город Ростов-на-Дону |
|
29 июня 2023 г. |
дело N А32-58515/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей И.Н. Глазуновой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.
при участии:
от Государственной жилищной инспекции Краснодарского края посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме веб-конференции: представитель Языджан А.И. по доверенности от 12.09.2022, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой Фонд капитального ремонта многоквартирных домов"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.04.2023 по делу N А32-58515/2021
по заявлению некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (ИНН 2311981102, ОГРН 1132300005650)
к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (ИНН 2308124796, ОГРН 1062308033700)
об оспаривании предписания
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая унитарная организация "Краснодарский краевой Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - Организация) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - Инспекция) от 30.09.2021 N 1592.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.04.2023 в удовлетворении заявления Организации было отказано. Решение мотивировано тем, что предписание Инспекции является формально определённым, соответствует принципам конкретности и исполнимости и Организация обязана принять меры к формированию фонда капитального ремонта и аккумулированию взносов на капитальный ремонт в отношении собственников помещений многоквартирных домов.
Не согласившись с принятым судебным актом, Организация обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы Организация указывает, что судом не приняты во внимание доводы Организации о необоснованности позиции Инспекции в части не проведения претензионно-исковой работы в отношении собственников помещений в многоквартирных домах, а также не взыскании задолженности в судебном порядке.
Законодательством не предусмотрена обязанность Организации вести претензионно-исковую работу, а также работу по взысканию задолженности в отношении неплательщиков взносов на капитальный ремонт.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайство Инспекции об участии его представителя в судебном заседании с использованием системы веб-конференции.
В судебном заседании представитель просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.
Организация, извещённая надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.
Организация подала ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии своего представителя. Апелляционный суд удовлетворил ходатайство.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
По результатам ранее проведённой Инспекцией проверки, оформленной актом от 24.02.2021 N 183, были выданы предписания от 24.02.2021 N 99, от 24.02.2021 N 128 со сроком исполнения до 24.05.2021, который был продлён Инспекцией до 31.08.2021, об устранении выявленных в ходе проверки нарушений.
Срок исполнения предписания от 24.02.2021 N 99, от 24.02.2021 N 128 - до 24.05.2021, был продлён Инспекцией до 31.08.2021.
На основании распоряжения от 07.09.2021 N 2798 в отношении Организации в период с 08.09.2021 по 30.09.2021 Инспекцией была проведена внеплановая проверка с целью установления факта выполнения или невыполнения предписаний от 24.02.2021 N 99, от 24.02.2021 N 128 об устранении выявленных нарушений, срок для исполнения которых истёк.
Результаты проедённой внеплановой проверки зафиксированы в акте от 30.09.2021 N 3031, на основании которого Инспекцией в адрес Организации выдано предписание от 30.09.2021 N 1592, в соответствии с которым в деяниях Организации было выявлено нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 180, части 4 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации, выразившееся в том, что Организацией не ведётся претензионно-исковая работа в отношении собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования город-курорт Новороссийск. Предписание также содержало указание на необходимость проведения мероприятия (работы), подлежащие исполнению фондом в целях устранения причин и последствий допущенных нарушений в срок до 30.01.2022, а именно - принять меры к формированию фонда капитального ремонта и аккумулированию взносов на капитальный ремонт в отношении собственников помещений указанных многоквартирных домов в части образовавшейся задолженности по взносам.
Выявленные нарушения выразились в следующем. В ходе проверки исполнения пункта 1 предписания Инспекция от 24.02.2021 N 128 было установлено, что Организацией направлены досудебные претензии только в адрес собственников помещений N 109, N 117, N 121 в многоквартирном доме N 11 по пер. Днепровскому в г.Новороссийске, на общую сумму задолженности по взносам на капитальный ремонт 91182 руб. 51 коп., из указанных в предписании 2298362 руб. 90 копеек.
В ответ на запрос Инспекции от 07.09.2021 N 2798-3, Организация представила сведения о частично проведённой исковой работе, путём направления в суд заявлений о выдаче судебных приказов в отношении собственников помещений N 1-14, N 16-26, N 28-33, N 35-53, N 55-58, N 85-87, N 89, N 91-92, N 95-101 в многоквартирном доме N 11 по пер.Днепровскому в г.Новороссийске, на общую сумму задолженности 885269 руб. 97 копеек. Представлено заявление о выдаче судебного приказа в отношении собственника помещения N 1 в вышеуказанном доме, в котором отсутствуют регистрационный номер, подпись представителя по доверенности, а также отметка, подтверждающая передачу данного заявления в суд. В отношении собственников помещений N N 15, 27,34, 54, 59-60, 62- 76, 78-84, 90, 93-94, 102-144 вышеуказанного многоквартирного дома, указанных в предписании, исковая работа по взысканию задолженности не проведена, сведений о погашении собственниками вышеуказанных помещений имеющейся у них задолженности по взносам на капитальный ремонт региональным оператором к проверке не представлено. Организацией не были представлены копий подготовленных, подписанных и зарегистрированных заявлений о выдаче судебных приказов в отношении собственников помещений NN 1-14, 16-26, 28-33, 35-53, 55-58, 85- 87, 89, 91-92, 95-101 в многоквартирном доме N11 по пер. Днепровскому в г.Новороссийске, информация о проведенной региональным оператором исковой работе в отношении собственников вышеуказанных помещений. Сведения о погашении задолженности по взносам на капитальный ремонт собственниками помещений NN 1-60, 62-76, 78-87, 89-144 вышеуказанного многоквартирного дома Организацией не были представлены Инспекции при проверке, что было принято, как неисполнение требований пункта 1 предписания от 24.02.2021 N128.
В ходе проверки исполнения пункта 2 предписания от 24.02.2021 N 128, Инспекция установила, что Организацией были направлены досудебные претензии в адрес собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Новороссийск, ул. Суворовская, д.32, корп. А, не оплачивающих (не в полном объёме оплачивающих) взносы на капитальный ремонт, только по части помещений N 3, N 5, N 11-12, N 17-18, N 20-21, N 23-26), указанных в пункте 2 предписания от 24.02.2021 N 128, на общую сумму задолженности 63902 руб. 38 коп. из 70104 руб. 20 копеек. Организация представила Инспекции информацию о частично проведенной исковой работе, путём направления в суд заявлений о выдаче судебных приказов в отношении собственников квартир N 3-6, помещение N 4-12, N 16-20 многоквартирного дома по адресу: г.Новороссийск, ул.Суворовская, д.32, корп. А, на общую сумму задолженности 22302 руб. 36 копеек. Подготовленных, подписанных и зарегистрированных заявлений о выдаче судебных приказов в отношении собственников помещений N 3-6, помещение N 4-12, N 16-20 в вышеуказанном многоквартирном доме, информации о проведённой Организацией исковой работе в отношении собственников вышеуказанных помещений, Организация не представила Инспекции. В отношении собственников квартир N 1, N 7- 10, N 14, N 16, N 19, N 22, а также помещений N 1, N 3, N 21-26, помещений N 1, N 5-9 в многоквартирном доме по адресу: г.Новороссийск, ул.Суворовская, д.32, корп. А претензионно-исковая работа региональным оператором не велась.
В ходе проверки исполнения пункта 3 предписания от 24.02.2021 N 128, Инспекция установила, что Организация направила досудебные претензии в адрес собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Новороссийск, ул. Губернского, д. 42, корп. А, не оплачивающих (не в полном объёме оплачивающих) взносы на капитальный ремонт, N 2-5, N 7, N 9-10, на общую сумму задолженности 600620 руб. 24 копейки. Досудебная работа в отношении собственников помещений N 6, N 8, N 11-35 в многоквартирном доме по адресу: г. Новороссийск, ул. Губернского, д. 42, корп. А Организацией не проводилась. Инспекции при проверки была представлена информация о частично проведенной исковой работе, путём направления в суд заявлений о выдаче судебных приказов в отношении собственников квартир N 7, N 10-25, на общую сумму задолженности 614365 руб. 61 копейка. Исковая работа в отношении собственников помещений N 6-8 Организацией не проводилась.
В ходе проверки исполнения пункта 4 предписания от 24.02.2021 N 128 Инспекция установила, что многоквартирный дом по адресу: г. Новороссийск, ул. Цемзавод "Пролетарий", д.209, корп.А согласно сведениям федеральной информационной адресной системы (далее - ФИАС), этот дом имеет адрес: г.Новороссийск, л.Цемзавод "Пролетарий", д.209. Информация о проведенной претензионно-исковой работы в отношении собственников помещений в многоквартирном доме с адресом: г. Новороссийск, ул. Цемзавод "Пролетарий", д. 209 Организация не представила Инспекции. Собственниками помещений в многоквартирном доме не производилась оплата взносов на капитальный ремонт в фонд капитального ремонта МКД, с ноября 2014 года до получения предписания Инспекции от 24.02.2021 N 128, соответственно, не был выявлен и факт несоответствия адресной части дома с данными ФИАС, на момент проверки не проведена корректировка адресной части вышеуказанного многоквартирного дома в системе АСУ ЖКХ, претензионно-исковая работа по взысканию задолженности не проводилась, мер к формированию фонда капитального ремонта и аккумулированию взносов на капитальный ремонт в отношении собственников помещений многоквартирного дома, включенного в региональную программу под адресом: г. Новороссийск, ул. Цемзавод "Пролетарий", д. 209, корп. А в части образовавшейся задолженности на общую сумму 338950 руб.Организацией не была принята.
