город Воронеж |
|
26 июня 2023 г. |
Дело N А48-11530/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июня 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Песниной Н.А.,
судей Капишниковой Т.И.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Климентовым А.А.,
при участии:
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям: Афонин В.И. - представитель по доверенности N 698 от 15.06.2023 сроком на один год; Красковская О.В. - представитель по доверенности N 676 от 06.03.2023 сроком на один год; Карлова Ж.М. - представитель по доверенности N 670 от 01.02.2023 сроком на один год;
от общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение "Бетагран Семена": Весельницкая Н.В. - представитель по доверенности от 04.10.2022 сроком на один год;
от акционерного общества "Щелково Агрохим": Верховский О.Ю. - представитель по доверенности N 1149 от 06.04.2023 сроком на один год,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям на решение Арбитражного суда Орловской области от 21.03.2023 по делу N А48-11530/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение "Бетагран Семена" (ОГРН 1195749004142, ИНН 5720024276) к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям (ОГРН 1075752001830, ИНН 5753041975) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
третье лицо: акционерное общество "Щелково Агрохим" (ОГРН 1025006519427, ИНН 5050029646),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение "Бетагран Семена" (далее - ООО НПО "Бетагран Семена", Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям (далее - Управление Россельхознадзора по Орловской и Курской областям, Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 14.12.2022 N 03-59-К-Ю/2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 10.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и признании незаконным представления от 14.12.2022 N 03-59-К-Ю/2022 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечено акционерное общество "Щелково Агрохим" (далее - АО "Щелково Агрохим").
Решением Арбитражного суда Орловской области от 21.03.2023 по делу N А48-11530/2022 заявленные требования удовлетворены, признано незаконным и отменено полностью постановление Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям от 14.12.2022 по делу об административном правонарушении N 03-59- К-Ю/2022 и представление от 14.12.2022 N 03-59-К-Ю/2022 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Россельхознадзора по Орловской и Курской областям обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель приводит иную оценку фактических обстоятельств дела, ссылаясь на наличие состава вмененного административного правонарушения.
В письменных объяснениях на апелляционную жалобу ООО НПО "Бетагран Семена" оспаривает доводы административного органа, поддерживая выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям поддержали доводы апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, без учета фактических обстоятельств дела, просили суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО НПО "Бетагран Семена" полагал обжалуемое решение законным и обоснованным, по основаниям, изложенным в письменных объяснениях на апелляционную жалобу, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель АО "Щелково Агрохим" поддержал правовую позицию Общества.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав правовые позиции представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании требования Генеральной прокуратуры Российской Федерации (т.1 л.д.67-68) в связи с выявлением карантинного заболевания (карликовой головни пшеницы) в семенном материале сельскохозяйственного предприятия на основании решения заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям от 15.11.2022 N 730-р (т.1 л.д.15-16) при предварительном уведомлении проверяемого лица (т.1 л.д.73,75) в рамках федерального государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) с привлечением экспертной организации ФГБУ "ВНИИКР" в период с 18.11.2022 по 25.11.2022 в отношении ООО НПО "Бетагран Семена" проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований.
По результатам исследования представленных проверяемым лицом документов (т.1 л.д.76-79) административным органом, в числе прочего, было установлено, что по товарно-транспортной накладной (зерно) N 472 от 21.10.2022 (т.1 л.д.18) ООО НПО "Бетагран Семена" из карантинной фитосанитарной зоны, установленной Приказом Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям от 22.10.2008 N 3233 "Об установлении карантинной фитосанйтарной зоны и карантинного фитосанитарного режима" (т.1 л.д.29-30) в адрес ООО "Агроконсалтинг" осуществило отгрузку семян озимой пшеницы следующих сортов: "Изумруд Дубовицкого" РННС в количестве 300 кг, "Синева" РННС в количестве 300 кг, "Зорро" РННС в количестве 300 кг, "Система" РННС в количестве 300 кг, "Володя" ЭС в количестве 300 кг, - подкарантинной продукции, - без карантинного сертификата и указания в сопроводительной товарно-транспортной накладной уникального номера карантинного сертификата (т.1 л.д.118-119).
Среди сортов озимой пшеницы, отгруженных в адрес ООО "Агроконсалтинг", присутствует сорт, в котором ранее был выявлен карантинный объект - карликовая головня пшеницы (Tilletia controversa Кuhn), согласно заключению ФГБУ "ВНИИЗЖ" от 19.09.2022 N 001865-010-22.
