г. Чита |
|
28 июня 2023 г. |
Дело N А19-14562/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 28 июня 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бушуевой Е.М., судей: Горбатковой Е.В., Мациборы А.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Присевко М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дорстройсервис" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 21 марта 2023 года по делу N А78-14562/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью "Олерон+" к обществу с ограниченной ответственностью "Дорстройсервис" о взыскании по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (нежилые помещения, здания, сооружения) от 21.05.2021 суммы долга за период с 01.06.2022 по 31.08.2022 в размере 6 198,36 руб., неустойки, начисленной за несвоевременную оплату основного долга за период с 03.10.2022 по 24.11.2022, в размере 189,53 руб., расходов по уплате государственной пошлины,
при участии в судебном заседании представителя ООО "Дорстройсервис" Вершининой Т.В. по доверенности от 30.12.2022 N 05-12 и представителя ООО "Олерон+" Филатовой Е.Д. по доверенности от 09.01.2023 N 46,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Олерон+" (далее - истец, ООО "Олерон+", общество) обратился в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Дорстройсервис" (далее - ответчик, ООО "Дорстройсервис) о взыскании по договору N 54Аг/579Ир на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (нежилые помещения, здания, сооружения) от 21.05.2021 суммы долга за период с 01.06.2022 по 31.08.2022 в размере 6 198,36 руб., неустойки, начисленной за несвоевременную оплату основного долга за период с 03.10.2022 по 24.11.2022, в размере 189,53 руб., расходов по уплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 21 марта 2023 года исковые требования удовлетворены.
Ответчик, не согласившись с принятым судебным актом, в апелляционной жалобе просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Указывает, что на протяжении всего действия договора региональный оператор в нарушение принятых на себя обязательств не соблюдал график вывоза ТКО. На территории поселений Агинское и Горекацан у регионального оператора отсутствуют коллцентры для работы с клиентами, соответственно, составить двухсторонний акт не представляется возможным. Считает, что судом первой инстанции необоснованно не дана оценка представленным ответчиком доказательствам, а именно маршрутным журналам мусоровозов, согласно данным выписок из журнала учета ТКО фактически сбора мусора истцом для его дальнейшей транспортировки и утилизации истцом не производилось.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с соглашением между Министерством природных ресурсов Забайкальского края и ООО "Олерон+" от 30.03.2018, на основании протокола от 09.02.2018, N 03/2018 о результатах конкурса по отбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Забайкальского края истцу присвоен статус Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Забайкальского края.
Региональным оператором услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается с 01.01.2020.
Указанное соглашение размещено в свободном доступе на официальном сайте истца https://олерончита.рф.
Истец указал, что собственник образующихся отходов должен обратиться в ООО "Олерон+" с заявкой на заключение соответствующего договора.
Ссылаясь на публичность договора оказания услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами, подписание договора с ответчиком и фактическое оказание услуг ответчику, истцом предъявлены требования о взыскании стоимости оказанных по обращению с твердыми коммунальными отходами (нежилые помещения, здания, сооружения) от 21.05.2021 суммы долга за период с 01.06.2022 по 31.08.2022, в размере 6 198, 36 руб.
Принадлежность указанных в договоре нежилых помещений (объектов) ответчику подтверждается выпиской из ЕГРН и ответчиком в судебном заседании не оспорено; ответчиком представленный договор оказания услуг по обращению с ТКО подписан.
Ответчик оказанные истцом услуги не оплатил, на претензию истца ответил письмом (т.д.1, л.д.48), что истцом обязательства по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не исполнены.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения истца с иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, принимая решение, руководствовался положениями: статей 8, 210, 309, 310, 329, 330, 331, 401, 421, 422, 711, 779, 781, 783 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 154, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу положений статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ все собственники ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Такой договор является публичным для регионального оператора.
Положениями Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), установлено, что потребитель - это собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утверждена Правилами N 1156.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. от 03.04.2018) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ) договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Частью 8 статьи 23 Закона N 458-ФЗ предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
В силу пунктов 8 (4) - 8 (5) Правил N 1156 договор может быть заключен как на основании заявки потребителя, которая может быть подана, начиная со дня утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора, так и на основании предложения регионального оператора.
В соответствии с пунктом 8 (17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе, путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы, в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил N 1156. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) Правил N 1156.
Пунктом 8.18 Правил N 1156 установлено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
В случае незаключения или отказа в заключении договора оказания услуг по обращению с ТКО региональный оператор руководствуется действующим законодательством и оказывает услуги в соответствии с типовым договором.
Из материалов дела следует, что в соответствии с соглашением, подписанным между Министерством природных ресурсов Забайкальского края и ООО "Олерон+" от 30.03.2018, на основании протокола от 09.02.2018 N 03/2018 о результатах конкурса по отбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Забайкальского края истцу присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Забайкальского края с 01.01.2020.
Указанное Соглашение размещено в свободном доступе на официальном сайте истца https://олерончита.рф.
Между истцом и ответчиком заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 21.05.2021 N 54Аг/579ИР.
Факт оказания услуг и объем оказанных услуг подтверждены представленными в материалы дела скриншотами с сайта системы аппаратной спутниковой навигации ГЛОНАСС, маршрутным журналом о загрузке и выгрузке ТКО.
Пунктами 5, 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Ответчик является юридическим лицом, деятельность которого в спорный период осуществлялась, следовательно, в ходе осуществления им предпринимательской деятельности происходит образование ТКО.
Довод ответчика о том, что услуга по обращению с ТКО Региональным оператором оказывалась с нарушением условий договора, а также нарушением графика вывоза ТКО, подлежит отклонению как не подтвержденный соответствующими доказательствами.
Пунктами 16, 17 Правил N 1156 предусмотрено, что в случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее, чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем. В случае если региональный оператор не направил подписанный акт или возражения на акт в течение 3 рабочих дней со дня получения акта, такой акт считается согласованным и подписанным региональным оператором.
Данные положения также предусмотрены сторонами в пунктах 6.1-6.3 договора.
Однако потребителем данный акт не составлялся, доказательств нарушения ООО "Олерон+" договорных обязательство по обращению с ТКО материалы настоящего дела не содержат.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены или изменения решения арбитражного суда, поскольку выводов суда первой инстанции они не опровергают, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании дела у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого решения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 21 марта 2023 года по делу N А78-14562/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.М. Бушуева |
Судьи |
Е.В. Горбаткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-14562/2022
Истец: ООО ОЛЕРОН+
Ответчик: ООО ДОРСТРОЙСЕРВИС