г. Санкт-Петербург |
|
28 июня 2023 г. |
Дело N А56-91619/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Шалагиновой Д.С.
при участии:
от истца: Артеменко Е.В. по доверенности от 07.12.2022,
от ответчика: 1 - Петрова Н.В. по доверенности от 23.12.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15057/2023) Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.03.2023 по делу N А56-91619/2022, принятое
по иску государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
к Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - истец, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - ответчик 1, Администрация) и Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга" (далее - ответчик 2, Агентство) о взыскании 220 280 рублей 75 копеек задолженности за поставленную тепловую энергию в квартиры N 7, 62, 78, 123, 150, расположенные по адресу: г. Санкт-Петербург, г. Красное Село, ул. Лермонтова, д. 11, корп. 1, в период с 01.10.2019 по 31.12.2021, 80 915 рублей 29 копеек неустойки, начисленной на основании п. 14 ст. 155 ЖК РФ по состоянию на 14.02.2023.
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.03.2023 требования к Администрации удовлетворены, в иске к Агентству отказано.
В апелляционной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить, в иске к данному ответчику отказать.
В обоснование заявленной позиции указано на то, что суд применил не подлежащую применению статью 158 БК Российской Федерации (часть 3).
Судом не учтено, что в 2019-2021 годах Агентству выделены денежные средства по целевой программе "Расходы на содержание и ремонт жилых и нежилых помещений, являющихся собственностью Санкт-Петербурга", при этом, имеются доказательства того, что финансирование не израсходовано в полном объеме.
Кроме того, Администрация полагает, что и для привлечения к субсидиарной ответственности ее у суда не имелось.
В отзыве Красносельское РЖА, указывая на то, что создано для целей обеспечения деятельности Администрации, следовательно взыскание задолженности с Администрации нельзя считать неверным.
В абзаце пятом пункта 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", разъяснено, что непринятие судом апелляционной инстанции новых доказательств при наличии к тому оснований является основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, если это могло привести к принятию неправильного постановления.
В судебном заседании судом апелляционной инстанции к материалам дела приобщены дополнительные документы, приложенные к апелляционной жалобе, поскольку в суде первой инстанции данные документы также были переданы, но не были приобщены судом без указания на то причин.
Представитель Администрации поддержал доводы жалобы, представитель истца по доводам жалобы возражал.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что Предприятие осуществляет поставку тепловой энергии и горячей воды потребителям в МКД по адресу г. Санкт-Петербург, г. Красное Село, ул. Лермонтова, д.11, корп.1 на основании статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Расположенные в МКД жилые помещения N 7, 62, 78, 123, 150 (далее - помещения) на праве собственности принадлежат Санкт-Петербургу, в подтверждение чего в дело представлены выписки из ЕГРН.
Ссылаясь на неоплату оказанных коммунальных услуг теплоснабжения и ГВС за период с 01.10.2019 по 31.12.2021 по квартире N 7, и за период с 01.12.2019 по 31.12.2021 по квартирам N 62, 78, 123, 150, Предприятие обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с соответствующим иском.
В соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (статья 539 ГК РФ).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
Из статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 30, статей 36, 37, 39, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) следует, что собственник помещения в многоквартирном доме, обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения.
Данная обязанность возникает в силу закона и не обусловлена наличием договорных отношений собственника помещения с ресурсоснабжающей организацией.
В силу статей 2-3 Закона Санкт-Петербурга от 11.05.2006 N 223-35 "О государственных унитарных предприятиях Санкт-Петербурга, государственных учреждениях Санкт-Петербурга и иных коммерческих и некоммерческих организациях, учредителем (участником, акционером, членом) которых является Санкт-Петербург" Правительство Санкт-Петербурга наделено полномочиями по созданию учреждений в целях осуществления полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга. Правительство Санкт-Петербурга определяет предмет и цели деятельности учреждений, утверждает и вносит изменения в учредительные документы учреждений.
Для целей материально-технического обеспечения деятельности администрации района Санкт-Петербурга в каждом районе создано районное жилищное агентство.
Цели и предметы деятельности жилищных агентств были установлены постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2011 N 196.
Учредителем Красносельского РЖА является город Санкт-Петербург в лице Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, администрации Красносельского района Санкт-Петербурга и Жилищного комитета.
Примерная форма Устава жилищных агентств утверждена Распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 16.08.2019 N 145-р.
Согласно Уставу, жилищное агентство
- обеспечивает представление интересов Санкт-Петербурга как собственника помещений в МКД;
- участвует в осуществлении контроля за качеством и объемом коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в МКД;
- осуществляет ведение учета свободных и освободившихся жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга;
- выполняет мероприятия по содержанию жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, не переданных третьим лицам;
Распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от 16.03.2001 N 310-р "О расходах Санкт-Петербурга как собственника жилых помещений, расположенных в домах жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумах" утверждено Положение об исполнении Санкт-Петербургом как собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, обязательств по оплате коммунальных услуг, содержанию жилого помещения, а также содержанию и сохранению общего имущества дома и иных обязательств.
Указанное Положение определяет исполнение Санкт-Петербургом как собственником жилого помещения, обязательств по оплате фактически потребляемых коммунальных услуг, содержанию помещения, а также содержанию и сохранению общего имущества многоквартирного дома (кондоминиума) и иных обязательств (пункт 1.1 Положения).
Расчеты Санкт-Петербурга по платежам за коммунальные услуги и содержание помещения, а также на содержание и сохранение общего имущества дома (кондоминиума) производятся через государственное учреждение "Районное жилищное агентство" (жилищные агентства) по месту нахождения помещения в порядке, определяемом Положением (пункт 1.2 Положения).
Жилищные агентства в соответствии с Уставом заключают договоры управления с управляющими многоквартирными домами организациями; согласно условий договоров управления плата по договору включает в себя, в том числе, плату за пустующие жилые и нежилые помещения.
Во исполнение бюджетного законодательства за жилищным агентством закреплена целевая статья расходов "Расходы на содержание и ремонт жилых и нежилых помещений, являющихся собственностью Санкт-Петербурга", в рамках которой осуществляется финансирование соответствующей деятельности жилищного агентства.
В данном случае объектом теплоснабжения является незаселенное жилое помещение, принадлежащее на праве собственности Санкт-Петербургу.
Договорные отношения между истцом и ответчиками отсутствуют.
Таким образом, с учетом изложенного нормативного обоснования, лицом, обязанным от имени собственника такого имущества, является Красносельское РЖА, ввиду чего требования истца подлежат удовлетворению только к данному ответчику; оснований для удовлетворения иска к Администрации Красносельского района по тем же мотивам не имеется и истцом нормативно не обоснованы.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание также и дополнительные документы, представленные Администрацией и свидетельствующие о выделении денежных средств на статью "Расходы на содержание и ремонт жилых и нежилых помещений, являющихся собственностью Санкт-Петербурга", при этом, имеются доказательства того, что финансирование не израсходовано в полном объеме.
Поскольку расчеты ответчиком не оспорены по размеру, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с нарушением судом норм материального права, иск подлежит удовлетворению за счет Агентства в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.03.2023 по делу N А56-91619/2022 отменить.
Взыскать с Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга" в пользу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" 220 280,75 рублей задолженности, 80 915,29 рублей неустойки, 9 024,00 рублей расходов по оплате государственной пошлины.
В иске к Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга отказать.
Возвратить государственному унитарному предприятию "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" из федерального бюджета 5 976,00 рублей государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-91619/2022
Истец: ГУП "ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЖИЛИЩНОЕ АГЕНТСТВО КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"