г. Владимир |
|
26 июня 2023 г. |
Дело N А43-36759/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.06.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 26.06.2023.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М. Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининой Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Елисеевой Надежды Алексеевны (ИНН 644917554224, ОГРНИП 311644918700083) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.02.2023 по делу N А43-36579/2022, принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Елисеевой Надежды Алексеевны о признании недействительным приказа Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу от 27.10.2022 N 285.
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "ЛукБелОйл" - Черноморец О.Н. по доверенности от 30.12.2022 N 91 сроком до 31.12.2023 (т. 2, л.д. 77) (представлен диплом о высшем юридическом образовании) (т. 2. л.д. 78).
Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу, Министерство обороны Российской Федерации, Ровенская районная Администрация Ровенского Муниципального района Саратовской области, индивидуальный предприниматель Елисеева Надежда Алексеевна - надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ЛукБелОйл" (далее по тексту - Общество) обратилось в Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (далее по тексту - Департамент) с заявлением об изъятии для государственных нужд Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 64:28:020302:16 площадью 1 750 000 кв.м., расположенного по адресу: Саратовская область, р-н Ровенский, Приволжский округ, в 8 км на восток от с. Яблоновка, южная граница проходит вдоль оврага Октябрьский, и земельного участка с кадастровым номером 64:28:020303:18 площадью 1 978 900 кв.м, расположенного по адресу: Саратовская область, р-н Ровенский, Приволжский округ, в 12,7 км на с-в от с. Яблоновка, северная и западная границы проходят вдоль посадок вдоль оврага Октябрьский.
Департаментом 27.10.2022 издан приказ N 285 об изъятии земельных участков с условным номером 64:28:020302:16:ЗУ1 площадью 117 456 кв.м, и с условным номером 64:28:020303:18:ЗУ1 площадью 145 272 кв.м, для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя.
Не согласившись с данным приказом, индивидуальный предприниматель Елисеева Надежда Алексеевна обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его недействительным.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Общество; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Ровенская районная Администрация Ровенского Муниципального района Саратовской области, Министерство обороны Российской Федерации.
Решением от 27.02.2023 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Елисеева Н.А. указывает, что суд первой инстанции не применил подлежащую применению статью 49 Земельного кодекса Российской Федерации. Считает, что по настоящему делу суд первой инстанции не установил, какой исключительный случай явился основанием для изъятия земельных участков, сам по себе факт планируемого использования земельного участка в целях добычи тех или иных природных ресурсов не может являться единственным и безусловным основанием для изъятия земли у собственников и землепользователей.
Указывает, что Департамент не представил доказательств того, что экономически и социально выгоднее для соответствующего публично-правового образования иное использование земельного участка вследствие его изъятия по сравнению с существующим (изымаемые земельные участки используются для производства сельскохозяйственной продукции (зерна).
Обращает внимание, что суд первой инстанции не принял во внимание то обстоятельство, что срок действия лицензии СРТ 01567 НП заканчивается 08.10.2023.
Считает выводы суда первой инстанции о возможности строительства объектов в запретной зоне 42 авиационного полигона Министерства обороны Российской Федерации основанными на неверном толковании норма права.
Полагает ошибочным вывод суда о том, что пунктом 7 статьи 56.6. Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены исчерпывающие основания, влекущие отказ органа исполнительной власти в принятии решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, чем применяет норму права, не подлежащую применению.
Департамент и Общество в отзывах на апелляционную жалобу считают решение суда законным и обоснованным, просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерство обороны Российской Федерации в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что согласно информации, поступившей от ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Министерства обороны России, земельные участки с кадастровыми номерами 64:28.020303:18, 64:28:020302:16 учреждению не передавались, отдельными приказами за учреждением не закреплялись. Вышеуказанные земельные участки расположены в запретной зоне военного объекта 42 авиационного полигона Министерства обороны Российской Федерации с реестровым номером 64:38-6.319, установленной на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 12.09.2017. Земельный участок с кадастровым номером 64:28:020303:18 является смежным по отношению к земельному участку с кадастровым номером 64:38:000000:3, земельный участок с кадастровым номером 64:28:020302:16 расположен на удалении 5 000 м. от земельного участка с кадастровым номером 64:38:000000:3.
Министерство обороны Российской Федерации заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в установленный законом срок не представили.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок.
Пунктом 3 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Со дня прекращения прав на изъятый земельный участок прежнего правообладателя прекращаются сервитут, залог, установленные в отношении такого земельного участка, а также договоры, заключённые данным правообладателем в отношении такого земельного участка.
В случае если изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд делает невозможным исполнение правообладателем земельного участка иных обязательств перед третьими лицами, в том числе обязательств, основанных на заключённых правообладателем земельного участка с такими лицами договорах, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд является основанием для прекращения этих обязательств (пункт 4 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нём объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
По смыслу пункта 3 части 2 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации принятие решения об изъятии земельных участков для государственных нужд должно быть обосновано лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счёт средств недропользователя).
