г. Санкт-Петербург |
|
28 июня 2023 г. |
Дело N А26-8907/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Мильгевской Н.А., Титовой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Сизовым А.К.
при участии:
от истца (заявителя): Баженова М.В. по доверенности от 10.10.2022
от ответчика (должника): Егоров С.В. по доверенности от 25.11.2022
от 3-го лица: Гарбузова К.В. по доверенности от 15.06.2023
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-16600/2023, 13АП-17869/2023) Министерства социальной защиты Республики Карелия, Министерства финансов Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.04.2023 по делу N А26-8907/2022, принятое
по иску ООО "Центр социального обслуживания "Приладожский дом ветеранов"
к Министерству социальной защиты Республики Карелия
3-е лицо: Министерство финансов Республики Карелия
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Центр социального обслуживания "Приладожский дом ветеранов", адрес: 186822, Республика Карелия, Питкярантский район, д. Ряймяля, ул. Советская, дом 17а, ОГРН 1171001011268 (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству социальной защиты Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, дом 6, ОГРН 1071001000443 (далее - ответчик, Министерство) о взыскании 489 601 руб. 69 коп. убытков.
Определением суда от 22.03.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Карелия.
Решением суда от 14.04.2023 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик и третье лицо обжаловали его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе Министерство социальной защиты Республики Карелия, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению ответчика, установленный постановлением Правительства Республики Карелия от 22.02.2017 N 70-П на основании части 8 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 442-ФЗ), размер компенсации поставщику социальных услуг, не может противоречить указанному Закону. Вывод суда о том, что Министерство обязано было выплатить истцу субсидии в сумме тех расходов, которые он понес при оказании социальных услуг гражданам по тарифам, утвержденным постановлением Государственного Комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 25.10.2019 N 112 "О тарифах на социальные услуги, предоставляемые гражданам - получателям социальных услуг, государственными организациями Республики Карелия, является неверным.
Министерство финансов Республики Карелия в своей апелляционной жалобе также просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Как указывает Министерство финансов РК, вывод суда о компенсационном характере субсидий является ошибочным. Принимая добровольно решение о включении организации в реестр поставщиков социальных услуг, истец осознавал финансовый результат от оказания услуг в пределах правового регулирования, осуществляемого Законом Республики Карелия от 21.12.2020 N 2528-ЗРК "О бюджете Республики Карелия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", порядком и иными нормативными правовыми актами.
В судебном заседании представители ответчика и третьего лица поддержали доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представитель истца возражал, просит решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Общество является поставщиком социальных услуг, включено в реестр поставщиков услуг социального обслуживания, размещенный на официальном сайте Министерства социальной защиты Республики Карелия (https://social.karelia.ru/serviceproviders/index).
Министерством как органом социальной защиты населения разработаны индивидуальные программы предоставления социальных услуг (далее - ИППСУ) для граждан (по фамильные сведения на граждан с обосновывающими документами содержатся в материалах дела).
На основании индивидуальных программ предоставления социальных услуг между истцом (поставщик) и указанными гражданами заключены соответствующие договоры о стационарном социальном обслуживании совершеннолетних граждан, а также о предоставлении социальных услуг несовершеннолетнему в полустационарной форме (далее - договоры).
В соответствии с заключенными договорами исполнитель (истец) обязуется на основании ИППСУ оказать заказчику (получателю социальных услуг) социальные услуги в стационарной, полустационарной форме, согласно перечню социальных услуг, утвержденному Законом Республики Карелия от 16.12.2014 N 1849-ЗРК "О некоторых вопроса организации социального обслуживания граждан в Республике Карелия", Постановлением N 70-П, Постановлением Государственного Комитета Республики Карелия по ценами и тарифам от 25.10.2019 N 112 "О тарифах на социальные услуги, предоставляемые гражданам получателям социальных услуг, государственными организациями Республики Карелия".
По результатам оказания социальных услуг сторонами договоров составлены акты их сдачи-приемки за период с 01.12.2021 по 31.01.2022.
10.01.2022 Обществом в адрес Министерства направлены 2 заявления на предоставление из бюджета Республики Карелия субсидий с приложением подтверждающих документов:
1) о предоставлении субсидии на компенсацию за оказанные совершеннолетним гражданам социальные услуги в стационарной форме в декабре 2021 в размере 712 900,76 руб.;
2) о предоставлении субсидии на компенсацию за оказанные несовершеннолетним гражданам социальные услуги в полустационарной форме в декабре 2021 в размере 483 879, 41 руб.
Истцу была предоставлена субсидия:
1) на компенсацию за оказанные совершеннолетним гражданам социальные услуги в стационарной форме в декабре 2021 в размере 555 816, 16 руб.;
2) на компенсацию за оказанные несовершеннолетним гражданам социальные услуги в полустационарной форме в декабре 2021 в размере 379 294, 92 руб.
04.02.2022 Обществом в адрес Министерства направлены 2 заявления на предоставление из бюджета Республики Карелия субсидий с приложением подтверждающих документов:
1) о предоставлении субсидии на компенсацию за оказанные совершеннолетним гражданам социальные услуги в стационарной форме в январе 2022 в размере 712 455, 04 руб.;
2) о предоставлении субсидии на компенсацию за оказанные несовершеннолетним гражданам социальные услуги в полустационарной форме в январе 2022 в размере 444 1285, 23 руб.
