г. Киров |
|
26 июня 2023 г. |
Дело N А29-1781/2023 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ившиной Г.Г.
без вызова сторон
рассмотрев апелляционную жалобу акционерного общества "Коми тепловая компания"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 16.05.2023 (резолютивная часть вынесена 21.04.2023) по делу N А29-1781/2023, принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению акционерного общества "Коми тепловая компания"
(ИНН: 1101205461, ОГРН: 1041100412682)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (ИНН: 1101481197, ОГРН: 1021100514951)
потерпевший: Айвазян Фатима Гайковна
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Коми тепловая компания" (далее - заявитель, АО "КТК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - ответчик, антимонопольный орган, УФАС, Управление) N 02-01/1043 от 10.02.2023 о назначении административного наказания по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
К участию в деле привлечена Айвазян Фатима Гайковна (далее - Айвазян Ф.Г.).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 16.05.2023 заявленные требования удовлетворены частично, постановление от 10.02.2023 признано незаконным и изменено в части назначенного наказания.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "КТК" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе (с учетом ее письменных дополнений) заявитель указывает на отсутствие в действиях АО "КТК" состава вменяемого ему правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу УФАС отклоняет ее доводы, просит обжалуемое решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Айвазян Ф.Г. отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 19.05.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 20.05.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО "КТК" осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии.
31.10.2022 в УФАС поступила жалоба Айвазян Ф.Г. на нарушение со стороны АО "КТК" договора на подключение (технологическое присоединение) объекта к системе теплоснабжения в части нарушения срока подключения (технологического присоединения) объекта заявителя, включающего жилое (с кадастровым номером 11:09:5501002:5156) и нежилое (с кадастровым номером 11:09:5501002:5222) помещения, расположенные по адресу: Республика Коми, Удорский район, пгт. Усогорск, ул. Дружбы, д. 36.
В ходе рассмотрения заявления антимонопольным органом установлено, что 03.04.2021 между Обществом и Айвазян Ф.Г. (заказчик) заключен договор N 2-ТС/2021 на подключение (технологическое присоединение) объекта к системе теплоснабжения (далее - договор). Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению установлен до 03.10.2022 при условии своевременного и надлежащего исполнения заказчиком своих обязательств по настоящему договору в части подготовки объекта заказчика к подключению (технологическому присоединению) и оплаты услуг по подключению (технологическому присоединению) объекта (пункт 5 договора).
В предусмотренный договором срок Общество не осуществило технологическое присоединение объекта потребителя к системе теплоснабжения.
10.11.2022 на основании обращения Айвазян Ф.Г. антимонопольным органом вынесено определение о возбуждении в отношении АО "КТК" дела об административном правонарушении N 0011/04/9.21-987/2022 и проведении административного расследования по факту нарушения Обществом Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.07.2018 N 787 (далее - Правила N 787) в части неосуществления в установленный срок подключения (технологического присоединения) объекта Айвазян Ф.Г. к системе теплоснабжения.
По результатам проведения административного расследования антимонопольным органом 28.12.2022 в отношении Общества составлен протокол по делу об административном правонарушении, которым его деяние квалифицировано по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
30.12.2022 Управление, рассмотрев указанный протокол и иные материалы дела об административном правонарушении, вынесло постановление, в соответствии с которым Общество было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
АО "КТК" не согласилось с постановлением УФАС и обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности состава вмененного Обществу административного правонарушения. Вместе с тем суд с учетом конкретных обстоятельств дела счел необходимым снизить размер назначенного Обществу наказания до 50 000 рублей.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва Управления на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем теплоснабжения. Объективная сторона состоит в несоблюдении виновным лицом при подключении к системам теплоснабжения требований нормативных актов.
Правила подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.07.2018 N 787.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 N 2115 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя, которые вступили в силу 01.03.2022, при этом Правила N 787 утратили силу (далее - Правила N 2115).
Договор N 2-ТС/2021 на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения между АО "КТК" и Айвазян Ф.Г. заключен 03.04.2021, в связи с чем со дня его заключения до 01.03.2022, а также к его содержанию применимы положения Правил N 787.
В соответствии с пунктом 7 Правил N 787 основанием для заключения договора о подключении является подача заявителем заявки на подключение к системе теплоснабжения в случае:
необходимости подключения к системам теплоснабжения вновь создаваемого или созданного подключаемого объекта, но не подключенного к системам теплоснабжения, в том числе при уступке права на использование тепловой мощности увеличения тепловой нагрузки (для теплопотребляющих установок) или тепловой мощности (для источников тепловой энергии и тепловых сетей) подключаемого объекта;
реконструкции или модернизации подключаемого объекта, при которых не осуществляется увеличение тепловой нагрузки или тепловой мощности подключаемого объекта, но требуется строительство (реконструкция, модернизация) тепловых сетей или источников тепловой энергии в системе теплоснабжения, в том числе при повышении надежности теплоснабжения и изменении режимов потребления тепловой энергии.
