г. Санкт-Петербург |
|
11 марта 2024 г. |
Дело N А56-68115/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Загараевой Л.П., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Фолленвейдером Р.А.,
при участии:
от заявителя: Вьюнов С.Е., по доверенности от 15.11.2023;
от заинтересованного лица: Муштаев Д.В., по доверенности от 27.12.2023;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-44129/2023) общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Невского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.11.2023 по делу N А56-68115/2023, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Невского района"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании предписания N 12/119/23-к-р от 08.06.2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Невского района" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция, ГЖИ) об оспаривании предписания N 12/105/23-к-р от 19.05.2023.
Решением суда первой инстанции от 16.11.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение суда отменить. По мнению подателя жалобы в период с 28.08.2021 по 10.09.2021 Обществом было инициировано и проведено общее собрание собственников МКД по вопросу установки общедомового УУТЭ, однако решение не было принято по причине отсутствия кворума.
По мнению подателя жалобы, пункт 11 Приложения 7 к Правилам Ng170 распространяет свое действие только не на замену УУТЭ, но и его установку. При этом как в указанном пункте Правил, так и в пунктах 5, 8, 9 и 12 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные Российской Федерации" нет разделения на первоначальный и повторный ввод в эксплуатацию УУТЭ. Считает, что у Общества имелись правовые основания для установления платы собственникам МКД за данные услуги отдельной строкой, поскольку услуги по установке УУТЭ являются обязательной составной частью содержания общего имущества МКД, не входят в состав тарифа по содержанию общего имущества, были оказаны и плата за них выставляется управляющей компанией исходя из фактически понесенных расходов. Действия Инспекции об обязании произвести перерасчет и не выполнять собственнику кВ. 39 начисление платы по услуге "Установка УУТЭ" является нарушением положений п. 12 ч. 13 ФЗ "Об энергоснабжении".
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить.
Представитель Инспекции просил в удовлетворении жалобы отказать. по мотивам, изложенным в представленном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 15.03.2023 Инспекцией по обращению собственника кв.39 Инспекцией в отношении ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района" проведена внеплановая документарная проверка по вопросу начисления платы по услуге "Установка УУТЭ".
Инспекцией установлено, что ООО "ЖКС N 1 Невского района" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению МКД на основании договора управления МКД утвержденного решением общего собрания собственников помещений МКД от 21.12.2020 N1 с 01.03.2021.
Ранее МКД был оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии (далее - УУТЭ) о чем свидетельствует акт повторного ввода УУТЭ от 24.06.2020, согласно которого УУТЭ не допущен в эксплуатацию. Согласно Акту обследования от 26.04.2021 рекомендуется реконструкция УУТЭ.
Согласно информации размещенной в государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, новый УУТЭ установлен 01.09.2021, Актом допуска УУТЭ от 27.10.2022, УУТЭ допущен в эксплуатацию.
В ходе проверки установлено, что в счет - квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг с сентября 2022 года по февраль 2023 года, собственнику квартиры N 39, в разделе дополнительные услуги начисляется плата по услуге "Установка УУТЭ" в размере 2,62 руб. с кв.м.
Информация об утверждении услуги "Установка УУТЭ" и утверждении размера платы данной услуги решением общего собрания собственников МКД не представлено.
08.06.2023 по результатам проверки Инспекцией в отношении Общества было вынесено предписание N 12/119/23-К-р о необходимости снять начисления платы по услуге "Установка УУТЭ" по лицевому счету квартиры N 39 с сентября 2022 года по май 2023 года включительно.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителей сторон, пришел к выводу, что решение суда отмене не подлежит.
Частью 1 статьи 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользовании указанным имуществом. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.06 N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно подпункту "д" пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в числе прочего, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учёта и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Согласно пункту 31 Правил N 491 при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений. При этом предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома. Также при определении стоимости обслуживания общего имущества многоквартирного дома должны быть предусмотрены все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги, необходимые для качественного содержания жилого дома.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
В силу пункта 5.2.24 Правил N 170, на вводе в здание теплопроводов центрального отопления должны быть установлены запорная арматура, до и после нее - приборы КИП 5 (манометры, термометры, приборы учета тепловой энергии и теплоносителя). Контрольно-измерительные приборы, регулирующая и запорная арматуры должны находиться в технически исправном состоянии и отвечать установленным требованиям. Согласно пункту 11 Приложения 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда работы по установке, замене и восстановлению работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем центрального отопления, включая домовые котельные, отнесены к перечню работ, выполняемых при текущем ремонте.
То есть, работы по замене общедомового прибора учета тепловой энергии на вводных трубопроводах отопления не являются работами по его первичной установке и должны быть запланированы управляющей организацией при определении размера латы за содержание общего имущества. Соответственно, размер платы за содержание общего имущества должен определяться с учетом затрат по обеспечению постоянной готовности и технически исправного состояния общедомовых приборов учета, в том числе с возможностью их выхода из строя вследствие нормального износа, а также по независящим от собственников помещений техническим причинам.
Из приведенных выше норм следует, что при определении стоимости обслуживания общего имущества обществом в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме расходы на эксплуатацию общедомового прибора учёта должны учитываться при установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая организация не могла предвидеть и предотвратить и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Согласно пункту 3.2 договора управления МКД утвержденного решением общего собрания собственников помещений МКД от 21.12.2020 N 1, плата Собственника жилого помещения за работы и услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в Многоквартирном доме, включая услуги по управлению Многоквартирным домом, аварийному обслуживанию, содержанию придомовой территории, очистке мусоропроводов, уборке лестничных клеток, вывозу твердых бытовых отходов, техническому обслуживанию и ремонту лифтов, содержанию и ремонту кодового замка, ПЗУ и АППЗ, содержанию и текущему ремонту внутридомовых систем газоснабжения (в том числе газового оборудования в Помещении) при отсутствии соответствующих решений общего собрания собственников помещений в Многоквартирном доме устанавливается в размере, определенном нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга для собственников помещений в многоквартирных домах, не установивших размер такой платы.
