г. Хабаровск |
|
11 марта 2024 г. |
А73-912/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Коваленко Н.Л.
судей Волковой М.О., Жолондзь Ж.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайленко Т.Н.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Мирс": Шатская Ю.В., представитель по доверенности от 05.07.2022 N 18/22;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мирс"
на решение от 06.12.2023
по делу N А73-912/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску краевого государственного унитарного предприятия "Приморский экологический оператор" (ОГРН 1022501903401, ИНН 2504000885, адрес: 690105, Приморский край, г. Владивосток, ул. Бородинская, д. 28)
к обществу с ограниченной ответственностью "Мирс" (ОГРН 1032700511304, ИНН 2724072324, адрес: 680009, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Промышленная, д. 11)
о взыскании 24 634 руб. 86 коп.
третьи лица: ООО "Экологическая компания "Новый город-Плюс" (690035, г. Владивосток, ул. Коммунаров,21, каб. 404); ООО "Спецавтохозяйство" (692910, г. Находка, ул. Пограничная,98 офис 2), ООО "Ресурс" (690002, г. Владивосток, пр-т Острякова,5Г, оф. 41).
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное унитарное предприятие "Приморский экологический оператор" (далее - КГУП "Приморский экологический оператор", региональный оператор, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Мирс" (далее - ООО "Мирс", потребитель, ответчик) о взыскании основного долга за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 24 634 руб. 86 коп. за период с января 2020 года по декабрь 2020 года, а также расходов на оплату услуг представителя в сумме 5 747 руб. 15 коп.
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 31.01.2023 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон, в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением от 27.03.2023 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Определением от 27.06.2023 в соответствии с положениями статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Экологическая компания "Новый город-Плюс", общество с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство", общество с ограниченной ответственностью "Ресурс".
Представитель истца поддержал исковые требования в части взыскания долга по основаниям, изложенным в иске и возражениях на отзыв. Требование о возмещении судебных расходов по оплате услуг представителя в сумме 5 747 руб. 15 коп. не поддержал.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 06.12.2023 иск удовлетворен. С общества с ограниченной ответственностью "Мирс" в пользу краевого государственного унитарного предприятия "Приморский экологический оператор" взысканы долг в сумме 24 634 руб. 86 коп., расходы по государственной пошлине в размере 2 000 руб.
ООО "Мирс" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель жалобы указывает на то, что КГУП "Приморский экологический оператор" не направляло в адрес ООО "Мирс" акты оказанных услуг и счета на оплату. Истцом не представлены доказательства оказания услуг по вывозу твердых коммунальных отходов.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, жалобы - без удовлетворения, в отзыве изложена позиция в отношении приведенных в апелляционной жалобе доводов.
Представитель истца в судебном заседании 30.01.2024 возражал на доводы апелляционной жалобы, указал, что места накопления ТКО ООО "Мирс" включены в территориальную схему мест накопления ТКО г. Владивостока, своей контейнерной площадки у потребителя нет. В заявках потребителя на заключение договора было указано - учет по нормативу.
Представитель ответчика в судебном заседании 05.03.2024 поддержал доводы, изложенные в жалобе, просил решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения жалобы, явку представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников процесса.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ.
Рассмотрев дело с учетом доводов апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в Приморском крае с 01.01.2020 деятельность в качестве регионального оператора по обращению с ТКО осуществляет ГКУП "Приморский экологический оператор", по результатам конкурсного отбора, проведенного Департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края.
Между Департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края и КГУП "Приморский экологический оператор", наделенным статусом регионального оператора по обращению с ТКО сроком на 10 лет по результатам конкурсного отбора (протокол от 21.06.2019) 02.07.2019 заключено соглашение N 1/6 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Приморского края, предметом которого является осуществление региональным оператором деятельности по обращению с ТКО на территории Приморского края, включающей в себя накопление, в том числе раздельное накопление, сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО, операторов по транспортированию ТКО.
Зоной деятельности регионального оператора в соответствии с пунктом 3 соглашения от 02.07.2019 N 1/6 является территория Приморского края в пределах географических границ.
С целью осуществления деятельности по транспортировке ТКО истец заключил договоры с ООО "Экологическая компания "Новый город-Плюс" от 08.10.2020 N 3200951134, от 28.05.2020 N 32009188858 (зона деятельности г.Владивосток), с ООО "Спецавтохозяйство" (зона деятельности г. Находка).
ООО "Мирс" является арендатором объектов недвижимости, расположенных по адресам: г. Владивосток, ул. Калинина,43, г. Находка, пр-т Находкинский,104, в которых находятся магазины.
Региональным оператором 25.01.2019 размещено предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст предложенного им типового договора на своем официальном сайте https://spzv.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", адресованное неопределённому кругу лиц - потребителям.
От ООО "Мирс" в адрес регионального оператора поступило две заявки на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО, содержащие, в том числе сведения о двух адресах потребителя, на которых им осуществляется хозяйственная деятельность, включая их площадь; о банковском счете ответчика; о его электронной почте; о доверенных лицах и контактной информации.
На основании заявок КГУП "Приморский экологический оператор" подготовило и направило в адрес ООО "Мирс" проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 31.12.2019 N 4514, который со стороны потребителя подписан не был.
Согласно пункту 1.1 договора региональный оператор обязался принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязался оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в соответствии с Постановлением Департамента по тарифам Приморского края.
В соответствии с пунктом 1.2. договора объем твердых коммунальных отходов, места (площадки) накопления ТКО и периодичность вывозов ТКО, а также информация о размещении мест (площадок) накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно Приложению N 1 к договору.
Пунктом 2.1. договора предусмотрено, что оплата услуг по договору осуществляется по цене, равной величине утвержденного в установленном порядке предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на территории Приморского края и объема вывоза ТКО - 868,51 руб./м3.
Договор является заключенным в отсутствие со стороны ООО "Мирс" каких-либо разногласий, а также исходя из Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (далее - Правила N 1156).
В период с января 2020 года по декабрь 2020 года региональный оператор оказывал потребителю услуги по обращению с ТКО, в подтверждение чего представил акты оказанных услуг и выставил счета-фактуры на сумму 24 634 руб. 86 коп., с учетом корректировок в связи с изменением площади помещений.
ООО "Мирс" не оплатило оказанные услуги на сумму 24 634 руб. 86 коп.
КГУП "Приморский экологический оператор" направило ООО "Мирс" претензию от 09.08.2022 N 1-21/75 о необходимости оплаты услуг по обращению с ТКО.
Оставление указанной претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Сложившиеся правоотношения сторон регламентируются нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), общими нормами ГК РФ об исполнении обязательств, Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156).
В силу пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ)).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами и типовая форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов (пункт 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В силу положений пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством РФ. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО регулируется разделом I(1) Правил N 1156, согласно пункту 8(4) которых основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Заявка потребителя и документы, предусмотренные пунктом 8 (7) настоящих Правил рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления.
Пунктом 8 (10) Правил N 1156 предусмотрено, что в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.
Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству РФ.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству РФ (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица) (пункт 8(11) Правил N 1156).
Согласно положениям пункта 8(12) Правил N 1156, в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству РФ, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Пунктом 8 (15) Правил N 1156 предусмотрено, что в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
В пункте 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023, изложена правовая позиция, согласно которой в отсутствие договора между арендатором и региональным оператором обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО лежит на собственнике такого объекта недвижимости.
В свою очередь, региональный оператор не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется помещениями в здании и многоквартирных домах, в том числе на основании договора аренды, если такое лицо само не обратится к нему с заявкой о заключении договора.
Следовательно, по общему правилу региональный оператор вправе при направлении имущественных притязаний об оплате оказанных услуг ориентироваться на данные публично достоверного Единого государственного реестра недвижимости о собственнике имущества (по смыслу статьи 210 ГК РФ).
