г. Челябинск |
|
26 июня 2023 г. |
Дело N А76-3242/2023 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Бояршиновой Е.В., рассмотрел без вызова сторон в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Тюменской таможни на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.04.2023 (мотивированное решение от 28.04.2023) по делу N А76-3242/2023.
Общество с ограниченной ответственностью "Игромаркет" (далее по тексту - ООО "Игромаркет", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением об отмене постановления Тюменской таможни (далее - административный орган, таможенный орган) N 10503000-2135/2022 от 23.01.2023 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 06.04.2023 (мотивированное решение от 28.04.2023) заявленные требования удовлетворены частично. Постановление Тюменской таможни по делу об административном правонарушении N 10503000-2135/2022 от 23.01.2023 года изменено, назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. заменено на предупреждение.
Таможня (далее также - апеллянт, податель жалобы), не согласившись с вынесенным судебным актом, обжаловала его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить.
В своей апелляционной жалобе административный орган, не оспаривая наличия в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, выражает несогласие с решением суда о необходимости замены назначенного административного штрафа на предупреждение. Учитывая направленность диспозиции ст. 16.3 КоАП РФ на защиту экономических интересов государства, безопасность жизни и здоровья людей, вывод суда первой инстанции о назначении наказания в виде предупреждения основан на неправильном применении норм материального права. Наличие у лица, привлекаемого к административной ответственности, статуса субъекта малого или среднего предпринимательства без учета характера совершенного правонарушения не является основанием применения ст. 4.1.1 КоАП РФ. При таких обстоятельствах освобождение ООО "Игромаркет" от административного наказания создает ситуацию безнаказанности и предпосылки для продолжения совершения действий, нарушающих требования Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).
ООО "Игромаркет" в отзыве ссылается на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 30.07.2022 должностным лицом отдела контроля за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля Тюменской таможни при проведении проверочных мероприятий на 444 км автомобильной дороги Р-254 "Иртыш" вблизи г. Петухово, Петуховского района, Курганской области остановлено транспортное средство Газель, государственный регистрационный знак М944АА774, следующее из Российской Федерации в Республику Казахстан под управлением Гусейнова С.И.
При проверке документов на перевозимые товары, представленных Гусейновым С.И., установлено, что в указанном транспортном средстве перемещается консолидированный груз (канцелярия, игрушки) в количестве 63 мест, грузоотправителем и продавцом товаров является ООО "Игромаркет".
В ходе осуществления таможенного контроля установлено, что часть перевозимых товаров в грузовом отделении транспортного средства Газель, государственный регистрационный знак М944АА774, входит в перечень товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок вывоза за пределы Российской Федерации, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 N 312 "О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы территории Российской Федерации", разрешительные документы на вывоз товара заявителем административному органу представлены не были.
12.12.2022 должностным лицом Тюменской таможни по факту выявленных нарушений в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении.
Постановлением административного органа N 10503000-2135/2022 от 23.01.2023 ООО "Игромаркет" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.3 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Посчитав указанное постановление незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, пришел к выводу о наличии в действиях ООО "Игромаркет" состава вменяемого административного правонарушения по статье 16.3 КоАП РФ, при этом установил основания для замены назначенного административным органом штрафа на предупреждение.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции правильными.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из этой нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Статьей 16.3 КоАП РФ предусмотрено, что несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Объектом данного правонарушения является порядок соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Объективную сторону правонарушения составляют несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, является лицо, на которое возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Привлекая декларанта к административной ответственности, таможенный орган исходил из того, что заявителем не были соблюдены запреты и ограничения, установленные международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Пунктом 1 статьи 7 ТК ЕАЭС установлено, что товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Под запретами и ограничениями в силу положений подпункта 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС понимаются применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе, меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
Статьей 106 ТК ЕАЭС предусмотрено, что в декларации на товары, помимо прочих, указываются сведения о соблюдении запретов и ограничений.
