г. Самара |
|
11 марта 2024 г. |
Дело N А72-13379/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 марта 2024 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Львова Я.А.,
судей Гольдштейна Д.К., Машьяновой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Цветиковым П.А.
без участия представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 февраля 2024 года в помещении суда в зале N 2, апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области на определение Арбитражного суда Ульяновской области от 06 декабря 2023 года по жалобе Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области на действия (бездействия) конкурсного управляющего в рамках дела N А72-13379/2021 о несостоятельности (банкротстве) ООО "Жилищно-эксплуатационное управление N1",
УСТАНОВИЛ:
Решением суда от 18.02.2022 (резолютивная часть объявлена 15.02.2022) ООО "Жилищно-эксплуатационное управление N 1" признано несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре банкротства ликвидируемого должника, в отношении него открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев; конкурсным управляющим должником утвержден Итяксов Андрей Николаевич, член ассоциации арбитражных управляющих "Гарантия".
19.09.2023 посредством web-сервиса "Мой Арбитр" от Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области поступила жалоба, в которой заявитель просил признать незаконными действия (бездействие) конкурсного управляющего ООО "Жилищно-эксплуатационное управление N 1" Итяксова А.Н. выразившиеся в:
- неисполнении конкурсным управляющим обязанности по проведению анализа финансового состояния должника, анализа сделок должника, по составлению заключения о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, заключения о наличии (отсутствии) оснований для привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам должника;
- не отражении текущих обязательств должника в отчетах конкурсного управляющего ООО "Жилищно-эксплуатационное управление N 1" от 21.06.2023, 15.03.2023; 15.06.2023;
Определением от 06 декабря 2023 года в удовлетворении заявления отказано.
Заявитель обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на определение Арбитражного суда Ульяновской области от 06 декабря 2023 года в рамках дела N А72-13379/2021.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02 февраля 2024 года апелляционная жалоба принята к производству.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, судебная коллегия Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда не усматривает оснований для отмены обжалуемого определения суда.
Как следует из материалов дела, при вынесении обжалуемого определения суд первой инстанции исходил из следующих обстоятельств.
Уполномоченный орган указывал, что в процедуре конкурсного производства ООО "Жилищно-эксплуатационное управление N 1" конкурсным управляющим не проведен анализ финансового состояния должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности; информация о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц в материалах дела отсутствует; не представлено заключение о наличии или отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства.
На собрании кредиторов должника, назначенном на 16.08.2022 по инициативе конкурсного управляющего, были вынесены на рассмотрение дополнительные вопросы о проведении мероприятий в процедуре банкротства должника, а именно:
1. "Об обязании конкурсного управляющего, в месячный срок, после состоявшегося собрания кредиторов ООО "ЖЭУ N 1" представить заключение о наличие /отсутствии оснований о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, в соответствии с требованиями определенными Федеральным законом РФ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ". При установлении оснований, обратиться в Арбитражный суд Ульяновской области с соответствующим заявлением в указанный срок;
2. "Об обязании конкурсного управляющего, в месячный срок, после состоявшегося собрания кредиторов ООО "ЖЭУ N 1" представить заключение о наличии или отсутствии оснований для оспаривания сделок должника, в соответствии с требованиями Федерального закона РФ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ". При установлении оснований, обратиться в Арбитражный суд Ульяновской области с соответствующим заявлением в указанный срок.
3. "Об обязании конкурсного управляющего, в месячный срок, после состоявшегося собрания кредиторов ООО "ЖЭУ N 1" провести анализ финансового состояния должника, в соответствии с абз. 2 ст. 2 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 N 367 "Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа";
4. "Об обязании конкурсного управляющего, в месячный срок, после состоявшегося собрания кредиторов ООО "ЖЭУ N 1" представить заключение оналичии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства должника";
5. "Об определении места и сроков проведения собрания кредиторов - г. Ульяновск, ул. Кузнецова, 16А, 1 эт., 1 раз в 3 месяца".
Конкурсным управляющим Итяксовым А.Н. в собрании кредиторов объявлен перерыв. Собрание кредиторов продолжено 22.09.2022, при этом большинством голосов приняты решения по дополнительным вопросам, заявленным уполномоченным органом.