Согласно пункту 3.4 договора управления МКД, в случае установления общим собранием собственников помещений в Многоквартирном доме размера платы собственников жилых Помещений за содержание и текущий ремонт общего имущества в Многоквартирном доме, включая услуги по управлению общим имуществом дома, в размере, отличном от размера соответствующей платы, установленной нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга для собственников жилых помещений в многоквартирном доме, не установивших размер такой платы, плата Собственника за жилое помещение определяется в размере, установленном дополнительным соглашением к договору с учетом соответствующих решений, принятых на общем собрании собственников помещений в данном доме, проведенным в соответствии с Жилищным кодексом РФ.
Согласно пункту 2.1.9 договора управления МКД, ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района" обязано организовать, путем заключения с АО "ВЦКП "Жилищное хозяйство" договора на комплексное обслуживание Управляющей компании по расчетам с физическими и юридическими лицами за жилищно-коммунальные услуги, расчеты и начисление, сбор, распределение и перечисление сумм платежей за жилищно-коммунальные и прочие услуги, а также формирование, печатание и выдача счетов в срок до 10 числа месяца, следующего за расчетным.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки установлено, что в счет -квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг с сентября 2022 года по февраль 2023 года, собственнику квартиры N 39, в разделе дополнительные услуги начисляется плата по услуге "Установка УУТЭ" в размере 2,62 руб. с кв.м.
ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района" представлен трехсторонний договор от 08.08.2022 N257249 заключенный между ПАО "ТГК-1", ООО "ЖКС N 1 Невского района" и АО "ВЦКП "Жилищное хозяйство", согласно п.3.1 которого ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района" обязуется:
- осуществлять на основании методика расчета размера платы за установку УУТЭ, указанной в приложениях N N 1 и 7.2 к настоящему договору, и имеющейся у ООО "ЖКС N 1 Невского района" информации, необходимой для расчета платы за установку УУТЭ, расчет размера платы за установку УУТЭ собственникам жилых и нежилых помещений, находящихся в многоквартирных домах, расположенных по адресам, указанным в адресной базе, являющейся приложением N 2 к настоящему договору;
- осуществлять формирование и печать платежных документов для собственников нежилых посещений с реквизитами ПАО "ТГК-1" для перечисления денежных средств единовременно на всю сумму платы за установку УУТЭ, приходящуюся на собственника нежилого помещения (т.е. без предоставления рассрочки);
- доставлять платежные документы собственникам жилых помещений и собственникам нежилых помещений;
- вести лицевые счета собственников жилых помещений и собственников нежилых помещений в отношении платы за установку УУТЭ, на которых необходимо отражать размер начисленной платы за установку УУТЭ и размер денежных средств, поступивших в счет платы за установку УУТЭ (с группировкой по многоквартирным домам и помещениях).
Постановлением Инспекции от 19.04.2023 N 281/21 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
На основании решения от 17.05.2023 N 12/116/23-К-р, Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка по обращению N ОБ-192-38/23-0-0 от 14.04.2023 за соблюдением лицензионных требований Обществом с ограниченной ответственностью "ЖКС N 1 Невского района", связанных с начислениями платы по услуге "Установка УУТЭ".
Инспекцией в адрес Общества были направлены запрос и требование от 17.05.2023 о предоставлении документов и письменных объяснений. Обществом были представлены письменные пояснения от 30.05.2023 N 1421/ОРО/ФЛ3 и документы.
Вместе с тем, счет квитанции за март, апрель, май 2023 года по лицевому счету квартиры N 39 информации о произведенном перерасчете (снятии начислений) по услуге "Установка УУТЭ" не содержат.
В счет - квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг с марта 2023 года по май 2023 года, собственнику квартиры N 39, в разделе дополнительные услуги начисляется плата по услуге "Установка УУТЭ" в размере 2,62 руб. с кв.м.
Информация об утверждении услуги "Установка УУТЭ" и утверждении размера платы по данной услуге решением общего собрания собственников помещений МКД в Инспекцию не представлена.
Таким образом, у Общества отсутствуют правовые основания предъявлять дополнительно к стоимости обслуживания общего имущества расходы по замене узла учета тепловой энергии.
Следовательно, Обществом нарушены условия договора управления, утвержденного решением общего собрания собственников (протокол от 21.12.2020 N 1), а именно: п.3.2, Договора управления МКД, положения ч.7 ст. 156 ЖК РФ, лицензионные требования предусмотренных п.п. а), б) п. 3 "Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами".
При изложенных обстоятельствах Инспекция имело основания для выдачи Обществу оспариваемого предписания от 08.06.2023 N 12/119/23-К-р.
Предписание Инспекции соответствует приведенным выше требованиям законодательства, носит исполнимый характер и не содержит неопределенностей относительно действий, которые необходимо совершить Обществу, и которые направлены на прекращение и устранение нарушений.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что обстоятельства дела рассмотрены судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены вынесенного решения.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.11.2023 по делу N А56-68115/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-68115/2023
Истец: ООО "ЖИЛКОМСЕРВИС N 1 НЕВСКОГО РАЙОНА"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга