г. Москва |
|
27 июня 2023 г. |
Дело N А40-206021/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Федеральной антимонопольной службы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 20.12.2022 по делу N А40-206021/22
по заявлению АО "Мосинжпроект"
к Федеральной антимонопольной службе
третье лицо: ООО "Специализированный Застройщик "Мессиер Рязанская"
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Агзамова Е.Т. по доверенности от 26.09.2022; |
от заинтересованного лица: |
Парнас О.В. по доверенности от 26.12.2022; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Мосинжпроект" (далее - Заявитель, АО "Мосинжпроект", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе (далее - Заинтересованное лицо, ФАС России, Антимонопольный орган) с заявлением о признании незаконным решения ФАС России N 04/10/18.1-480/2022 от 24.08.2022 и предписания N 04/10/18.1-480/2022 от 24.08.2022.
К участию в деле в качестве Третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "СЗ "Мессиер "Рязанская".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.12.2022 заявление АО "Мосинжпроект" удовлетворено.
ФАС России обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заинтересованного лица судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ФАС России доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
Представитель Общества в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Третье лицо по делу, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направило, заявлений и ходатайств не представило.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что проведение конкурса на право заключения конкурса на право заключения договора купли-продажи 99,9% акций ЗАО "Транспортно - пересадочный узел "Рязанская" (далее - ТПУ), регистрационный N ГП16910802, состоялось в период с 01.06.2022 по 07.07.2022 путем размещения на Инвестиционном портале города Москвы https://investmoscow.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В рамках открытого конкурса на право заключения ДКП 99,9% акций ЗАО "ТПУ "Рязанская" подана заявка одного претендента: ООО "СЗ "Мессиер "Рязанская".
Конкурсная комиссия провела рассмотрение заявок претендентов на предмет их соответствия требованиям конкурсных документаций, и по итогам рассмотрения приняла решение признать Конкурс на право заключения договора купли-продажи 99,9% акций ЗАО "ТПУ "Рязанская" несостоявшимся в связи с отклонением единственной поданной заявки претенденту ООО "СЗ "Мессиер "Рязанская".
Не согласившись с решением Конкурсной комиссии, ООО "СЗ "Мессиер "Рязанская" подало жалобу в ФАС России.
24.08.2022 жалоба Общества была удовлетворена, ФАС России выдала АО "Мосинжпроект" Предписание в срок до 10.09.2022:
- отменить протоколы рассмотрения заявок;
- провести повторное рассмотрение заявок;
- назначить дату и время оценки и сопоставления заявок;
- уведомить участников конкурсов о датах и времени оценки и сопоставления заявок;
- не позднее пяти рабочих дней с даты исполнения Предписания предоставить в ФАС России подтверждение исполнения Предписания.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, при рассмотрении жалобы ООО "СЗ "Мессиер "Рязанская" Комиссия ФАС России пришла к выводу, что аукцион проводился в соответствии с Конкурсной документацией к открытому Конкурсу на право заключения Договора купли-продажи 99,9% акций ЗАО "Транспортно-пересадочный узел "Рязанская", принадлежащих Организатору Конкурса, утвержденной исполнительным директором по девелопменту АО "Мосинжпроект".
В жалобе ООО "СЗ "Мессиер "Рязанская" в адрес ФАС России указывалось на неправомерное недопущение к участию в Конкурсе по причине отсутствия в составе заявки копий отчетов о финансовых результатах с отметками налогового органа в отношении ООО "Шереметьевский проспект" лица, планирующего совместно с Заявителем на основании гражданско-правового договора (договор простого товарищества) реализацию проекта строительства объектов на государственном земельном участке, предоставленном в аренду ЗАО "Транспортно-пересадочный узел "Рязанская".
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе в случае предоставления земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 8.1 Закон города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" предоставление земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов допускается для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии, что размещение указанных объектов, реализация указанных инвестиционных проектов направлены на достижение показателей, предусмотренных государственными программами города Москвы. Подтверждение соответствия подлежащих размещению объектов и подлежащих реализации инвестиционных проектов критериям и предоставление земельных участков для размещения указанных объектов и реализации указанных инвестиционных проектов осуществляются в установленном распоряжением Мэра Москвы порядке.
В соответствии с пунктом 1.3 распоряжения Мэра Москвы от 17.06.2015 N 480-РМ "О порядке подтверждения соответствия размещаемых объектов и реализуемых инвестиционных проектов критериям объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов" Департамент инвестиционной и промышленной политики города Москвы обеспечивает вынесение вопроса о предоставлении земельного участка, в рамках рассмотрения которого осуществляется подтверждение соответствия размещения объектов и реализации инвестиционных проектов критериям объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов направленности на достижение показателей, предусмотренных государственными программами города Москвы, на заседание Градостроительно-земельной комиссии города Москвы.
В целях оперативного рассмотрения вопросов в области градостроительства, использования земельных участков, предназначенных под строительство (реконструкцию) градостроительных объектов, совершенствования порядка реализации инвестиционных проектов на территории города Москвы постановлением Правительства Москвы от 16.11.2010 N 1019-ПП "О создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы" утверждено Положение о Градостроительно-земельной комиссии города Москвы (далее - Положение, Комиссия), председателем которой является Мэр Москвы, заместителями председателя Комиссии - заместители Мэра Москвы в Правительстве Москвы, членами Комиссии - руководители (начальники) органов исполнительной власти города Москвы, а также иные должностные лица Правительства Москвы.
Согласно разделу 1 Положения решения Комиссии вступают в силу даты подписания протокола заседания Комиссии ответственным секретарем Комиссии.
Так, ЗАО "Транспортно-пересадочный узел "Рязанская" (99,9 % принадлежит АО "Мосинжпроект", единственным акционером которого является город Москва), Градостроительно-земельной комиссией города Москвы (решение N 20 от 09.07.2020) принято решение о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 0,5505 га для целей строительства офисного центра и паркинга в составе ТПУ "Рязанская" в аренду сроком на 6 лет без проведения торгов в соответствии с подпунктом З пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
На заседании Комиссии от 10.03 2022 N 8 принято решение о реализации на открытом конкурсе права на заключение договора купли-продажи 99,9 % акций ЗАО "Транспортно-пересадочный узел "Рязанская", утверждены стартовые условия проведения открытого конкурса (приложения N2N2 5, 6) (начальная цена, "шаг понижения", требования к участникам конкурса, критерии определения победителя, условия и порядок заключения договора и иные условия конкурса), а также даны властные указания АО "Мосинжпроект" о представлении в Департамент города Москвы по конкурентной политике стартовых условий конкурса, Департаменту города Москвы по конкурентной политике об опубликовании информационного сообщения о проведении открытого конкурса.
Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что решение Комиссии 10.03.2022 N 8, носит нормативный характер, так как является обязательным для неограниченного круга лиц, в том числе потенциальных участников конкурса, АО "Мосинжпроект", Департамента города Москвы по конкурентной политике, в связи с чем, проведение Конкурса в указанном случае является обязательным и ФАС России вправе рассмотреть Жалобу в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Случаи, в которых претендент не допускается к участию в Конкурсе, установлены, в том числе пунктами 9.2.11 и 9.2.12 Конкурсной документации, согласно которым в связи с несоответствием претендента квалификационным требованиям, определяющим возможность претендента исполнить договор, который будет заключен по итогам проведения Конкурса.
Согласно доводу Жалобы в составе заявки Заявителем были представлены документы на всех участников простого товарищества, в протоколе вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе от 07.07.2022 N ПЛ 16910802 отсутствует информация о непредставлении в составе заявки каких-либо документов, предусмотренных Конкурсной документацией.
В тоже время, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Конкурсе от 27.07.2022 N ГП16910802-1 (далее - Протокол от 27.07.2022 NГП 16910802-1) Заявитель не допущен к участию в Конкурсе на основании того, что его заявка на участие в Конкурсе не соответствует требованиям Конкурсной документации (пункт 9.2.4 Конкурсной документации), а именно: в отношении ООО "Шереметьевский проспект" не представлен отчет о финансовых результатах (по форме по СКУД 0710002) за три календарных года, предшествующих дате размещения извещения о проведении Конкурса на Инвестиционном портале, с отметкой налогового органа или приложением документов, подтверждающих факт получения, приёма и ввода сведений о бухгалтерской отчётности по электронным каналам связи, предоставление которого предусмотрено пунктом 14.2,3.7 Конкурсной документации.
Комиссией ФАС России установлено, что в соответствии с пунктом 17.4 Конкурсной документации при вскрытии конвертов с заявками на участие в Конкурсе конкурсной комиссией объявляются сведения: о претенденте, почтовом адресе каждого претендента, конверт с заявкой на участие в Конкурсе которого вскрывается, наличие сведений и документов, предусмотренных Конкурсной документацией, условия исполнения договора купли-продажи акций, указанные в такой заявке и являющиеся критерием оценки заявок на участие в Конкурсе, которые заносятся в протокол вскрытия заявок на участие в Конкурсе.
В соответствии с пунктом 18.2 Конкурсной документации на заседании конкурсной комиссии по рассмотрению заявок на участие в Конкурсе конкурсная комиссия проверяет соответствие претендентов квалификационным требованиям к участникам Конкурса на основании документов, которые претенденты представили в составе заявки в соответствии с Конкурсной документацией, а также соответствие конкурсной заявки и входящих в ее состав документов (в том числе предусмотренных пунктом 14.2.3.7 Конкурсной документации) требованиям, содержащимся в Конкурсной документации и извещении о проведении Конкурса, и принимает решение о допуске или об отказе в допуске претендентов к участию в Конкурсе.
При этом пунктами 18.2.1 - 18.2.3 Конкурсной документации предусмотрено только 3 случая, после установления которых другие показатели заявки не рассматриваются и претенденту отказывается в допуске к участию в Конкурсе:
предложение о цене договора купли-продажи акций менее минимальной цены продажи акций, предусмотренной пунктом 1.6 Конкурсной документации;
объем введенных в эксплуатацию коммерческих площадей в рамках реализации девелоперских проектов на территории Российской Федерации меньше 60 000 кв. м;
совокупный размер выручки претендента, лиц, привлекаемых в соответствии с пунктом 9.5 Конкурсной документации, за три календарных года, предшествующих дате размещения извещения о проведении Конкурса на Инвестиционном портале, и размер чистых активов претендента, лиц, привлекаемых в соответствии с пунктом 9.5 Конкурсной документации, на последнюю отчетную дату, предшествующую дате размещения извещения о проведении Конкурса на Инвестиционном портале, меньше 1 178 000 000,00 рублей.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что Заявителем в отношении ООО "Шереметьевский проспект" не соблюдены требования пункта 14.2.3.7 Конкурсной документации, в связи с чем сведения об их квалификационных показателях (пункты 14.1.4, 14.1.5 Конкурсной документации) Организатором торгов не учитывались.
Однако, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что совокупный размер выручки и чистых активов группы Заявителя за три календарных года (2019-2021 гг.) (без учета ООО "И]ереметьевский проспект") составляет более 12 000 000 000,00 рублей, совокупный объём введённых в эксплуатацию площадей - более 70 000 кв.м. Предложение Заявителя о цене договора составляет 95 000 000 рублей, что превышает 84 477 438,00 рублей (минимальная цена продажи акций), что соответствует установленным Конкурсной документацией квалификационным требованиям. Согласно Протоколу от 27.07.2022 N ГШ 6910802-1 в отношении остальных участников простого товарищества несоответствий требованиям Конкурсной документации не установлено. В связи с чем, был сделан вывод о том, что Организатором торгов нарушен порядок рассмотрения заявки Заявителя, установленный пунктом 18.2 Конкурсной документации.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции правильно согласился с доводами Заявителя об ошибочности позиции ФАС России об обязательности проведения АО "Мосинжпроект"торгов (Конкурс) на право заключения договора купли-продажи 99,9 % акций ЗАО "ТПУ "Рязанская" (далее - ТПУ) в силу наличия решения Градостроительно-земельной комиссии г. Москвы от 10.03.2022 N 8.
В частности, решение ГЗК Москвы от 10.03.2022 N 8 имеет формулировку - "согласиться с реализацией на открытом конкурсе" права на заключение договора купли-продажи акций на стартовых условиях, указанных в приложении.
