г. Москва |
|
26 июня 2023 г. |
Дело N А40-234575/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Гармаева Б.П.,
Судей: Левиной Т.Ю., Расторгуева Е.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вальковым А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ПАО "КВАДРАГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ", Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.03.2023 по делу N А40-234575/22
по иску ПАО "КВАДРА-ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ"
к Министерству обороны Российской Федерации
третье лицо: ФГАУ "Росжилкомплекс"
о взыскании задолженности
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: Соколова С.Ю. по доверенности от 10.10.2022,
от третьего лица: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "КВАДРА-ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее - ответчик) о взыскании, с учетом принятых судом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ, задолженности за поставленную горячую воду за июль 2022 года в размере 48 211 руб. 37 коп., неустойки за период с 11.08.2022 по 17.03.2023 в размере 4 311 руб. 21 коп., а так же с 18.03.2023 по дату фактического исполнения обязательства.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.03.2023 с ответчика в пользу истца взыскана задолженность за поставленную горячую воду за июль 2022 года в размере 48 211 руб. 37 коп., неустойка за период с 02.10.2022 по 17.03.2023 в размере 2 864 руб. 87 коп., неустойка в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, за каждый день просрочки начисляемая на сумму долга в размере 48 211 руб. 37 коп. за период с 18.03.2023 по дату фактической оплаты задолженности, а так же расходы по уплате госпошлины в размере 2 000 руб. 00 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истцом и ответчиком поданы апелляционные жалобы, в которых просят указанное решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Ответчик в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы, возражал против апелляционной жалобы истца.
Истец и третье лицо в судебное заседание не явились, дело рассматривалось в их отсутствие в порядке ст. 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Постановлением администрации города Тамбова от 30.12.2015 N 9623 филиал ПАО "Квадра - Генерирующая компания" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Тамбовская генерация" осуществляло функции единой теплоснабжающей организации в городе Тамбове с 01 января 2016 года и Постановлению администрации города Тамбова от 30.12.2016 N 8118 осуществляет функции единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения от Тамбовской ТЭЦ в городе Тамбове с 01 января 2017 года.
С указанного времени, истец подает горячую воду на объект, расположенный по адресу: г. Тамбов, ул. Б. Васильева, д.7. Названный объект относится к специализированному жилищному фонду Минобороны России, все находящиеся в доме помещения являются федеральной собственностью.
Согласно Приказу Директора департамента военного имущества Министерства Обороны РФ N 123 от 20.01.2021 г. "О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным автономным учреждением "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации" за ФГАУ "Росжилкомплекс" закреплено на праве оперативного управления общежитие 3/81 по адресу г. Тамбов, ул. Б. Васильева, в/г.
Во исполнение п. 3 Приказа Жилищно-коммунальная служба N 15 г. Рязань филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ЗВО передала по акту приема-передачи от 01.03.2021 N 3 ФГАУ "Росжилкомплекс" объект с инвентарным номером 3/81 - общежитие по адресу: г. Тамбов, ул. Б. Васильева, д. 7.
Согласно п. 3 названного Приказа ФГАУ "Росжилкомплекс" в трехмесячный срок в установленном порядке должно обеспечить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации; государственную регистрацию права оперативного управления.
ФГАУ "Росжилкомплекс" не зарегистрировало в установленном законом порядке ни право собственности РФ, ни свое право оперативного управления.
В силу закона, на правообладателя объекта недвижимости возложены обязанности по оплате поставляемой филиалом горячей воды в адрес объекта с инвентарным номером 3/81 - общежитие по адресу: г. Тамбов, ул. Б. Васильева, д. 7, начиная с 01 марта 2021 года.
Истец направил ответчику для подписания проект договора теплоснабжения N 2586-ГВ/1. Со стороны ответчика договор подписан не был;
Сумма долга ответчика за поставленную горячую воду за июль 2022 года составила 48 211 руб. 37 коп
На основании ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" истец начислил ответчику неустойку за период с 11.08.2022 по 17.03.2023 в размере 4 311 руб. 21 коп., а так же с 18.03.2023 по дату фактического исполнения обязательства.
Поскольку направленная истцом в адрес ответчика претензия была оставлена без удовлетворения, то истец обратился с настоящим иском в суд.
Оценив доводы и возражения сторон в совокупности с представленными доказательствами, руководствуясь ст. ст. 307- 310, 314, 330, 539, 544, 548 ГК РФ, Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Доводы о недоказанности права собственности Министерства обороны Российской Федерации на жилые помещения в спорный период - отклоняются, как необоснованные.
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами, а также функции главного распорядителя и получателя денежных средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.