Приведенные обстоятельства оценены административным органом как нарушение требований частей 1,6 статьи 21 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений".
По результатам проверки составлен акт проверки от 25.11.2022 N 730-к (т.1 л.д.19-25).
По факту выявленного в ходе внеплановой выездной проверки нарушения 07.12.2022 (с учетом изменения даты составления протокола по ходатайству представителя Общества - т.2 л.д.5) при предварительном уведомлении лица, привлекаемого к административной ответственности (т.2 л.д.1-2,6), должностным лицом Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям в отношении ООО НПО "Бетагран Семена" в присутствии представителей последнего составлен протокол N 03-59-К-Ю/2022 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 10.2 КоАП РФ, в связи с нарушением требований частей 1,6 статьи 21, пунктов 1,10 части 1 статьи 32 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений", выразившихся в нарушении порядка вывоза из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, которое могло повлечь за собой риск распространения карантинных объектов на территории Российской Федерации, его копия под подпись вручена представителю Общества (т.1 л.д.26-27). Определением от 07.12.2022 назначены время и место рассмотрения дела об административном правонарушении, его копия под подпись вручена представителю Общества (т.2 л.д.13-15).
Постановлением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям от 14.12.2022 N 03-59-К-Ю/2022 по делу об административном правонарушении при предварительном уведомлении лица, привлекаемого к административной ответственности, ООО НПО "Бетагран Семена" в присутствии представителей последнего признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5000 руб. (т.1 л.д.10-12). В адрес Общества также внесено представление от 14.12.2022 N 03-58-К-Ю/2022 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (т.1 л.д.14).
Полагая принятое постановление о привлечении к административной ответственности и вынесенное на его основании представление незаконными, ООО НПО "Бетагран Семена" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд Орловской области заявленные требования удовлетворил, признав незаконным и отменив оспариваемое постановление и представление.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Частью 4 статьи 210 АПК РФ установлено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
С учетом представленных в материалы дела доказательств судебная коллегия не усматривает нарушений компетенции и процедуры привлечения к административной ответственности. Управление Россельхознадзора по Орловской и Курской действовала в рамках предоставленных законодательством полномочий (статьи 28.1, 23.14, часть 1 статьи 28.3 КоАП РФ, статей 5,7 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений", пункта 5 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 327, пункта 3 Положения о федеральном государственном карантинном фитосанитарном контроле (надзоре), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 995 "Об утверждении Положения о федеральном государственном карантинном фитосанитарном контроле (надзоре)", Приказ Россельхознадзора от 02.05.2012 N 220 "О перечне должностных лиц Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных управлений, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях"), лицо, привлекаемое к административной ответственности, надлежащим образом извещалось о составлении протокола об административном правонарушении и о рассмотрении дела об административном правонарушении, его представители присутствовали при составлении протокола об административном правонарушении и при рассмотрении дела об административном правонарушении. Нарушений, носящих существенный характер и не позволяющих всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
В соответствии со статьей 10.2 КоАП РФ нарушение порядка ввоза на территорию Российской Федерации и в свободные от карантинных объектов зоны, вывоза с территории Российской Федерации и из карантинных фитосанитарных зон подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения охраны растений и территории Российской Федерации от распространения по ней карантинных объектов.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.2 КоАП РФ, образует, в частности, нарушение порядка вывоза из карантинных фитосанитарных зон подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза).
Субъектом рассматриваемого правонарушения является лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции.
Субъективная сторона данного деяния для юридических лиц характеризуется виной, которая заключается в том, что лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства при наличии такой возможности.
Основные права и обязанности физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей (включая иностранных граждан и лиц без гражданства, должностных лиц), российских юридических лиц, иностранных организаций в области карантина растений определены Федеральным законом от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений" (далее - Закон N 206-ФЗ).