Согласно части 4 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В силу пункта 3 части 1 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления вправе обратиться организации, являющиеся недропользователями, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счёт средств недропользователей.
В соответствии с частью 4 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации в ходатайстве об изъятии должна быть указана цель изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Ходатайство об изъятии может быть подано в отношении одного или нескольких земельных участков (часть 5 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 11 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации, принимают решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии в следующих случаях: не соблюдены условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предусмотренные статьёй 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации; ходатайством об изъятии предусмотрено изъятие земельного участка по основаниям, не предусмотренным федеральными законами; схема расположения земельного участка, приложенная к ходатайству об изъятии, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пунктах 1, 3-5 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293 утверждено Положение о Федеральном агентстве по недропользованию (далее - Положение N 293).
По смыслу пункта 5.3.9 Положения N 293 Федеральное агентство по недропользованию осуществляет в установленной сфере деятельности принятие решения об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), если принятие такого решения обосновано лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счёт средств недропользователя).
Федеральное агентство по недропользованию осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4 Положения N 293).
В силу пункта 1.1 Положения о департаменте по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (утверждено Приказом Федерального агентства по недропользованию от 31.03.2014 N 192) Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу является территориальным органом межрегионального уровня, осуществляющим функции Федерального агентства по недропользованию на территории части субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа.
Приказом Федерального агентства по недропользованию от 07.04.2016 N 255 осуществление полномочий по принятию решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования возложено на территориальные органы Федерального агентства по недропользованию по месту нахождения изымаемого земельного участка.
С учётом местонахождения земельных участков с кадастровым номером 64:28:020302:16:ЗУ1 и 64:28:020303:18:ЗУ1 (Саратовская область) Департамент является уполномоченным на издание приказа об изъятии этого земельного участка государственным органом.
Как следует из материалов дела, Елисеева Н.А. является арендатором земельного участка с кадастровым номером 64:28:020302:16 площадью 1 750 000 кв.м., расположенного по адресу: Саратовская область, р-н Ровенский, Приволжский округ, в 8 км на восток от с. Яблоновка, южная граница проходит вдоль оврага Октябрьский, и земельного участка с кадастровым номером 64:28:020303:18 площадью 1 978 900 кв.м, расположенного по адресу: Саратовская область, р-н Ровенский, Приволжский округ, в 12,7 км на с-в от с. Яблоновка, северная и западная границы проходят вдоль посадок вдоль оврага Октябрьский, на основании договоров аренды находящихся в государственной собственности земельных участков, заключенных с Администрацией (договор аренды от 30.11.2010 N 0455-А-СК, соглашение от 04.12.2018 N 2).
Данные земельные участки имеют категорию земель: земли сельскохозяйственного назначения и вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.
Судом установлено, что Общество является обладателем лицензии СРТ 01567 НП от 09.10.2013 на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ "для геологического изучения нижележащих горизонтов разрабатываемых месторождений полезных ископаемых". Наименование участка недр, предоставленного в пользование: Гурьяновский. Участок недр расположен в Энгельсском и Ровенском районах Саратовской области.
В соответствии со статьями 56.3, 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2015 N 442, Общество, как недропользователь и владелец лицензии на пользование недрами, имеет право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя.
Судом установлено, что Общество 20.09.2022 обратилось в Департамент с заявлением об изъятии спорных земельных участков для государственных нужд Российской Федерации.
По итогу рассмотрения заявления Департаментом был издан Приказ от 27.10.2022 N 285 об изъятии земельных участков с условным номером 64:28:020302:16:ЗУ1 площадью 117 456 кв.м, и с условным номером 64:28:020303:18:ЗУ1 площадью 145 272 кв.м, для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя.
Как верно отмечено судом первой инстанции, принятию уполномоченным органом решения об изъятии земельных участков не предшествует определение иных способов пользования изымаемым земельным участком (аренда, публичный сервитут, сервитут и т.д.).
В соответствии с действующим законодательством, право недропользователя на изъятие земельного участка для проведения работ, связанных с использованием недр, не обусловлено его обязанностью доказать невозможность использования спорного участка на иных основаниях.
Довод Елисеевой Н.А. о нарушении её прав в сфере предпринимательской деятельности судом правомерно отклонен, поскольку в настоящем случае на основании оспариваемого Приказа у индивидуального предпринимателя прекращается право аренды, а не собственности, то есть фактически только право пользования спорными земельными участками, при этом прекращение этого права подлежит в силу закона возмещению путем выплаты заявителю сумм как прямого ущерба, так и упущенной выгоды.