Считая свои права нарушенными, уполномоченный орган указывал, что с 22.10.2022 конкурсный управляющий не предпринял действий по исполнению решения собрания кредиторов от 22.09.2022, не представил собранию кредиторов заключение о наличии /отсутствии оснований для оспаривания сделок должника, анализ финансового состояния должника, заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства должника".
Уполномоченный орган также указывал, что конкурсный управляющий не отразил текущие обязательства должника в отчетах конкурсного управляющего ООО "Жилищно-эксплуатационное управление N 1" от 21.06.2023, 15.03.2023; 15.06.2023;
При рассмотрении спора арбитражный управляющий пояснял, что в адрес уполномоченного органа посредством электронной почты 17.08.2022 были направлены анализ финансового состояния должника, заключение о наличии или отсутствии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, заключение о наличии или отсутствии оснований для оспаривания сделок, представил скриншот с сайта электронной почты в качестве доказательства направления документов в адрес уполномоченного органа 17.08.2022.
Уполномоченный орган возражений относительно доводов арбитражного управляющего не заявил. При таких обстоятельствах суд установил, что арбитражным управляющим доказан факт предоставления ФНС России запрошенных документов
Между тем в своем отзыве арбитражный управляющий указывал на то, что на собрании кредиторов был представлен для ознакомления анализ финансового состояния должника, анализ признаков преднамеренного и (или) фиктивного банкротства. Сведения об этом указаны в протоколе собрания кредиторов от 16.08.2022.
Согласно абзацу пятому пункта 3 статьи 13 Закона о банкротстве, подпункту "б" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 N 56 "Об общих правилах подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов" арбитражный управляющий обязан предоставить участникам собрания кредиторов подготовленные им материалы, в связи с чем в сообщении о проведении собрания кредиторов должны содержаться сведения о порядке ознакомления с материалами, подлежащими рассмотрению собранием кредиторов.
В соответствии с пунктом 11 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299, к отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в них сведения.
Пункт 1 статьи 143 Закона о банкротстве предусматривает представление конкурсным управляющим информации, касающейся должника, собранию кредиторов (комитету кредиторов).
Согласно пункту 1 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное. Пункт 2 статьи 143 Закона о банкротстве устанавливает перечень сведений, подлежащих включению в отчет.
Согласно пункту 3 статьи 133 Закона о банкротстве отчет об использовании денежных средств должника конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд, собранию кредиторов (комитету кредиторов) по требованию, но не чаще чем один раз в месяц.
В подпункте "б" пункта 12 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299, указано, что отчет конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника должен содержать, в том числе сведения о размере средств, поступивших на основной счет должника.
В Правилах N 855 определен порядок проведения арбитражным управляющим проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства.
В пункте 2 Правил установлен период проведения арбитражным управляющим проверки - не менее двух лет, предшествующих возбуждению производства по делу о банкротстве.
Выявление признаков преднамеренного банкротства осуществляется в два этапа. На первом этапе проводится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период в соответствии с правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа. В случае установления на первом этапе существенного ухудшения значений двух и более коэффициентов проводится второй этап выявления признаков преднамеренного банкротства должника, который заключается в анализе сделок должника и действий органов управления должника за исследуемый период, которые могли быть причиной такого ухудшения. В случае если на первом этапе выявления признаков преднамеренного банкротства не определены периоды, в течение которых имело место существенное ухудшение двух и более коэффициентов, арбитражный управляющий проводит анализ сделок должника за весь исследуемый период (пункты 6 и 7 Правил N 855).
В ходе анализа сделок должника устанавливается соответствие сделок и действий (бездействия) органов управления должника законодательству Российской Федерации, а также выявляются сделки, заключенные или исполненные на условиях, не соответствующих рыночным условиям, послужившие причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности и причинившие реальный ущерб должнику в денежной форме (пункт 8 Правил N 855).
В пункте 14 Правил N 855 предусмотрено, что по результатам проверки арбитражным управляющим составляется заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства. Заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства включает в себя, в том числе: расчеты и обоснования вывода о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного банкротства с указанием сделок должника и действий (бездействия) органов управления должника, проанализированных арбитражным управляющим, а также сделок должника или действий (бездействия) органов управления должника, которые стали причиной или могли стать причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности и (или) причинили реальный ущерб должнику в денежной форме, вместе с расчетом такого ущерба (при наличии возможности определить его величину) (подпункт "ж"); обоснование невозможности проведения проверки (при отсутствии необходимых документов) (подпункт "з").
