27 июня 2023 г. |
Дело N А83-10670/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 27 июня 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Горбуновой Н.Ю., судей Баукиной Е.А. и Рыбиной С.А., при ведении протокола и аудиозаписи секретарём судебного заседания Логуновым К.В, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Феодосии Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 19 декабря 2022 года по делу N А83-10670/2022,
по иску Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" в лице Феодосийского филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма"
к Администрации города Феодосии Республики Крым
о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании:
- от Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" в лице Феодосийского филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" - Богатенков Валерий Павлович, представитель по доверенности от 26.01.2023 N 173, представлен диплом о высшем юридическом образовании, личность установлена по паспорту гражданина Российской Федерации.
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Вода Крыма" в лице Феодосийского филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Администрации города Феодосии Республики Крым о взыскании задолженности за услуги по приему (отведению) поверхностных сточных вод, с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ, в размере 100 171,60 руб., пени за период с 11 июня 2020 года по 31 марта 2022 года в размере 38 084,47 руб.
Исковые требования мотивированны не исполнением ответчиком обязательств по Государственному/муниципальному контракту водоотведения N 241/20 от 27.03.2020 г. в части оказанных услуг по приему (отведению) поверхностных сточных вод в виде инфильтрационных вод с земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, ул. Федько, земельный участок N 36К.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 19.12.2022 года по делу N А83-10670/2022 исковые требования удовлетворены частично.
Взыскано с Администрации города Феодосии Республики Крым (ОГРН 1149102105690) в пользу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" в лице Феодосийского филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" (ОГРН 1149102120947) задолженность за услуги по приему (отведению) поверхностных сточных вод в размере 100 171,60 руб., пени в размере 38 084,47 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 5 468 руб.
С продолжением с 02 октября 2022 года начисления пени на оставшуюся сумму задолженности по день ее фактической оплаты.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Возвращена Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Вода Крыма" в лице Феодосийского филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" (ОГРН 1149102120947) из Федерального бюджета государственная пошлина в размере 320,00 руб.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, в удовлетворении иска отказать.
Основанием для отмены судебного акта заявитель апелляционной жалобы считает неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела, что привело к ошибочным выводам и неверному применению норм материального и процессуального права.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что на территории города Феодосии существует раздельная система водоотведения по которой поверхностные сточные воды отводятся по отдельной системе ливневой канализации, протяженностью 57,9 км., с 10 выпусками в водные объекты.
Эксплуатация магистральных и внутриквартальных сетей ливневой канализации в городе осуществляется Муниципальным бюджетным учреждением муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым "Городское благоустройство" за счет субсидии, выделяемой из городского бюджета в целях содержания сетей ливневой канализации и дренажа общегородского назначения.
Апеллянт указывает, что для отвода поверхностных сточных вод с улично-дорожной сети городского округа Феодосия Республики Крым при проектировании и строительстве предусмотрены инженерные мероприятия - такие, как сбор поверхностного стока с дорог в систему существующей ливневой канализации.
Таким образом, поверхностные сточные воды, стекающие с территорий общего пользования (улицы, парки, скверы) попадают в систему ливневой канализации, являющейся муниципальной собственностью, а не в централизованную систему водоотведения.
Обоснование и иные доводы изложены в апелляционной жалобе.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2023 апелляционная жалоба ответчика принята к производству, возбуждено производство и апелляционная жалоба назначена к рассмотрению.
Представитель ответчика заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие, доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на нее.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии со статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Сопроводительным письмом исх. N 1824/01-15/11 от 26.03.2020 г. истец направил в адрес ответчика подписанный и скрепленный печатью проект Государственного/муниципального контракта водоотведения N 241/20 от 27.03.2020 г. с приложениями N 1-6 в двух экземплярах (далее - Контракт), которые необходимо было подписать, скрепить печатью и один экземпляр вернуть в адрес истца.