Подключение источников тепловой энергии к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном настоящими Правилами.
Пункт 15 Правил N 787 предусматривает следующий порядок подключения к системам теплоснабжения:
а) направление исполнителю заявки о подключении к системе теплоснабжения;
б) заключение договора о подключении;
в) выполнение мероприятий по подключению, предусмотренных условиями подключения и договором о подключении;
г) составление акта о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя;
д) получение временного разрешения органа федерального государственного энергетического надзора для проведения пусконаладочных работ и комплексного опробования в отношении объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, указанных в пункте 49 настоящих Правил;
е) подача тепловой энергии и теплоносителя на объект заявителя на время проведения пусконаладочных работ и комплексного опробования;
ж) составление акта о подключении;
з) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию энергоустановки.
Согласно пунктам 25, 26 Правил N 787 для заключения договора о подключении заявитель направляет на бумажном носителе или в электронной форме в адрес исполнителя заявку на подключение к системе теплоснабжения, которая должна содержать сведения, предусмотренные указанными пунктами.
Из пункта 30 Правил N 787 следует, что договор о подключении заключается в простой письменной форме в 2 экземплярах - по одному для каждой из сторон.
Договор о подключении должен содержать следующие существенные условия:
а) перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению объекта к системе теплоснабжения и обязательства сторон по их выполнению;
б) срок подключения;
в) размер платы за подключение (в том числе с приложением расчета указанной платы);
г) порядок и сроки внесения заявителем платы за подключение;
д) размер и виды тепловой нагрузки подключаемого объекта;
е) местоположение точек подключения;
ж) условия и порядок подключения внутриплощадочных и (или) внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к системе теплоснабжения;
з) обязательства заявителя по оборудованию подключаемого объекта приборами учета тепловой энергии и теплоносителя;
и) ответственность сторон за неисполнение либо за ненадлежащее исполнение договора о подключении;
к) право заявителя при соблюдении им условий об оплате в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора о подключении при нарушении исполнителем сроков исполнения обязательств, указанных в договоре;
л) право исполнителя в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора о подключении при двукратном нарушении заявителем сроков внесения платы за подключение, установленных договором.
Согласно пункту 32 Правил N 787 мероприятия (в том числе технические) по подключению объекта к системе теплоснабжения, выполняемые заявителем в пределах границ земельного участка заявителя включают в себя: разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным условиями на подключение, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной; выполнение условий подключения.
В соответствии с пунктом 47 Правил N 2115 мероприятия (в том числе технические) по подключению объекта к системе теплоснабжения, выполняемые заявителем в пределах границ земельного участка заявителя, а в случае подключения многоквартирного дома - в пределах сетей инженерно-технического обеспечения многоквартирного дома, включают в себя: разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам. предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной; выполнение мероприятий (в том числе технических) по подключению объекта к системе теплоснабжения в порядке и сроки, которые предусмотрены договором о подключении; получение необходимых для выполнения мероприятий разрешений.
Согласно пункту 33 Правил N 787 мероприятия (в том числе технические) по подключению объекта к системе теплоснабжения, выполняемые исполнителем до границы земельного участка заявителя, на котором располагается подключаемый объект, включают в себя:
а) подготовку и выдачу исполнителем условий подключения и согласование их в необходимых случаях с организациями, владеющими на праве собственности или на ином законном основании смежными тепловыми сетями и (или) источниками тепловой энергии;
б) разработку исполнителем проектной документации в соответствии с условиями подключения;
в) проверку исполнителем выполнения заявителем условий подключения;
г) осуществление исполнителем фактического подключения объекта к системе теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 48 Правил N 2115 мероприятия (в том числе технические) по подключению объекта к системе теплоснабжения, выполняемые исполнителем до границы земельного участка заявителя, на котором располагается подключаемый объект, а в случае подключения многоквартирного дома - в пределах сетей инженерно-технического обеспечения дома, мероприятия по увеличению пропускной способности (увеличению мощности) соответствующих тепловых сетей или источников тепловой энергии, а также мероприятия по фактическому подключению включают в себя:
разработку исполнителем проектной документации в соответствии с условиями договора о подключении;
проверку исполнителем выполнения заявителем условий договора о подключении и при согласии заявителя проверку исполнителем проектной документации;
осуществление исполнителем фактического подключения объекта к системе теплоснабжения.
Пунктами 39 Правил N 787 и 52 Правил N 2115 предусмотрен порядок внесения заявителем платы за подключение: 15 процентов платы за подключение вносится в течение 15 дней со дня заключения договора о подключении; 50 процентов платы за подключение вносится в течение 90 дней со дня заключения договора о подключении, но не позднее даты фактического подключения; оставшаяся доля платы за подключение вносится в течение 15 дней со дня подписания сторонами акта о подключении.