Статьей 2 Закона N 206-ФЗ карантинная фитосанитарная зона определена как территория, на которой введен карантинный фитосанитарный режим вследствие выявления карантинных объектов и осуществляется борьба с ними (пункт 17), карантинный фитосанитарный режим - как комплекс мер, направленных на создание условий для локализации очага карантинного объекта и (или) ликвидации популяции карантинного объекта в карантинной фитосанитарной зоне в соответствии с законодательством Российской Федерации в области карантина растений и программой локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта в целях обеспечения карантина растений и предотвращения дальнейшего распространения карантинных объектов в карантинной фитосанитарной зоне (пункт 19), подкарантинная продукция - как растения, растительная продукция, тара, упаковка, в том числе упаковочные материалы, грузы, почва, организмы или материалы, которые могут быть носителями карантинных объектов и (или) способствовать их распространению и в отношении которых необходимо принятие карантинных фитосанитарных мер (пункт 29), подкарантинные объекты - как земельные участки любого целевого назначения, здания, строения, сооружения, резервуары, места складирования (помещения), оборудование, транспортные средства, контейнеры, иные объекты, которые способны являться источниками проникновения на территорию Российской Федерации и (или) распространения по ней карантинных объектов (пункт 30), карантинный сертификат - как документ, который удостоверяет соответствие партии подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям и выдан федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, при перемещении подкарантинной продукции по территории Российской Федерации (пункт 15).
В силу пунктов 1, 9-10 части 1 статьи 32 Закона N 206-ФЗ граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, обязаны: выполнять карантинные фитосанитарные требования; осуществлять перевозку подкарантинной продукции с применением мер, исключающих возможность ее потерь и возможность заражения и (или) засорения территории Российской Федерации карантинными объектами; выполнять другие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации в области карантина растений, правилами и нормами обеспечения карантина растений.
В соответствии с пунктам 4-6 части 1 статьи 5 Закона N 206-ФЗ к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, относятся, в том числе и: установление карантинного фитосанитарного состояния территории Российской Федерации, карантинное фитосанитарное обследование растений в вегетационный период как в зонах их возделывания (лаборатории, питомники, плантации, поля, сады, теплицы и другие), так и в зонах произрастания дикорастущих растений, а также хранимых или транспортируемых растений и растительной продукции; введение временных ограничений на ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции и (или) установление карантинных фитосанитарных требований к подкарантинной продукции, ввоз которой осуществляется в Российскую Федерацию; установление и упразднение карантинных фитосанитарных зон, введение и отмена карантинного фитосанитарного режима, организация осуществления мероприятий по локализации очага карантинного объекта и (или) ликвидации популяции карантинного объекта.
Согласно части 1 статьи 6 Закона N 206-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, обеспечивают открытый доступ к данным в области карантина растений путем размещения на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" следующих видов информации:
1) перечень карантинных объектов; 2) перечень подкарантинной продукции; 3) карантинные фитосанитарные требования; 4) карантинные фитосанитарные требования иностранных государств к подкарантинной продукции, вывозимой из Российской Федерации; 5) перечень карантинных фитосанитарных зон; 6) реестр зон, участков выращивания для Российской Федерации посадочного материала, семян (семенного материала), свободных от карантинных объектов и расположенных в иностранных государствах, группах иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов; 7) ежегодная информация о карантинном фитосанитарном состоянии территории Российской Федерации в части, не отнесенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну; 8) реестр подкарантинных объектов, использующих технологии, обеспечивающие лишение карантинных объектов жизнеспособности; 9) ежегодный план проведения плановых проверок при осуществлении федерального государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора); 10) решения о введении временных ограничений на ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции и (или) об установлении карантинных фитосанитарных требований к подкарантинной продукции, ввоз которой осуществляется в Российскую Федерацию. Размещение указанной информации осуществляется в течение одного дня со дня введения данных ограничений и установления дополнительных карантинных фитосанитарных требований.
В силу части 1 статьи 19 Закона N 206-ФЗ карантинный фитосанитарный режим может быть введен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, либо его территориальным органом в случае выявления заражения и (или) засорения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов карантинными объектами.
В случае подтверждения информации о заражении и (или) засорении подкарантинной продукции, подкарантинных объектов карантинными объектами федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, или его территориальный орган в течение одного дня со дня получения результатов лабораторных исследований в области карантина растений принимает решение: 1) о введении карантинного фитосанитарного режима и об установлении карантинной фитосанитарной зоны; 2) о нецелесообразности введения карантинного фитосанитарного режима и установления карантинной фитосанитарной зоны (часть 3 статьи 19 Закона N 206-ФЗ).
Частью 6 статьи 19 Закона N 206-ФЗ предусмотрено, что карантинная фитосанитарная зона устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, или его территориальным органом на земельных участках в границах очага карантинного объекта, включая буферную зону очага карантинного объекта, с учетом соответственно их площади, рельефа местности, конфигурации земельных участков, биологических особенностей карантинного объекта, анализа фитосанитарного риска, в том числе потенциальной опасности распространения карантинного объекта вследствие естественных причин, связанных с погодными условиями, паводков или иных природных факторов.
