г. Москва |
|
29 июня 2023 г. |
Дело N А41-77700/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Боровиковой С.В., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кононихиной Е.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Ленинского городского округа Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 05.05.2023 по делу N А41-77700/2022.
В судебном заседании приняли участие представители:
акционерного общества "ЭДАС ПАК" - Гнатюк А.В. по доверенности от 13.03.2023.
Акционерное общество "ЭДАС ПАК" (далее - АО "ЭДАС ПАК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Ленинского городского округа Московской области (далее - администрация, заинтересованное лицо,) с требованием о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" от 29.09.2022 N Р001-5053783344-63090350; об обязании администрации в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:21:0020102:60, общей площадью 4000 квадратных метра, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения производства упаковочной продукции и строительства склада, адрес: Московская область, Ленинский район, г. Видное, Северная промзона, уч.N 2ю/3, по выкупной цене 2 016 276 руб., в трех экземплярах и их подписание, направить проекты договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:21:0020102:60 для подписания АО "ЭДАС ПАК".
К участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, ООО "Биаксплен".
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал.
Ответчик (далее также - податель жалобы) с решением суда не согласился, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против доводов жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество является собственником следующих объектов недвижимости:
1. здание: производственно-складское здание, кадастровый номер 50:21:0000000:1639, общая площадь 3641,1 кв. м, адрес: Московская область, Ленинский городской округ, город Видное, промышленная зона Северная промзона, здание 17;
2. здание: административно-бытовой комплекс, кадастровый номер 50:21:0020102:775, общая площадь 1280,8 кв. м адрес: Московская область, Ленинский городской округ, город Видное, территория промышленная зона Северная промзона, здание 17, строение 1;
3. здание: выставочный центр, кадастровый номер 50:21:0000000:31744, общая площадь 170,10 кв. м, адрес: Российская Федерация, Московская область, Ленинский городской округ, город Видное, территория промышленная зона Северная промзона, здание 17, строение 2;
4. здание: нежилое здание - пристройка к корпусу 610, кадастровый номер 50:21:0000000:31900, общая площадь 2 585,1 кв. м, адрес: Российская Федерация, Московская область, Ленинский городской округ, город Видное, промышленная зона Северная промзона, здание 17 строение 3;
5. сооружение (часть): распределительный газопровод высокого давления с установкой ГРПШ, кадастровый номер 50:21:0020101:563, протяженность 38 м, адрес: Российская Федерация, Московская область, Ленинский городской округ, город Видное, промышленная зона Северная промзона, здание 17, сооружение 2;
6. кабельная линия 6 кВ с 2КТП-ТК-630/6/0,4, кадастровый номер 50:21:0020101:564, протяженность 1005 м, адрес: Российская Федерация, Московская область, Ленинский городской округ, город Видное, промышленная зона Северная промзона, здание 17, сооружение 1.
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 50:21:0020102:60, категория: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для размещения производства упаковочной продукции и строительства склада, общая площадь 4000 кв. м, адрес: Московская область, Ленинский район, г. Видное, Северная промзона, уч.N 2ю/3, находящемся в аренде у заявителя на основании договора аренды земельного участка N 9-2006/Ю от 02.02.2006, заключенного с администрацией.
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 50:21:0020102:60 относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
С целью реализации своего права на приватизацию земельного участка общество 07.09.2022 обратилось через Портал государственных и муниципальных услуг Московской области (uslugi.mosreg.ru) с заявлением о предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов (заявление зарегистрировано за N Р001-5053783344-63090350) в рамках государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов".
Решением об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" от 29.09.2022 N Р001-5053783344-63090350 заявителю было отказано в выкупе земельного участка.
Основаниями для отказа обществу в предоставлении запрошенной государственной услуги в решении N Р001-5053783344-63090350 от 29.09.2022 указаны: (1) "Установленный вид разрешенного использования земельного участка, не соответствует его фактическому использованию"; (2) "Недостижение цели, для которой земельный участок предоставлялся в аренду", (3) "Площадь принадлежащего заявителю объекта капитального строительства составляет менее 10 процентов от площади испрашиваемого земельного участка и не является необходимой для его эксплуатации (несоразмерной)".