Пункт 1 статьи 80 ТК ЕАЭС также устанавливает, что лица, определенные ТК ЕАЭС, обязаны представлять таможенным органам документы и (или) сведения, необходимые, согласно ТК ЕАЭС, для совершения таможенных операций.
В силу пункта 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
Согласно положениям статьи 105 ТК ЕАЭС декларирование товаров осуществляется путем заявления о них в таможенной декларации сведений, необходимых для таможенных целей, в том числе о соблюдении запретов и ограничений.
В силу пункта 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.03.2022 N 100 "О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности" до 31.12.2022 включительно в целях обеспечения интересов и безопасности Российской Федерации применяются следующие специальные экономические меры: запрет на вывоз за пределы территории РФ и (или) ввоз на территорию РФ продукции и (или) сырья согласно перечням, определяемым Правительством РФ; ограничения на вывоз за пределы территории РФ и (или) ввоз на территорию РФ продукции и (или) сырья согласно перечням, определяемым Правительством РФ.
Для реализации данного указа Правительством Российской Федерации установлен разрешительный порядок вывоза отдельных видов товаров за пределы территории Российской Федерации, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 N 312.
Из материалов дела следует, что 30.07.2022 на 444 км автомобильной дороги Р-254 "Иртыш" вблизи г. Петухово, Петуховского района, Курганской области ООО "Игромаркет" на транспортном средстве Газель, государственный регистрационный знак М944АА774, под управлением водителя Гусейнова С.И., следующего из Российской Федерации в Республику Казахстан, ООО "Игромаркет" вывозило из Российской товары, включенные в перечень (приложение N 3) к Постановлению Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 N 312 "О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы территории Российской Федерации" в отсутствие соответствующих разрешений.
Таким образом, таможенным органом доказано в действиях ООО "Игромаркет" события и объективной стороны административного правонарушения по статьи 16.3 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таможенный орган и суд первой инстанции пришли к правильному выводу о том, что общество имело возможность для выполнения возложенных на него обязанностей по соблюдению установленного порядка вывоза товаров, соблюдению разрешительного порядка вывоза товаров, включенных в перечень (приложение N 3) постановлением Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 N 312, однако заявитель не предпринял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины ООО "Игромаркет" в совершении административного правонарушении по статье 16.3 КоАП РФ.
Таким образом, таможенным органом доказано наличие в действиях ООО "Игромаркет" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ.
Оспариваемое постановление вынесено таможенным органом в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Процедура привлечения к административной ответственности проверена судом апелляционной инстанции. Существенных нарушений не допущено.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для признания вмененного правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в указанной части не имеется.
Обстоятельств, исключающих привлечение заявителя к административной ответственности, судом также не выявлено.
Суд первой инстанции правильно установил наличие правовых оснований для замены административного штрафа на предупреждение, с учетом изменений, внесенных в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Санкцией статьи 16.3 КоАП РФ не предусмотрено административное наказание в виде предупреждения, административное правонарушение по статье 16.3 КоАП РФ не отнесено к административным правонарушениям, при совершении которых недопустима замена административного штрафа на предупреждение.
Суд первой инстанции установил, что доказательств причинения заявителем вреда материалы дела не содержат и таможенным органом не представлено, действия (бездействия) ООО "Игромаркет" не привели к негативным последствиям, прямой ущерб охраняемым законом интересам и экономической безопасности государства отсутствует.
ООО "Игромаркет" ранее не привлекалось к административной ответственности за нарушение таможенного законодательства по статье 16.3 КоАП РФ, является субъектом.
На основании изложенного, суд первой инстанции в силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ при установлении обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, правомерно заменил назначенный обществу административный штраф в размере 50 000 рублей на предупреждение.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, и не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.04.2023 (мотивированное решение от 28.04.2023) по делу N А76-3242/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Тюменской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-3242/2023
Истец: ООО "Игромаркет"
Ответчик: Тюменская таможня