В соответствии с частью 7 статьи 19 Закона N 206-ФЗ копия решения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, об установлении карантинной фитосанитарной зоны и (или) о наложении карантина направляется в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, в течение одного дня со дня принятия данного решения.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, осуществляет формирование и ведение базы открытых данных карантинных фитосанитарных зон в электронной форме (часть 8 статьи 19 Закона N 206-ФЗ).
В течение одного рабочего дня со дня принятия решения об установлении карантинной фитосанитарной зоны и (или) о наложении карантина федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, вносит соответствующие сведения в базу открытых данных карантинных фитосанитарных зон (часть 9 статьи 19 Закона N 206-ФЗ).
В силу части 2 статьи 18 Закона N 206-ФЗ карантинный фитосанитарный режим вводится в карантинной фитосанитарной зоне (включая буферную зону очага карантинного объекта, в которой находятся здания, строения, сооружения, места производства (в том числе переработки), реализации или складирования подкарантинной продукции, зараженной и (или) засоренной карантинным объектом), а также в отношении оборудования, транспортного средства, помещения, в котором находится такая подкарантинная продукция.
На период действия карантинного фитосанитарного режима могут устанавливаться запреты и (или) ограничения в отношении вывоза без карантинного сертификата из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в связи с выявлением которого введен карантинный фитосанитарный режим (пункт 5 части 3 статьи 18 Закона N 206-ФЗ).
Частью 1 статьи 21 Закона N 206-ФЗ установлено, что в случае введения карантинного фитосанитарного режима и установления временных ограничений, предусмотренных пунктом 5 части 3 статьи 18 настоящего Федерального закона, вывоз из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в связи с выявлением которого введен карантинный фитосанитарный режим, осуществляется на основании карантинного сертификата в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Частью 2 статьи 21 Закона N 206-ФЗ определен перечень документов, предоставляемых для получения карантинного сертификата гражданином, юридическим лицом в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, или его территориальный орган.
Карантинный сертификат оформляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, в течение трех дней со дня представления гражданином, юридическим лицом документов и сведений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, путем внесения соответствующих сведений в федеральную государственную информационную систему в области карантина растений, после чего карантинному сертификату присваивается уникальный идентификационный номер (часть 3 статьи 21 Закона N 206-ФЗ).
В силу части 6 статьи 21 Закона N 206-ФЗ перевозка подкарантинной продукции, указанной в части 1 настоящей статьи, допускается при условии указания в документах, сопровождающих груз, уникального идентификационного номера карантинного сертификата.
С учетом приведенных нормативных положений для разрешения вопроса о наличии в деянии ООО НПО "Бетагран Семена" признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.2 КоАП РФ, которую в рассматриваемом случае образует нарушение порядка вывоза из карантинных фитосанитарных зон подкарантинной продукции, связанное с отсутствием карантинного сертификата и указания в сопроводительной товарно-транспортной накладной уникального номера карантинного сертификата, необходимо установить следующие обстоятельства: факт введения карантинного фитосанитарного режима и установления Управлением Россельхознадзора по Орловской и Курской областям карантинной фитосанитарной зоны, из которой осуществлялся вывоз подкарантинной продукции; факт вывоза подкарантинной продукции из карантинной фитосанитарной зоны; факт отсутствия карантинного сертификата на вывезенную из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинную продукцию и неуказание в сопроводительной товарно-транспортной накладной на подкарантинную продукцию уникального номера карантинного сертификата.
В соответствии с утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 "Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе" Перечнем подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе таможенного союза и таможенной территории таможенного союза (далее - Перечень N 318), пшеница, семена, плоды и споры для посева отнесены к подкарантинной продукции (подкарантинным грузам, подкарантинным материалам, подкарантинным товарам) с высоким фитосанитарным риском (Раздел I).
Пунктом 8 Приказа Минсельхоза России от 30.07.2020 N 432 семенной и посадочный материал так же включен в Перечень подкарантинной продукции, на которую выдается карантинный сертификат.
