город Томск |
|
28 июня 2023 г. |
Дело N А45-33701/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.,
судей Кривошеиной С.В.,
Павлюк Т.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винник А.С. с использованием технологии онлайн-заседания (web-конференции) информационной системы "Картотека арбитражных дел" рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области (07АП-3900/2023) на решение от 27.03.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-33701/2022 (судья Петрова Ю.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Прогресс" (ИНН 5401348997) к Министерству природных ресурсов и экологии Новосибирской области (ИНН 5406558540) о признании недействительным решения от 17.10.2022 N 154, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство строительства Новосибирской области (ИНН 5406636117), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области (ИНН 5406267893), Федеральное агентство лесного хозяйства (ИНН 7705598840), Администрация Мочищенского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (ИНН 5433107779).
В судебном заседании приняли участие представители:
в онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел": Белоусов Р.А. по доверенности от 01.11.2022 (до 31.12.2023),
в помещении Седьмого арбитражного апелляционного суда: Чистаева Е.О. по доверенности от 01.01.2023 (до 31.12.2023),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Прогресс" (далее - заявитель, общество, ООО "Прогресс") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Новосибирской области (далее - Министерство) о признании недействительным решения от 17.10.2022 N 154 об отказе обществу в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 244995 кв.м в соответствии с заявлением общества от 28.09.2022N19.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства Новосибирской области (далее - Минстрой НСО), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области (далее - ТУ Росимущества по НСО), Федеральное агентство лесного хозяйства, Администрация Мочищенского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (далее - Администрация).
Решением от 27.03.2023 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Министерство обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить, принять судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что суд не выяснил вопрос территориального зонирования земельного участка, который заявитель просит отнести к землям населенных пунктов, и его предельных (максимальных) размеров.
Заявитель не обосновал площадь образуемого земельного участка, исходя из испрашиваемых им видов разрешенного использования согласно планируемому отнесению участка к зонам территориального планирования Мочищенского сельсовета Новосибирской области.
Площадь лесного участка для рекреационной деятельности не регламентируется градостроительными регламентами и правилами, рассчитывается исходя из рекреационной нагрузки согласно лесохозяйственным регламентам.
Заявитель фактически пользуется земельным (лесным) участком с кадастровым номером 54:19:101403:492, площадью 24,7452 га на законных основаниях, эксплуатирует имеющиеся на участке объекты недвижимости, каких-либо препятствий в использовании участка не имеется.
Общество возражает против удовлетворения апелляционной жалобы согласно отзыву.
Отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) от иных лиц, участвующих в деле, не представлены.
Представители Министерства и общества в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве к ней.
Третьи лица о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своих представителей не направили.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1 и 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей заявителя и Министерства, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как установлено судом первой инстанции, ООО "Прогресс" по договору аренды лесного участка от 02.12.2016 N 8/02-р является арендатором земельного участка земель лесного фонда. Кадастровый номер земельного участка 54:19:101403:492. Разрешенное использование: для использования лесов, их охраны, зашиты и воспроизводства. Адрес: Новосибирская область, р-н Новосибирский, Новосибирское лесничество. Новосибирский лесохозяйственный участок, квартал N64, выделы 3,5,6,7,8,9,10,11,12,13,17,18,19,20,21,22.
Договор аренды в установленном порядке зарегистрирован в ЕГРН - государственная регистрационная запись от 28.12.2016N 54-54/001-54/001/346/2016-82/2.
Срок действия договора - 49 лет.
На земельном участке расположены принадлежащие заявителю объекты недвижимости, а также объекты инженерной инфраструктуры.
В соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости за заявителем зарегистрировано право собственности на 33 объекта недвижимости, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:101403:492, со следующими кадастровыми номерами: кадастровый номер 54:19:000000:2207, кадастровый номер 54:19:000000:2208, кадастровый номер 54:19:000000:2205, кадастровый номер 54:19:000000:2004, кадастровый номер 54:19:000000:2206, кадастровый номер 54:19:000000:2190 кадастровый номер 54:19:000000:2825, кадастровый номер 54:19:000000:2823, кадастровый номер 54:19:000000:2192, кадастровый номер 54:19:000000:2023, кадастровый номер 54:19:000000:2187, кадастровый номер 54:19:000000:2388, кадастровый номер 54:19:000000:2194, кадастровый номер 54:19:000000:2389, кадастровый номер 54:19:000000:2191, кадастровый номер 54:19:000000:2188, кадастровый номер 54:19:000000:2189, кадастровый номер 54:19:000000:2197, кадастровый номер 54:19:000000:2012, кадастровый номер 54:19:000000:2204, кадастровый номер 54:19:000000:2201, кадастровый номер 54:19:000000:2203, кадастровый номер 54:19:000000:2824, кадастровый номер 54:19:000000:2196, кадастровый номер 54:19:000000:2195, кадастровый номер 54:19:000000:2202, кадастровый номер 54:19:000000:2200, кадастровый номер 54:19:000000:2198, кадастровый номер 54:19:000000:2199, кадастровый номер 54:19:000000:2391, кадастровый номер 54:19:000000:2826, кадастровый номер 54:19:000000:2392, кадастровый номер 54:19:000000:2393.