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, судом установлено, что уполномоченный орган ознакомлен с анализом финансового состояния должника и результатами его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности; информацией о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц, заключением о наличии/отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства
Действующее законодательство о банкротстве не предусматривает обязанность конкурсного управляющего представлять информацию о ходе процедуры конкурсного производства должника и все документы по требованию отдельного кредитора.
Поведение конкурсного управляющего по непредставлению конкурсному кредитору истребуемых сведений и документов может считаться недобросовестным в том случае, если конкурсный управляющий препятствует кредиторам в ознакомлении с документами и информацией в ходе подготовки к собранию кредиторов или в ходе его проведения.
Конкурсный управляющий не должен уклоняться от взаимодействия с кредиторами и обязан в максимальной степени содействовать в осуществлении их прав, в том числе ознакомить с документами, касающихся совершения должником сделок для их анализа.
Между тем доказательств того, что конкурсный управляющий препятствовал ознакомлению налогового органа с информацией о финансовом состоянии должника и его имуществе, проводимых мероприятиях в процедуре конкурсного производства ООО "Жилищно-эксплуатационное управления N 1", не представлено.
Кроме того, вся информация о ходе конкурсного производства, о мероприятиях, проводимых в процедуре конкурсного производства, публикуется на официальном сайте ЕФРСБ.
Все запрашиваемые документы были представлены в материалы дела и на очередных собраниях кредиторов, что не препятствовало уполномоченному органу принять меры по самостоятельному ознакомлению с интересующими документами.
Закон о банкротстве прямо не предусматривает обязанность арбитражного управляющего направлять материалы к собранию кредиторов на электронный адрес кредиторов и их представителей по их запросу, равно как и не содержит положений о понуждении конкурсного управляющего направлять кредиторам прочие документы, помимо выписки из реестра требований кредиторов или заверенной копии реестра требований кредиторов, поскольку со всеми документами кредитор вправе ознакомиться на собрании кредиторов и при подготовке к его проведению в месте, определенном конкурсным управляющим, на которого возложена обязанность по организации мероприятий для такого ознакомления.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд не усмотрел со стороны конкурсного управляющего нарушений требований Закона о банкротстве, предписывающих арбитражному управляющему действовать разумно и добросовестно, в интересах должника и его кредиторов.
Кроме того, суд учитывал, что определением суда от 08.11.2023 конкурсное производство в отношении должника завершено. Конкурсным управляющим в материалы основного дела о банкротстве представлены анализ финансового состояния, согласно которому восстановление платежеспособности должника невозможно, заключение об отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства у должника, заключение об отсутствии оснований для оспаривания сделок. Конкурсным управляющим также сделан вывод об отсутствии оснований для привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд не установил также нарушений прав заявителя оспариваемыми действиями конкурсного управляющего.
Уполномоченный орган также указывал, что в отчетах конкурсного управляющего ООО "ЖЭУ-1" не отражены текущие обязательства должника.
Согласно представленным уполномоченным органом отчетам конкурсного управляющего от 15.03.2023, от 15.06.2023 в них имеются сведения о текущих обязательствах должника всех очередей. При этом, в своей жалобе уполномоченный орган не конкретизировал, какие именно текущие обязательства не указаны арбитражным управляющим. Таким образом, данный довод суд также признал необоснованным.
Основанием для удовлетворения жалобы на действия (бездействие) арбитражного управляющего является установление арбитражным судом факта несоответствия этих действий законодательству о банкротстве (неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим своих обязанностей) или факта несоответствия этих действий требованиям разумности либо требованиям добросовестности.
Жалоба может быть удовлетворена только в случае, если вменяемыми в вину неправомерными, недобросовестными или неразумными действиями (бездействием) арбитражного управляющего действительно нарушены те или иные права и законные интересы подателя жалобы.
При этом при рассмотрении данных дел в предмет доказывания входит, помимо указанного, выяснение наличия признака вины арбитражного управляющего как одного из необходимых элементов состава правонарушения.
