г. Москва |
|
28 июня 2023 г. |
Дело N А40-302067/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Е.А. Ким
рассмотрев апелляционную жалобу
ООО "Каспийпромсервис"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26 апреля 2023 года по делу N А40- 302067/22,
рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску ООО "Каспийпромсервис" (ОГРН: 1070522001780, ИНН: 0522015986)
к ОАО "РЖД" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727)
о взыскании пени в размере 726 671 руб. 54 коп.
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ООО "Каспийпромсервис" обратилось в суд с требованием о взыскании с ОАО "РЖД" о взыскании пени в размере 726 671 руб. 54 коп.
Оценив доводы и возражения сторон в совокупности с представленными доказательствами, руководствуясь. ст. ст. 309-310, 330, 333 ГК РФ, ст.ст. 110, 123, 156, 167 - 171 АПК РФ, Решением от 26 апреля 2023 г. суд первой инстанции иск удовлетворил частично.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, ссылается в том числе на недоказанность факта занятости фронта разгрузки по вине грузополучателя.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на сайте Картотеки арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Судебное заседание апелляционной инстанции проводилось без вызова сторон на основании ст. 272.1 АПК РФ.
От истца поступил отзыв на жалобу.
Проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва, законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в порядке статей 266, 268, 269, 2721 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд считает, что решение следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судом установлено, ОАО "РЖД" был принят к перевозке груз по железнодорожным накладным, представленным в материалы дела. На станцию назначения вагоны были доставлены с нарушением срока доставки.
Данные обстоятельства подтверждаются отметками на железнодорожных транспортных накладных, представленных в материалы дела.
Согласно ст. 25 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" транспортная железнодорожная накладная подтверждает заключение договора перевозки груза. В соответствии с договором перевозки груза (порожнего собственного вагона) перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и в установленные сроки. Сроки доставки грузов (рефрижераторных секций), указанные в железнодорожных накладных, перевозчиком нарушены.
В соответствии со ст. 33 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов. За несоблюдение сроков доставки грузов перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 Устава.
В соответствии со ст. 97 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" за просрочку доставки не принадлежащих перевозчику порожних вагонов перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за доставку каждого порожнего вагона за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за доставку каждого порожнего вагона.
Согласно представленного расчета, подтвержденного представленными в материалы дела доказательствами, размер пени составляет 726 671 руб. 54 коп.
Расчет пени судом проверен и признан верным. Доказательств оплаты в материалы дела не представлено.
В соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Согласно статье 97 Устава железнодорожного транспорта РФ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 названного Устава обстоятельств.
Однако, в расчете размера пени, представленном ООО "Каспийпромсервис", Истцом не учтена невозможность приема вагонов грузополучателем на станции назначения по причинам, зависящим от грузополучателей (занятость его фронта выгрузки ранее поданными и необработанными грузополучателем вагонами).
В соответствии с заявлением о присоединении N 1208/СКТЦФТО/ЭОД/ИВУ от 26.08.2022 г. ООО "Каспийпромсервис" полностью и безусловно присоединилось к Соглашению об оказании информационных услуг и предоставлении электронных сервисов в сфере грузовых перевозок, подписанный генеральным директором М.К. Ибрагимовым.
По накладным N N ЭШ959920, ЭШ881392, ЭШ972498, ЭШ959658 вагоны простаивали на станции назначения Шамхал СКав. ж.д. по причинам, зависящим от грузополучателя (ООО "Каспийпромсервис" - Истец). Согласно вышеуказанным договорам перевозки груза вагоны простаивали на станции назначения Шамхал СКав. ж.д. по причинам, зависящим от грузополучателя ООО "Каспийпромсервис" (Истец), а именно занятость фронта выгрузки, что подтверждается актами общей формы NN 1/6122 от 05.10.2022, 1/6219 от 10.10.2022, 1/6169 от 08.10.2022, 1/6220 от 10.10.2022, 1/6277 от 12.10.2022, 1/6151 от 07.10.2022, 1/6276 от 12.10.2022, на начало и окончание задержки.
Кроме того, Истец был уведомлен посредством телефона, что отражено в актах общей формы на начало и окончание задержки. Перевозчиком было начислена плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе. ООО "Каспийпромсервис" в добровольном порядке оплатил плату за занятие инфраструктуры перевозчика, согласно накопительной ведомости N 191004, 191003, 231202, 231201, чем признал факт простоя вагонов на путях общего пользования в ожидании освобождения своего фронта выгрузки.
Накопительные ведомости N N 191004, 191003, 231202, 231201, в связи, с отсутствием возражений от Истца, с отсутствием отказа от подписания документов от Истца, считаются согласованными и подписанными Клиентом без разногласий в соответствии с заявлением о присоединении N 1208/СКТЦФТО/ЭОД/ИВУ от 26.08.2022 г. ООО "Каспийпромсервис" полностью и безусловно присоединилось к Соглашению об оказании информационных услуг и предоставлении электронных сервисов в сфере грузовых перевозок, подписанный генеральным директором М.К. Ибрагимовым. Согласно п.14. абз. 2 Правил исчисления срока доставки грузы считаются доставленными в срок: в случае прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в накладной срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки (железнодорожный выставочный путь) занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем перевозчиком составляется акт общей формы.
По накладной N ЭШ959920 срок доставки истекал 06.10.2022 г., а вагоны прибыли на станцию назначения 10.10.2022 г., что подтверждается календарными штемпелями в дорожной ведомости, а простой вагонов на станции назначения с 05.10.2022 г. по 10.10.2022 г., был вызван по причинам, зависящим от грузополучателя ООО "Каспийпромсервис", что подтверждается вышеуказанными актами общей формы на начало и окончание задержки и накопительными ведомостями.
Таким образом, по накладной N ЭШ959920 просрочка отсутствует, а не 4 суток как указывает Истец и пени в размере 116 742,84 руб. заявлены неправомерно. Аналогичная ситуация по накладным NN ЭШ881392, ЭШ972498, ЭШ959658. Таким образом, представитель получателя согласился с тем фактом, что задержка 3 вагонов была по их вине, АОФ и накопительные ведомости подписаны без разногласий, следовательно, простой вагонов был вызван причинами, полностью зависящими от Истца, а, следовательно, начисление пени за просрочку доставки грузов является неправомерным, в соответствии со статьей 33 УЖТ РФ.
Соответственно по накладным N N ЭШ959920, ЭШ881392, ЭШ972498, ЭШ959658 пени в размере 242 325,42 руб. заявлены истцом необоснованно.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства данного дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд первой инстанции признал исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению частично, с применением ст. 333 ГК РФ.
Доводы жалобы идентичны правовой позиции ответчика, представленной в суд первой инстанции и выводов суда не опровергают.
Заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела и конкретных обстоятельствах, доводы лиц, участвующих в деле правильно оценены, выводы сделаны при правильном применении норм действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 266 - 269 (п. 1), 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26 апреля 2023 года по делу N А40- 302067/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Каспийпромсервис" (ОГРН: 1070522001780, ИНН: 0522015986) в доход федерального бюджета РФ 3 000 (три тысячи) руб. - госпошлину за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Ким |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-302067/2022
Истец: ООО "КАСПИЙПРОМСЕРВИС"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"