г. Москва |
|
26 июня 2023 г. |
Дело N А40-8770/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.Г. Яковлевой,
судей: |
С.М. Мухина, В.И. Попова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Е. Нестеровой |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу АО "Почта России"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.04.2023
по делу N А40-8770/23
по заявлению АО "Почта России"
к Центральной почтовой таможне
об оспаривании постановления
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Полетаева А.А. дов. от 08.12.2022; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Почта России" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Московской областной таможне (ответчик, таможенный орган) об оспаривании постановления от 28.12.2022 N 10014000-1015/2022.
Решением от 07.04.2023 Арбитражный суд г.Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителя таможенного органа, явившегося в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Согласно материалам дела, постановлением Центральной почтовой таможни от 28.12.2022 N 10014000-1015/2022 АО "Почта России" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст.16.9 КоАП РФ с наложением административного штрафа на общую сумму 350 000 руб.
Не согласившись с оспариваемым постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд апелляционной инстанции считает, что положения 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено. Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, ответчиком соблюдены.
Согласно ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ недоставка товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом, в место доставки либо выдача (передача) без разрешения таможенного органа или утрата товаров, находящихся под таможенным контролем, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой.
Из материалов дела усматривается, что находящееся под таможенным контролем международное почтовое отправление (далее - МПО) N RV912477619GB, следующее с адресом назначения: 141065, Московская область, г.Королев, ул. Горького, д. 79, корп. 2, кв. 78, получателем которого является Александр Соловьев, передано с таможенного поста Международный почтамт с таможенным уведомлением N 10129051/031021/0006807. В связи с отсутствием информации о совершении таможенных операций в отношении МПО N RV912477619GB, по факту выдачи без разрешения находящегося под таможенным контролем мелкого пакета таможенным постом Международный почтамт был направлен запрос от 25.04.2022 N 60-16/0857.
По информации, полученной в письме УФПС Московской области от 26.05.2022 N 2.2.4.1-44/112, МПО N RV912477619GB поступило в ОПС 141065 Мытищи и вручено адресату без разрешения таможни.
По информации с официального сайта АО "Почта России" www.russianpost.ru было установлено, что мелкий пакет N RV912477619GB получен адресатом в месте вручения 06.10.2021.
Согласно п. 2 статьи 9 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее - ТК ЕАЭС) товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю.
В соответствии с п. 1 статьи 312 глава 44 раздел VI ТК ЕАЭС контроль за соблюдением условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой проводится таможенными органами государства-члена, на территории которого товары помещены под таможенную процедуру.
В силу п. 2 статьи 285 глава 40 раздел V ТК ЕАЭС, международные почтовые отправления выдаются назначенным оператором почтовой связи их получателям при условии выпуска товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, и уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении таких товаров в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 46 Приказа 1ТК РФ N 1381 от 03.12.2003 "Об утверждении Правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях" (далее -Приказ N 1381 от 03.12.2003) выдачу физическим лицам МПО производит оператор почтовой связи, в регионе деятельности которого находятся получатели МПО, только после уплаты таможенных пошлин, налогов. Уплата таможенных пошлин, налогов осуществляется путем перечисления необходимой денежной суммы на счет Федерального казначейства, по поступившему вместе с МПО из места международного почгового обмена бланку почтового перевода ф. 112. При выдаче адресатам МПО, содержащих товары, на которые таможенным органом начислены таможенные пошлины, налоги, организацией почтовой связи, являющейся местом международного почтового обмена, данная выдача осуществляется только после получения всей суммы таможенных пошлин, налогов этой организацией почтовой связи.
Как верно установлено судом первой инстанции, в нарушение требований п. 46 Приказа N 1381 от 03.12.2003 АО "Почта России" выдало товары, перемещаемые в МПО N RV912477619GB, находящиеся под таможенным контролем, без разрешения таможенного органа.
08.11.2022 руководителю АО "Почта России" направлено письмо N 27-12/11203 о вызове на опрос и предоставлении информации по факту выдачи без разрешения таможенного органа находящегося под таможенным контролем МПО N RV912477619GB. В назначенное время лицо, вызываемое на опрос, не явилось, письменные объяснения не предоставило.
03.11.2022 в качестве свидетеля опрошена ГГТИ ОТО и ТК N 1 Центральной почтовой таможни Архангельская О.В., которая подтвердила обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об АП.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС "международные почтовые отправления" -посылки и отправления письменной корреспонденции, которые являются объектами почтового обмена в соответствии с актами Всемирного почтового союза, сопровождаются документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза, пересылаются за пределы таможенной территории ЕАЭС из мест (учреждений) международного почтового обмена, либо поступают на таможенную территорию ЕАЭС в места (учреждения) международного почтового обмена, либо следуют транзитом через таможенную территорию ЕАЭС.