Несоответствие обжалуемых действий (бездействия) конкурсного управляющего законодательству и нарушения такими действиями (бездействием) прав и законных интересов должника и его участников, кредиторов из материалов дела не усматривается.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд не установил оснований, позволяющих поставить под сомнение компетентность и добросовестность конкурсного управляющего, указывающих на его неспособность к надлежащему ведению процедуры банкротства, свидетельствующих о ненадлежащем исполнении, а также неисполнении конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей.
В апелляционной жалобе уполномоченный орган выразил несогласие с выводами суда, опровергая доводы конкурсного управляющего и утверждая, что анализ финансового состояния должника, анализ сделок должника, заключение о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного и фиктивного банкротства конкурсным управляющим Итяксовым А.Н. подготовлены не были.
Вывод суда, что уполномоченный орган ознакомлен с финансовым анализом, заключением о сделках, заключением о наличии / отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства должника полагал необоснованным.
Так, уполномоченный орган указывал, что на сайте ЕФРСБ сведения, являющиеся предметом рассмотрения в жалобе, конкурсным управляющим не опубликованы. В материалы дела арбитражным управляющим Итяксовым А.Н. представлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов 25.10.2023, при этом 08.11.2023 процедура конкурсного производства ООО "ЖЭУ N 1" завершена. При этом, анализ финансового состояния должника, анализ сделок должника, заключение о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного и фиктивного банкротства представлены впервые к судебному заседанию о завершении процедуры конкурсного производства, что препятствовало кредиторам, в том числе уполномоченному органу видеть реальную картину процедуры банкротства и сделанные своевременно выводы арбитражного управляющего.
Вместе с тем из материалов, поступивших в арбитражный суд в электронном виде с ходатайством о завершении конкурсного производства и зарегистрированных 30.10.2022, следует, что анализ финансового состояния должника и заключение о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного и фиктивного банкротства составлен арбитражным управляющим в мае 2022 года. Уполномоченный орган не опроверг утверждение арбитражного управляющего Итяксова А.Н. об индивидуальном ознакомлении его с материалами дела о банкротстве посредством электронной почты. Утверждая, что представленный в материалы скриншот с почты арбитражного управляющего Итяксова А.Н. не является безусловным доказательством, что документы во вложении поступили в УФНС России по Ульяновской области, уполномоченный орган при этом не опроверг фактическое получение им электронного письма от 17.08.2022, не обосновал отсутствие в нем вложений (л.д.26). Апелляционная жалоба также не содержит сведений о нарушении действиями арбитражного управляющего Итяксова А.Н. прав и законных интересов уполномоченного органа.
Заявитель также указывал, что суд пришел к выводу о том, что в отчетах от 15.03.2023, 15.06.2023 есть указание на текущие обязательства, но при этом анализ непогашенных обязательств не производил, полнота сведений о текущих обязательствах должника судом не исследовалась.
При этом в соответствии с ч.1.3 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Жалоба уполномоченного органа содержала указание на то, что в отчетах конкурсного управляющего отсутствует информация о текущих обязательствах, отражены неполные сведения о текущих обязательствах должника.
Исходя из предмета и оснований жалобы, суд первой инстанции констатировал наличие в отчетах информации о текущих обязательствах. Учитывая, что заявителем не обоснован факт несоответствия или неполноты представленной информации, суд правомерно отказал в удовлетворении жалобы в этой части. Соответствующие обстоятельства не приведены также и при апелляционном обжаловании.
Таким образом, обжалуемое определение является законным и обоснованным, вынесенным при полном и всестороннем рассмотрении дела, с соблюдением норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Согласно положениям ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, уплата государственной пошлины в случае подачи апелляционных жалоб на определения, не указанные в приведенном подпункте статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, не предусмотрена.
Руководствуясь ст.ст. 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Ульяновской области от 06 декабря 2023 года по делу N А72-13379/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Я.А. Львов |
Судьи |
Д.К. Гольдштейн |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-13379/2021
Должник: ООО "ЖИЛИЩНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ N 1", ООО "ЖЭУ N 1"
Кредитор: Смирнов Сергей Георгиевич
Третье лицо: АССОЦИАЦИЯ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ "ГАРАНТИЯ", Иноземцев Ю С, Итяксов Андрей Николаевич, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 8 ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "АИС ГОРОД", ООО "НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ", ООО "УНИВЕРСАЛСТРОЙ", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