27 июня 2023 г. |
Дело N А83-3815/2023 |
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кузняковой С.Ю., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 07.04.2023 по делу N А83-3815/2023, принятое по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым к Муниципальному общеобразовательному учреждению "Соленоозерная школа имени Степана Куца" Джанкойского района Республики Крым о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (далее - заявитель, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Муниципальному общеобразовательному учреждению "Соленоозерная школа имени Степана Куца" Джанкойского района Республики Крым (далее - учреждение) о взыскании финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в сумме 4 000 рублей.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 16.02.2023 заявление принято в порядке упрощенного производства на основании статьи 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства и 07 апреля 2023 года по делу принято решение путем подписания резолютивной части решения.
25 апреля 2023 года суд составил мотивированное решение по делу.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявления пенсионного фонда отказано.
Не согласившись с принятым решением, пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования. Доводы апелляционной жалобы аналогичны обоснованию заявленных требований.
Учреждением представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба, отзыв на апелляционную жалобу, информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещены арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru.
В соответствии со статьями 268, 272.1 АПК РФ Двадцать первый арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Муниципальное общеобразовательное учреждение "Соленоозерная школа имени Степана Куца" Джанкойского района Республики Крым зарегистрировано в пенсионном фонде как страхователь за регистрационным номером 091002002355.
В результате проведенной пенсионным фондом документальной проверки (акт от 11.05.2021 N 28) были выявлены несоответствия в представленных страхователем сведениях индивидуального персонифицированного учета в отношении 2 застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2017, 2018, 2019, 2020 годы, а именно: необоснованно проставлен код льготы 27-ПД в региональные нерабочие праздничные дни и не проставлен код льготы 27-ПД в период прохождения курсов повышения квалификации.
В связи с выявлением ошибок (несоответствий) в представленных страхователем сведениях индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-СТАЖ за 2017, 2018, 2019, 2020 годы в адрес учреждения направлены уведомление N 110, N 724 об устранении ошибок и (или) несоответствий между предоставленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у пенсионного фонда с указанием необходимости устранения в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений.
02.06.2021 пенсионным фондом по результатам проведенной проверки соответствия сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2017-2019 годы оформлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 091S18210005452, 091S18210005453, 091S18210005454, в которых указано о несоответствии сведений индивидуального (персонифицированного) учета первичным документам, послужившим основанием для заполнения сведений индивидуального (персонифицированного) учета в части страхового стажа, в том числе на соответствующих видах работ, дающих право на назначение страховой пенсии, по форме СЗВ-СТАЖ за 2017-2019 годы в отношении 2 застрахованных лиц.
05.08.2022 пенсионным фондом по результатам проведенной проверки соответствия сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2020 год оформлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 091S18220007221, в котором указано о несоответствии сведений индивидуального (персонифицированного) учета первичным документам, послужившим основанием для заполнения сведений индивидуального (персонифицированного) учета в части страхового стажа, в том числе на соответствующих видах работ, дающих право на назначение страховой пенсии, по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год в отношении 2 застрахованных лиц.
02.07.2021 и 07.09.2022 на основании указанных актов пенсионным фондом вынесены решения N 091S19210005804, 091S19210005805, 091S19210005806, 091S19220008085 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за представление неполных и недостоверных сведений о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ, предусмотренных п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в виде финансовых санкций в общем размере 4000,00 руб. согласно ч. 3 ст. 17 Закона 27-ФЗ (2 застрах. лица х 500,00 руб = 1000,00 руб. по каждому решению).
На основании вступивших в законную силу решений в адрес учреждения направлены требования об уплате финансовых санкций, которые в добровольном порядке в установленный срок страхователем не уплачены.
В силу части 6 статьи 215 АПК РФ, при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета размера взыскиваемой суммы.
Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливает Закон N 27-ФЗ.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (ст. 5 Закона N 27-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны представлять в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании", и исходя из обстоятельств дела, заявитель в рассматриваемом периоде являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; - дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; - другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; - суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно пункту 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Судом установлено, что в результате проверки сведений индивидуального (персонифицированного) учета о трудовом стаже, в том числе на соответствующих видах работ, проведенной пенсионным фондом, было установлено, что в сведениях индивидуального персонифицированного учета 2 застрахованных лиц проставлен код льготы 27-ПД в региональные нерабочие праздничные дни, установленные Законом Республики Крым от 29.12.2014 N 55-ЗРК/2014, а также Указами Главы Республики Крым от 30.03.2017 N 16-У, от 02.02.2018 N 32-У, от 05.03.2019 N 88-У, от 26.03.2020 N 76-У.
Учреждению предложено в течение пяти рабочих дней устранить имеющиеся расхождения в сведениях.
По смыслу статей 11 (часть 3), 72, 76 (части 2 и 5) и 94 Конституции Российской Федерации федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование по вопросам, относящимся к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, вправе определять компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере совместного ведения, равно как и устанавливать принципы разграничения предметов ведения и полномочий (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 N 1-П).
