г. Москва |
|
28 июня 2023 г. |
Дело N А40-133507/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Расторгуева Е.Б.,
Судей: Гармаева Б.П., Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вальковым А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУП "Экотехпром" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19 апреля 2023 года по делу N А40-133507/2022, принятое судьей Н.П. Чебурашкиной
по иску ГУП "Экотехпром" (ОГРН 1027739016161) к ЖСК "КАРБОН" (ОГРН 1027739699393) о взыскании задолженности
при участии в судебном заседании:
от истца: Семинихин А.А. по доверенности от 01.01.2023;
от ответчика: Табакова Н.Л. по протоколу N 1 от 04.04.2022;
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен о взыскании долга в размере 232 873, 74 рублей (с учетом принятого судом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, т.2 л.д.3, 24).
Решением суда от 19 апреля 2023 в иске отказано.
При этом суд исходил из того, что договор на оказание услуг сторонами не заключен; ответчику не принадлежит место накопления ТКО; ответчик не является исполнителем коммунальных услуг, в том числе по обращению с ТКО.
Истец не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда ввиду его незаконности и необоснованности, иск - удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что истец является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключение договора с которым на оказание услуг по обращению с ТКО является обязанностью ответчика и данный договор считается заключенным сторонами по типовой форме в силу закона, который является абонентским.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов жалобы, просит ее оставить без удовлетворения, а решение суда без изменения, указывая на то, что доводы истца не могут служить основанием для отмены решения суда.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 и 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим отмене ввиду нарушения норм материального права.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу пункта 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании части 1 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы от 13.05.2021 г. N 01-01-13-105/21 ГУП "Экотехпром" присвоен статус Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в г.Москве. С 01.01.2022 г. ГУП "Экотехпром" приступило к исполнению своих обязанностей по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Москвы.
В соответствии с частью 2 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу части 4 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. N 1156 (далее - Правила N 1156), урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 8 (17) Правил N 1156, в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил N 1156 в установленный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается Региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу Регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 8(18) Правил N 1156).
Как указано в пункте 8(15) Правил N 1156, в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) названных Правил.
Предложение о заключении договора на вывоз ТКО, адресованное неопределенному кругу лиц, опубликовано Региональным оператором в Вестнике Москвы от 16.11.2021 N 27, а также на официальном сайте ГУП "Экотехпром", размещенном в сети Интернет (https://есо-рrо.rи).
Договор на обращение с ТКО между Истцом и Ответчиком вступил в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 8 (17) Правил N 1156).
Кроме того, Истец направлял в адрес Ответчика проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 7-9-3779 от 01.01.2022, который сторонами не заключен, поскольку возникли разногласия.
Само по себе отсутствие договора на обращение с ТКО как единого подписанного сторонами документа не снимает с Регионального оператора обязанность оказывать услуги в соответствии с типовым договором.
При этом, независимо от даты заключения (подписания) договора на обращение с ТКО между собственником ТКО (Потребителем) и Региональным оператором, датой начала оказания услуг Регионального оператора является дата начала деятельности Регионального оператора в г. Москве - 01.01.2022.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о незаключении сторонами договора, являются необоснованными.
Услуга регионального оператора по обращению с ТКО относится к регулируемым видам деятельности (пункты 1, 4 статьи 24.8 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998). Установленный тариф, рассчитываемый на основе долгосрочных параметров и необходимой валовой выручки (далее - НВВ), должен компенсировать экономически обоснованные расходы регионального оператора на реализацию производственных и инвестиционных программ, разрабатываемых на основании территориальной схемы в области обращения с ТКО, содержащей, в числе прочего, данные о нахождении всех источников образования ТКО на территории субъекта Российской Федерации (статья 13.3, пункты 2, 6 статьи 24.9, пункт 1 статьи 24.13 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998, абзацы 20, 22 пункта 2, подпункт "а" пункта 6, раздел XI Основ ценообразования в области обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016, N 484 (далее - Основы ценообразования), разделы VI, VI.I Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с ТКО, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016, N 1638/16).
Региональные операторы несут расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО, учитываемые при установлении тарифов (пункт 9 статьи 23 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998, пункт 43(1) Основ ценообразования). Расходы операторов учитываются в составе НВВ регионального оператора (пункт 22 Основ ценообразования).
В свою очередь, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (Определение Верховного Суда Российской Федерации N 309-ЭС15-13978 от 26.02.2016), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.
Тарифное решение государственного органа, осуществляющего регулирование обращения с ТКО, по существу представляет собой план экономической деятельности в сфере обращения с ТКО всех вовлеченных в нее субъектов региона. Оно принимается исходя из данных обо всех источниках образования ТКО на территории субъекта Российской Федерации.
От наполнения НВВ регионального оператора (равномерно распределенной тарифным органом на всех собственников ТКО региона) зависит выполнение им производственных и инвестиционных программ, то есть строительство, реконструкция объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО. Поэтому неоплата собственником (производителем) ТКО услуг регионального оператора ведет к срыву достижения целей реформы регулирования обращения с ТКО.