Право собственности на указанные объекты возникло у общества на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 13.07.2016 N 243-5500, заключенного между ООО "Прогресс" и публичным акционерным обществом "Авиационная холдинговая компания "Сухой" (далее - ПАО "Компания "Сухой").
Освоение арендуемого заявителем земельного участка, закрепленного ранее за заводом им. Чкалова, началось в 50-х годах XX века.
Постановлением Совета Министров СССР от 25.03.1948 N 906 "О порядке отвода земель из гослесфонда для государственных и общественных нужд" и Решением исполнительного комитета Новосибирского городского Совета депутатов трудящихся от 10.10.1952 N 1300 за заводом имени В.П. Чкалова закреплены фактически занимаемые земельные участки под пионерский лагерь и летний детский сад и дополнительно прирезана площадь до 10 га, прилегающая с юго-восточной стороны к участку летнего детского сада из Гослесфонда Заельцовского района.
В период с 1949 по 1995 годы на земельном участке, переданном заводу имени В. П. Чкалова, построен оздоровительный комплекс зданий и сооружений и объектов инженерной инфраструктуры (Оздоровительный комплекс N 2) для летнего отдыха ветеранов, работников завода и их детей, огражденный в целях безопасности металлической оградой.
В период приватизации предприятия на основании Распоряжения Министерства имущественных отношений РФ от 09.10.2002 г. N 3529-р в Передаточный акт по состоянию на 01.04.2002 включены данный земельный участок и расположенные на нем здания и сооружения.
В дальнейшем по результатам конкурса по продаже недвижимого имущества, оформленного протоколом о результатах конкурса от 07.07.2016, имущество здания и сооружения были проданы заявителю.
ООО "Прогресс" является арендатором земельного (лесного) участка с кадастровым номером 54:19:101403:492 в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности в выделах 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 17, 18, 19, 20, 21, 22 квартала 64 Новосибирского лесохозяйственного участка Новосибирского лесничества по договору от 02.12.2016 N 8/02-р.
05.10.2022 ООО "Прогресс" (исх.N 19 от 28.09.2022) обратилось к заинтересованному лицу с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 244 995 кв. м, образуемого из земельного участка 54:19:101403:492 путем его раздела.
Решением от 17.10.2022 N 154 Министерством обществу отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Решение об отказе мотивировано тем, что в заявлении не обоснована испрашиваемая категория земель ("земли населенных пунктов"), а также тем, что земельный участок, испрашиваемый для образования, не может быть предоставлен заявителю по основанию, указанному в подпункте 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а именно участок с кадастровым номером 54:19:101403:492, из которого предполагается образование земельного участка, является участком лесного фонда, относится к категории защитных лесов - зеленые зоны Новосибирского лесничества, квартал 64 Новосибирского лесохозяйственного участка, выделы 3, 5-13, 17-22, в связи с чем принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного (лесного) участка с указанием иной категории земель, а именно земель населенных пунктов, приведет к уменьшению площади зеленых зон, что прямо запрещено лесным законодательством Российской Федерации.
Ссылаясь на то, что указанное решение не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, обусловленные наличием права собственности на объекты недвижимости, ООО "Прогресс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ противоречит статье 4.7 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и нарушает права заявителя, обусловленные наличием права собственности на объекты недвижимости, расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:101403:492.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка регламентирован в статье 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пункт 1 которой содержит требования к содержанию заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а пункт 2 - к перечню документов, прилагаемых к такому заявлению.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. По результатам рассмотрения и проверки уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7 статьи 39.15 ЗК РФ).
Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка определены в пункте 8 статьи 39.15 ЗК РФ,
а именно - уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В статье 39.16 ЗК РФ определены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии со статьей 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если: - указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса (пункт 2); - испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 14.1).
Заявителем подготовлена схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории.
Площадь испрашиваемого земельного участка составила 244 995 кв.м. Проект межевания в отношении территории, в пределах которой расположен испрашиваемый земельный участок, не разрабатывался и не утверждался.
Единый государственный реестр недвижимости содержит сведения о нахождении в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:101403:492 объектов недвижимости со следующими кадастровыми номерами: кадастровый номер 54:19:000000:2207, кадастровый номер 54:19:000000:2208, кадастровый номер 54:19:000000:2205, кадастровый номер 54:19:000000:2004, кадастровый номер 54:19:000000:2206, кадастровый номер 54:19:000000:2190 кадастровый номер 54:19:000000:2825, кадастровый номер 54:19:000000:2823, кадастровый номер 54:19:000000:2192, кадастровый номер 54:19:000000:2023, кадастровый номер 54:19:000000:2187, кадастровый номер 54:19:000000:2388, кадастровый номер 54:19:000000:2194, кадастровый номер 54:19:000000:2389, кадастровый номер 54:19:000000:2191, кадастровый номер 54:19:000000:2188, кадастровый номер 54:19:000000:2189, кадастровый номер 54:19:000000:2197, кадастровый номер 54:19:000000:2012, кадастровый номер 54:19:000000:2204, кадастровый номер 54:19:000000:2201, кадастровый номер 54:19:000000:2203, кадастровый номер 54:19:000000:2824, кадастровый номер 54:19:000000:2196, кадастровый номер 54:19:000000:2195, кадастровый номер 54:19:000000:2202, кадастровый номер 54:19:000000:2200, кадастровый номер 54:19:000000:2198, кадастровый номер 54:19:000000:2199, кадастровый номер 54:19:000000:2391, кадастровый номер 54:19:000000:2826, кадастровый номер 54:19:000000:2392, кадастровый номер 54:19:000000:2393.
ведения о характерных точках границы исходного земельного участка внесены в единый государственный реестр недвижимости.
Сведений об обременении исходного земельного участка правами третьих лиц ЕГРН не содержит.
Земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие ООО "Прогресс", не может быть предметом договора аренды, заключенного с третьим лицом, в силу принципа единства судьбы земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости (статья 1 ЗК РФ).
Когда на лесных участках расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам и юридическим лицам, эти лица не могут быть ограничены в праве на предоставление таких участков, а равно лишены такого права.
В рассматриваемом случае речь идет не о размещении нового объекта, а о предоставлении земельного участка для эксплуатации уже существующих объектов недвижимости, право собственности на которые возникло до 2016 года.
В силу статьи 4.7 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" образование лесного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов, осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, при этом подготовка проектной документации лесного участка не требуется, площадь такого лесного участка определяется в соответствии с правилами пункта 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"; если лесной участок подлежит образованию из состава земель лесного фонда, в решении о предварительном согласовании его предоставления категория земель указывается исходя из сведений единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании объекта недвижимого имущества, который расположен на таком лесном участке, а также с учетом документов территориального планирования, документации по планировке территории, при этом принятие решения о переводе лесного участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не требуется.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 N 137- ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отказ в согласовании схемы по основаниям, указанным в пункте 6 настоящей статьи, не допускается в случае согласования схемы, подготовленной для образования земельного участка, который расположен в границах лесничества или границы которого пересекают границы лесных участков и (или) лесничества, если на таком земельном участке расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов. В указанных случаях отказ в согласовании схемы допускается только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков, установленные в соответствии с пунктом 20 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а если указанные предельные (максимальные) размеры не установлены, - в случае, если площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования. В уведомлении об отказе в согласовании схемы должны быть указаны основания для такого отказа.
Согласно пункту 20 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки для целей образования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, применяются установленные до дня вступления в силу настоящего федерального закона в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.
По смыслу статьи 33 ЗК РФ, в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
При таких условиях в силу специальных положений федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отказ возможен только в случае, если площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков.
Иное толкование действующего законодательства означало бы, что заявитель, будучи собственником объекта недвижимого имущества, лишен правовой возможности оформить права на земельный участок, занятый таким объектом, что не соответствует принципу единства судьбы земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости.
Отнесение исходного земельного участка к категории защитных лесов - зеленые зоны Новосибирского лесничества, не может являться основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, поскольку в рассматриваемом случае подлежит применению специальная норма статьи 4.7 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ противоречит статье 4.7 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и нарушает права заявителя, обусловленные наличием права собственности на объекты недвижимости, расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:101403:492.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая, что суд не может подменять собой специальные органы, уполномоченные на совершение определенных действий, а также не может заменять решением суда процедуру, предусмотренную законом, данные полномочия отнесены к компетенции соответствующего органа исполнительной власти, суд счел, что надлежащим способом восстановления нарушенного права заявителя при рассмотрении настоящего спора будет являться возложение обязанности на Министерство повторно рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "Прогресс" от 28.09.2022 N 19.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о недействительности оспариваемого решения и нарушении в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апеллянт в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобожден, в связи с чем на основании статьи 110 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы государственная пошлина и судебные расходы с лиц, участвующих в деле, не взыскиваются.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.03.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-33701/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-33701/2022
Истец: ООО "ПРОГРЕСС"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация Мочищенского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, Министерство строительства Новосибирской области, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, Седьмой арбитражный апелляционный суд