г. Пермь |
|
28 июня 2023 г. |
Дело N А50-4180/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июня 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Гуляевой Е.И., Дружининой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Харисовой А.И.,
при участии:
от истца - Пудова Г.Н., паспорт, доверенность от 11.01.2023, диплом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 10 апреля 2023 года по делу N А50-4180/2023
по иску отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200, ИНН 5904084719)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (ОГРН 1115902001632, ИНН 5902293756)
об обязании изъять гаражи из оперативного управления и прекратить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками,
УСТАНОВИЛ:
отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (далее - истец, Отделение) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - ответчик, Агентство, Росимущество) об обязании изъять из оперативного управления следующее имущество:
- гараж-бокс, площадью 26,6 кв.м, кадастровый номер 59:04:0103001:132, расположенный по адресу: Пермский край, г. Гремячинск, гаражный массив в районе пищекомбината, гараж-бокс N 38;
- гаражный бокс, площадью 36,6 кв.м, кадастровый номер 59:30:0460014:57, расположенный по адресу: Пермский край, Оханский район, г.Оханск, ул.Красная, д.8б;
- гаражный бокс, площадью 24,0 кв.м, кадастровый номер 59:13:0060224:98, расположенный по адресу: Пермский край, Бардымский район, с.Барда, ул. Ленина, д.56а, путем издания соответствующего распоряжения об изъятии имущества и принятии его в казну Российской Федерации, а также о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю в отношении следующего имущества: земельного участка площадью 36 кв.м, кадастровый номер 59:04:0103001:66, по адресу: Пермский край, г. Гремячинск, в районе пищекомбината, с разрешенным использованием: под шлакоблочный гараж-бокс N 38; земельного участка площадью 69+/-1 кв.м, кадастровый номер 59:30:0460014:28, по адресу: Пермский край, Оханский район, г.Оханск, ул. Красная, д.8б, путем издания соответствующего распоряжения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на указанные земельные участки.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 10 апреля 2023 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что судом первой инстанции неполно выяснены фактические обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, что в соответствии со ст.ст. 270, 272 АПК РФ является основанием для отмены судебного акта. Отмечает, что в соответствии с "Концепцией по оптимизации состава имущества государственной казны Российской Федерации", утвержденной Росимуществом, основной целью которой является минимизация объектов имущества казны и эффективное управление на период его нахождения в казне Российской Федерации, спорные объекты недвижимости не могут находиться в казне Российской Федерации без определения надлежащего субъекта, обеспечивающего их сохранность и управление. Территориальное управление предложило ответчику решить вопрос о прекращении права оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования путем отчуждения имущества из федеральной собственности, включения имущества в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества.
До начала судебного разбирательства от истца поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому истец полагает судебный акт законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечил, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, за государственным учреждением - отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (с 01.01.2023 новое наименование - отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю) на праве оперативного управления с 2021 года закреплен гараж-бокс площадью 26,6 кв.м, кадастровый номер 59:04:0103001:132, расположенный по адресу: Пермский край, г. Гремячинск, гаражный массив в районе пищекомбината, гараж-бокс N 38, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 03.11.2021. выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - гараж N 1).
Гараж N 1 находится в реестре федерального имущества за NВ12260010975.
За Отделением на праве постоянного (бессрочного) пользования с 2021 года закреплен земельный участок площадью 36 кв.м, кадастровый номер 59:04:0103001:66, расположенный по адресу: Пермский край, г. Гремячинск, в районе пищекомбината, с разрешенным использованием: под шлакоблочный гараж-бокс N 38, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 03.11.2021, выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - земельный участок N 1).
Земельный участок N 1 находится в реестре федерального имущества за NП11260008543.
За Отделением на праве оперативного управления с 2021 года закреплен гаражный бокс, площадью 36,6 кв.м, кадастровый номер 59:30:0460014:57, расположенный по адресу: Пермский край, Оханский район, г.Оханск, ул. Красная, д.8б, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 03.11.2021, выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - гараж N 2).
Гараж N 2 находится в реестре федерального имущества за NВ13260003603.
За Отделением на праве постоянного (бессрочного) пользования с 2021 года закреплен земельный участок площадью 69+/-1 кв.м, кадастровый номер 59:30:0460014:28, расположенный по адресу: Пермский край, Оханский район, г. Оханск, ул. Красная, д.8б, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 03.11.2021, выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - земельный участок N 2).
Земельный участок N 2 находится в реестре федерального имущества за NП11260000948.
За Отделением на праве оперативного управления с 2021 года закреплен гаражный бокс, площадью 24,0 кв.м, кадастровый номер 59:13:0060224:98, расположенный по адресу: Пермский край, Бардымский район, с.Барда, ул.Ленина, д.56а, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 03.11.2021, выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - гараж N 3).
Гараж N 3 находится в реестре федерального имущества за NП12260088283.
С 2022 года указанные гаражи и земельные участки не эксплуатируются в cвязи с оптимизацией структуры Отделения.
19.07.2022 Отделение в адрес Агентства направило письмо N 02/76775 с просьбой прекратить право оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования, в том числе по объектам недвижимости: гаражам NN 1,2,3 и земельным участкам NN 1, 2.
01.09.2022 истец направил в адрес Администрации Гремячинского городского округа письмо N 59-06/8329 "Об использовании имущества" с предложением рассмотреть возможность использования гаража N 1, так как данный объект истцом в уставной деятельности не используется.
13.10.2022 письмом N 59-ЕМ-06/9650 "О передаче в муниципальную собственность" ответчик предложил истцу и Администрации Губахинского городского округа Пермского края осуществить совместные действия по передаче имущества гаража N1 и земельного участка N1 из федеральной собственности в муниципальную собственность.
14.11.2022 письмом N 02/127594 "О передаче имущества" Отделение направило в адрес Агентства необходимые для передачи документы, а также попросило принять гараж N 1 и земельный участок N 1 в казну Российской Федерации.
Также вместе с другими документами Отделением было направлено заявление от 10.11.2022 о прекращении права физического лица или юридического лица при отказе от прав на земельный участок.
Письмом от 16.12.2022 N 59-06/11734 "О прекращении права оперативного управления" Ответчик посчитал возможным решить вопрос о прекращении права оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования путем отчуждения гаража N 1 и земельного участка N 1 из федеральной собственности в рамках включения имущества в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества.
13.10.2022 ответчик письмом N 59-ЕМ-06/9649 "Об использовании имуществом" предложил истцу решить вопрос о передаче гаража N 2, 3 и земельного участка N 2 Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края.
11.11.2022 истец письмом N 02/127121 "О передаче недвижимого имущества" повторно просил рассмотреть вопрос о прекращении права оперативного управления и право постоянного (бессрочного) пользования гаражом N 2, 3 и земельным участком N 2.
Кроме того, направил заявление о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком N 2.
16.12.2022 письмом N 59-06/11735 "О прекращении права оперативного управления" ответчик предложил включить объекты-гаражи N 2, 3 и земельный участок N 2 в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества.
Истец также сообщил, что в соответствии с постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 12.12.2022 N 379п "О переименовании Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю" государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю переименовано в отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации Пермскому краю.
Право оперативного управления за Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю на гараж N 1 зарегистрировано 03.02.2023, на гараж N 2 - 02.02.2023, на гараж N 3 - 01.02.2023, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком N 1 - 30.01.2023, земельным участком N 2 - 31.01.2023 согласно выпискам из ЕГРН, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю. По мнению истца, отказ от имущества является в соответствии с законодательством его правом.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с исковым заявлением об обязании ответчика изъять имущество из оперативного управления и прекратить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками путем издания соответствующих распоряжений.
Удовлетворяя заявленный иск в полном объеме, суд исходил из отсутствия у ответчика оснований для воспрепятствованию истцу в реализации права на возврат и прекращение вещных прав учреждения на неиспользуемое учреждением по назначению имущество.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Согласно п. 1 ст. 120 ГК РФ права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со ст. 296, 298 названного Кодекса.
Право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит его собственнику (ст. 209 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества.
Пунктом 2 статьи 296 ГК РФ установлено, что собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием.
Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 ГК РФ", учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества. Собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым, излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника (пункт 3 статьи 299 ГК РФ).
Регулирование вопросов прекращения права собственности, которые распространяются и на право оперативного управления, содержится в главе 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 235 ГК РФ предусмотрено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Исходя из системного толкования названных норм следует предусмотренная законом возможность отказаться от имущества, предоставленного на праве оперативного управления.
Порядок отказа от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком установлен статьей 53 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 53 ЗК РФ при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 ЗК РФ, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
В соответствии с пунктом 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом наделено полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или неиспользуемого не по назначению имущества, закрепленного на оперативном управлении учреждений.
Согласно пункту 4 названного положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Из подпункта 4.1.9 пункта 4.1 Положения об Управлении Росимущества, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278, следует, что территориальный орган самостоятельно закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Сроки и последовательность административных процедур (действий) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, территориальных органов Росимущества, их структурных подразделений, порядок взаимодействия Росимущества, территориальных органов Росимущества, их структурных подразделений с заявителями, указанными в пункте 1.2 Административного регламента, а также порядок взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти при предоставлении Росимуществом государственной услуги по прекращению прав физических и юридических лиц в случае добровольного отказа от прав на земельные участки определяет Административный регламент но предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по прекращению прав физических и юридических лиц в случае добровольного отказа от прав на земельные участки (далее - Административный регламент), утвержденный приказом Минэкономразвития России от 07.11.2011 N 621.
Пункт 2.16 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.
Установив, что ответчик реализует полномочия собственника федерального имущества, которое было закреплено за истцом на праве оперативного управления, земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, Отделением указанное имущество и земельные участки не используются, законодателем предусмотрено право обладателя вещного права отказаться от имущества, в том числе закрепленного за ним на праве оперативного управления, Отделением данное право реализовано, суд первой инстанции пришел к правильным выводам об обоснованности заявленных требований, обязав ответчика изъять у Отделения неиспользуемое имущество и прекратить право постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельных участков.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают правильности выводов судов, основаны на неверном толковании норм права применительно к установленным по делу обстоятельствам, в связи с чем подлежат отклонению судом апелляционной инстанции.
Необходимо отметить, что закрепление федерального имущества на праве оперативного управления преследует цель наиболее эффективного использования имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, в виде осуществления учреждением уставной деятельности при использовании, в том числе, закрепленных за ним объектов недвижимости. То есть, на праве оперативного управления должно передаваться имущество, необходимое для использования учреждением в своей уставной деятельности.
Поскольку истцом доказано отсутствие необходимости в использовании имущества в соответствии с целями деятельности учреждения, нахождение федерального имущества во владении истца не обеспечивает его эффективное использование, требования правомерно.
Вопрос наличия у ответчика полномочий для принятия соответствующего решения был предметом рассмотрения суда первой инстанции, доводы об обратном противоречат приведенным выше нормативным актам, Положению об Управлении Росимущества. Решение дальнейшей судьбы спорного имущества отнесено к компетенции ответчика.
Поскольку отказ от имущества является правомерным, ответчик обладает полномочиями по изъятию излишнего, неиспользуемого закрепленного в оперативном управлении учреждения имущества, спорное имущество подлежит изъятию у истца.
При названных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 10 апреля 2023 года по делу N А50-4180/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
Е.И. Гуляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-4180/2023
Истец: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ПЕРМСКОМ КРАЕ