При этом для эффективного вовлечения в договорные правоотношения по обращению с ТКО всех собственников данных отходов для собирания НВВ регионального оператора, определенной тарифным органом, и в исключение из общего правила, установленного пунктом 2 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, в пунктах 8(12), 8(15), 8(17) Правил N 1156 содержится фикция заключения конкретного договора на условиях типового договора для случаев: (1) уклонения потребителя от заключения конкретного договора; (2) не урегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям; (3) не направления потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов.
То есть заключение договора возможно как способами, указанными в пунктах 2, 3 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации, так и путем применения фикции, содержащейся в указанных пунктах Правил, когда при наступлении поименованных в них обстоятельств договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором на основании установленного тарифа.
Таким образом, системный анализ приведенных выше нормативных правовых актов позволяет прийти к выводу о том, что правоотношение по возмездному оказанию услуг региональным оператором собственнику ТКО по обращению с этими отходами построено законодателем по модели абонентского договора (статья 429.4 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 429.4 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.
Иными словами, абонентский договор предполагает исполнение по требованию одной из сторон (в затребованном количестве или объеме), при этом данная сторона обязана вносить платежи независимо от того, затребовала ли она исполнение у контрагента.
Отличительной особенностью абонентского договора является то, что плата заказчиком осуществляется не за фактическое оказание услуг или выполнение работ, а за предоставление ему возможности в любой момент в течение определенного периода воспользоваться согласованными услугами (работами). Подобная плата является фиксированной и может осуществляться как единовременно, так и периодическими платежами. Поэтому условие об обязанности абонента вносить платежи или предоставлять иное исполнение по такому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, является существенным условием абонентского договора.
Поэтому отсутствие доказательств фактического оказания услуг региональным оператором не является препятствием к удовлетворению иска о взыскании абонентской платы, если собственник ТКО в этот период не требовал исполнения. Равным образом, невозможен возврат уплаченной абонентской платы в случае не востребования исполнения в соответствующий период, так как данная плата вносится не за услуги непосредственно, а за право их затребовать в необходимом абоненту объеме (пункт 2 статьи 429.4 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 33 Постановления N 49 Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" от 25.12.2018).
Выводы суда апелляционной инстанции по настоящему делу согласуются с правовой позицией Арбитражного суда Московского округа по аналогичному делу N А40-255086/2021.
Между тем, суд апелляционной инстанции считает необоснованным предъявление истцом к взысканию задолженности за период, в который собственниками МКД принято решение о переходе на прямые договоры с региональным оператором по обращению с ТКО. Данное решение оформлено протоколом N 66 от 10.02.2022 (т.1 л.д.119), которое получено истцом 25.02.2022 (что подтверждено представителем истца в судебном заседании 21.06.2023), однако принято в работу только 02.11.2022 (л.д.22-23), поэтому является необоснованным возражение истца о непредставлении ответчиком необходимой информации для перехода на прямые договоры с собственниками.
Таким образом, обоснованным является период иска с января по 25 февраль 2022, в который услуги оказаны по типовому договору, и за который долг составит 147 376, 93 рублей.
Стоимость услуг верно определена истцом на основании утвержденного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО и с учетом соответствующего объема ТКО. Объем ТКО обоснованно принят истцом исходя из площади 10 673 кв.м., которая менее заявленной площади жилых помещений - 14 230 кв.м., поэтому возражения ответчика о неправильном определении объема ТКО подлежат отклонению.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку материалы дела не содержат доказательств оплаты истцом госпошлины за рассмотрение иска, то госпошлину по иску следует взыскать со сторон в доход федерального бюджета с учетом частичного удовлетворения иска и пропорционального её распределения. Так же истец не оплатил госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы, поскольку приложенное платежное поручение от 02.05.2023 N 5734 не относимо к истцу, оплата произведена иной организацией, а в назначении платежа отсутствует указание на оплату за истца, отсутствует ссылка на номер дела, в связи с чем госпошлину по жалобе следует взыскать так же со сторон спора.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19 апреля 2023 года по делу N А40-133507/2022 отменить.
Взыскать с ЖСК "КАРБОН" (ОГРН 1027739699393) в пользу ГУП "Экотехпром" (ОГРН 1027739016161) долг в размере 147 376 руб. 93 коп.
Отказать в удовлетворении остальной части иска.
Взыскать с ЖСК "КАРБОН" (ОГРН 1027739699393) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение иска в размере 4 846 рублей и апелляционной жалобы в сумме 1 898 руб. 70 коп.
Взыскать с ГУП "Экотехпром" (ОГРН 1027739016161) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение иска в размере 2 811 рублей и апелляционной жалобы в сумме 1 101 руб. 30 коп.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Б. Расторгуев |
Судьи |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-133507/2022
Истец: ГУП ГОРОДА МОСКВЫ "ЭКОТЕХПРОМ"
Ответчик: ЖИЛИЩНО - СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ "КАРБОН" ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО