г. Киров |
|
28 июня 2023 г. |
Дело N А29-1281/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Минаевой Е.В., Щелокаевой Т.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
без участия представителей,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Боксит Тимана"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.03.2023
по делу N А29-1281/2022
по заявлению акционерного общества "Боксит Тимана"
(ИНН: 1117000011, ОГРН: 1021101067085)
к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН: 1101160027, ОГРН: 1171101008297
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Норд-Инжиниринг" (ИНН: 1101069473, ОГРН:1081101008460, Федеральное агентство лесного хозяйства (ИНН: 7705598840, ОГРН: 1047796366298)
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Боксит Тимана" (далее - заявитель, АО "Боксит Тимана", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - ответчик, Министерство) об отказе в согласовании проекта межевания территории, выраженного в письме от 17.12.2021 N 02-10-11379-Т.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Норд-Инжиниринг" (далее - ООО "Норд-Инжиниринг", Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 23.03.2023 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Боксит Тимана" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение, принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным решение Министерства от 17.12.2021.
В апелляционной жалобе Общество приводит доводы о нарушении судом норм материального права. Податель жалобы полагает, что таксационное описание по состоянию на 01.01.2021, которое являлось приложением к выписке из государственного лесного реестра от 10.06.2021 N 02-10-4494-Т, подтверждает отсутствие особо защитных участков, а письмо Министерства от 08.10.2021 является незаконным способом изменения документации. АО "Боксит Тимана" отмечает, что строительство дороги было согласовано с ГБУ РК "Центр по ООПТ".
Более подробно позиция заявителя изложена в апелляционной жалобе.
Министерство представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором опровергает приведенные в ней доводы, просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, а жалобу без удовлетворения. Ответчик указывает, что размещение Проектируемого объекта в выделах 7, 11 квартала 104 и в выделах 3, 8, 10, 11 квартала 105 Верхневымского участкового лесничества Мещурского лесничества на заповедных лесных участках особо защитных участков лесов не представляется возможным.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 31.05.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 01.06.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО "Боксит Тимана" на основании лицензии на пользование недрами СЫК 11363 ТЭ (зарегистрирована 04.01.2003) (в редакции изменений от 02.03.2017) осуществляет разработку Ворыквинской группы месторождений, включающей в себя Верхне-Ворыквинскую залежь.
Письмом от 22.06.2020 Министерство отказало Обществу в согласовании проекта межевания территории, указав, что по информации, содержащейся в проекте межевания территории, использование лесов под проектируемым объектом осуществляется для строительства, реконструкции, эксплуатаци линейных объектов в эксплуатационных и защитных лесах Мещурского лесничества, Верхневымского участкового лесничества, лесных кварталах N N 63, 64, 104, 105, 106, 132, также в границах особо защитных участков лесов - заповедные лесные участки.
Письмом от 23.07.2020 Общество просило Рослесхоз, Министерство изменить границу или упразднить защитные леса (заповедные участки) в лесах Мещуринского лесничества, Верхневымского участкового лесничества, в лесных кварталах N 105 (3,8, 10, 11), N 104 (7, 11).
Рослесхоз письмом от 21.08.2020 указал Обществу, что упразднение ОЗУ не относится к полномочиям Рослесхоза.
01.12.2020 Министерство в ответ на запрос Общества от 20.10.2020 указало на согласование осуществления перевода земельных участков из земель лесного фонда в другую категорию земель по объекту "Расширение промышленной площадки и создание новых объектов на Средне-Тиманском бокситовом руднике Вежаю-Ворыквинского и Верхне-Щугорского месторождения", указав, что состав документов, прилагаемых к ходатайству о переводе земель лесного фонда в другую категорию, определен Приказом Минприроды России от 25.12.2018 N 684.
01.03.2021 АО "Боксит Тимана" обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении информации, подтверждающей заповедный статус лесного участка Мещурского лесничества, Верхневымского участкового лесничества, лесных кварталов N N 104, 105, 106.