Также в указанном письме ответчику были разъяснены положения п. 12 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. N 644, которым установлено, что в случае если по истечении 30 дней со дня поступления абоненту от организации водопроводноканализационного хозяйства проекта договора абонент не предоставит подписанный договор, либо предложения об изменении представленного проекта договора в части, не противоречащей положениям ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", настоящих Правил и условиям типовых договоров, утверждаемых Правительством РФ, такой договор считается заключенным на условиях, содержащихся в договоре, предоставленном организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Указанный Контракт был получен ответчиком 27.03.2020 г., что подтверждается соответствующей отметкой, проставленной сотрудником ответчика в разносном журнале исходящих документов, однако в установленный срок подписанный со стороны ответчика Контракт в адрес истца возвращен не был и какие-либо предложения об изменении представленного проекта Контракта ответчиком в адрес истца также не направлялись.
29.04.2020 г. истцом в адрес ответчика было направлено письмо исх. N 2444/0115/11, в котором ответчику было указано на не предоставление в адрес истца в установленный срок подписанного экземпляра Контракта с приложениями, в связи с чем, ответчику было разъяснено, что в силу п. 12 Правил N 644 от 29.07.2013 г. указанный Контракт считается заключенным на условиях и в редакции истца с 27.03.2020 г.
Истцом в январе и феврале 2020 г. были оказаны ответчику услуги по отведению (приему) поверхностных сточных вод с вышеуказанного земельного участка, расположенного по адресу: г. Феодосия, ул. Федько, земельный участок N 36К.
В связи с оказанием услуг, ответчику был выставлен счет на оплату N 6302/10 от 01.06.2020 г. на сумму 100 171,60 руб., который, вместе с Актом оказанных услуг N 6302/10 от 01.06.2020 г., а также расчетами объема ПСВ и справками метеостанции, были нарочно вручены ответчику 09.06.2020 г. с сопроводительным письмом исх. N 3125/0118.1/11 от 09.06.2020 г., однако выставленный счет ответчиком оплачен не был.
В связи с неоплатой задолженности, а также с целью досудебного урегулирования спора, истцом в адрес ответчика направлялась претензия с предложением об оплате долга, которая осталась без удовлетворения.
Вышеуказанные обстоятельства стали основанием для подачи искового заявления в суд.
Заслушав пояснения истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменные возражения на нее, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя исковые требования Водоканала в полном объеме, арбитражный суд первой инстанции руководствовался статьями 309, 310, 330, 421, 425, 431 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), пунктом 3 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776), Методическими указаниями по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утвержденных приказом Министерства строительства Российской Федерации от 17.04.2014 N 639/пр и условиями Договора.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона "О водоснабжении и водоотведении" водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 8 Правил N 644 установлено, что основанием для заключения договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения является заявка абонента на заключение такого договора, подписанная абонентом или уполномоченным им лицом, действующим от имени абонента на основании доверенности (далее - заявка абонента), либо предложение о заключении договора от организации водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организации после выбора такой организации).
При направлении организацией водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организацией после выбора такой организации) абоненту предложения о заключении договора холодного водоснабжения, договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения организация водопроводноканализационного хозяйства (гарантирующая организация) направляет абоненту в 2 экземплярах проект соответствующего договора, отвечающий условиям типовых договоров (абзац 2 пункта 9 Правил N 644).
Согласно пункту 12 Правил N 644 абонент в течение 30 дней со дня поступления проектов договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения обязан подписать оба экземпляра каждого проекта договора и направить 1 экземпляр подписанного договора организации водопроводно-канализационного хозяйства с приложением к такому договору документов, подтверждающих правомочия лица, действующего от имени абонента и подписавшего договор. Договор считается заключенным со дня получения организацией водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организацией) подписанного абонентом договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, если иное не установлено настоящими Правилами или соответствующим договором.
В случае если по истечении 30 дней со дня поступления абоненту от организации водопроводно-канализационного хозяйства проектов указанных договоров абонент не представил подписанные договоры либо предложение об изменении представленных проектов договоров в части, не противоречащей положениям Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", настоящих Правил и условиям типовых договоров (в части условий договора, определяемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом), такие договоры считаются заключенными на условиях, содержащихся в договорах, представленных организацией водопроводноканализационного хозяйства.