При этом утверждения ФАС России в обжалуемом решении и в предоставленном отзыве от 22.11.2022 N СП/105892/22 в части того, что решение Градостроительно-земельной комиссии от 10.03.2022 N 8 носит нормативный характер, поскольку содержит общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц, является обязательными для данного круга лиц, в том числе потенциальных участников конкурса, Заявителя, Департамента города Москвы по конкурентной политике и, в силу этого, антимонопольный орган обладает полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, основаны на ошибочном толковании норм права.
Градостроительно-земельная комиссия создана и функционирует на основании Постановления Правительства Москвы от 16.11.2010 N 1019-ПП (ред. от 09.08.2022) "О создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы", которым также утверждено "Положение о Градостроительно-земельной комиссии города Москвы".
Согласно данному Положению "Градостроительно-земельная комиссия города Москвы создана для оперативного решения вопросов в области градостроительной деятельности, инвестиционной деятельности, земельных отношений, осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства, проведения работ по сохранению недвижимых объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия.
Решения Комиссии вступают в силу с даты подписания протокола заседания Комиссии ответственным секретарем Комиссии и являются поручениями для органов исполнительной власти города Москвы.
Комиссия и рабочие органы Комиссии не осуществляют полномочия Правительства Москвы при рассмотрении вопросов в пределах своей компетенции".
Таким образом, ГЗК Москвы является рабочим органом города Москвы, но не источником нормативного регулирования.
Согласно статье 1 Закона города Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы" правовыми актами города Москвы являются официальные документы, принятые жителями Москвы на референдумах города Москвы, принятые (изданные) органами государственной власти города Москвы (должностными лицами города Москвы), содержащие положения нормативного характера и (или) индивидуального действия и направленные на урегулирование общественных отношений.
В соответствии со статьей 3 указанного закона Москвы органы государственной власти (должностные лица) принимают (издают) правовые акты в пределах своей компетенции, определенной федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
На основании Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы", Регламента Правительства Москвы, решения Правительства Москвы оформляются в виде правовых актов. Правовые акты Правительства Москвы, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Москвы.
Правовые акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Москвы.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности, возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Таким образом, решения ГЗК Москвы не могут быть отнесены нормативным актам Российской Федерации, в силу которых проведение торгов является обязательным, в связи с чем, жалоба на спорные торги не подпадает под действие пункта 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В связи с чем, полномочия ФАС России на рассмотрение данной жалобы не подтверждены.
В рамках рассмотрения жалобы ООО "СЗ "Мессиер "Рязанская" Комиссией ФАС России направлялся запрос в адрес Правительства Москвы - письмо ФАС России N ТН/77583/22 от 17.08.2022 с постановкой ряда вопросов, имеющих юридическое значение для правильного разрешения настоящего дела.
В ответ на запрос было получено письмо Правительства Москвы, в лице уполномоченного органа в сфере обеспечения проведения государственной политики в области имущественного комплекса города Москвы - Департамента городского имущества города Москвы N ДГИ-Э-113942/22-1 от 19.08.2022.
ДГИ г. Москвы в адрес ФАС России было сообщено, что г. Москва является владельцем 100% пакета акций АО "Мосинжпроект". В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 22.03.2013 N 176-ПП функции и права акционера в отношении АО "Мосинжпроект" осуществляет Департамент строительства города Москвы.
В целях обеспечения на прилегающей к транспортно-пересадочным узлам территории центров с общественно-деловой функцией АО "Мосинжпроект" были сформированы активы АО "ТПУ "Аминьевское шоссе", а также ЗАО "Транспортно-пересадочный узел "Рязанская", включающие земельные участки с видами разрешенного использования для целей строительства многофункционального комплекса, офиса и паркинга.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.6 ЗК РФ возможно оформление земельно-правовых отношений для целей строительства без проведения торгов в рамках реализации масштабного инвестиционного проекта (далее - МаИП) при условии соответствия инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления земельных участков в рамках реализации МаИП утвержден распоряжением Мэра Москвы от 17.06.2015 N 480-РМ "О порядке подтверждения соответствия размещаемых объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов".
Решения по условиям отчуждения принадлежащих АО "Мосинжпроект" активов принимается органами управления хозяйственного общества (советом директоров/решением акционера) в зависимости от стоимости отчуждаемого имущества.
Деятельность акционерных обществ регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Указанными нормативными актами не предусмотрена обязанность акционерного общества продавать принадлежащие ему акции дочерних обществ на торгах. В случае реализации акций дочернего общества на торгах, порядок проведения торгов регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации.