Согласно пункту 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округой, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 1 к данному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. Имущество вооруженных сил пунктом 2 Приложения N 1 к указанному постановлению отнесено к объектам, относящимся к исключительной федеральной собственности.
Пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" также предусмотрено, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью.
Согласно пункту 3 статьи 214 ГК РФ от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ - органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Минобороны России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации.
Согласно Приказу Директора Департамента военного имущества Министерства Обороны РФ N 123 от 20.01.2021 "О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным автономным учреждением "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации" за ФГАУ "Росжилкомплекс" закреплено на праве оперативного управления общежитие 3/81 по адресу г. Тамбов, ул. Б. Васильева, в/г.
05.02.2021 между федеральным государственным казенным учреждением "Центральное территориальное управление имущественных отношений "Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ "Центральное ТУИО") и ФГАУ "Росжилкомплекс" подписан акт приема -передачи федерального имущества, в том числе здания общежития 3/81 по адресу: г.Тамбов, ул. Бориса Васильева в/г 3) в оперативное управление.
В силу пятого абзаца пункта 1 статьи. 216 ГК РФ, право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право оперативного управления на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации. В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Согласно пункту 3 Приказа N 123 ФГАУ "Росжилкомплекс" в трехмесячный срок в установленном порядке должно обеспечить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации; государственную регистрацию права оперативного управления. ФГАУ "Росжилкомплекс" не зарегистрировало в установленном законом порядке ни право собственности Российской Федерации, ни свое право оперативного управления.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ правообладатель несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу закона, на правообладателя объекта недвижимости - Министерство обороны Российской Федерации возложены обязанности по оплате поставляемой филиалом горячей воды в адрес объекта с инвентарным номером 3/81 - общежитие по адресу: г. Тамбов, ул. Б. Васильева, д. 7, начиная с 01 марта 2021 года.
Таким образом, в соответствии с вышеприведенными нормами права, обязанность по уплате коммунальных платежей и платежей по содержанию помещений, которые принадлежат Министерству обороны РФ, в отсутствие зарегистрированного права оперативного управления ФГАУ "Росжилкомплекс" несет Министерство обороны РФ.
Представленные в материалы счета, счет - фактура (универсально-передаточный документ) содержат сведения о количестве потребленной тепловой энергии, цене, стоимости. Также к настоящим возражениям прикладываем расчет потребления горячего водоснабжения исходя их норматива потребления и площади многоквартирного дома.
Согласно пункту 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету. Обязательными реквизитами счета-фактуры являются, в частности: стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг (подпункт.8 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации)).
Доказательства, указывающие на недостоверность сведений, содержащихся в выставленных истцом счетах-фактурах, ответчиком не предоставлено.
В соответствии со статьями 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В силу пунктов 1 и 2 статьи ГК РФ оплата производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отсутствие договора не освобождает заказчика от обязанности возместить стоимость потребленной энергии. Фактическое пользование услугами теплоснабжения, истцом может быть определено как акцепт абонентом оферты на основании п. 3 ст. 438 ГК РФ.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 2 Информационного письма Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопринимающие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость фактически отпущенной ему энергии (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 230 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции находит обоснованными доводы апелляционной жалобы истца о необоснованном применении судом первой инстанции к спорным правоотношениям моратория, введенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497.
Так, суд апелляционной инстанции отмечает, что обязательство по оплате задолженности за июль 2022 года возникло после принятия моратория, в связи с чем основания для его применения отсутствуют (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
При решении вопроса о начислении неустойки в период действия моратория следует исходить из буквального содержания разъяснений, изложенных в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которым в период действия моратория финансовые санкции не начисляются только на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие.
Таким образом, исковые требования в части взыскания неустойки подлежат удовлетворению в полном объеме, в связи с чем обжалуемое решение подлежит изменению в части взыскания неустойки.
В остальной части при принятии обжалуемого решения судом первой инстанции правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам.
Руководствуясь статьями 266 - 269 (п. 1), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30.03.2023 по делу N А40-234575/22 изменить в части взыскания неустойки.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации (ИНН: 7704252261) в пользу Публичного акционерного общества "КВАДРА-ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ" неустойку за период с 11.08.2022 по 17.03.2023 в размере 4 311 руб. 21 коп., неустойку в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, за каждый день просрочки начисляемую на сумму долга в размере 48 211 руб. 37 коп. за период с 18.03.2023 по дату фактической оплаты задолженности.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.П. Гармаев |
Судьи |
Т.Ю. Левина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-234575/2022
Истец: ПАО "КВАДРА-ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