город Томск |
|
26 июня 2023 г. |
Дело N А03-19064/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Сорокиной Е.А., |
судей |
|
Киреевой О.Ю.., Фертикова М.А.., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Касьян В.Ф., рассмотрев апелляционную жалобу Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула (N 07АП-4111/2023) на решение от 25.04.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-19064/2022 (судья Кулик М.А.) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛЕО" (ОГРН 1022202768565, ИНН 2246003566, 659037, Алтайский край, Калманский район, село Зимари, улица Лесная, дом 2а) к муниципальному образованию Городской округ - Город Барнаул в лице Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула (ОГРН 1112225008103, ИНН 2225122570, 656043, Алтайский край, город Барнаул, улица Короленко, 58), в лице Администрации города Барнаула Алтайского края (ОГРН 1042202280251, ИНН 2225066269, 656056, Алтайский край, город Барнаул, проспект Ленина, 18) о взыскании в солидарном порядке 271000 руб. в возмещение вреда, причиненного ненадлежащим содержанием дороги,
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: муниципальное бюджетное учреждение "Автодорстрой" г.Барнаула (656002, Алтайский край, Барнаул город, Линейная улица, дом 20, ОГРН: 1152224003623, ИНН: 2224174529), Рифер Денис Александрович.
СУД УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЛЕО" (далее - ООО"ЛЕО", истец) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с вышеуказанным исковым заявлением Комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула и к Администрации города Барнаула Алтайского края (далее - ответчики).
В порядке статьи 47, статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истец уточнил ответчика по делу, указав, что требования предъявлены только к муниципальному образованию городской округ - город Барнаул в лице Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен водитель спорного транспортного средства Рифер Денис Александрович и МБУ "Автодорстрой".
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 25.04.2023 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, указывая на то, что Комитет не является органом, ответственным за содержание ливневой канализации, так как канализация на участке по ул. Дзержинского передана для обслуживания МБУ "Автодорстрой".
Лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания явку своих представителей не обеспечили, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в порядке статей 156, 266 АПК РФ в отсутствие неявившихся лиц.
Судом установлено и следует из материалов дела, 24.10.2022 в г. Барнауле, на участке дороги напротив дома N 35 по ул. Дзержинского, автомобиль марки Фольксваген Туарег регистрационный знак О187ХВ22 под управлением водителя Рифер Д.А. в результате наезда на крышку люка канализационного колодца ливневой канализации был поврежден, а именно повреждены переднее правое колесо, заднее правое колесо, задняя правая дверь (л.д. 16 - сведения о ДТП).
Транспортное средство повреждено вследствие того, что в пути следования произошел наезд автомобиля на незакрепленную крышку люка канализационного колодца ливневой канализации (решётка). Дорожные указатели о том, что на данном участке дороги ведутся ремонтные работы, отсутствовали.
По данному факту органами ГИБДД была проведена проверка, по результатам которой в отношении водителя Рифер Д.А. вынесено определение от 24.10.2022 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении ввиду отсутствия состава административного правонарушения (л.д. 14 - определение).
Из материалов о дорожно-транспортном происшествии (схема места происшествия), усматривается, что крышка люка была не закреплена и в результате наезда на колодец открылась. В рапорте о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии дороги указано, что люк ливневой канализации был открыт.
Автомобиль принадлежит на праве собственности истцу, что подтверждается свидетельством о регистрации.
В связи с причинением автомобилю повреждений истец обратился к независимому эксперту для расчета нанесенного ущерба. Согласно экспертному заключению, в результате указанного ДТП стоимость восстановительного ремонта автомобиля без учета износа частей составила 271000 руб. (л.д. 17-31 - экспертное заключение)
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции принял во внимание, что лицом, ответственным за содержание дорог, является ответчик, бездействием которого причинены убытки истцу, состав которых в полном объеме подтвержден.
Суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующего.
Судом установлено, что указанное ДТП (наезд транспортного средства на крышку люка) произошло вследствие недостатков при производстве работ по эксплуатационному состоянию дорожного покрытия.
Как верно установлено судом первой инстанции автомобильная дорога, на участке которой произошло ДТП, в результате которого повреждено имущество истца, относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения городского округа - города Барнаула Алтайского края.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 12 Закона N 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
На основании статьи 28 Закона N 257-ФЗ пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований данного Закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения устанавливает ГОСТ Р 50597-93.
В силу пункта 3.1.1 ГОСТа Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
В соответствии с п. 5.2.7 ГОСТ 3634-99 "Межгосударственный стандарт. Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия" (введен в действие Постановлением Госстроя России от 17.10.2000 N 105) крышки люков, ремонтные вставки и решетки дождеприемников должны плотно прилегать к соответствующим опорным поверхностям их корпусов. При этом исправный люк колодца должен выдерживать нагрузку большую, чем масса автомобиля.
В силу пункта 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Статьей 67 Устава городского округа - город Барнаул Алтайского края закреплено, что Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула является органом местного самоуправления, уполномоченным в сфере управления и координации деятельности предприятий городского автомобильного, электрического, речного транспорта, дорожного хозяйства, благоустроительного комплекса, городского освещения, связи, организации дорожного движения, исполнения полномочий муниципального заказчика на выполнение работ по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, по благоустройству, озеленению, работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам, а также по использованию, охране, защите и воспроизводству городских лесов.
Решением Барнаульской городской Думы от 28.03.2014 N 284 (ред. от 29.04.2016) утверждено Положение о комитете по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула.
Пунктом 1.1 положением о Комитете, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от 28.03.2014 N 284 (далее - Положение) предусмотрено, что Комитет является органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения на территории города в сфере организации дорожной деятельности, безопасности дорожного движения, благоустройства, транспорта и связи.
Согласно пункту 2.1 Положения о комитете по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от 28 марта 2014 года N 284 (далее - Положение), в число основных целей и задач Комитета включено осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах городского округа в пределах, предусмотренных нормативными актами, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В перечень функций Комитета включены:
- разработка и осуществление мероприятий по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности (пункт 3.17 Положения);
- осуществление временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам местного значения (пункт 3.35 Положения);
- организация деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения (пункт 3.39 Положения).
В соответствии с изложенным, в обязанности Комитета входит, в том числе, осмотр крышек люков ливневой канализации на соответствие требованиям ГОСТов.
Факт несения убытков в результате дорожно-транспортного происшествия, которое произошло по причине наезда на неплотно прилегающую крышку люка ливневой канализации, которая отскочила при наезде, подтвержден материалами дела.
Довод апеллянта о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, а лицами, обязанными возмещать причиненный автомобилю вред, являются МБУ "Автодорстрой" г. Барнаула правомерно отклонены судом первой инстанции со ссылкой на отсутствие между истцом и указанных лицом договорных отношений, в связи с чем требования правомерно предъявлены к лицу, ответственному за содержание дорог, которое не лишено права урегулировать свои правоотношения с контрагентом по договору при наличии к тому оснований.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено, фактически доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных в дело доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, и не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит отнесению на ее подателя.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Руководствуясь статьёй 110, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 25.04.2023 по делу N А03-19064/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Е.А. Сорокина |
Судьи |
О.Ю. Киреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-19064/2022
Истец: ООО "ЛЕО"
Ответчик: Администрация г.Барнаула., Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула
Третье лицо: МБУ "Автодорстрой г. Барнаул", Рифер Денис Александрович, Горащенко И. Г.