В целях обеспечения соблюдения принципов конкуретности, открытости, прозрачности, ориентированных на привлечение наибольшего количества участников (потенциальных инвесторов) рынка недвижимости, АО "Мосинжпроект" были проведены открытые торги по продаже 99,9% пакета акций АО "ТПУ "Аминьевское шоссе", а также 99,9% пакета акций ЗАО "Транспортно-пересадочный узел "Рязанская".
Правовая позиция Департамента городского имущества города Москвы, как владельца 100 % пакета акций АО "Мосинжпроект, подтверждает правомерность действий АО "Мосинжпроект" при проведении торгов и указывает на необоснованность оспариваемого решения ФАС России и выданного предписания.
Кроме этого, суд приходит к выводу о правомерности решения конкурсной комиссии организатора конкурса о недопуске ООО "СЗ "Мессиер "Рязанская" к участию в конкурсе.
Согласно пункту 14.2.5 Конкурсной документации, в случае предоставления документов в отношении лиц, привлекаемых в соответствии с пунктом 9.5 настоящей Конкурсной документации, предоставляется перечень лиц, входящих в группу на момент предоставления документов, с приложением подтверждающих документов, на каждое из лиц предоставляются документы, предусмотренные настоящей статьей Конкурсной документации.
Согласно пункту 9.2 Конкурсной документации, к участию в Конкурсе не допускаются Претенденты, не соответствующие требованиям, установленным _ Конкурсной документацией к Участникам Конкурса, в следующих случаях:
_9.2.4. Заявка на участие в Конкурсе не соответствует требованиям Конкурсной документации.
_9.2.8. Не представлены документы в необходимом количестве и в соответствии с перечнем, указанным в Конкурсной документации".
Требования к заявкам претендентовсформулированы и содержатся в статье 14 Конкурсной документации.
Согласно пункту 14.1.5 Конкурсной документации, для участия в конкурсе необходимо представить "копии финансовой отчетности (бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах) Претендента, лиц, привлекаемых в соответствии с п. 9.5 настоящей Конкурсной документации, за три календарных года, предшествующих дате размещения Извещения о проведении Конкурса на Инвестиционном портале города Москвы https://investmoscow.ru".
Согласно пункту 14.2.3.7 Конкурсной документации претенденты юридические лица, созданные в Российской Федерации должны представить "копии Бухгалтерского баланса (по форме по ОКУД 0710001) и Отчета о финансовых результатах (по форме по ОКУД 0710002) за три календарных года, предшествующих дате размещения Извещения о проведении Конкурса на Инвестиционном портале города Москвы https://investmoscow.ru, с отметкой налогового органа или приложением документов, подтверждающих факт получения, приема и ввода сведений о бухгалтерской отчетности по электронным каналам связи".
В данном случае Заявка ООО "СЗ "Мессиер "Рязанская" не соответствовала требованиям Конкурсной документации и извещения о проведении Конкурса по следующим основаниям:
1) У ООО "СЗ "Мессиер "Рязанская" отсутствует собственный опыт по вводу в эксплуатацию коммерческих площадей в рамках реализации девелоперских проектов на территории Российской Федерации, поэтому в целях подтверждения соответствия квалификационным требованиям, касающихся опыта строительства и финансово-экономической состоятельности, в составе заявки данного претендента был приложен гражданско-правовой договор простого товарищества, заключенный между ООО "СЗ "Мессиер "Рязанская", ООО "РУС-СТРОЙ", ООО "Европа-2", ООО "Достояние", ООО "Традиция", ООО "Шереметьевский Проспект".
Однако в нарушение требований пунктов 14.2.5, 14.2.3.7 Конкурсной документации в заявке ООО "СЗ "Мессиер "Рязанская" в отношении привлекаемого им лица ООО "Шереметьевский проспект" по договору простого товарищества не приложены копии отчетов о финансовых результатах (по форме ОКУД 0710002) за три календарных года, предшествующих дате размещения Извещения о проведении Конкурса на Инвестиционном портале города Москвы https://investmoscow.ru.
Также в нарушение требований пунктов 14.2.5, 14.2.3.7 Конкурсной документации в заявке Претендента ООО "СЗ "МЕССИЕР РЯЗАНСКАЯ" в отношении привлекаемого им лица ООО "Шереметьевский проспект" по договору простого товарищества отсутствует отметка налогового органа или документы, подтверждающие факт получения, приема и ввода сведений о бухгалтерской отчетности по электронным каналам связи, за 2021 год.
При рассмотрении жалобы ООО "СЗ "Мессиер "Рязанская" не оспаривало факт отсутствия указанных документов и факт отсутствия отметки налогового органа на представленных ксерокопиях документа.
Требования о необходимости представления в составе заявки копии бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах в отношении каждого привлекаемого участником конкурса лица с отметкой налогового органа о приеме документов, а также правовые последствия такого непредставления содержаться в конкурсной документации.
При указанных обстоятельствах, на основании пунктов 9.2 (9.2.4, 9.2.8) Конкурсной документации ООО "СЗ "МЕССИЕР РЯЗАНСКАЯ" правомерно не допущено к участию в Конкурсе.
В обоснование своего решения Комиссия ФАС России указывает, что Конкурсной документацией установлено только три случая, предусмотренные п.п. 18.2.1. - 18.2.3, после установления которых другие показатели не рассматриваются и претенденту отказывается в допуске к участию в Конкурсе:
- предложение о цене договора купли продажи акций менее минимальной цены продажи акций;
- объем введенных в эксплуатацию коммерческих площадей в рамках реализации девелоперских проектов на территории Российской Федерации меньше 60 000 кв. м.;
- совокупный размер выручки претендента, лиц, привлекаемых в соответствии с пунктом 9.5 Конкурсной документации, за три календарных года, предшествующих дате размещения Извещения о проведении Конкурса и размер чистых активов претендента, лиц, привлекаемых в соответствии с пунктом 9.5 Конкурсной документации, на последнюю отчетную дату, предшествующую дате размещения Извещения о проведении Конкурса меньше 1 178 000 000 рублей (абзац 4 стр.5 оспариваемого решения).
По мнению Комиссии ФАС России, конкурсная комиссия при рассмотрении заявки Претендента должна была проверять только вышеуказанные показатели.
Однако Антимонопольным органом не учтено, что в пункте 18.2 статьи 18 "Порядок определения Участников Конкурса" Конкурсной документации указано, что при рассмотрении заявок на участие в конкурсе Конкурсная комиссия проверяет соответствие претендентов квалификационным требованиям к участникам конкурса на основании документов, которые претенденты представили в составе заявки в соответствии с конкурсной документацией, а также соответствие конкурсной заявки и входящих в ее состав документов требованиям, содержащимся в Конкурсной документации и извещении о проведении Конкурса, и принимает решение о допуске или об отказе в допуске претендентов к участию в Конкурсе.
При этом в пункте 18.2, а также в других пунктах конкурсной документации нет указания на то, что только в случае несоответствия вышеуказанным квалификационным показателям другие показатели не рассматриваются.
Требования к составу заявки на участие в публичной процедуре и основания для ее отклонения от участия в такой процедуре исчерпывающе определены в разд. 9 конкурсной документации.
Положения п.п. 18.2.1-18.2.3 конкурсной документации об основаниях отказа участникам конкурса в допуске к участию в нем носят лишь дополняющий характер и не исключают действия требований п. 9.2.4, 9.2.8 конкурсной документации.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ с учетом пункта 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В данном случае наличие законных оснований для принятия оспариваемого решения Заинтересованным лицом не доказано.
Судом первой инстанции также верно принято во внимание, что предметом проводимых торгов (Конкурса) являлось право заключения договора купли-продажи 99,9 % акций ЗАО "Транспортно - пересадочный узел "Рязанская", а не передача земельного участка, находящегося в государственной собственности, в аренду.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что оспариваемые Заявителем решение Федеральной антимонопольной службы N 04/10/18.1-480/2022 от 24.08.2022 и предписание Федеральной антимонопольной службы N 04/10/18.1-480/2022 от 24.08.2022 являются незаконными.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.12.2022 по делу N А40-206021/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-206021/2022
Истец: АО "МОСИНЖПРОЕКТ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Третье лицо: ООО "СЗ "МЕССИЕР РЯЗАНСКАЯ"