Письмом от 01.04.2021 Министерство пояснило, что положение государственного природного заказника республиканского значения "Вымский" не распространяется на заповедные лесные участки особо защитных участков лесов.
Обществом получена выписка из государственного лесного реестра от 10.06.2021, согласно которой особо защитные участки лесов отсутствуют в кварталах N N 104, 105, 106 Верхне-Вымского участкового лесничества.
Письмом от 08.10.2021 Министерство направило Обществу копии таксационных описаний, подтверждающих наличие особо защитных участков леса на территории Мещурского лесничества, Верхневымского участкового лесничества квартала 104,105,106.
ООО "Норд-Инжиниринг", действуя в интересах ООО "Боксит Тимана", обратилось 06.12.2021 в Министерство с ходатайством о рассмотрении и согласовании проекта межевания территории по объекту: "Расширение производственной площадки и создание новых объектов на Средне-Тиманском бокситовом руднике Вежаю-Ворыквинского месторождения Верхне-Ворыквинской залежи, общей площадью 36,4 га", предусматривающего строительство подъездной автомобильной дороги через реку Ворыква, включая строительство постоянного автомобильного моста через реку Ворыква.
Министерство в согласовании проекта межевания письмом от 17.12.2021 N 02-10-11379-Т Обществу отказало, указав в обоснование отказа, что размещение проектируемого объекта в выделах 7, 11 квартала 104 и в выделах 3, 8, 10, 11, квартала 105 Верхневымского участкового лесничества Мещурского лесничества на заповедных лесных участках особо защитных участков лесов запрещено.
Полагая, что отказ ответчика в согласовании проекта межевания территории является незаконным, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
Частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) определено, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законам.
Согласно части 1 статьи 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (часть 2 статьи 12 ЛК РФ).
Часть 1 статьи 25 ЛК РФ определяет виды использования лесов, к которым относится, помимо прочего осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых.
Для осуществления работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (пункты 1 и 2 части 1 статьи 21, часть 1 статьи 43 ЛК РФ).
Согласно части 2 статьи 10 ЛК РФ особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 110 - 119 настоящего Кодекса.
Из текста оспариваемого решения Министерства следует, что проектируемый объект расположен в выделах 7, 11 квартала 104 и в выделах 3, 8, 10, 11, квартала 105 Верхневымского участкового лесничества Мещурского лесничества, которые в соответствии с материалами лесоустройства и Лесохозяйственным регламентом ГУ "Мещурское лесничество" относятся к ценным лесам, имеющим научное или исторические значение и к особо защитным лесным участкам - заповедные лесные участки.
Согласно части 2 статьи 119 ЛК РФ к особо защитным участкам лесов относятся: берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов; опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами; лесосеменные плантации, постоянные лесосеменные участки и другие объекты лесного семеноводства; заповедные лесные участки; участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений; места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; объекты природного наследия; другие особо защитные участки лесов, предусмотренные лесоустроительной инструкцией.
Частью 3 статьи 119 ЛК РФ определено, что на заповедных лесных участках запрещаются: проведение рубок лесных насаждений; использование токсичных химических препаратов; ведение сельского хозяйства; разведка и добыча полезных ископаемых; строительство и эксплуатация объектов капитального строительства.
Согласно части 4 статьи 119 ЛК РФ на особо защитных участках лесов, за исключением указанных в части 3 настоящей статьи, запрещаются: 1) проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и случаев, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций; 2) ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства; 3) строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений.
Цели, при которых допускается строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ввод в эксплуатацию и вывод из эксплуатации объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда перечислены в части 1 статьи 21 ЛК РФ.
Частью 10 статьи 21 ЛК РФ определено, что перечень объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.
Во исполнение указанного положения распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 N 1084-р утвержден Перечень объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов (далее - Перечень N 1084-р).