Вместе тем указанная презумпция является опровержимой и может быть опровергнута при заключении договора оказания услуг по обращению с ТКО между арендатором помещения и региональным оператором. В таком случае обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО лежит на арендаторе помещения.
ООО "Мирс" является арендатором объектов недвижимости, расположенных по адресам: г. Владивосток, ул. Калинина,43, г. Находка, пр-т Находкинский,104, в которых находятся магазины.
Региональным оператором 25.01.2019 размещено предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст предложенного им типового договора на своем официальном сайте https://spzv.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", адресованное неопределённому кругу лиц - потребителям.
От ООО "Мирс" в адрес регионального оператора поступило две заявки на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО, содержащие, в том числе сведения о двух адресах потребителя, на которых им осуществляется хозяйственная деятельность, включая их площадь; о банковском счете ответчика; о его электронной почте; о доверенных лицах и контактной информации.
На основании заявок КГУП "Приморский экологический оператор" подготовило и направило в адрес ООО "Мирс" проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 31.12.2019 N 4514, который со стороны потребителя подписан не был.
По настоящему спору разногласий по условиям договора на оказание услуг по обращению с ТКО со стороны потребителя не поступало, следовательно, договор является заключенным.
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ. Соответственно, отсутствие подписанного договора не освобождает ответчика от обязательств по оплате оказанных ему услуг по обращению с ТКО.
Законом N 89-ФЗ коммерческий учет ТКО для собственников ТКО предусмотрен с применением двух альтернативных способов учета объема ТКО.
Использование способа учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО возможно в случаях, когда региональный оператор извещен о наличии у заявителя собственной контейнерной площадки, такая контейнерная площадка внесена в реестр органами местного самоуправления и заявителем прямо выражена воля на вывоз ТКО с такой контейнерной площадки. В иных случаях вывоз ТКО осуществляется региональным оператором с общих организованных мест накопления ТКО, включенных в территориальную схему.
Выбор способа учета осуществляется в заявительном порядке.
Места накопления ТКО ООО "Мирс" включены в территориальную схему мест накопления ТКО г. Владивостока, своей контейнерной площадки у потребителя нет. В заявках потребителя на заключение договора указано - учет по нормативу.
Согласно пункту 23 Правил N 1156 в целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов.
Согласно материалам дела, с целью осуществления деятельности по транспортированию ТКО с объекта по адресу: г. Владивосток, ул. Калинина,43 ГКУП "Приморский экологический оператор" заключены договоры от 28.05.2020 N 32009188858, от 08.10.2020 N 32009561134, от 02.11.2020 N 32009639519 с транспортировщиком - ООО "ЭК Новый город-Плюс", имеющим лицензию на осуществление данного вида деятельности.
С целью осуществления деятельности по транспортированию ТКО с объекта по адресу: г. Находка, пр-т Находкинский,104 КГУП "Приморский экологический оператор" заключен договор с транспортировщиком - ООО "Спецавтохозяйство", имеющим лицензию на осуществление данного вида деятельности.
Региональный оператор в подтверждение оказания вывоза ТКО указанными организациями представил сведения ГЛОНАСС и маршрутные листы.
Указанные в заявке потребителя и договоре (Приложение N 1 к договору) места накопления ТКО включены в территориальную схему г. Владивостока.
Согласно письму ООО "ЭК Новый город-Плюс" от 07.11.2022 у ООО "Мирс" по ул. Калинина г. Владивостока отсутствовала своя контейнерная площадка с 15.05.2020 по 25.06.2022. ООО "ЭК Новый город-Плюс" осуществляет транспортирование ТКО со всех контейнерных площадок в своей зоне деятельности в соответствии с СаНПиН.
