г. Москва |
|
27 июня 2023 г. |
Дело N А40-265911/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.Г. Яковлевой,
судей С.М. Мухина, В.И. Попова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания М.Е. Нестеровой
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу ООО "ЕВРОБИЗНЕСИНВЕСТ" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.04.2023 по делу N А40-265911/21,
по заявлению ООО "ЕВРОБИЗНЕСИНВЕСТ" (ОГРН: 1077746350263, Дата присвоения ОГРН: 15.02.2007, ИНН: 7731561780)
к 1.ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 26 ПО Г. МОСКВЕ (ОГРН: 1047726027095, Дата присвоения ОГРН: 23.12.2004, ИНН: 7726062105) 2. ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО г.КРАСНОГОРСКУ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН: 1045016000006, Дата присвоения ОГРН: 31.12.2004, ИНН: 5024002119)
о возврате излишне взысканных налоговым органом сумм налогов и пеней в размере 2 499 776,83 руб., о признании недействительным требования об уплате налога и незаконным решений о взыскании налога
при участии от заявителя: Андреева Н.В дов. от 27.02.2023; от ответчика: 1.Митрофанова Я.А. дов. от 14.11.2022, 2. Емельянов Д.С. дов. от 22.12.2022
УСТАНОВИЛ:
ООО "Евробизнесинвест" (заявитель, налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ИФНС России N 26 по г. Москве, ИФНС России по г. Красногорску Московской области об обязании Инспекции возвратить обществу списанные со счета на основании Требования N 74057 об уплате налога, сбора страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 09 июля 2021, а также Решения N 14395 от 11.08.2021 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств - сумму излишне взысканную в размере 1 763 866 руб. 62 коп., в том числе налог - 1 605 345 руб., пени - 158 521 руб. 62 коп.;
- обязании Инспекции возвратить перечисленные со счета денежные средства - сумма доначисленных пеней в размере 81 646 руб. 18 коп.;
- обязании Инспекции зачесть обществу оплату, произведенную в 2021 году, в размере 654 814 руб. 00 коп. как оплату земельного налога за 1 и 2 кварталы 2021 года;
- взыскании с Инспекции в пользу общества процентов на сумму излишне взысканного налога, начисленных в размере ключевой ставки Центрального Банка России по дату фактического исполнения;
- признании недействительным Требования N 74057 об уплате налога, сбора страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 09 июля 2021, вынесенного Инспекцией Федеральной налоговой службы России N 26 по г. Москве, решения N 14395 от 11.08.2021, решения N 7867 от 30.09.2021 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица).
постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2022 отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением от 19.01.2023 Арбитражный суд Московского округа отменил постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2022, направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационным судом указано, что при новом рассмотрении суду первой инстанции установить, использовало ли общество спорные участки в предпринимательской деятельности, оценить доказательства, имеющиеся в деле и вынести законный и обоснованный судебный акт.
Решением от 11.04.2023 Арбитражный суд г.Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представители ответчиков возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Согласно материалам дела, Инспекцией в отношении Общества вынесено Требование N 74057 об уплате налога, сбора страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 09 июля 2021 года (Требование).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 19.10.2021 N 21-10/157031 жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с оспариваемым требованием налогового органа, общество обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Поддерживая решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
Общество в 2020 году являлось собственником земельных участков с кадастровыми номерами: 50:11:0040217:2238 дата регистрации владения - 31.07.2020, дата прекращения владения - отсутствует; 50:11:0040217:383 дата регистрации владения 12.03.2018, дата прекращения владения - 31.07.2020; 50:11:0040217:2239 дата регистрации владения -31.07.2020, дата прекращения владения - 09.09.2020, вид разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства.
Земельный налог, являющийся местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и обязателен к уплате, на соответствующих территориях (п. 4 ст. 12, ст. 15, 387 НК РФ).
В 2020 году на территории городского округа Красногорск Московской области налоговые ставки установлены Решением от 26 октября 2017 г. N 277/18 (ред. От 24.12.2020).
Пунктом 2 Решения установлена налоговая ставка в размере 0,3 процентов кадастровой стоимости в отношении земельных участков,
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности,
не используемых в предпринимательской деятельности, приобретённых (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 2П-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.
ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации и предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
2.2. 0,7 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков:
1) предназначенных для хранения автотранспорта, не используемых в предпринимательской деятельности.
2.3. 1,5 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков:
1) отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и не используемых для сельскохозяйственного производства;
2) в отношении прочих земельных участков.
Из отзыва следует, что налоговый орган в отношении земельных участков с видом разрешенного использования: "для индивидуального жилищного строительства", используемых в предпринимательской деятельности, в том числе частично, рекомендует учитывать позицию ФНС России, отраженную в письмах от 03.07.2020 N СД-4-3/10778, от 16.07.2020, NВС- 21/11511@ Информации от 03.02.2021.
При разрешении вопроса о правомерности применения той или иной ставки земельного налога необходимо определить не только категорию земель и вид разрешенного использования, а также следует учитывать факт использования налогоплательщиком спорных земельных участков, так как это имеет существенное значение для установления у него права на применение, пониженной ставки земельного налога (определение ВС РФ от 06.08.2021 N 305-ЭС21-12984).
НК РФ не содержит исчерпывающий перечень документов (сведений подтверждающих использование земельного участка в предпринимательской деятельности, представление которых в налоговые органы влечет безусловное применение налоговой ставки, установленной в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ.
К таким документам (сведениям), рассматриваемым налоговым органом, в частности, могут относиться сведения, представленные органами, осуществляющими государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль, материалы проверок правоохранительных органов, полученные в соответствии с законодательством, сведения, содержащиеся в налоговой или бухгалтерский (финансовой) отчетности, сведения, представленные в порядке межведомственного информационного взаимодействия, и т.п.
Подтверждением такого использования участка могут служить результаты обследований, полученные при проведении муниципального земельного контроля (Письмо ФНС России от 29.09.2020 N BC-4-21/15891 @).
Таким образом, пониженную ставку могут применять только те, кто строит объекты ИЖС не для коммерческих целей (пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).
Необходимо отметить, что объекты ИЖС - это дома, которые предназначены для проживания граждан.
При этом, как правило, организации возводят объекты ИЖС в коммерческих целях, в том числе для продажи. В таком случае права на пониженную ставку у них нет и налог на землю они уплачивают по обычной ставке - 1,5% (пп. 2 п. 1 ст 394 НК РФ, Письма Минфина России от 29.06.2020 N 03-05-05-02/55706, от 15.01.2020 N 03-05-06-02/1158?-ФЕС России от 14.01.2020 N БС-4-21/290@, от 08.05.2019 N 03-05-05-0233743, Информация ФНС России).
По мнению ФНС России, принадлежность земельного участка коммерческой организации по умолчанию предполагает его использование в предпринимательской деятельности и поэтому обуславливает обложение его по ставке 1,5% (Письма от 15.09.2021 N БС-4-21/13121@, от 24.08.2021).
Если же участок под ИЖС возводится не в коммерческих целях, организация вправе исчислять земельный налог по пониженной ставке.
В этом случае, получив сообщение о сумме налога, исчисленной по ставке 1,5%, организации следует подать в Инспекцию, которая составила сообщение, пояснения и (или) документы, обосновывающие применение пониженной ставки (п. 6 ст. 363 НК РФ). Если Инспекция признает применение пониженной ставки обоснованным, она направит организации уточненное сообщение исчисленной сумме налога (п. 7 ст. 363 НК РФ, Письмо ФНС России от 15.09.2021 N ВС-4-21/13121@).
Исходя из того, что ООО "ЕВРОБИЗНЕСИНВЕСТ" является коммерческой организацией, и приобретение земельных участков с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" может быть использовано в коммерческих целях (для извлечения прибыли), то применение ставки земельного налога в размере 0,3 процента неправомерно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) гражданское законодательство регулирует отношения с участием лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или сказания услуг.
Согласно пункту 1 статьи 50 ГК РФ, коммерческими организациями являются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
В пункте 8 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 указано, что при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога, арбитражным судам следует исходить из того, что неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки земельного налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 394 НК РФ.