В качестве разъяснения причин отказа в предоставлении услуги в решении N Р001-5053783344-63090350 от 29.09.2022 указаны: (1) "Земельному участку с кадастровым номером 50:21:0020102:60 установлен вид разрешенного использования - для размещения производства упаковочной продукции и строительства склада. При этом на земельном участке расположено нежилое здание с кадастровым номером 50:21:0000000:31744 с назначением выставочный центр, фактически используемое как гостевой дом (баня)."; (2) "Земельному участку установлен вид разрешенного использования - для размещения производства упаковочной продукции и строительства склада. При этом, на земельном участке расположено нежилое здание с кадастровым номером 50:21:0000000:31744 с назначением - выставочный центр, а также часть нежилого здания с кадастровым номером 50:21:0000000:31744 с назначением - выставочный центр, а также часть нежилого здания с кадастровым номером 50:21:0020102:775 с назначением - административно-бытовой комплекс. Таким образом, цель предоставления земельного участка с кадастровым номером 50:21:0020102:60 в аренду не достигнута."; (3) "Соразмерность площади нежилого здания с кадастровым номером 50:21:0000000:31744 к площади земельного участка с кадастровым номером 50:21:0020102:60, на котором расположено данное здание, составляет менее 10%. Документы, подтверждающие соблюдение соразмерности площадей частей зданий к площади вышеуказанного земельного участка, на котором части зданий расположены, Вами не представлены. Кроме того, в соответствии со ст. 39.3 Земельного кодекса РФ установлены случаи предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность за плату без проведения торгов. Нормами вышеуказанной статьи право на приобретение в собственность за плату без проведения торгов земельных участков собственниками частей зданий не установлено".
Считая отказ незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Так, из анализа норм статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность решения заинтересованного лица и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Кодекса, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеет место совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения требований заявителя.
Так, в силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 названного Кодекса если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 названного Кодекса).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 названного Кодекса.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Пунктом 5 указанной выше статьи предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 названного Кодекса, и направить принятое решение заявителю. В данном решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 названного Кодекса).
Статья 39.16 названного Кодекса содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно части 14 указанной статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 31.05.2021 N 15ВР-883 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" (далее - "Административный регламент"). Данным Административным регламентом, в числе прочего, предусмотрены следующие основания к отказу в предоставлении услуги: установленный вид разрешенного использования земельного участка, не соответствует его фактическому использованию (пункт 13.2.16 Административного регламента) и недостижение цели, для которой земельный участок предоставлялся в аренду (пункт 13.3.16 Административного регламента).
Пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Пунктом 31 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными статьями 39.15 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Предусмотренные частями 29 - 31 настоящей статьи законы субъектов Российской Федерации могут быть приняты не позднее 1 января 2016 года (пункт 32 Закона N 171-ФЗ).
В настоящем случае спорные правоотношения возникли в 2022 году, то есть после 01.01.2020. При этом упомянутый Администрацией Административный регламент не является законом субъекта Российской Федерации.
Соответственно, суд первой инстанции обоснованно отклонил указанные администрацией основания для отказа в предоставлении земельного участка со ссылкой на пункт 13.2.16 и пункт 13.3.16 Административного регламента.
Указанное также подтверждается судебной практикой Верховного Суда РФ. В частности, в Определении Верховного Суда РФ от 30.05.2016 N 308-КГ16-4772 указано, что несоответствие фактического вида использования испрашиваемого предпринимателем земельного участка содержащемуся в государственном кадастре недвижимости виду разрешенного использования этого участка не отнесено законодательством к числу оснований для отказа в приватизации земельного участка.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно учел, что в отношении производственной территории заявителя был разработан Проект планировки данной территории (в том числе испрашиваемого земельного участка), который был утвержден распоряжением Администрации Ленинского муниципального района Московской области от 20.08.2008 N 2836-р/о. Вся территория, в том числе испрашиваемый земельный участок, была освоена в соответствии указанным Проектом планировки, который предусматривает строительство на земельном участке (среди прочего) выставочного центра и административного здания. Таким образом, земельный участок освоен в соответствии с целями, для которых испрашиваемый земельный участок был предоставлен заявителю в аренду. Каждое здание (сооружение), расположенное на земельном участке, были построены в соответствии с разрешениями на строительство и введены в эксплуатацию соответствующими разрешениями Администрации Ленинского городского округа Московской области (ранее Ленинского района Московской области) и Министерства жилищной политики Московской области.