ООО "Спецавтохозяйство" в письме от 18.08.2022 N 149 указало, что у ООО "Мирс" (г. Находка, проспект Находкинский, 104) отсутствовала своя контейнерная площадка с 01.01.2020 по 31.03.2022. ООО "Спецавтохозяйство" осуществляло транспортирование ТКО со всех контейнерных площадок в своей зоне деятельности в соответствии с СаНПиН.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО представляет собой договор о предоставлении услуги, имеющей коммунальный характер, необходимость которой обусловлена тем фактом, что процессы жизнедеятельности человека в качестве неотъемлемого результата имеют образование ТКО, а функционирование субъектов гражданского оборота (физические лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица) неизбежно сопряжено с такими процессами (статья 24.7 Закона N 89-ФЗ, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 02.12.2022 N 52-П, определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978).
Для регионального оператора договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным (статья 426 ГК РФ, пункт 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В то же время в силу сходства правового регулирования отношений по обращению с ТКО с энергоснабжением и сущности оказываемой услуги, имеющей коммунальный характер, близкой к отведению сточных вод, признаваемых законодателем коммунальным ресурсом (пункт 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354), на отношения по обращению с ТКО распространяются правила определения объема обязательства абонента по оплате потребленного блага, применимые в энергоснабжении (пункт 1 статьи 6, статьи 539, 541, 544, 548 ГК РФ).
По смыслу указанных норм объем потребленного абонентом ресурса (услуги) определяется по прибору учета, а при его отсутствии расчетным способом по установленным нормативам.
Собственнику ТКО доступны только расчетные способы учета, указанные в подпункте "а" пункта 5 Правил N 505: по нормативам накопления или по количеству и объему контейнеров (определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 N 305-ЭС21-54).
В этой связи при наличии заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО между региональным оператором и собственником ТКО и доказанности факта оказания соответствующих услуг они считаются предоставленными в объеме, соответствующем применимому в отношениях сторон виду расчетного способа учета.
Заключение договора на оказание услуг по обращения с ТКО по общему правилу производится путем подписания сторонами одного документа в порядке, описанном в разделе I(1) Правил N 1156. Офертой выступает заявка потребителя на заключение такого договора или предложение регионального оператора (пункт 8(4)).
Для эффективного вовлечения в договорные правоотношения по обращению с ТКО всех собственников отходов и собирания региональным оператором необходимой валовой выручки (далее - НВВ), определенной тарифным органом, в исключение из общих правил статьи 438 ГК РФ (о безоговорочности акцепта и о том, что молчание не является акцептом) в пунктах 8(12), 8(15), 8(17) Правил N 1156 содержатся фикции заключения договора на оказание услуг по обращению ТКО на условиях типового договора для случаев: (1) уклонения потребителя от заключения договора; (2) неурегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям; (3) ненаправления потребителем в установленный срок заявки на заключение договора и необходимых для этого документов.
Заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО через установленные Правилами N 1156 фикции не лишает собственника ТКО в соответствии с пунктом 2 статьи 428, пунктом 3 статьи 453 ГК РФ в судебном порядке пересмотреть условия договора, установив их ретроспективно в другой редакции.
Распределение между сторонами договора бремени доказывания факта оказания региональным оператором услуг по обращению с ТКО обусловлено необходимостью защиты публичных интересов по наполнению НВВ регионального оператора в указанной социально значимой сфере предпринимательской деятельности (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 28.04.2022 N 1104-О, от 30.05.2023 N 1209-О) и сложностью фиксации недобросовестного вывоза собственником своих отходов на открытые площадки накопления (в контейнеры) иных лиц с целью имитации отсутствия факта оказания услуг региональным оператором, когда путем вывоза отходов с других мест накопления региональный оператор такую услугу собственнику ТКО фактически оказывает.
Следует учитывать, что если в территориальной схеме нет данных об источнике образования, месте накопления и схеме движения соответствующих отходов, то затраты по обращению с ними не учтены в НВВ регионального оператора, то есть неполучение стоимости этой услуги само по себе не отразится на запланированной инвестиционной деятельности регионального оператора, что определяет степень влияния публичных интересов на облегчение региональному оператору доказывания факта оказания услуг потребителю.