Судом первой инстанции верно установлено, что направленный истцом с сопроводительным письмом исх. N 1824/01-15/11 от 26.03.2020 г. проект Государственного/муниципального контракта водоотведения N 241/20 от 27.03.2020 г. с приложениями N 1-6 в двух экземплярах был получен ответчиком 27.03.2020 г., что подтверждается соответствующей отметкой, проставленной сотрудником ответчика в разносном журнале исходящих документов.
В свою очередь, в установленный 30-дневный срок, подписанный со стороны ответчика Контракт в адрес истца возвращен не был и какие-либо предложения об изменении представленного проекта Контракта ответчиком в адрес истца также не направлялись.
Исходя из этого суд первой инстанции верно пришел к выводу, что в силу пункта 12 Правил N 644 указанный Контракт считается заключенным на условиях истца.
Между тем арбитражным судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
Договор водопотребления и водоотведения является публичным договором.
В пункте 5 статьи 14 Закона N 416-ФЗ содержится перечень существенных условий договора водоотведения, в том числе: условие о границах эксплуатационной ответственности (подпункт 11); условия, установленные правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным Правительством Российской Федерации (подпункт 13).
В силу абзаца 11 пункта 2 Правил N 644 инфильтрационные воды относятся к поверхностным сточным водам (разновидность грунтовых вод).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 утвержден типовой договор водоотведения.
Раздел XIII типового договора водоотведения "Условия отведения (приема) поверхностных сточных вод в централизованные системы водоотведения" включается в договор в случае, если организация водопроводно-канализационного хозяйства осуществляет прием поверхностных сточных вод, поступающих с земельных участков, из зданий и сооружений, принадлежащих абоненту.
Согласно пункту 2 Правил N 644 поверхностные сточные воды это принимаемые в централизованную систему водоотведения дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные сточные воды.
В соответствии с пунктами 107, 110 Правил N 644 зависимости от своего предназначения системы водоотведения подразделяются на следующие виды:
а) централизованные бытовые системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки сточных вод, образовавшихся в результате хозяйственно-бытовой деятельности населения (далее - хозяйственно-бытовые сточные воды);
б) централизованные ливневые системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки поверхностных сточных вод;
в) централизованные общесплавные системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки хозяйственно-бытовых сточных вод и поверхностных сточных вод;
г) централизованные комбинированные системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки хозяйственно-бытовых сточных вод и поверхностных сточных вод, состоящие из бытовых, ливневых и общесплавных систем водоотведения.
Отведение (прием) поверхностных сточных вод в централизованную бытовую систему водоотведения разрешается при наличии технической возможности для приема, транспортировки и очистки таких сточных вод.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 644 зона централизованного водоотведения поверхностных сточных вод определяется органом местного самоуправления в схеме водоснабжения и водоотведения в отношении каждой организации водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей отведение (прием) поверхностных сточных вод.
Как следует из пункта 39 Правил N 644, договор водоотведения, предусматривающий отведение (прием) поверхностных сточных вод, заключается между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и лицом, владеющим на законном основании объектом недвижимого имущества, в том числе земельным участком, зданием, сооружением, находящимся в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод, определенной в схеме водоснабжения и водоотведения. До утверждения схемы водоснабжения и водоотведения новые договоры водоотведения заключаются с абонентами, в отношении которых согласно решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации применяются тарифы на водоотведение для поверхностных сточных вод.
Согласно пункту 40 Правил N 644 зона централизованного водоотведения поверхностных сточных вод определяется органом местного самоуправления в схеме водоснабжения и водоотведения в отношении каждой организации водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей отведение (прием) поверхностных сточных вод.
Таким образом, отведение (прием) поверхностных сточных вод в централизованные системы водоотведения осуществляется на основании договора водоотведения, положения которого не должны противоречить императивным нормам действующего законодательства.
Из системного толкования положений пунктов 16, 17, 31, 32 Правил N 644 следует, что действующее законодательство устанавливает требования к согласованию границ эксплуатационной ответственности при заключении договора водоотведения как в случае присоединения абонента к централизованной системе водоотведения, так и в случае неорганизованного сброса поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения.
