г. Санкт-Петербург |
|
27 июня 2023 г. |
Дело N А56-5028/2023 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Смирнова Я.Г.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15371/2023) Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия городского электрического транспорта на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.04.2023 по делу N А56-5028/2023, принятое
по иску Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия городского электрического транспорта
к акционерному обществу "Третий Парк"
о взыскании, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие городского электрического транспорта "Горэлектротранс" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Третий парк" (далее - Общество) о взыскании 8624, 43 рублей убытков, причиненных в результате столкновения принадлежащей ответчику автомашины с троллейбусом истца.
Определением от 30.01.2023 исковое заявление принято к производству суда в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда в форме резолютивной части от 28.03.2023 (мотивированный судебный акт изготовлен 10.04.2023) в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить, иск удовлетворить в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, дорожно-транспортное происшествие, произошедшее по вине ответчика, повлекло вынужденный простой городского наземного электрического транспорта, в результате указанных обстоятельств истец не получил субсидии и доход от перевозки пассажиров.
В отзыве ответчик просит решение оставить без изменения, указывая на то, что вина в неполучении доходов отсутствует.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 31.01.2022 в 17 ч. 40 мин. в Санкт-Петербурге на пр. Луначарского около д.76 водитель Рахимов К.Н., являющийся работником ответчика, при управлении транспортным средством марки "ПАЗ" (государственный регистрационный знак К7650А198) совершил столкновение с транспортным средством "Троллейбус" бортовой номер 5210, принадлежащим СПб ГУП "Горэлектротранс".
Водитель Рахимов К.Н. признал вину, участниками ДТП был составлен европротокол. Вследствие действий ответчика произошла задержка движения городского наземного электрического транспорта с 17 часов 43 минут до 21 часа 40 минут по маршруту движения троллейбуса N 4.
Ссылаясь на то, что в результате ДТП, произошедшего по вине работника ответчика, СПбГУП "Горэлектротранс" понесло убытки в виде недополученных доходов от реализации билетов при перевозке пассажиров маршрутами движения троллейбуса и недополученной субсидии на сумму 8624, 43 рублей которые мог получить при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода), Предприятие обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с соответствующим иском.
Суд первой инстанции в требовании отказал, сославшись на недоказанность по праву и по размеру.
Суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности и взаимосвязи, приходит к следующему.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Задержка (простой) троллейбуса по времени подтверждается записями в путевых листах водителей троллейбусов.
В соответствии с пунктом 14 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 N259-ФЗ путевой лист - это документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя.
В силу статьи 6 Закона N259-ФЗ запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство (пункт 2).
Пассажирские перевозки осуществляются в соответствии с законом Санкт-Петербурга от 08.02.2000 N19-4 "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге".
Норматив финансирования установлен Распоряжением Комитета по транспорту Правительства Санкт-Петербурга от 20.02.2018 N8-р "О реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 08.02.2018 N 92 в части предоставления в 2018 году субсидий на осуществление перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок, а также перевозок пассажиров по проездным документам многоразового пользования и льготных категорий граждан наземным электротранспортом".
Размер суммы убытков обосновывается и подтверждается расчетами и сводным расчетом размера убытков, составленным на основании "Методических рекомендаций по расчету недополученных доходов СПб ГУП "Горэлектротранс" в результате вынужденных простоев и закрытия движения городского наземного электрического транспорта", утвержденных приказом Комитета по транспорту от 30.01.2013 г. N 27.
В соответствии с указанной методикой расчет недополученного дохода в результате вынужденного простоя (У) определяется по формуле:
У = С + Д, где
С - недополученные субсидии на осуществление перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок.
Д - недополученный доход от перевозки пассажиров за время простоя подвижного состава.
Размер недополученных субсидий на осуществление перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок (С) определяется по формуле:
С = Ф * А, где
Ф - норматив финансирования по перевозке пассажиров и багажа по трамвайным (троллейбусным) маршрутам за 1 км пробега, утвержденный распоряжением Комитета по транспорту.
А - пробег по основным трассам маршрутов, не осуществленный в связи с простоем.
А = Э х Ч, где
Э - эксплуатационная скорость подвижного состава.
Ч - фактическое время простоя подвижного состава.
Норматив финансирования за 1 км пробега по основным трассам установлен распоряжением Комитета по транспорту 8-р от 20.02.2018.
Эксплуатационная скорость подвижного состава по основным трассам маршрутов указана в наряде N 75 выпуска вагонов (машин) на рабочие дни с 21.11.2018.
Размер недополученного дохода от реализации билетов при перевозке пассажиров (Д) определяется по формуле: Д = (Д час + Д пас * П час) * Ч, где
Д час - доход от реализации разовых билетов на маршруте за час. Д пас - средний доход от перевозки одного пассажира по билетам длительного пользования.
П час - количество пассажиров по всем видам билетов длительного пользования за час.
Ч - фактическое время простоя подвижного состава.
Факт получения дохода от реализации билетов при перевозке пассажиров подтверждается
Размер недополученного дохода в результате вынужденного простоя (У) составил 8624,43 рубля.
Факт и продолжительность задержки движения городского наземного электрического транспорта как было отмечено, подтверждается записями в путевых листах водителя троллейбуса.
При определении размера упущенной выгоды имеет значение типичная выгода, которую в среднем извлекает предприятие в спорный период. С учетом того, что деятельность СПб ГУП "Горэлектротранс" носит постоянный, повторяющийся изо дня в день характер, то получаемый в среднем доход был получен и в данном случае.
Суд первой инстанции, отказывая в иске, принял во внимание позицию ответчика о том, что поскольку его водитель признал вину в ДТП и водители составили европротокол, у водителя троллейбуса не было необходимости дожидаться сотрудника ГИБДД. В данном случае истец рассчитывает неполученный доход исходя из простоя троллейбуса в течение 3 час. 55 мин. Истец не доказал необходимость столь длительного простоя и соответственно, размер недополученных доходов.
Вместе с тем, данная позиция подлежала отклонению.
Записями в путевом листе водителя троллейбуса подтверждено, что время начала задержки движения 17 часов 43 минуты и указано время окончания задержки 21 час 40 минут. Время задержки Ответчиком не оспаривается.
Согласно европротокола Троллейбусом было получено следующее повреждение: разбит боковой повторитель поворотника передний левый. Согласно п.3.3 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств ( Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 24.10.2022) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения): не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели", а также п. 3.3.2.10 Правил эксплуатации Троллейбуса (не горят стоп-сигналы, указатели поворота, габаритные фонари) эксплуатация транспортных средств запрещается. Из изложенного следует, что Троллейбус б/н 5210 не мог продолжать дальнейшее движение и находился в техническом простое, о чем имеется отметка в путевом листе " время прибытия в парк по технической неисправности". Перевозка пассажиров при данной неисправности запрещена.
Таким образом, можно сделать вывод, что действия водителя Ответчика и технический простой Троллейбуса и полученные убытки находятся в причинно-следственной связи.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что доказательств отсутствия вины в причинении ущерба в материалах дела не имеется, требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
При указанных обстоятельствах решение подлежит отмене.
Расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение искового заявления и по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.04.2023 по делу N А56-5028/2023 отменить.
Взыскать с акционерного общества "Третий Парк" в пользу Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятие городского электрического транспорта убытков в размере 8624,43 рубля, а также 5 000 рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины по иску и за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Я.Г. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-5028/2023
Истец: ГУП Санкт-Петербургское городского электрического транспорта
Ответчик: АО "ТРЕТИЙ ПАРК"