г. Москва |
|
28 июня 2023 г. |
Дело N А40-37460/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Проценко А.И.,
судей: Лялина Т.А., Яремчук Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Косяченко Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "МОЭК" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.03.2023 по делу N А40-37460/22 по иску ПАО "МОЭК" (ОГРН 1047796974092) к ООО "МСК-Групп" (ОГРН 1177746924563) о взыскании задолженности по договору поставки тепловой энергии,
при участии в судебном заседании:
от истца: Фесюра Т.В. по доверенности от 30.10.2018,
от ответчика: Ватин Д.А. по доверенности от 09.01.2023,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "МОЭК" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО "МСК-Групп" о взыскании задолженности в сумме 3 575 841, 49 руб. по договорам N 09.801613-ТЭ от 25.09.2018, N 09.801620-ТЭ от 09.01.2019.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06 марта 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, поскольку выводы суда не соответствуют материалам дела, кроме того, при принятии решения по делу, судом нарушены нормы материального и процессуального права.
Представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель истца в судебном заседании против доводов жалобы возражал, направил отзыв на жалобу.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 06 марта 2023 года на основании следующего.
Как следует из материалов дела, между ПАО "МОЭК" и ООО "МСК-Групп" заключены договоры: N 09.801613-ТЭ от 25.09.2018, N 09.801620-ТЭ от 09.01.2019, совместно именуемые по тексту - договоры, предметом которых является подача истцом ответчику тепловой энергии на условиях, определенных договором, за плату согласно действующим тарифам.
Согласно условиям договоров, расчетным периодом для определения количества, стоимости и оплаты поставляемой потребителю тепловой энергии является календарный месяц.
По договору N 09.801613-ТЭ от 25.09.2018 за период май 2020, июль 2020 - декабрь 2020 истец поставил ответчику через присоединенную сеть тепловую энергию в общем количестве 1041.953 Гкал общей стоимостью 1 591 310, 01 руб., горячую воду в количестве 14.252 куб.м. общей стоимостью 602,89 руб., определенной на основании тарифов для соответствующих групп потребителей, установленных уполномоченными органами государственного регулирования тарифов.
Всего за спорный период ответчику поставлено энергоресурсов на сумму 1 591 310, 01 руб.
Факт поставки тепловой энергии в указанном количестве подтверждается актами приемки-передачи энергоресурсов, составленными с использованием данных посуточных ведомостей с приборов учета, а при отсутствии приборов учета - в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации и согласованными сторонами условиями договора.
В соответствии с пунктом 5.5 договора N 09.801613-ТЭ от 25.09.2018 окончательный расчет за поставленную тепловую энергию производится потребителем в срок до 18 числа месяца, следующего за расчетным.
Ответчик свои обязательства по оплате фактически поставленной тепловой энергии, предусмотренные разделом 1 договора, исполнил ненадлежащим образом, задолженность составила 1 591 310, 01 руб.
По договору N 09.801620-ТЭ от 09.01.2019 г. за период май 2020 - декабрь 2020 истец поставил ответчику через присоединенную сеть тепловую энергию в общем количестве 6213.465 Гкал общей стоимостью 1 543 687, 11 руб., горячую воду в количестве 208.085 куб.м. общей стоимостью 8.799,92 руб., определенной на основании тарифов для соответствующих групп потребителей, установленных уполномоченными органами государственного регулирования тарифов.
Всего за спорный период ответчику поставлено энергоресурсов на сумму 1 543 687, 11 руб.
Факт поставки тепловой энергии в указанном количестве подтверждается актами приемки-передачи энергоресурсов, составленными с использованием данных посуточных ведомостей с приборов учета, а при отсутствии приборов учета - в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации и согласованными сторонами условиями договора.
В соответствии с пунктом 5.5 договора N 09.801620-ТЭ от 09.01.2019 окончательный расчет за поставленную тепловую энергию производится потребителем в срок до 18 числа месяца, следующего за расчетным.
Ответчик свои обязательства по оплате фактически поставленной тепловой энергии, предусмотренные разделом 1 договора, исполнил ненадлежащим образом, задолженность составила 1 543 687, 11 руб.
Всего задолженность ответчика по договорам составила 3 134 997,12 руб.
Направленная в адрес ответчика претензия оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
К отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса РФ, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (часть 1 статьи 548 Гражданского кодекса РФ).
Согласно п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении согласно части 1 статьи 541 Гражданского кодекса РФ.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 1); порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 2).
Так, согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг.
Поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
Рассматривая спор, суд руководствовался статьями 44, 157.2, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, и исходил в том числе из решения общего собрания собственников.