В ходе проверки исполнения пункта 5 предписания от 24.02.2021 N 128 Инспекцией установлено, что в отношении собственников помещений N 4, N 5 в многоквартирном доме по адресу: г.Новороссийск, ул.Молодежная, д.8, корп.А Организацией была проведена претензионная работа на сумму задолженности 113697 руб. 33 копейки. Организацией не было представлено Инспекции доказательств о взыскании задолженности в отношении собственников помещений N 4 и N 5 в многоквартирном доме. Обязанность у собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Новороссийск, ул. Молодежная, д. 8, корп. А возникла с ноября 2014 года, а по состоянию на момент проверки региональным оператором эффективных мер по формированию фонда капитального ремонта и аккумулированию взносов на капитальный ремонт в отношении собственников вышеуказанного многоквартирного дома принято не было.
В ходе проверки исполнения пункта 6 предписания от 24.02.2021 N 128, Инспекция установила, что Организацией претензионная работа в отношении собственников помещений N 4, N 7-8 в многоквартирном доме по адресу: г.Новороссийск, хут.Семигорский, ул.Мухина, д.6 не проводилась. Организацией были направлены в суд заявления о выдаче судебных приказов в отношении собственников помещений N 4 и N 8 многоквартирного дома, на общую сумму 35598 руб. 19 копеек. Обязанность у собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г.Новороссийск, хут. Семигорский, ул. Мухина, д. 6 возникла с ноября 2014 года.
В ходе проверки исполнения пункта 7 предписания от 24.02.2021 N 128 Инспекция установила, что региональным оператором в отношении собственников помещений N 9, N 12-16, N 19, помещения 3 в многоквартирном доме по адресу: г.Новороссийск, хут.Семигорский, ул.Центральная, д.2 проведена претензионная работа на сумму задолженности 53087 руб. 66 копеек. Претензионная работа в отношении собственника квартиры N 7 многоквартирного дома не проводилась. Обязанность у собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Новороссийск, хут. Семигорский, ул. Центральная, д. 2 возникла с ноября 2014 года, а по состоянию на момент проверки региональным оператором эффективных мер по формированию фонда капитального ремонта и аккумулированию взносов на капитальный ремонт в отношении собственников вышеуказанного многоквартирного дома принято не было.
В ходе проверки исполнения пункта 8 предписания от 24.02.2021 N 128 Инспекция установила, что в отношении собственников помещений N 4-6 в многоквартирном доме по адресу: г.Новороссийск, с.Абрау-Дюрсо, ул.Свободы, д.8 проведена претензионная работа на сумму задолженности 39506 руб. 32 копейки. Претензионная работа в отношении собственника квартиры N 1 многоквартирного дома не проводилась.
Устранение нарушений, указанных в предписании Инспекции от 30.09.2021 N 1592, являются идентичными нарушениям, на устранение которых Организации было указано в предписаниях от 24.02.2021 N 99, от 24.02.2021 N 128.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счёт средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.
Согласно части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
В соответствии с частью 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счёте, счёте, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
Согласно части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счёт в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
В соответствии с частью 1 статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платёжных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации функцией регионального оператора является, в том числе, аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора.
Согласно пункту 7 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан аккумулировать взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 2.2 Устава Организации, утверждённого распоряжением министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 25.02.2016 N 53 определено, что в функции фонда входит аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счетах регионального оператора (т.1 л.д.36-38).
Согласно части 4 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор применяет установленные законодательством меры, включая начисление пеней, установленных частью 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, в отношении собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счёте регионального оператора, в случае несвоевременной и (или) неполной уплаты ими взносов на капитальный ремонт.
С учётом изложенного, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что исполнение функции по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, в том числе взысканию задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества, является обязанностью Организации.
Довод Организации о том, что она не обладает полномочиями по проведению претензионно-исковой работы по взысканию задолженности, апелляционный суд находит нормативно не обоснованным.
В материалах дела имеются доказательства о проведении Организацией работы по направлению претензии в адрес собственников помещений в многоквартирных домах (т.2 л.д. 149-158).
Таким образом, представленные в материалы дела доказательства указывают на наличие у Организации сведениё для осуществления претензионно-исковой работы в отношении должников (т.2 л.д. 12-142).
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришёл к выводу о том, что предписание Инспекции от 30.09.2021 N 1592 содержит понятные и указания на совершение конкретных действий, соответствует положениям Жилищного кодекса Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов Организации.
Доводы апелляционной жалобы Организации, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу части 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьёй.
С учётом изложенного, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 руб., подлежат отнесению на Организацию.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.04.2023 по делу N А32-58515/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Пименов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-58515/2021
Истец: некоммерческая унитарная организация "Краснодарский краевой Фонд капитального ремонта многоквартирных домов", НКО "Фонд капитального ремонта МКД"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Краснодарского края
Хронология рассмотрения дела:
09.10.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9750/2023
29.06.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8752/2023
13.04.2023 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-58515/2021
18.05.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5471/2022