - 65), в котором было установлено, что предостережение не исполнено, а именно очистка охранной зоны ЛЭП от древесно-кустарниковой растительности и лесосечных отходов (порубочных остатков) на лесных участках не произведена.
Таким образом, требования, содержащиеся в предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований от 03.05.2023 N 158-ДЛХ, ОАО "РЖД" не исполнены, что приводит к нарушению обязательных требований лесного законодательства.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты нарушенного права является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Закон N 294-ФЗ) в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.
Программа профилактики утверждена приказом Министерства от 19.12.2022 N 873 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках федерального государственного лесного контроля (надзора) на 2023 год".
В силу ч.ч. 5 - 7 статьи 8.2 Закона N 294-ФЗ при условии, что иное не установлено федеральным законом, при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий, и если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля объявляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
Вышеуказанные доводы изложены в кассационном определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.02.2020 N 33-КА19-15.
Как указало Минлесхоз Самарской области и подтверждается материалами дела, 17.07.2023 обследован лесной участок на предмет исполнения предостережения, в ходе обследования был составлен акт (л.д. 73 - 76), в котором было установлено, что предостережение не исполнено, а именно очистка охранной зоны ЛЭП от древесно-кустарниковой растительности и лесосечных отходов (порубочных остатков) не проведена. Такое бездействие ОАО "РЖД" является незаконным, поскольку приводит к нарушению обязательных требований лесного законодательства.
ОАО "РЖД", возражая относительно заявленных требований, указало, что составлены дефектные ведомости на приведение в надлежащее состояние охранной зоны линии электропередачи ВЛ-10кВ Ф ПЭ на данном участке. Работы включены как первоочередные в "Комплексную программу по вырубке древесно-кустарниковой растительности по Трансэнерго - филиалу ОАО "РЖД" на 2024 г." силами подрядной организации. Ввиду значительных объемов данные работы силами эксплуатационного персонала Нурлатского района электроснабжения Ульяновской дистанции электроснабжения выполнить невозможно. Также ответчик указал, что в 2023 г. силами эксплуатационного персонала выполнены работы по очистке охранной зоны ВЛ-10кВ Ф ДЦ и ПЭ в полосе отвода железной дороги на перегоне Челна-Шентала на участке 1114-1128 км выполнена вырубка кустарниковой растительности в объеме 0,55 км, вырублено 5 деревьев опасных падением, таким образом, часть требований заявленных истцом добровольно удовлетворены.
Указанный довод правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку как следует из материалов дела, согласно представленному акту обследования ленного участка от 30.11.2023 предостережение не исполнено, очистка охранной зоны ЛЭП от древесно-кустарниковой растительности и лесосечных отходов (порубочных остатков) не проведена, в подтверждение чего представлены фотоматериалы. Доказательств обратного, ответчиком не представлено.
Согласно п. 1 ст. 308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства.
Принимая во внимание, что ответчиком не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих исполнение предостережение от 03.05.2023 N 158-ДЛХ, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 174 АПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает в частности срок их исполнения.
Суд первой инстанции верно признал обоснованным указанный заявителем месячный срок на исполнение предостережения с момента вступления решения в законную силу.
Судебные расходы судом первой инстанции в соответствии со ст. 110 АПК РФ распределены верно.
Заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, не приведено конкретных доводов в обоснование апелляционной жалобы, в том числе о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Сведений, опровергающих выводы суда, в жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со ст. 110 АПК РФ, ст. 333.21 НК РФ относятся на подателя апелляционной жалобы, при этом излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 декабря 2023 года по делу N А55-23535/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную платежным поручением N 437394 от 16.02.2024, в размере 1500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-23535/2023
Истец: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги"