г. Ессентуки |
|
28 июня 2023 г. |
Дело N А25-2722/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.06.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.06.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Жукова Е.В., судей: Цигельникова И.А., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике - Байрамукова М.М. (доверенность от 10.03.2023), в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 05.04.2023 по делу N А25-2722/2022, принятое по заявлению Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике о признании недействительным ненормативного правового акта Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике (далее - заявитель, УФК по КЧР) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - заинтересованное лицо, УФАС по КЧР), в котором просило признать недействительными приказ от 29.07.2022 N 88 "о проведении проверки".
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ФКУ "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России", осуществляющее функции государственного заказчика, уполномоченного на размещение заказов, в том числе, заключение в рамках доведенных лимитов бюджетных обязательств, оплату и исполнение государственных контрактов (иных гражданско-правовых договоров) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд центрального аппарата, территориальных органов Федерального казначейства и осуществление иных действий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 05.04.2023 по делу N А25-2722/2022 суд признал недействительным приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 29.07.2022 N 88.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 05.04.2023 по делу N А25-2722/2022 Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы, апеллянт ссылается на то, что при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права и не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного судебного акта, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике поддерживал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, явку представителей не обеспечили.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Правильность главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 05.04.2023 по делу N А25-2722/2022 следует отменить, апелляционную жалобу удовлетворить по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2011 N 2391-р создано федеральное казенное учреждение "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России"; целью деятельности учреждения является обеспечения функционирования Казначейства России.
Приказом Федерального казначейства от 18.01.2017 N 2н ФКУ "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" наделяется полномочиями по планированию и осуществлению закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных контрактов, их исполнение, в том числе приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, включая проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения государственного контракта, для обеспечения функций центрального аппарата, территориальных органов Федерального казначейства.
29 июля 2022 года антимонопольным органом издан приказ N 88 о проведении планового контрольного мероприятия на предмет соблюдения УФК по КЧР требований Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ при размещении закупок в 2020 - 2022 годах.
02 сентября 2022 года, по результатам плановой проверки, УФАС по КЧР составило Акт N 009/06/99-37/2022, которым прекратило проведение плановой проверки в связи с тем, что УФК по КЧР не осуществляет закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения 10 августа 2022 года УФК по КЧР в арбитражный суд с заявлением к УФАС по КЧР о признании недействительным приказа от 29.07.2022 N 88.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что антимонопольный орган не вправе был принимать оспариваемый ненормативный правовой акт, поскольку заявитель не является субъектом правоотношений, регулируемых Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Между тем суд первой инстанции не учел следующие.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено право граждан, организаций и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации основополагающим принципом законодательства является принцип обеспечения восстановления нарушенных прав, а согласно ст.4 АПК РФ обращение в арбитражный суд должно быть обусловлено необходимостью защиты нарушенных прав и иметь целью их восстановление.
Из разъяснений, данных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", и в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" следует, что истец должен представить суду доказательства нарушения закона и его прав, которые будут восстановлены.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 19.04.2007 N 286-0-0, суды не вправе ограничиваться формальным установлением характера оспариваемого акта, а обязаны выяснить, затрагивает ли он права организаций и иных лиц, соответствует ли законам и иным актам отраслевого законодательства, и должны в каждом конкретном случае реально обеспечивать эффективное восстановление нарушенных прав.
Таким образом, вопросы, касающиеся установления характера оспариваемого акта, а также выяснения вопроса о том, нарушает ли этот акт права и законные интересы заявителя, не могут быть решены на стадии принятия заявления к производству. Такие обстоятельства устанавливаются в судебном разбирательстве.
Согласно части 1 статьи 14 ФЗ N 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
На основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", приказа от 29.07.2022 N 88 "О проведении проверки", в соответствии с Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов элекгронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 и в целях осуществления контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе, Инспекцией Карачаево-Черкесского УФАС России проведено плановое контрольное мероприятие на предмет соблюдения Управлением Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республики (далее - УФК по КЧР, Заказчик) требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе).
Как следует из материалов дела, предметом настоящей проверки является, контроль за соблюдением Управлением Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республики требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
30.11.2021 Карачаево-Черкесское УФАС России, в соответствии с Письмом ФАС России от 05.08.2021 N ГМ/65348/21, направило информацию о плане проверок соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на 2022 год.
Приказом ФАС России N 1516/21 от 24.12.2021 г., Управление Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике включено в сводный план проведения плановых проверок соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на 2022 год.
Таким образом, проверка выполнения обязательных требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", входит в компетенцию Управления и не является нарушением запрета, установленного пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Установленные при рассмотрении настоящего дела факты и обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемый приказ соответствует законам и иным нормативным правовым актам, не нарушает права и законные интересы заявителя и третьих лиц.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к неправомерному выводу, что приказ Управления издан не в пределах полномочий.
Делая выводы, что приказ нарушает права УФК по КЧР суд первой инстанции не учел, что 08.08.2022 Управлением Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике было направлено Письмо N 79-12-13/17-2411 от 08.08.2022, согласно которому, в соответствии с чч.5,10 ст. 26 Закона о контрактной системе, Приказом Федерального казначейства от 18.01.2017 N 2н "О наделении Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" полномочиями по планированию и осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения функций центрального аппарата, территориальных органов Федерального казначейства и об утверждении Порядка взаимодействия центрального аппарат, территориальных органов Федерального казначейства и об утверждении Порядка взаимодействия центрального аппарата, территориальных органов Федерального казначейства и Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" при осуществлении Федеральным казенным учреждением "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" полномочий по планированию и осуществлению закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения функция центрального аппарата территориальных органов Федерального Казначейства полномочиями по планированию и осуществлению закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных контрактов, их исполнение, в том числе приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, включая проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненных работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения государственного контакта, для обеспечения функций Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике наделено Федеральное казенное учреждение "Центр по обеспечению деятельности Казначейства".
На основании вышеизложенного письма УФАС по КЧР пришел к выводу, что проведение закупок товаров, работ, услуг для обеспечения функций Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике осуществляет Федеральное казенное учреждение "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" (Приказ N 2н от 18.01.2017), в связи, с чем было принято решение о прекращении производства по плановой проверке в отношении Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике (т.1, л.д. 13-15).
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия), что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований на основании пункта 2 статьи 269 АПК РФ отменить, приняв по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 05.04.2023 по делу N А25-2722/2022 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Жуков |
Судьи |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-2722/2022
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАЗНАЧЕЙСТВА РОССИИ"