Согласно пункту 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения) с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
По решению ресурсоснабжающей организации указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца.
При этом, о таком решении ресурсоснабжающая организация уведомляют лицо, по инициативе которого было созвано данное собрание, не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, согласно протоколу N 1 от 20.11.2018 общего собрания собственников помещений в составе многоквартирного дома, расположенного по адресу: Шелепихинская набережная, д. 34, корп. 1 принято решение о заключении собственниками прямых договоров с ПАО "МОЭК" на оказание услуг горячего водоснабжения и отопления с 01.12.2018, о чем истец был уведомлен 27.11.2018.
Письмом N 02-Ф11/09-27897 от 20.06.2019 истец проинформировал ответчика о переходе на прямые договоры с 01.09.2019, то есть за пределами, установленными действующим законодательством.
В письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2016 N 45097-АЧ/04 "О применении отдельных положений законодательства Российской Федерации по вопросам заключения договоров о предоставлении коммунальных услуг" разъясняется, что в соответствии с п. 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил N 354.
При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14-17 Правил N 354.
Ответчик является управляющей организацией.
Предметом договора управления, заключенного с собственниками, является оказание услуг по управлению, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества.
Плата за коммунальные услуги (ресурсы) выставляется собственникам только в части расходуемой на общедомовые нужды (потребляемой при содержании общего имущества собственников).
При этом ответчик вправе заключать договор на поставку тепловой энергии только в части расходуемой на общедомовые нужды (потребляемой при содержании общего имущества собственников).
Таким образом, в силу прямого указания закона между собственниками помещений МКД и ПАО "МОЭК" на основании протокола N 1 от 20.11.2018 заключены прямые договоры энергоснабжения с 01.12.2018.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу, что исковые требования ПАО "МОЭК" удовлетворению не подлежат.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно, проверив правильность выводов суда первой инстанции и обоснованность доводов апелляционной жалобы, полагает, что она не подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда отмене, по следующим основаниям.
Довод заявителя жалобы, об обязанности оплаты задолженности ответчиком за период май, июль 2020 - декабрь 2020 года за жилые помещения в составе многоквартирного дома, расположенного по адресу: Шелепихинская набережная, д. 34, корп. 1, противоречит действующему законодательству.
Жилищное законодательство связывает заключение прямых договоров между собственниками и ресурсоснабжающей организацией и начало исполнения такого договора лишь со следующими нормативными правилами:
В ч. 7 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации определен момент заключения договоров: договоры между ресурсоснабжающими организациями и всеми собственниками помещений в многоквартирном доме считаются заключенными одновременно с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;
В ч. 7 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен перенос срока заключения договоров, но не более чем на три календарных месяца.
В п. 17(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, установлен момент начала исполнения договора: с момента поступления в ее адрес копий решений и протокола общего собрания собственников помещений.
Истец не воспользовался своим правом переноса перехода на расчеты по прямым договорам, более того доводы указанные в письме исх. N 02-Ф11/09-57919/18 об отказе в заключении прямых договоров необоснованные и незаконные, которые лишь свидетельствует о бездействии со стороны ресурсоснабжающей организации.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса РФ под обязательством понимается, что одно лицо обязано совершить в пользу другого лица определенное действие, либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанные в настоящем Кодексе.
В соответствии с положениями статей 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательств) и одностороннее изменение его условий не допускаются.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом нефтью, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 548 Гражданского кодекса РФ).
Статьей 539 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 1 статьи 425 Гражданского кодекса РФ, договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Порядок изменения условий договора определен ст. 452 Гражданского кодекса РФ.
Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" часть 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 4.4 о праве собственников на общем собрании принять решение о заключении собственниками помещений в МКД, действующими от своего имени, в порядке, установленном данным Кодексом, соответственно договора холодного и ГВС, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с РСО, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о заключении прямого договора с ресурсоснабжающей организацией.
В этом случае прямой договор считается заключенным с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ.
Согласно части 8 статьи 162 Жилищного кодекса РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В силу пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Кодексом, другими законами или договором.
По смыслу приведенных законоположений, рассматриваемых в системной взаимосвязи, пункт 1 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса РФ предусматривает дополнительное основание для изменения договора управления МКД.
В этой связи, принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ, влечет изменение договора управления МКД в силу закона.
Таким образом, в силу прямого указания закона между собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Москва, Шелепихинская набережная, д. 34, корп. 1 и ПАО "МОЭК" на основании протокола N 1 от 20.11.2018 заключены прямые договоры энергоснабжения с 01.12.2018 в силу закона.