Кроме того суд первой инстанции верно указал, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) Ленинского городского округа Московской области, утвержденными Постановлением Администрации Ленинского городского округа Московской области N 2670 от 30.07.2021, испрашиваемый Земельный участок входит в территориальную зону - Производственная зона (П(НП)). В указанной территориальное зоне применяется градостроительный регламент с видами разрешенного использования земельных участков, которые среди прочего включают такие виды: Выставочно-ярморочная деятельность (код 4.10.), Производственная деятельность (код 6.0.), Склад (код 6.9.), Деловое управление (код 4.1.), что подтверждается имеющимся в материалах дела Письмом Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области от 22.12.2022 N 27ТГ-5608/28. Указанные виды разрешенного использования допускают размещение зданий (сооружений), находящихся в собственности заявителя и расположенных на испрашиваемом земельном участке, и которые не будут препятствовать использованию земельного участка и указанных объектов по их разрешенному использованию.
Также в качестве основания для отказа в предоставлении заявителю государственной услуги указано, что площадь принадлежащего заявителю объекта капитального строительства составляет менее 10 процентов от площади испрашиваемого земельного участка и не является необходимой для его эксплуатации (несоразмерной) (пункт 13.3.19. Административного регламента).
В соответствии с сообщением заявителя, содержащим перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, которое прилагалось к заявлению на выкуп земельного участка (согласно приложению N 7 и N 8 Административного регламента), а также выпиской из ЕГРН N 99/2022/498197578 от 07.10.2022 в отношении испрашиваемого земельного участка, на участке здания (сооружения) занимают следующие площади:
1) производственно-складское здание, кадастровый номер 50:21:0000000:1639, общая площадь 3641,1 кв. м. При этом площадь части здания, располагаемой на Земельном участке, составляет 567,2 кв. м, что составляет ориентировочно 15,58% от площади здания и 14,18% от площади земельного участка;
2) административно-бытовой комплекс, кадастровый номер 50:21:0020102:775, общая площадь 1280,8 кв. м. При этом площадь части здания, располагаемой на испрашиваемом Земельном участке, составляет ориентировочно 1028,87 кв. м, что составляет 80,33% площади здания и 25,72% от площади земельного участка;
3) выставочный центр, кадастровый номер 50:21:0000000:31744, общая площадь 170,10 кв. м. При этом данное здание полностью расположено на земельном участке, что составляет 4,25% от площади земельного участка;
4) распределительный газопровод высокого давления с установкой ГРПШ, кадастровый номер 50:21:0020101:563, протяженность 38 м;
5) кабельная линия 6 кВ с 2КТП-ТК-630/6/0,4, кадастровый номер 50:21:0020101:564, протяженность 1005 м.
Указанное подтверждается представленным заявителем заключением кадастрового инженера Курносовой Екатерины Алексеевны от 14.02.2023.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, общая площадь объектов капитального строительства, расположенных на испрашиваемом земельном участке, составляет ориентировочно 44,15% от площади земельного участка.
Кроме того, необходимость эксплуатации всего испрашиваемого земельного участка под расположенными объектами недвижимости заявителя также подтверждается проектом планировки, который был утвержден распоряжением Администрации Ленинского муниципального района Московской области от 20.08.2008 N 2836-р/о, согласно которому на испрашиваемом земельном участке располагаются все предусмотренные проектом планировки объекты недвижимости.
Соответственно, указанное администрацией основание для отказа в предоставлении земельного участка со ссылкой на пункт 13.2.19 Административного регламента также обоснованно отклонено судом первой инстанции как не соответствующее представленным заявителем документам и фактическим обстоятельствам.
Применительно к определенной судом первой инстанции выкупной стоимости земельного участка апелляционная жалоба доводы о несогласии не содержит.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05.05.2023 по делу N А41-77700/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Ленинского городского округа Московской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-77700/2022
Истец: АО "ЭДАС ПАК"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