В абзаце 65 подпункта "а" пункта 3 данного Перечня определены объекты капитального строительства, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в частности, в защитных лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов (за исключением лесов, расположенных в зеленых зонах, лесопарковых зонах, в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения), в ценных лесах, за исключением заповедных лесных участков.
Как следует из объяснительной записки Проекта организации и развития лесного хозяйства Мещурского лесхоза 1993 года, на основании Постановления СМ Коми ССР N 193 от 26.09.1989 и N 359 от 28.06.1993 на территории Мещурского лесхоза выделено 130,4 га лесов специального целевого назначения - заповедные лесные участки, ихтиологический заказник "Вымский", полосы по берегам рек шириной 3 км. Вымь от истока до 162 км, шириной 1 км. Ворыква, Чисва, Елва Вымская (Приложение 7).
В Лесохозяйственном регламенте ГУ "Мещурское лесничество Республики Коми" определено, что в заповедных лесных участках запрещается, в частности размещение объектов капитального строительства.
Приказом Минприроды России от 11.11.2016 N 588 утвержден Порядок представления в Федеральное агентство лесного хозяйства органами государственной власти и органами местного самоуправления документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре.
Пунктом 6 указанного Порядка определено, что формы документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, представляются на бумажных и электронных носителях с применением электронной цифровой подписи. При несоответствии записей на бумажных носителях записям на электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях.
Из материалов настоящего дела следует, что Обществу была представлена выписка из государственного лесного реестра от 10.06.2021 с приложением таксационного описания по состоянию на 01.01.2021 в электронном виде, согласно которой в спорных кварталах (104, 105) отсутствуют особо защитные участки.
При этом, в материалы настоящего дела представлена копия таксационного описания, подтверждающая наличие особо защитных участков леса на спорной территории, о чем Общество было извещено письмом Министерства от 08.10.2021.
Доводы подателя жалобы, что соответствующая документация была незаконно изменена, отклоняются апелляционным судом на основании пункта 6 Порядка N 588, согласно которому приоритет имеют записи на бумажных носителях.
Апелляционный суд отмечает, что пункт 3 статьи 6.2 Положения о Государственном природном заказнике республиканского значения "Вымский", согласно которому на площадях, ограниченных зоной деятельности Средне-Тиманского бокситового рудника, допускается использование механизированного транспорта, строительство дорог и линейных коммуникаций, геологоразведочные работы и добыча полезных ископаемых способами, наиболее безопасными в экологическом отношении, с соблюдением требований действующего законодательства и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, не распространяются на заповедные лесные участки особо защищенных участков леса.
Согласно абзацу 8 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единый государственный реестр автомобильных дорог представляет собой федеральный информационный ресурс и содержит сведения об автомобильных дорогах независимо от их форм собственности и значения.
Надлежащих доказательств, что строительство подъездной дороги проходит по существующей дороге АО "Боксит Тимана", в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не представлено.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод Арбитражного суда Республики Коми, что спорные участки лесного фонда относятся к ценным лесам, имеющим научное или историческое значение и к особо защитным лесным участкам - заповедным лесным участкам. Следовательно, размещение объекта капитального строительства на них противоречит лесному законодательству и несовместимо с целевым назначением таких участков. Запрет на осуществление в защитных лесах и на особо защитных участках лесов деятельности, не совместимой с их целевым назначением и полезными функциями, содержится в частях 3, 4 статьи 119 ЛК РФ, и пункте 3 Перечня N 1084-р.
Заявителем не доказана предусмотренная статьей 198 АПК РФ совокупность условий, необходимая для признания решения Министерства незаконным.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно.
При изложенных выше обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.03.2023 по делу N А29-1281/2022 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.03.2023 по делу N А29-1281/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Боксит Тимана" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
Е.В. Минаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-1281/2022
Истец: АО "Боксит Тимана"
Ответчик: Министерство Природных Ресурсов и Охраны Окружающей Среды Республики Коми
Третье лицо: Департанмент лесного хозяйства по северо-западному федеральному округу, ООО "Норд-Инжиниринг", Федеральное агентство лесного хозяйства