ООО "МСК-Групп" после принятия решения на общем собрании собственников проживающих в многоквартирном доме N 34 корпуса N 1 по Шелепихинской набережной о переходе на прямые договора с ПАО "МОЭК" не производит начисления коммунальной услуги энергоснабжение, так как не является исполнителем коммунальной услуги.
В исковом заявлении представлен расчет, где спорная сумма содержит потребление, приходящееся на собственников жилых и нежилых помещений ("жилье", "прочие"), которые в соответствии ч. 7 ст. 157.2 Жилищного кодекса РФ, п. 17(1) Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 должны оплачивать данное потребление по прямым договорам.
Управляющая организация с 01.12.2018 обязана оплачивать тепловую энергию только за объём потребленный при содержании общедомового имущества.
Объем потребленного ресурса на содержание общедомового имущества определяется следующим образом.
В соответствии с абз. 3 п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.
3(1). Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 3(1).
ООО "МСК-Групп" после принятия решения на общем собрании собственников проживающих в многоквартирном доме N 34 корпус N 2 по Шелепихинской набережной о переходе на прямые договора с ПАО "МОЭК", не производит начисления коммунальной услуги тепловая энергия, так как не является исполнителем коммунальной услуги.
Однако самостоятельное определение даты перехода на прямые договоры, вопреки решению собрания собственников МКД, запрещается Гражданским законодательством. Отсрочка перехода на прямые договоры ограничивается в соответствии с ч. 7 ст. 157.2 ЖК РФ трехмесячным сроком с даты поступления в адрес ресурсонабжающей организации копий решения и протокола общего собрания собственников помещений решения протокола собрания собственников МКД.
Ни правовые, ни технические условия не изменились, что подтверждает безосновательное затягивания процесса перехода на прямые договоры со стороны истца.
Таким образом, ООО "МСК-Групп" исполнило предусмотренную п. 1 ч. 11 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а ПАО "МОЭК" обладало всеми правовыми возможностями для заключения договоров и осуществления начислений.
Учитывая изложенное, ПАО "МОЭК" проявило бездействие предусмотренной законом обязанности по переходу на прямые расчеты собственниками помещений, зная о том, что собственниками было принято решение о переходе на прямые договоры, не принимая во внимание ни положения ч. 7 ст. 157 2 Жилищного кодекса Российской Федерации о том, что договор считается заключенным со всеми собственниками одновременно, ни положения п. 17(1) Правил N 354 о том, что при условии поступления в адрес ресурсоснабжающей организации копий решений и протокола общего собрания собственников помещений, ресурсоснабжающая организация приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида, то есть, обязана приступить, а не может.
Задолженность по договору N 801620-ТЭ от 09.01.2019 предъявляется истцом, в нарушение действующего законодательства, за весь объем коммунального ресурса, потребленного собственниками многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Москва, Шелепихинская набережная, д. 34, корп. 2, как индивидуально, так и на нужды общедомового потребления.
Согласно протоколу N 1 от 08.02.2019 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Москву, Шелепихинская набережная, д. 34, корп. 2, было принято решение о заключении собственниками, действующих от своего имени, в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, договоров с ПАО "МОЭК" на оказание услуг отопления и горячего водоснабжения с 01.02.2019.
31.07.2019 ООО "МСК-Групп" уведомила ПАО "МОЭК" о проведении общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома, принятом решении о заключении прямых договоров на поставку тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения и направило в адрес ПАО "МОЭК" копию Протокола N 1 от 20.11.2018 со всеми приложениями, определенными жилищным законодательством.
30.08.2019 исх. N МСКТ-2019-176 в ПАО "МОЭК" была предоставлена вся запрашиваемая информация, а именно информациях о собственниках, их паспортных данных, приборов учетов, показаний и льгот.
Таким образом, ПАО "МОЭК" обладал всей необходимой информацией позволяющей производить начисления собственникам помещений по прямым договорам в полном объёме.
При этом, по решению ресурсоснабжающей организации, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца.
Также, о таком решении ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами уведомляют лицо, по инициативе которого было созвано данное собрание, не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 46 настоящего Кодекса.
Письмом от 14.08.2019 N 02-Ф11/09-36606/19 ПАО "МОЭК" просило предоставить ООО "МСК-Групп" информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги собственникам помещений в МКД.
При этом, ПАО "МОЭК", в установленный законом срок, не воспользовалось правом на перенос даты перехода на прямые договоры с собственниками помещений многоквартирного дома. В этой связи, переход на прямые договоры состоялся с 01.02.2019.