Как уже отмечалось ранее, в порядке пункта 1 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом, принявшим решение об изъятии, а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство, заключается соглашение об изъятии недвижимости (в письменной форме).
В соответствии подпунктом 7 пункта 1 статьи 56.9 Земельного кодекса Российской Федерации соглашение об изъятии недвижимости для государственных нужд включает в себя размер и порядок выплаты возмещения за изымаемые земельные участки.
Согласно пункту 13 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации возмещение за изымаемые земельные участки, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, поданного организацией, осуществляется за счет средств указанной организации, в данном случае - за счет Общества.
Также правомерно отклонен довод Елисеевой Н.А. о невозможности изъятия для государственных нужд Российской Федерации двух земельных участков общей площадью 262 728 кв.м, поскольку Приложением N 3 к лицензии СРТ 01567 НП от 09.10.2013 установлено, что площадь участка недр составляет 84,75 кв.м (84 750 000 кв.м), а не 84,75 кв.м, в связи с чем в границы участка недр полностью вошли подлежащие образованию земельный участок с условным номером 64:28:020302:16:ЗУ 1 площадью 117 456 кв.м и земельный участок с условным номером 64:28:020303:18:ЗУ1 площадью 145 272 кв.м.
Довод Елисеевой Н.А. о невозможности использования для добычи полезных ископаемых земельного участка с кадастровым номером 64:28:020303:18 из-за его нахождения в зоне с особыми условиями использования территорий (запретной зоне 42 авиационного полигона Министерства обороны Российской Федерации) обоснованно отклонен судом в силу следующего.
В границах зон с особыми условиями использования территорий, установленных, в том числе в силу закона, до 1 января 2025 года, независимо от ограничений использования земельных участков, установленных в границах таких зон, допускаются использование земельных участков для строительства объектов капитального строительства на основании разрешений на строительство, выданных до 1 января 2025 года, или в случае начала строительства объектов капитального строительства до 1 января 2025 года, если для строительства указанных объектов капитального строительства не требуется выдача разрешений на строительство (пункт 2 часть 33 статьи 26 Закона N 342-ФЗ); использование зданий, сооружений, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до 1 января 2025 года или которые построен в соответствии с пунктом 2 настоящей части и в соответствии с их видом разрешенного использования (пункт 3 часть 33 статьи 26 Закона N 342-ФЗ).
Из пояснений заинтересованных лиц следует, что геологическое изучение недр (в разрезе рассматриваемой лицензии Общества СРТ 01567 НП от 09.10.2013) на изымаемых спорных земельных участках не ограничивается бурением поисково-оценочных скважин, а включает в себя комплекс геологоразведочных работ: структурно-геологическую (структурно-геоморфологическую) съемки; гравиразведку, магниторазведку и электроразведку; сейсморазведку по системе взаимоувязанных профилей; специальные работы и исследования по прогнозу геологического разреза и прямым поискам.
В границах зон с особыми условиями использования территорий, установленных в том числе в силу закона до 1 января 2025 г. (за исключением зон с особыми условиями использования территорий, указанных в части 27 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", то есть на приаэродромной территории), независимо от ограничений использования земельных участков, установленных в границах таких зон, допускается использование земельных участков для строительства объектов капитального строительства на основании разрешений на строительство, выданных до 1 января 2025 г., а также использование зданий, сооружений, которые построены, реконструированы в соответствии с их видом разрешенного использования (назначения).
Приаэродромная территория в границах вышеуказанной запретной зоны отсутствует, в связи с чем режим использования земельного участка с кадастровым номером 64:28:020303:18 регулируется положениями части 33 статьи 26 Федерального закона от 03 августа 2018 года N 342-ФЗ, который не препятствует его изъятию для государственных нужд Российской Федерации в целях проведения работ, связанных с пользованием недрами.
Кроме того как верно отмечено судом первой инстанции, что все приведенные индивидуальным предпринимателем в заявлении доводы не указаны в условиях пункта 7 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации как обстоятельства, влекущее отказ органа исполнительной власти в принятии решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Следовательно, приказ Департамента соответствует законодательству, условия его принятия соблюдены.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных предпринимателем требований.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции дана оценка представленным в материалы дела документам и доводам предпринимателя.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на предпринимателя. При этом излишне уплаченная Елисеевой Н.А. при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 2850 рублей подлежит возврату.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.02.2023 по делу N А43-36579/2022 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Елисеевой Надежды Алексеевны оставить без удовлетворения.
Возвратить Елисеевой Надежде Алексеевне из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2850 рублей, уплаченную по платежному поручению от 23.03.2023 N 97.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-36579/2022
Истец: ИП Елисеева Надежда Алексеевна
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО ПРИВОЛЖСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, ООО "ЛУКБЕЛОЙЛ", Ровенская районная Администрация Ровенского Муниципального района Саратовской области