Пунктом 1 статьи 14 ТК ЕАЭС установлено, что товары, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы ЕАЭС.
Исходя из ст. 87 ТК ЕАЭС после пересечения таможенной границы ЕАЭС товары должны быть доставлены перевозчиком или лицом, перемещающим товары для личного пользования, в место прибытия или иные места, указанные в пункте 3 статьи 10 ТК ЕАЭС.
Порядок производства таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу ЕАЭС в международных почтовых отправлениях, регламентируется ТК ЕАЭС (глава 40), Правилами таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу ЕАЭС в МПО (далее - Правила), утвержденными приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 03.12.2003 N 1381, а также Приказом Минфина России от 11.09.2020 N 190н "Об определении порядка совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях в Российскую Федерацию, в том числе проставления таможенным органом соответствующих отметок, а также порядка и формы представления в таможенный орган информации, используемой при совершении таможенных операций в отношении данных товаров, посредством информационных систем таможенных органов".
Согласно пункту 3 Правил пересылка через таможенную границу Российской Федерации МПО осуществляется с использованием почтовых документов, среди которых предусмотрена таможенная декларация CN23, форма которого установлена Исполнительным регламентом Всемирной почтовой конвенции. Таможенная декларация CN23 наклеивается или прикрепляется к оболочке МПО способом, исключающим его утерю.
В соответствии с п. 4 ст. 286 ТК ЕАЭС таможенные операции в отношении товаров, пересылаемых в МПО, совершаются таможенным органом в местах (учреждениях) международного почтового обмена либо в иных местах, определенных таможенным органом.
Согласно п.8 ст. 286 Кодекса ЕАЭС определено, что при таможенном декларировании товаров, пересылаемых в МПО, документы, предусмотренные актами Всемирного почтового союза и сопровождающие МПО, могут использоваться в качестве пассажирской таможенной декларации.
Прием, обработку, перевозку и доставку МПО обеспечивают почтовые администрации стран - членов Всемирного почтового союза. Непосредственный обмен МПО почтовыми службами Российской Федерации с почтовыми службами зарубежных стран осуществляется под таможенным контролем в местах международного почтового обмена. Места международного почтового обмена определяет ФТС России совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи (п.п. 4, 5 Правил).
В рассматриваемом случае согласно Приказу Минфина России N 274н, Минкомсвязи России N 715 от 18.12.2018 "Об определении мест международного почтового обмена, являющихся объектами почтовой связи, на территории Российской Федерации и о признании утратившим силу приказа Минфина России и Минкомсвязи России от 31 марта 2017 г. N 54н/162" пунктом международного почтового обмена является Владивосток - АОПП.
На каждое МПО, содержащее товары, таможенное оформление которых производится по месту нахождения адресата, должностное лицо таможенного органа, расположенного в месте международного почтового обмена, также составляет в двух экземплярах уведомление о необходимости проведения таможенного оформления товаров, перемещаемых в указанном МПО, в таможенном органе, расположенном по месту нахождения адресата, регистрируя уведомление в журнале регистрации уведомлений (п. 53 Правил).
Согласно п.п. 54, 55, 56 Правил, на накладной ф.16, оформляемой на МПО в месте международного почтового обмена, должностное лицо таможенного органа проставляет штамп "Груз таможенный" и письменную отметку "С уведомлением". Один экземпляр уведомления должностное лицо таможенного органа вкладывает в страховой мешок, в котором МПО направляется в объект почтовой связи для выдачи адресату. При поступлении МПО с уведомлением в объект почтовой связи работниками этого объекта адресату направляется извещение ф.22. При предъявлении адресатом извещения работник объекта почтовой связи выдает адресату под расписку на извещении изъятые из страхового мешка экземпляр уведомления, почтовые и другие сопроводительные документы.
Полученное от работника почтой связи уведомление адресат подает в таможенный орган, в котором будет производиться таможенное оформление товаров, пересылаемых в МПО, для получения разрешения на выпуск товара (п. 58 Правил).
Выдачу МПО получателю объект почтовой связи производит на основании решения о выпуске товаров, принятого начальником таможенного органа либо уполномоченным им должностным лицом этого таможенного органа (п. 59 Правил).
При таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, пересылаемых в МПО в адрес физических лиц, предназначенных для их личного пользования и облагаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации таможенными пошлинами, налогами, должностное лицо таможенного органа, в регионе деятельности которого находится место международного почтового обмена, при исчислении и начислении подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов использует таможенный приходный ордер (далее - ТПО) с указанием в нем таможенной стоимости, принятой в соответствии с пунктами 35 - 37 настоящих Правил, а также массы (веса) пересылаемых в МПО товаров (п. 43 Правил, утвержденных Приказом Минфина России от 11.09.2020 N 190н).