Истцу была предоставлена субсидия:
1) на компенсацию за оказанные совершеннолетним гражданам социальные услуги в стационарной форме в январе 2022 в размере 569 850, 09 руб.;
2) на компенсацию за оказанные несовершеннолетним гражданам социальные услуги в полустационарной форме в январе 2022 в размере 352 957, 61 руб.
Полагая, что отказ Министерства в предоставлении субсидий в полном объеме в размере, рассчитанном истцом, препятствует реализации права, предусмотренного частью 4, 8 статьи 30 Закона N 442-ФЗ, Общество обратилось в арбитражный суд настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции иск удовлетворил, исходя из того, что поскольку обращение Общества за выделением субсидии вызвано оказанием им социальных услуг по ИППСУ и реализацией положений Закона N 442-ФЗ, что не носит стимулирующего характера, а обусловлено выполнением государством социальных обязательств, наличие либо отсутствие у Министерства лимитов бюджетного финансирования не имеет правового значения для решения вопроса о компенсации Обществу фактически понесенных на реализацию ИППСУ расходов.
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела и оценив доводы жалоб, пришла к следующему
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг. Правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации определены в Федеральном законе от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 442-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 30 Закона N 442-ФЗ финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.
Частью 8 статьи 30 Закона N 442-ФЗ установлено, что если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона Республики Карелия от 16.12.2014 N 1849-ЗРК "О некоторых вопросах организации социального обслуживания граждан в Республике Карелия" утверждение размера и порядка выплаты компенсации поставщику социальных услуг в случае, предусмотренном частью 8 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", является полномочием Правительства Республики Карелия.
В целях реализации части 8 статьи 30 Закона N 442-ФЗ постановлением Правительства Республики Карелия от 22.02.2017 N 70-П утвержден Порядок предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на компенсацию расходов поставщикам социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой получателя социальных услуг (в редакции от 03.09.2021) (далее - Порядок N 70-П).
В соответствии с указанным порядком компенсация предоставляется в форме субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на компенсацию расходов поставщикам социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой получателя социальных услуг, предоставляемых в соответствие со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 17 Порядка установлено, что субсидия ежемесячно распределяется Министерством социальной защиты Республики Карелия между получателями субсидий по следующей формуле, но не более размера субсидии, заявленной получателем субсидии:
Cz = Zi x K,
где:
Cz - размер субсидии, предоставляемый получателю субсидии;
Zi - сумма средств, указанных получателями субсидии в заявлении в выплатном месяце;
K - корректирующий коэффициент бюджетных ассигнований.
При этом в силу пункта 16 Порядка корректирующий коэффициент бюджетных ассигнований (К) определяется ежемесячно по следующей формуле:
K=C/ (Z1+Z2+...+Zi),
где:
С - размер субсидии, определенный Министерством для возмещения затрат в выплатном месяце (месяце, в котором предполагается выплата компенсации) по формуле:
С = В / Т, где:
В - размер годовых бюджетных ассигнований (за исключением объема выплат, произведенных в предшествующем периоде финансового года), подлежащих к распределению в выплатном месяце;
Т - количество месяцев до окончания финансового года;
Z1, Z2, Zi - сумма средств, указанных получателями субсидии в заявлении в выплатном месяце.
Поскольку субсидия на компенсацию за оказанные гражданам социальные услуги была рассчитана Министерством и предоставлена истцу в соответствии с частью 8 статьи 30 Закона N 442-ФЗ (в размере и в порядке, которые определены нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации - постановлением Правительства Республики Карелия от 22.02.2017 N 70), ответчик обоснованно на основании приказа N34-П от 26.01.2022 произвел распределение субсидии в соответствии с индивидуальной программой получателя социальных услуг за декабрь 2021 года в размере 935 111,08 руб., за январь 2022 года в размере 922 807,20 руб., с учетом корректирующего коэффициента.
Выводы суда первой инстанции о том, что в отличие от субсидий стимулирующего характера в случаях, когда обязательность компенсации затрат (неполученных доходов) отдельным категориям хозяйствующих субъектов в форме предоставления субсидий установлена законодательством и обусловлена ограничением свободы предпринимательской деятельности таких субъектов, решение вопроса о предоставлении субсидии не является предметом усмотрения публично-правового образования и право на получение субсидии в случае его нарушения подлежит судебной защите, по мнению апелляционного суда, является ошибочным поскольку не учитывают положения части 8 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ.
Так, Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ размер компенсации, предоставляемой поставщику социальных услуг и критерии его определения, не установлены. Указанный акт не содержит и положений о полной или частичной компенсации затрат, понесенных негосударственными организациями.
Часть 8 статьи 30 Закона N 442-ФЗ предусматривает выплату компенсации в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Указанной нормой федеральный законодатель делегировал свои полномочия по определению порядка и размера выплачиваемой компенсации субъекту Российской Федерации.
В целях реализации указанного положения постановлением Правительства Республики Карелия от 22.02.2017 N 70-П утвержден Порядок предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на компенсацию расходов поставщикам социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой получателя социальных услуг (в редакции от 03.09.2021), которым предусмотрено распределение помесячной субсидии с учетом корректирующего коэффициента.
Используемый Министерством механизм - это нормативно правовой акт- Постановление Правительства РФ N 70, при этом Постановление N 70-П в части определения размера компенсации недействующим в судебном порядке не признано.
С учетом, установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения иска, в связи с чем, жалобы подлежат удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.07.2023 по делу N А26-8907/2022 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-8907/2022
Истец: ООО "Центр социального обслуживани "Приладожский дом ветеранов"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Третье лицо: Министерство финансов Республики Карелия, АНО "прилажский" ЦСО