Верховный Суд РФ в определении N 310-ЭС22-2242 от 24.06.2022 указал, что определяющим для применения налоговой ставки 0,3% является вид разрешенного использования земельного участка и назначение возводимых на нем объектов. Для ситуаций, когда на земельном участке, предоставленном для жилищного строительства, не возведен объект недвижимости, пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса установлены правовые последствия в виде применения повышающих коэффициентов к названной ставке налога.
Применительно к рассматриваемому спору, общество осуществляет предпринимательскую деятельность, имеет цель извлечение прибыли.
Так, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основной вид экономической деятельности ООО "ЕВРОБИЗНЕСИНВЕСТ" - покупка продажа собственного недвижимого имущества (68.1), дополнительные виды экономической деятельности: строительство жилых и нежилых зданий, подготовка строительной площадки, производство электромонтажных, санитарно-технических и прочих строительно-монтажных работ, работы строительные отделочные, деятельность по финансовой аренде (лизингу/сублизингу), предоставление займов и прочих видов кредита, предоставление прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению, не включенных в другие группировки, аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом, операции с недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.
Таким образом, покупка земельного участка с последующим строительством на нем объектов индивидуального жилищного строительства соответствует экономическим (коммерческим) целям деятельности ООО "ЕВРОБИЗНЕСИНВЕСТ".
Факт непродолжительного срока владения земельных участков:
-50:11:0040217:383 дата регистрации владения - 12.03.2018, дата прекращения владения - 31.07.2020, его последующего разделения на земельные участки;
-50:11:0040217:2239 дата регистрации владения - 31.07.2020, дата прекращения владения - 09.09.2020, его дальнейшая реализация, согласно базе данных Инспекции Мишиеву Дмитрию Шамаевичу, дата регистрации владения 09.09.2020, дата прекращения владения 29.09.2021; согласно выписке из Росреестра от 20.05.2022. Сведения о зарегистрированных правах, отсутствуют.
-50:11:0040217:2238 дата регистрации владения - 31.07.2020. Дата прекращения владения - отсутствует.
Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии намерений Общества использовать земельные участки для строительства жилых домов, фактически были использованы на примере земельного участка 50:11:0040217:2239 для дальнейшей, перепродажи и как следствие получения прибыли и (или) других целях не связанных со строительством ИЖС, что согласуется с положением абзаца 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ.
Как указано в Определении ВС РФ N 305-ЭС22-27530 от 28.03.2023 по делу NА41-94065/2021, начиная с 2020 года в отношении земельных участков приобретенных (предоставленных) для возведения объектов индивидуального жилищного строительства, воля законодателя направлена на предоставление государственной поддержки непосредственно гражданам, которым приобретенные (предоставленные) для индивидуального жилищного строительства земельные участки принадлежат на соответствующем праве, осуществляющим строительство для удовлетворения собственных нужд, связанных с проживанием. Коммерческие организации исключены из числа субъектов, которые вправе применять пониженную ставку налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства. Начиная с 2020 года сам факт принадлежности коммерческой организации земельного участка, приобретенного (предоставленного) для индивидуального жилищного строительства, исключает возможность применения ставки, предусмотренной абзацем 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 26.03.2019 N 820-О отметил, что налогоплательщик должен использовать принадлежащий ему земельный участок в соответствии с тем видом разрешенного использования, который в установленном порядке определен и отражен в Едином государственном реестре недвижимости. В ином случае с учетом принципа экономического основания налога создавались бы препятствия для определения объективных показателей элементов налогообложения, в том числе размера налоговой ставки, для целей исчисления уплаты земельного налога.
Таким образом, для применения налоговой ставки в размере 0,3 % в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенному виду разрешенного использования и использование этого земельного участка по целевому назначению.
Внесение Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ в подпункт 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ изменений, вступивших в силу с 01.01.2020, согласно которым абзац третий после слов "приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства" дополнен словами в скобке "за исключением земельных участков приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности" не опровергает данного вывода.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемое требование налогового органа является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.04.2023, по делу N А40-265911/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-265911/2021
Истец: ООО "ЕВРОБИЗНЕСИНВЕСТ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 26 ПО Г. МОСКВЕ
Третье лицо: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. КРАСНОГОРСКУ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
28.09.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-33258/2022
27.06.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-31442/2023
11.04.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-265911/2021
19.01.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-33258/2022
20.09.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-55666/2022
07.07.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-265911/2021