Согласно п. 46 Правил, утвержденных Приказом Минфина России от 11.09.2020 N 190н, выдачу физическим лицам МПО производит оператор почтовой связи, в регионе деятельности которого находятся получатели МПО, только после уплаты таможенных пошлин, налогов Уплата таможенных пошлин, налогов осуществляется путем перечисления необходимой денежной суммы на счет Федерального казначейства, по поступившему вместе с МПО из места международного почтового обмена бланку почтового перевода ф. 112.
В соответствии с п. 41 Порядка, утвержденным приказом Минфина России от 11.09.2020 N 190н, если в отношении товаров, пересылаемых в МПО в адрес физических лиц для личного пользования (далее - ТЛП), подлежат уплате таможенные платежи, таможенный орган посредством информационно-программных средств ЕАИС ТО осуществляет действия, предусмотренные пунктами 24 - 26 Порядка. В случае, если в отношении ТЛП, пересылаемых в МПО в адрес физических лиц, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, таможенный орган оформляет таможенный приходный ордер (далее - ТПО) и квитанцию плательщика, содержащую в текстовом и закодированном (штриховой код) виде платежные реквизиты, достаточные для осуществления уплаты и однозначной идентификации таможенных пошлин, налогов, исчисленных в ТПО, и уникальный номер МПО (далее - квитанция плательщика). После оформления квитанции плательщика программным средством ЕАИС ТО в автоматическом режиме формируется информационное сообщение, содержащее уникальный номер МПО, квитанцию плательщика и решение таможенного органа "Выпуск разрешен. Выдача при условии уплаты таможенных платежей".
Фактом, подтверждающим таможенное оформление товара, является только соответствующая отметка таможенного органа, однако МПО N RV912477619GB, находящееся под таможенным контролем, выдано без разрешения таможенного органа.
В соответствии со ст. 287 ТК ЕАЭС, таможенная процедура таможенного транзита применяется в отношении: 1) ввезенных на таможенную территорию Союза международных почтовых отправлений: при их перевозке из места прибытия до места (учреждения) международного почтового обмена либо до места убытия; для их перевозки между местами (учреждениями) международного почтового обмена; 2) вывозимых с таможенной территории Союза международных почтовых отправлений, содержащих товары, помещенные под таможенную процедуру реэкспорта, или товары, указанные в пункте 5 статьи 286 настоящего Кодекса, при их перевозке от места (учреждения) международного почтового обмена до места убытия.
В соответствии со ст. 150 ТК ЕАЭС при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик независимо от того, является ли он декларантом этой таможенной процедуры, обязан: 1) доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту, если он установлен; 2) обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они применялись; 3) не допускать разгрузки, перегрузки (перевалки) и иных грузовых операций с товарами, перевозимыми в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замены транспортных средств международной перевозки, перевозящих такие товары, без разрешения таможенных органов.
На территории Российской Федерации порядок оказания услуг почтовой связи регламентирован Всемирной почтовой конвенцией, а также Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" и Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 г. N 234.
Прием, обработку, перевозку и доставку международных почтовых отправлений в соответствии с положениями Всемирной почтовой конвенции обеспечивают почтовые администрации стран - членов Всемирного почтового союза. В Российской Федерации такой организацией является АО "Почта России".
Событие, вменяемого заявителю административного правонарушения, подтверждается представленными ответчиком доказательствами: протоколами об административном правонарушении, другими материалами административных дел.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, апелляционный суд приходит к выводу о наличии в действиях общества события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ, поскольку, исходя из положений ч. 2 статьи 2.1 КоАП РФ, у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом требований ст.ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ административное наказание назначено административным органом в пределах санкции ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ.
Доводы жалобы о снижении административного штрафа, назначенного обществу ниже низшего предела ссылаясь на положения ч. ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, отклоняются апелляционным судом.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Заявителем не приведено достаточных и исчерпывающих доказательств исключительности обстоятельств приведших к совершению административного правонарушения.
Доказательств тяжелого имущественного и финансового положения общества заявителем в материалы дела также не представлено.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключалась не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей по исполнению требований в области таможенного права.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, а также степень вины общества суд первой инстанции обосновано посчитал, что ответчиком соразмерно и обоснованно назначено обществу за выявленное административное правонарушение наказание в виде штрафа в размере 350 000 рублей, учитывая, что в ходе проверки базы данных КПС "ПРАВООХРАНА - АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ" таможенным органом выявлено, что ранее АО "Почта России" привлекалось к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ. Постановление о назначении административного наказания по делу об АП N 10001000-000220/2021 вступило в законную силу 07.08.2020, исполнено 12.10.2020.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 07.04.2023 по делу N А40-8770/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-8770/2023
Истец: АО "ПОЧТА РОССИИ"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПОЧТОВАЯ ТАМОЖНЯ