Представленной в материалы дела совокупностью доказательств подтверждено, ООО НПО "Бетагран Семена" по товарно-транспортной накладной (зерно) N 472 от 21.10.2022 в адрес ООО "Агроконсалтинг" осуществило отгрузку семян озимой пшеницы следующих сортов: "Изумруд Дубовицкого" РННС в количестве 300 кг, "Синева" РННС в количестве 300 кг, "Зорро" РННС в количестве 300 кг, "Система" РННС в количестве 300 кг, "Володя" ЭС в количестве 300 кг, таким образом, подкарантинной продукции, в отсутствие карантинного сертификата и указания в сопроводительной товарно-транспортной накладной уникального номера карантинного сертификата.
В этой связи административным органом доказаны факт вывоза подкарантинной продукции и факт отсутствия карантинного сертификата на вывезенную подкарантинную продукцию и неуказания в сопроводительной товарно-транспортной накладной на подкарантинную продукцию уникального номера карантинного сертификата.
В свою очередь, суд первой инстанции, исследовав представленные в материады дела доказательства, пришел к выводу о недоказанности введения карантинного фитосанитарного режима и установления Управлением Россельхознадзора по Орловской и Курской областям карантинной фитосанитарной зоны, из которой осуществлялся вывоз подкарантинной продукции, на момент вывоза такой продукции, с чем соглашается судебная коллегия.
На момент обнаружения события вменяемого административного правонарушения в ходе внеплановой выездной проверки административный орган в акте проверки от 25.11.2022 N 730-к указал, что карантинная фитосанитарная зона установлена Приказом Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям от 22.10.2008 N 3233 "Об установлении карантинной фитосанитарной зоны и карантинного фитосанитарного режима".
Оспариваемое постановление от 14.12.2022 N 03-59-К-Ю/2022 по делу об административном правонарушении, в свою очередь, содержит указание на наложение карантина на всю территорию Орловской области Постановлением Коллегии Орловской области от 14.08.2006 N 171 "О карантине растений в Орловской области" в связи с выявлением заражения (засорения) карантинными организмами повиликой (в 20 районах Орловской области) и золотистой картофельной нематодой (в 21 районе Орловской области), подтверждение Приказом Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям от 22.10.2008 N 3233 "Об установлении карантинной фитосанитарной зоны и карантинного фитосанитарного режима" распространения карантинного сорного растения повилики в 20 районах Орловской области, упразднение Приказом Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям от 11.11.2022 N 985 "Об упразднении карантинных фитосанитарных зон и отмене карантинных фитосанитарных режимов по повилике Cuscuta spp." 50 карантинных фитосанитарных зон, установленных приказом от 22.10.2008 N 3233, а также издание Приказа от 21.10.2022 N 938 "Об установлении карантинной фитосанитарной зоны и введении карантинного фитосанитарного режима по повилике Cuscuta spp.", которым установлена карантинная фитосанитарная зона и введен карантинный фитосанитарный режим по карантинному объекту повилике на земельном участке, на праве аренды принадлежащем Обществу.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что пунктом 1 Постановления Коллегии Орловской области от 14.08.2006 N 171 "О карантине растений в Орловской области" наложен карантин на территорию Орловской области по следующим карантинным объектам: по повилике - приложение N 1, по золотистой картофельной нематоде - приложение N 2 (т.2 л.д.24-25). В Приложении N 1 к таковому указан, в частности, Орловский район, в котором заражены 5 сельхозорганизаций с площадью заражения 220 га.
Пунктом 1 Приказа Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям от 22.10.2008 N 3233 "Об установлении карантинной фитосанитарной зоны и карантинного фитосанитарного режима" установлена карантинная фитосанитарная зона и карантинный фитосанитарный режим по повилике полевой на территории Орловской области на площади 3395,2 га на старых очагах (т.1 л.д.29, т.2 л.д.21-23), в Приложении N 1 содержащего аналогичные установленным Постановлением Коллегии Орловской области от 14.08.2006 N 171 сведения (Орловский район, в котором заражены 5 сельхозорганизаций с площадью заражения 220 га).
Пунктом 1 Приказа Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям от 11.11.2022 N 985 "Об упразднении карантинных фитосанитарных зон и отмене карантинных фитосанитарных режимов по повилике Cuscuta spp." упразднены 50 карантинных фитосанитарных зон (установленных приказом Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям от 22.10.2008 N 3233 "Об установлении карантинной фитосанитарной зоны и карантинного фитосанитарного режима") и отменены карантинные фитосанитарные режимы по повилике на общей площади 3395,2 га, в том числе в очагах 1,31706 га (т.1 л.д.52-54).