Являясь регулируемой организацией и сильной стороной в правоотношении по обращению с ТКО по отношению к собственнику отходов, региональный оператор должен нести негативные риски своего неосмотрительного бездействия по включению соответствующих сведений в территориальную схему, а также экономического обоснования расходов на осуществление регулируемой деятельности при обращении в регулирующий орган с заявлением об установлении тарифа (пункт 7, подпункты "е", "ж", "з" пункта 8 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484).
И, напротив, включение соответствующих сведений в территориальную схему в публичном порядке предполагает верификацию факта продуцирования ТКО потребителем (группой потребителей), обладающим правами подавать замечания и предложения по содержанию территориальной схемы как на стадии общественного обсуждения, так и на стадии ее корректировки (подпункт "в" пункта 20, пункты 23, 31 Правил N 1130).
Таким образом, на распределение бремени доказывания факта оказания услуг по обращению с ТКО влияют две презумпции:
1) осуществление деятельности субъектом гражданского оборота (исходный факт) предполагает образование отходов (презюмируемый факт);
2) включение в территориальную схему сведений об источнике образования, месте накопления и схеме движения соответствующих отходов (исходный факт) предполагает оказание услуг по обращению с ТКО региональным оператором (презюмируемый факт).
Соответственно, для получения с потребителя (собственника ТКО) стоимости услуг по обращению с ТКО региональному оператору достаточно подтвердить факт заключения договора между ним и потребителем (путем одного подписанного сторонами документа или путем одной из фикций, предусмотренных Правилами N 1156), а также два вышеуказанных исходных факта. При таких условиях услуга считается (предполагается) оказанной региональным оператором и подлежит оплате собственником ТКО, если последним в ходе состязательного процесса не будет прямо опровергнут любой из исходных или презюмируемых фактов.
Если же один из исходных фактов отсутствует, то, несмотря на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО между региональным оператором и собственником ТКО, оказание услуг региональным оператором не предполагается, а подлежит доказыванию им на общих основаниях (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
Поскольку материалами дела подтверждено, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО между региональным оператором и потребителем заключен, ООО "Мирс" осуществляло в спорный период деятельность, которая предполагает образование отходов, места накопления ТКО включены в территориальную схему мест накопления ТКО г. Владивостока, судом апелляционной инстанции не принимается довод жалобы ответчика о том, что истцом не представлены доказательства оказания услуг по вывозу твердых коммунальных отходов.
Поскольку у потребителя отсутствовали контейнерные площадки в спорный период по указанным объектам, объемы вывоза ТКО осуществлялись исходя из нормативов накопления ТКО.
Согласно пункту 5.1 договора стороны согласились производить учет объема ТКО в соответствии с Правилами N 505 расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, установленных в Приморском крае; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
Пунктом 5.2. договора предусмотрено, что в случае отсутствия контейнерных площадок накопления ТКО, принадлежащих на праве собственности или на ином законом основании, начисления за услугу по вывозу ТКО происходит в соответствии с нормативами накопления ТКО, утвержденных приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от 04.12.2017 N 365.
На территории Приморского края в 2020 году нормативы накопления ТКО утверждены Приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от 04.12.2017 N 365.
Согласно договору норматив накопления ТКО в год составляет 0,404 м3.
Постановлением Департамента по тарифам Приморского края от 19.12.2019 N 65/18 установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Приморского края на 2020 год для потребителей в размере 868 руб. 51 коп.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила N 1039), в соответствии с подпунктом "б" пункта 8 Правил N 1039, потребитель обязан складировать ТКО в контейнеры для накопления ТКО, которые располагаются на контейнерных площадках, которые включены в реестры мест (площадок) накопления ТКО, соответствующих установленным требованиям; которые соответствуют законодательству Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения; которые соответствуют правилам благоустройства муниципального образования, на территории которого находится контейнерная площадка.