В силу пункта 43 Правил N 644 в договоре водоотведения, предусматривающем отведение (прием) поверхностных сточных вод, определяются точки приема поверхностных сточных вод.
Согласно пункту 2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено настоящим Законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779, пунктом 1 статьи 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность, а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Исходя из анализа указанных норм, следует, что оплате подлежат только фактически оказанные услуги.
Пунктом 5 статьи 14 Закона N 416-ФЗ к существенными условиями договора водоотведения отнесены: предмет договора, режим приема сточных вод; порядок учета принимаемых сточных вод; границы эксплуатационной ответственности по сетям водоотведения абонента и организации, осуществляющей водоотведение, определенные по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию этих сетей; иные условия, установленные правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Аналогичные условия закреплены в пункте 3 статьи 15 Закона N 416-ФЗ, в соответствии с которым единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются в соответствии с типовым единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 Правил N 776 коммерческий учет воды, сточных вод осуществляется путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета воды и сточных вод в узлах учета или расчетным способом.
Коллегией судей установлено, что истец выполнил расчет объема поверхностных сточных вод расчетным способом в соответствии с Методическими указаниями по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод (ПСВ), утвержденными приказом Минстроя России от 17.10.2014 N 639/пр.
Вместе с тем, апелляционный суд полагает, что сторонами способ отведения поверхностных сточных вод не согласован, доказательства, подтверждающие факт присоединения абонента к инженерным сооружениям ГУП РК "Вода Крыма", предназначенным для осуществления водоотведения поверхностных вод, в материалах дела отсутствуют, в связи с чем представленный истцом расчет стоимости услуг по водоотведению поверхностных сточных вод, выполненный на основании Методических указаний N 639/пр, коллегия признает недостоверным.
Кроме того, коллегией судей также установлено, что истец не определен гарантирующей организацией для централизованных ливневых систем водоотведения в порядке, установленном статьей 38.1 Закона N 416-ФЗ, следовательно, в отношении ГУП РК "Вода Крыма" не определена зона централизованного водоотведения поверхностных сточных вод в единой схеме водоснабжения и водоотведения на территории Республики Крым.
В соответствии с приложением N 2 к постановлению Совета министров Республики Крым от 26.12.2017 N 714 "Об утверждении единой схемы водоснабжения и водоотведения Республики Крым" разделом "Водоотведение", городской округ Феодосия" в отношении истца закреплено наличие канализации для отведения только производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод.
Доказательства того, что истец владеет централизованной ливневой или общесплавной системой водоотведения в городском округе Феодосия, наряду с доказательствами возможности поступления поверхностных сточных вод в централизованную канализационную сеть, в материалах дела отсутствуют, и заявителем жалобы в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлены.
Кроме того, в отношении ГУП РК "Вода Крыма" в соответствии с пунктом 39 Правил N 644 тариф на водоотведение для поверхностных сточных вод на 2020 год на территории города Феодосии, не утверждался.
Вышеизложенное свидетельствует об отсутствии доказательств факта попадания инфильтрационных вод в централизованную систему водоотведения истца, а также доказательств возможности оказания услуги по отведению поверхностных сточных вод (наличие колодцев и т.п.).
Учитывая, что истцом не доказан факт оказания ответчику спорного объема услуг, апелляционный суд полагает, что отсутствуют законные основания для удовлетворения исковых требований.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что при вынесении обжалуемого судебного акта судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение подлежит отмене.
Нарушение норм процессуального законодательства, влекущих в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
Поскольку в удовлетворении иска судом отказано и апелляционная жалоба удовлетворена, судебные расходы по иску и апелляционной жалобе возлагаются на истца в соответствии с нормами статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 19 декабря 2022 года по делу N А83-10670/2022 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" в лице Феодосийского филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" отказать.
Возвратить Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" в лице Феодосийского филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" (ОГРН 1149102120947, ИНН 9102057281) из Федерального бюджета государственную пошлину в размере 320,00 руб.
Взыскать с Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" (ОГРН 1149102120947, ИНН 9102057281) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3000,00 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Горбунова |
Судьи |
Е.А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-10670/2022
Истец: ФЕОДОСИЙСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ВОДА КРЫМА"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