Пунктом 1 Приказа Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям от 21.10.2022 N 938 "Об установлении карантинной фитосанитарной зоны и введении карантинного фитосанитарного режима по повилике Cuscuta spp." установлена карантинная фитосанитарная зона и введен карантинный фитосанитарный режим по карантинному объекту повилике на земельных участках, расположенных на территории Орловского муниципального округа и Урицкого района Орловской области, на общей площади 434,15 га, в том числе в очаге площадью 146,15 га в границах земельного участка с кадастровым номером 57:10:0050101:1199, принадлежащего на праве аренды ООО НПО "Бетагран Семена" (т.2 л.д.26-27).
С учетом представленных в материалы дела доказательств и пояснений Управления суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на момент вывоза подкарантинной продукции ООО НПО "Бетагран Семена" по товарно-транспортной накладной (зерно) N 472 от 21.10.2022 в 9:53 (т.4 л.д.1) Приказ Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям от 21.10.2022 N 938 "Об установлении карантинной фитосанитарной зоны и введении карантинного фитосанитарного режима по повилике Cuscuta spp." в установленном порядке еще не был опубликован в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (09:55).
В свою очередь, ни из Постановления Коллегии Орловской области от 14.08.2006 N 171 "О карантине растений в Орловской области", ни из Приказа Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям от 22.10.2008 N 3233 "Об установлении карантинной фитосанитарной зоны и карантинного фитосанитарного режима" с достоверностью не усматривается, что карантинная фитосанитарная зона также была установлена и на территории, производственную деятельность на которой осуществляет ООО НПО "Бетагран Семена", тогда как надлежащих доказательств обратного административным органом в нарушение правил распределения бремени доказывания, установленных частью 4 статьи 210 АПК РФ представлено не было.
Доводы Управления о том, что Приказом Приказа Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям от 11.11.2022 N 985 "Об упразднении карантинных фитосанитарных зон и отмене карантинных фитосанитарных режимов по повилике Cuscuta spp." была упразднена лишь часть установленных Приказом Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям от 22.10.2008 N 3233 "Об установлении карантинной фитосанитарной зоны и карантинного фитосанитарного режима" карантинных фитосанитарных зон, сами по себе не свидетельствуют о том, что карантинная фитосанитарная зона ранее была установлена на территории, производственную деятельность на которой осуществляет ООО НПО "Бетагран Семена".
Таким образом, исследовав непосредственно относящиеся к признакам объективной стороны вменяемого административного правонарушения обстоятельства, суд апелляционной инстанции усматривает недоказанность Управлением Россельхознадзора по Орловской и Курской областям факта введения карантинного фитосанитарного режима и установления карантинной фитосанитарной зоны, из которой ООО НПО "Бетагран Семена" осуществлялся вывоз подкарантинной продукции, что свидетельствует в рассматриваемом случае об отсутствии всех признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.2 КоАП РФ.
Иным доводам сторон дана правовая оценка судом первой инстанции.
В силу пункта 6 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Пунктами 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ установлено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события и(или) состава административного правонарушения.
В свою очередь, в силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность (часть 3 статьи 1.5 КоАП РФ).
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5 КоАП РФ).
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В этой связи, частью 4 статьи 210 АПК РФ установлено распределение бремени доказывания по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, по которым обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Приведенные нормативные положения применительно к фактическим обстоятельствам дела свидетельствуют о незаконности оспариваемого постановления Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям от 14.12.2022 N 03-59-К-Ю/2022 по делу об административном правонарушении.
В силу положений части 1 статьи 29.13 КоАП РФ представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вносится при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению.
При этом обязательным условием вынесения такого представления является сам факт доказанности наличия в действиях лица состава административного правонарушения (причины и условия совершения которого подлежат устранению) и надлежащее оформление такого факта.
Следовательно, признание незаконным постановления о привлечении лица к административной ответственности по мотиву недоказанности состава административного правонарушения свидетельствует об отсутствии оснований для выдачи соответствующему лицу представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В связи с изложенным, суд первой инстанции с учетом разъяснений, приведенных в абзаце 4 пункта 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пришел к верному выводу о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления, а также внесенного на его основании представления.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 21.03.2023 по делу N А48-11530/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Песнина |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-11530/2022
Истец: ООО НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "БЕТАГРАН СЕМЕНА"
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям
Третье лицо: АО "ЩЕЛКОВО АГРОХИМ"