Согласно пунктам "б", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека, трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Из статьи 73 Конституции Российской Федерации следует, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
В соответствии с пунктами 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно статье 6 Трудового кодекса Российской Федерации к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
В соответствии с данной статьей, допускается издание органами власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права при соблюдении следующих условий: вопросы по которым они издаются, не должны быть урегулированы на федеральном уровне, они не должны противоречить федеральным законам и снижать уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
В статье 112 Трудового кодекса Российской Федерации перечислены праздничные дни, отмечаемые на всей территории Российской Федерации. Однако каждый регион Российской Федерации имеет свои национальные, исторические, религиозные и иные особенности и традиции, поэтому, правоотношения, связанные с этими особенностями и традициями, не могут быть урегулированы на федеральном уровне.
Кроме того, в Трудовом кодексе Российской Федерации не содержится положение о том, что установление нерабочих праздничных дней является исключительной компетенцией федеральных органов государственной власти.
Издание нормативных правовых актов о нерабочих праздничных днях, исходя из указанных особенностей и традиций того или иного субъекта Российской Федерации, не противоречит федеральному законодательству о нерабочих праздничных днях.
В соответствии с частью первой статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а также правила их исчисления определены Постановлениями Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 и от 29.10.2002 N 781.
В частности, установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Указанные нормативные акты содержат полный перечень периодов работы, подлежащих исключению из периодов работы, дающих право на досрочную пенсию по старости. При этом выходные и нерабочие праздничные дни (как федерального значения, установленные статьей 112 Трудового кодекса РФ, так и региональные, определенные нормативно-правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации) в перечень периодов, подлежащих исключению, не входят.
При этом суд отмечает, что отсутствие в Правилах N 516 прямого указания на возможность включения в специальный стаж периодов нерабочих праздничных дней, в том числе установленных в субъектах Российской Федерации, равно как и выходных дней, не является основанием для исключения данных периодов из стажа на соответствующих видах работ
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что поскольку нерабочие праздничные дни, установленные Законом Республики Крым от 29.12.2014 N 55-ЗРК/2014 и Указами Главы Республики Крым от 30.03.2017 N 16-У, от 02.02.2018 N 32-У, от 05.03.2019 N 88-У, от 26.03.2020 N 76-У наравне с выходными днями и федеральными нерабочими праздничными днями, являются временем отдыха работника, указанные дни исключению из периодов работы, дающих право на досрочную пенсию по старости, не подлежат.
Кроме того, пенсионным фондом установлено, что в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета в отношении 2 застрахованных лиц в период прохождения курсов повышения квалификации код льготы 27-ПД не проставлен.
Судом установлено, что сведения в отношении вышеуказанных застрахованных лицах предоставлены учреждением своевременно (до 01 марта соответствующего года).
Постановлением Правления ПФ РФ от 06.12.2018 N 507п утверждены формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", формы "Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)", формы "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)", формы "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ- ИСХ)", порядок их заполнения и формат сведений.
В силу действующей на момент предоставления сведений за 2017-2020 годы пункта 2.3.26 Порядка заполнения формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", формы "Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)", формы "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)", формы "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)" (Приложение N 5 к Постановлению N 507п) предусматривалось, что для застрахованных лиц, работающих в территориальных условиях труда или на видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, код территориальных условий труда или код особых условий труда и условий для досрочного назначения страховой пенсии не указывается, если при отражении сведений в графе 11 "Дополнительные сведения" формы указаны следующие дополнительные сведения: повышение квалификации с отрывом от производства - "КВАЛИФ".
Таким образом, учреждение при непроставлении кода льготы 27-ПД в периоды прохождения застрахованными лицами курсов повышения квалификации руководствовалось законодательством, действующим на момент предоставления сведений СЗВ-СТАЖ.
Возможность проставлять код льготы в периоды, отмеченные в сведениях пояснением "КВАЛИФ" появилась только с 06.09.2021 после принятия Пенсионным фондом РФ Постановления N 304п.
При этом Постановление N 304п (как и Постановление Правительства РФ от 04.03.2021 N 332, с принятием которого повышение квалификации стало засчитываться в льготный стаж), не содержат положений о распространении своего действия на предыдущие отчетные периоды, и не предусматривают обязанность страхователя корректировать предоставленные ранее сведения.
Более того, частью 1 статьи 16 Закона N 27-ФЗ обязанность вносить корректировку в предоставленные страхователями сведения в случае изменения пенсионного законодательства возлагается на сами органы пенсионного фонда.
Кроме того, в соответствии с абзацем 19 статьи 17 Закона N 27-ФЗ страхователь не может быть привлечен к ответственности за совершение правонарушения, если со дня, когда территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации узнал или должен был узнать о правонарушении, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года.
Судом установлено, что срок привлечения к ответственности по итогам сведений за 2017 год истек 01 марта 2021 года, в связи с чем, страхователь не может быть привлечен к ответственности за совершение правонарушения в указанном периоде, взыскание по решению от 02.07.2021 N N091S19210005804 производиться не может.
Таким образом судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции по указанным в апелляционной жалобе доводам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 268, п. 2 ст. 269, ч. 1 ст. 270, ст. 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 07 апреля 2023 года по делу N А83-3815/2023, принятое путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства (мотивированное решение от 25 апреля 2023 года) оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.Ю. Кузнякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-3815/2023
Истец: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СОЛЕНООЗЕРНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ СТЕПАНА КУЦА" ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