В соответствии с указанными нормативными правовыми актами создание контейнерной площадки должно быть согласовано органом местного самоуправления, либо контейнерная площадка должна быть создана органом местного самоуправления самостоятельно.
Контейнерная площадка должна быть включена в реестр мест (площадок) накопления ТКО, который ведет орган местного самоуправления.
Согласно пунктам 15 - 19 Правил N 1039 реестры мест (площадок) накопления ТКО, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке.
Пунктами 10, 15 Правил N 1156, пунктом 13 Типового договора предусмотрено, что потребитель обязан осуществлять складирование ТКО в местах их накопления, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами; обеспечивать учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года N 505; обеспечивать складирование ТКО в контейнеры или иные места в соответствии с приложением к договору.
Следовательно, потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, он обязан утилизировать их только посредством услуг, оказываемых региональным оператором.
Отсутствие индивидуально-определенной, зарегистрированной контейнерной площадки в спорный период, не является основанием для освобождения ответчика от исполнения возложенных на него обязанностей потребителя услуги по обращению с ТКО.
В силу возложенных на потребителя услуги по обращению с ТКО вышеназванных обязанностей, учитывая отсутствие в спорный период собственной образованной в соответствии с требованиями закона контейнерной площадки, потребитель обязан был обеспечить складирование ТКО на общедоступных контейнерных площадках, в частности на контейнерных площадках (близлежащих), либо на других общедоступных контейнерных площадках.
Поскольку полное отсутствие ТКО исключается, так как деятельность ответчиком не приостанавливалась, презюмируется складирование ответчиком ТКО на любой общедоступной контейнерной площадке, и, соответственно, оказание региональным оператором потребителю услуг по обращению с ТКО, которые подлежат оплате по установленному нормативу в соответствии с условиями договора, заключенного между сторонами в спорный период.
В связи с тем, что у ООО "Мирс" отсутствовали собственные площадки для накопления ТКО, вывоз ТКО осуществлялся как с близлежащих контейнерных площадок, так и со всех площадок в зоне деятельности в соответствии с СаНПиН.
Аргументы апеллянта о том, что региональным оператором документально не подтвержден факт оказания услуг, правомерны отклонены судом первой инстанции.
В настоящем случае доказательств уклонения регионального оператора от оказания услуг материалы дела не содержат, факт осуществления ответчиком хозяйственной деятельности не опровергнут, стандарт доказывания при рассматриваемой категории споров судами выполнен, установленные судом фактические обстоятельства спора позволяют прийти к аргументированному выводу о доказанности факта оказания региональным оператором услуг, поэтому вышеприведенные доводы апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции признает несостоятельными.
Судом апелляционной инстанции не принимается довод жалобы ответчика о том, что КГУП "Приморский экологический оператор" не направляло в адрес ООО "Мирс" акты оказанных услуг и счета на оплату.
Пунктом 2.3. договора предусмотрено, что по итогам календарного месяца подписываю акт оказанных услуг. Региональный оператор направляет почтой России, нарочным, либо электронной почтой, указанной в реквизитах договора, акт потребителю до 3 числа месяца, следующего за расчетным. Потребитель обязан не позднее 7 числа месяца, следующего за расчетным, рассмотреть указанный акт и подписать его при отсутствии возражений.
В материалы дела в подтверждение направления актов оказанных услуг и счетов на оплату истец представил электронные письма, почтовые реестры.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы на государственную пошлину по апелляционной жалобе подлежат отнесению на апеллянта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 06.12.2023 по делу N А73-912/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Л. Коваленко |
Судьи |
М.О.Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-912/2023
Истец: КГУП "Приморский экологический оператор"
Ответчик: ООО "МИРС"
Третье лицо: ООО "РЕСУРС", ООО "Спецавтохозяйство", ООО "Экологическая компания "Новый город-Плюс"