г. Хабаровск |
|
29 июня 2023 г. |
А73-2444/2023 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.И. Сапрыкиной,
рассмотрев апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 21.04.2023 по делу N А73-2444/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Восточно-Сибирская транспортная компания"
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании 268 061,40 руб.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Восточно-Сибирская транспортная компания" (далее - истец, ООО "ВСТК", грузоотправитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "РЖД", перевозчик) о взыскании 268 061,40 руб. пеней за просрочку доставки груза по железнодорожным накладным.
Решением суда от 21.04.2023, принятым в порядке упрощенного производства, иск удовлетворен частично: с ответчика в пользу истца взыскана неустойки за просрочку доставки грузов с учетом статьи 333 ГК РФ в сумме 250 860,52 руб.
Не согласившись с судебным актом, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке, ссылаясь на то, что судом необоснованно не принят довод ОАО "РЖД" о продлении срока доставки грузов на основании договора с грузополучателем, в соответствии с которым стороны согласовали иные сроки доставки грузов (порожних вагонов), с увеличением их на 10 суток.
ООО "ВСТК" в отзыве на жалобу выразило несогласие доводами жалобы, настаивало на законности судебного решения.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы с учетом отзыва на нее, возражений на отзыв, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что в июле-августе 2022 года грузоотправителем - ООО "ВСТК", на станции назначения Дальневосточной железной дороги направлены порожние вагоны с оформлением железнодорожных накладных N N ЭЭ889298, ЭЭ786472, ЭЯ739084, ЭЭ723330, ЭЭ982010, ЭЯ355681, ЭЯ355767, ЭЯ681637, ЭЭ287658, ЭБ654752, ЭЯ102989, ЭЭ322753, ЭЯ551983, ЭА079975, ЭЭ535326, ЭЭ435162, ЭЭ013791, ЭЭ322780, ЭЭ311852, ЭЯ492370, ЭЯ809226, ЭЭ359421, ЭЭ322625, ЭЭ435625, ЭЭ435594, ЭЭ383176, ЭЭ786560, ЭЭ029500, ЭЫ993650, ЭЭ134468, ЭЭ838157, ЭБ834931, ЭЬ799116, ЭЫ773842.
Поскольку срок доставки грузов, исчисленный в соответствии с Правилами исчисления сроков, превышен перевозчиком ООО "ВСТК" направило в его адрес претензию N 1277 от 11.01.2023 с требованием об уплате пеней на основании статьи 97 УЖТ РФ, которая оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим требованием.
Статьей 792 ГК РФ предусмотрено, что перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
В силу статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно положениям статьи 33 УЖТ РФ порожний грузовой вагон считается доставленным в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) порожний грузовой вагон прибыл на железнодорожную станцию назначения и может быть подан получателю или на железнодорожный выставочный путь, о чем перевозчик уведомляет получателя в соответствии с настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
За несоблюдение сроков доставки грузов или не принадлежащих перевозчику прежних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере, указанном в статье 97 Устава.
Согласно статье 97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
В соответствии с положениями пункта 14 Правил N 245 порожние вагоны считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с настоящими Правилами) порожний вагон прибыл на железнодорожную станцию назначения и может быть подан получателю или на железнодорожный выставочный путь, о чем перевозчик уведомляет получателя.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из доказанности материалами дела факта доставки порожних вагонов по спорным железнодорожным накладным с нарушением нормативно установленного срока, отклонив доводы перевозчика о наличии оснований для увеличения сроков доставки на основании договора, заключенного с ООО "СТС-Уголь".
Правовых оснований для несогласия с данным выводом арбитражного суда у суда второй инстанции не имеется в силу следующего
Из материалов дела следует, что 16.08.2022 между ОАО "РЖД" и грузополучателем- ООО "СТС-Уголь" (заказчик) заключен договор N АТ-107/ГП, которым стороны согласовали установление иного срока доставки грузов и/или порожних грузовых вагонов, принадлежащих заказчику на праве собственности или ином законном основании (далее - грузы, порожние грузовые вагоны), отправляемых со станций сети дорог ОАО "РЖД" в адрес заказчика, при котором срок доставки, указанный в перевозочном документе, увеличивается на 10 суток.
Пунктом 2.1. указанного договора предусмотрено, что ОАО "РЖД" на станции отправления при оформлении перевозочных документов при наличии соответствующей технической возможности проставляет (указывает) в них номер настоящего договора и количество суток увеличения срока, указанного в пункте 1.1 настоящего договора. При отсутствии технической возможности номер договора и количество суток уменьшения/ увеличения срока проставляется (указывается) в перевозочных документах на станции назначения при их раскредитовании.
Заказчик подтверждает наличие у него полномочий на распоряжение грузом, порожним грузовым вагоном и несет ответственность за свои действия по распоряжению грузом, порожним грузовым вагоном (пункт 2.2.).
Срок действия договора определен сторонами по 31.12.2022 с возможностью его пролонгации на каждый последующий год, если ни одна из сторон письменно не заявила о намерении расторгнуть (пункты 9.1, 9.3).
Согласно пункту 15 Правил N 245, перевозчик и грузоотправители, отправители порожних вагонов могут заключать договоры, предусматривающие иные, чем определены настоящими Правилами, сроки доставки грузов, порожних вагонов, о чем делается в графе "Особые заявления и отметки отправителя" накладной отметка "Договорной срок доставки. Договор от _ дата _".
Договорный срок доставки в пути следования увеличивается перевозчиком в соответствии с настоящими Правилами.
Из положений абзаца 2 статьи 33 УЖТ РФ следует, что грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов.
Таким образом, нормативный срок доставки груза может быть изменен на основании договоров, заключаемых перевозчиком с грузоотправителем или грузополучателем. При этом в накладной в силу пункта 15 Правил N 245 должна стоять соответствующая отметка.
Представленные в материалы дела железнодорожные накладные N N ЭЫ993650, ЭЭ134468, ЭЭ013791, ЭЭ435625, ЭЭ435594, ЭЭ383176, ЭЯ355681, ЭЯ355767, ЭЭ786560, ЭЭ322780 в графе "отметки перевозчика" содержат отметку о продлении срока доставки на основании актов общей формы NN 2/40210, 2/40171 от 19.12.2022, NN 2/39205, 2/39206, 2/39208, 2/39207 от 10.12.2022, NN 2/39857, 2/39856 от 16.12.2022, NN 2/39171, 2/39172 от 09.12.2022, составленных на станции назначения.
Однако отметок в порядке пункта 15 Правил и пункта 2.1 договора спорные накладные не содержат. Накладные содержат только отметки об увеличении срока доставки груза на основании акта общей формы, а не на основании договора.
Кроме того, вагоны, следовавшие по спорным накладным, не принадлежат ни перевозчику, ни грузополучателю, следователь, они не вправе изменять условия перевозки подвижного состава, не обладая надлежащим правом.
Учитывая вышеизложенное, основания для продления срока на доставку груза по вышеуказанным накладным не имеется.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.04.2023 по делу N А73-2444/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-2444/2023
Истец: ООО "Восточно-Сибирская транспортная компания"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"