Самостоятельное определение даты перехода на прямые договоры с 01.08.2019 года является незаконным, в связи с тем, что нарушает требования п. 1 ч. 7 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации о том, решение о перенрсе даты заключения прямых договоров должно быть заявлено не позднее пяти рабочих дней со дня получения копии решения и протокола общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме.
Кроме всего, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в письме от 30.12.2016 N 45097-АЧ/04 "О применении отдельных положений законодательства Российской Федерации по вопросам заключения договоров о предоставлении коммунальных услуг" разъяснило, что в соответствии с пунктом 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил N 354. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14-17 Правил N 354.
Согласно пункту 9 Правил N 354 условия предоставления коммунальных услуг собственникам (пользователям) помещений в многоквартирном доме могут определяться, в том числе, в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме соответствующей РСО.
Таким образом, РСО в случаях, определенных законом, может выступать исполнителем коммунальных услуг.
Указанный вывод согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 13.01.2014 N АКПИ13-1116 и в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014)", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014 (вопрос 9 раздела VI), согласно которой предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с РСО, а функции исполнителя коммунальных услуг при таких обстоятельствах осуществляет РСО.
Из вышеизложенного следует, что при заключении прямых договоров на оказание услуг теплоснабжения для нужд отопления и горячего водоснабжения, исполнителем будет являться ПАО "МОЭК".
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 548 Гражданского кодекса РФ).
Статьей 539 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных: с потреблением энергии.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. В силу пункта 1 статьи 425 Гражданского кодекса РФ, договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Порядок изменения условий договора определен ст. 452 Гражданского кодекса РФ.
Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" часть 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 4.4 о праве собственников на общем собрании принять решение о заключении собственниками помещений в МКД, действующими от своего имени, в порядке, установленном данным Кодексом, соответственно договора холодного и ГВС, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с РСО, региональным оператором по обращении]) с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о заключении прямого договора с ресурсоснабжающей организацией.
В этом случае прямой договор считается заключенным с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ.
Согласно части 8 статьи 162 Жилищного кодекса РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В силу пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Кодексом, другими законами или договором.
По смыслу приведенных законоположений, рассматриваемых в системной взаимосвязи, пункт 1 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса РФ предусматривает дополнительное основание для изменения договора управления МКД.
В этой связи, принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ, влечет изменение договора управления МКД в силу закона.
ООО "МСК-Групп" после принятия решения на общем собрании собственников проживающих в многоквартирных домах N 34 корпуса N 2 по Шелепихинской набережной о переходе на прямые договора с ПАО "МОЭК" не производит начисления коммунальной услуги тепловая энергия, так как не является исполнителем коммунальной услуги.
Довод заявителя жалобы о том, что переход на прямые договоры с собственниками помещений невозможен при наличии индивидуального теплового пункта в МКД несостоятелен.
Жилищный кодекс Российской Федерации не устанавливает исключений относительно перехода на прямые договоры, в связи с чем, переход на прямые договоры в соответствии со статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации по многоквартирным домам, в которых приготовление горячей воды осуществляется с использованием общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, возможен.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В свою очередь предоставление коммунальных услуг - это осуществлени деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечени благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений! общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящим Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домо (домовладений).
При предоставлении коммунальной услуги "горячее водоснабжение" использованием нецентрализованной системы горячего водоснабжении теплоснабжающая организация и организация, осуществляющая холодное водоснабжение, поставляют коммунальные ресурсы (тепловую энергию на подогрев воды, холодную воду соответственно), но не эксплуатируют оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, на котором осуществляется приготовление горячей воды с использованием поставленных коммунальных ресурсов.
В силу пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг размер платы, за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии со статьей 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Таким образом, поскольку в схожих отношениях между потребителями коммунальных услуг и организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами расчеты осуществляются на основании пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг, для реализации положений статьи 157.2 Жилищного кодекса РФ о переходе на прямые договоры в тех случаях, когда горячее водоснабжение осуществляется по нецентрализованной системе горячего водоснабжения, руководствуясь статьей 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, считаем, что в рассмотренном выше случае между ресурсоснабжающими организациями и потребителями коммунальных услуг подлежат заключению договор, содержащий положения о снабжении тепловой энергией для подогрева воды в целях горячего водоснабжения (с теплоснабжающей организацией) и договор холодного водоснабжения с объемом на нужды горячего водоснабжения (с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение). (Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 5 февраля 2020 года N 2993-ОГ/06).
Таким образом, принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что истец не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы.
При совокупности изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, оснований для отмены либо изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.03.2023 по делу N А40-37460/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Судьи |
Т.А. Лялина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-37460/2022
Истец: ПАО "МОСКОВСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ООО "МСК-ГРУПП"