Пунктом 40 Правил N 787 предусмотрено, что в случае если заявитель не внес очередной платеж в порядке, установленном пунктом 39 настоящих Правил и положениями договора, на следующий день после дня, когда заявитель должен был внести платеж, исполнитель имеет право приостановить исполнение своих обязательств по договору о подключении до дня внесения заявителем соответствующего платежа. В случае внесения платежа не в полном объеме исполнитель вправе не возобновлять исполнение обязательств по договору о подключении до дня внесения заявителем платежа в полном объеме.
Пункт 53 Правил N 2115 содержит аналогичное положение.
Согласно пункту 42 Правил N 787 нормативный срок подключения не может превышать 18 месяцев со дня заключения договора о подключении, если более длительные сроки не указаны в заявке заявителя.
Срок подключения, указанный в договоре о подключении, может быть продлен по соглашению сторон на основании обращения заявителя.
Что также соответствует пункту 53 Правил N 2115.
Применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела установлено и заявителем не оспаривается, что 03.04.2021 между Обществом и Айвазян Ф.Г. заключен договор N 2-ТС/2021 на подключение (технологическое присоединение) объекта к системе теплоснабжения, согласно условиям которого АО "КТК" в срок до 03.10.2022 обязуется выполнить действия по подготовке системы теплоснабжения к подключению (технологическому присоединению) объекта заказчика, осуществить его подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, а заказчик обязуется выполнить условия подключения, определенные в Приложении N 1 к договору, а также выполнить предусмотренные договором мероприятия, направленные на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, и внести плату за подключение.
Между тем в нарушение требований пункта 5 договора об осуществлении технологического присоединения, пункта 55 Правил N 2115 Общество в установленный срок не исполнило необходимых мероприятий по осуществлению технологического присоединения объекта потребителя к системе теплоснабжения. Кроме того, Общество пояснило антимонопольному органу, что оно не приостанавливало свои обязательства по договору в связи с нарушением потребителем частично графика внесения платы за подключение к тепловым сетям (письма АО "КТК" от 23.01.2023). Установленный законом и договором срок осуществления технологического присоединения указанного потребителя истек 03.10.2022.
Заключение дополнительного соглашения от 15.02.2023 к договору не исключает наличие состава административного правонарушения. Все признаки объективной стороны правонарушения имели место на дату 04.10.2022. В рассматриваемом деле антимонопольным органом учтено, что на момент обращения потребителя с жалобой в Управление необходимые мероприятия АО "КТК" выполнены не были. Материалами дела подтверждается, что мероприятия по технологическому присоединению не выполнены и на 23.01.2023 (письмо Общества от 23.01.2023).
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, что изменение проекта подключения объекта к тепловым сетям ввиду отказа Администрации ГП "Усогорск" в согласовании строительства теплотрассы через перекресток улиц Димитрова и Дружбы, климатические условия, не могут свидетельствовать о наличии обстоятельств непреодолимой силы, а неисполнение в своей части потребителем мероприятий, предусмотренных договором, не исключает ответственности АО "КТК" за неисполнение возложенных договором мероприятий по подключению объекта к тепловым сетям.
Факт выявленных в деятельности Общества нарушений подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, что свидетельствует о наличии в деянии АО "КТК" события вменяемого административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих. Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств в деле не имеется.
Вместе с тем, являясь профессиональным участником соответствующего товарного рынка, Общество должно было не только знать о нормативном регулировании указанных правоотношений, но и предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных законом требований. Действующее законодательство возлагает именно на общество обязанность по соблюдению правил технологического присоединения к системам теплоснабжения.
Доказательств, подтверждающих, что Общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах следует признать доказанным нарушение Обществом требований пункта 55 Правил N 2115 и наличие его вины в совершении данного нарушения.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения и его последствий, суд первой инстанции обоснованно изменил размер назначенного Обществу оспариваемым постановлением УФАС административного наказания в виде административного штрафа, снизив его до 50 000 рублей.
Административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей в данном случае согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), отвечает положениям статьи 4.1 КоАП РФ, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности. Суд считает, что в данном случае назначенное заявителю наказание не повлечет чрезмерного ограничения экономических прав последнего.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требования об отмене оспариваемого постановления.
При изложенных выше обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми от 16.05.2023 (резолютивная часть вынесена 21.04.2023) по делу N А29-1781/2023 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу АО "КТК" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 16.05.2023 (резолютивная часть вынесена 21.04.2023) по делу N А29-1781/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Коми тепловая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Республики Коми по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-1781/2023
Истец: АО "Коми тепловая компания"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
Третье лицо: Айвазян Фатима Гайковна, Управление по вопросам миграции МВД по Республике Коми