г. Пермь |
|
29 июня 2023 г. |
Дело N А60-70806/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июня 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Герасименко Т.С., Муравьевой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Уральский центр экспертизы и оценки",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 28 апреля 2023 года
по делу N А60-70806/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Уральский центр экспертизы и оценки" (ИНН 6659195666, ОГРН 1096659010590, сокращенное наименование - ООО "УРЦЭО")
к Администрации города Екатеринбурга (ИНН 6661004661, ОГРН 1046603983800)
третьи лица: Администрация Верх-Исетского района города Екатеринбурга (ИНН 6658030020, ОГРН 1036602636212), МКУ "Управление капитального строительства города Екатеринбурга" (ИНН 6671469539, ОГРН 1146671029614)
о признании незаконным отказа во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Уральский центр экспертизы и оценки" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Администрации города Екатеринбурга (далее - администрация) о признании незаконным отказ во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов (НТО), утвержденную постановлением от 19.12.2018 N 3092, объектов по адресам: Екатеринбург, Вильгельма де Геннина, дом 44 и дом 34а, а также об обязании устранить допущенные нарушения и заключить договоры, предусматривающие размещение НТО по указанным адресам.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28 апреля 2023 года в удовлетворении заявления отказано.
Заявитель, не согласившись с решением суда, обжаловал его в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В жалобе ссылается на то, что заявление на размещение нестационарных торговых объектов на спорном земельном участке было подано в уполномоченный орган 12.07.2022, то есть до передачи земельного участка МКУ "УКС г. Екатеринбурга", соответственно, у общества есть преимущественное право на заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов. В связи с тем, что общество длительное время размещает нестационарные торговые объекты на земельных участках по вышеуказанным адресам, данные НТО должны быть включены в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную постановлением от 19.12.2018 N 3092 "Об утверждении схем нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Судом первой инстанции установлено, что 12.07.2022 общество обратилось в администрацию города Екатеринбурга с заявлением о включении в схему размещения НТО нестационарных торговых объектов по адресу: г. Екатеринбург, ул. Вильгельма де Геннина, 44 и по адресу: г. Екатеринбург, ул. Вильгельма де Геннина, 34а.
05.10.2022 уполномоченный орган отказал во включении в схему НТО объекта по адресу: г. Екатеринбург, ул. Вильгельма де Геннина, 44 в связи с расположением объекта на земельном участке, предоставленном иному лицу.
Заявление в отношении объекта по адресу: г. Екатеринбург, ул. Вильгельма де Геннина, 34а уполномоченным органом не рассмотрено.
Не согласившись с отказом во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в суд.
Судом принято приведенное выше решение.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (статья 65 АПК РФ).
В соответствии с положениями подпункта 15 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Согласно статье 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно частей 2, 3 статьи 10 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Постановлением Правительства Свердловской области от 27.04.2017 N 295-ПП утвержден Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области (далее - Порядок).
Пункт 3 Порядка определяет цели разработки схемы размещения нестационарных объектов, к которым относится:
1) удовлетворение потребности населения в доступности продовольственных и непродовольственных товаров (услуг) малыми форматами розничной торговли;
2) достижение и последующее соблюдение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения Свердловской области площадью нестационарных торговых объектов;
3) соблюдение прав и законных интересов населения по обеспечению требований безопасности при размещении нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Свердловской области;
4) обеспечение единства требований к размещению нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области;
5) соблюдение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих торговую деятельность, при разработке схемы размещения, внесении в нее изменений по инициативе органов местного самоуправления, включая применение компенсационных механизмов;
6) формирование многоформатной торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли.
Согласно пункту 18 Порядка схема размещения основывается на:
1) анализе и характеристике текущего состояния развития инфраструктуры розничной нестационарной торговли, в том числе на результатах инвентаризации существующих нестационарных торговых объектов и мест их размещения;
2) оценке достижения минимального уровня обеспеченности населения площадью нестационарных торговых объектов, обеспечения территориальной доступности торговых объектов для населения, обеспечения населения торговыми услугами в местах отдыха и проведения досуга.
Пунктом 26 Порядка N 295-ПП предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа во включении места размещения нестационарного торгового объекта в схему размещения:
1) наличие обстоятельств, указанных в пункте 16 настоящего Порядка;
2) расположение места размещения нестационарного торгового объекта на земельном участке, обремененном правами третьих лиц, или в месте, в отношении которого заключен договор, предусматривающий размещение нестационарного торгового объекта (подп. 2 в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 29.12.2021 N 998-ПП);
3) расположение места размещения нестационарного торгового объекта, не обеспечивающее безопасность дорожного движения.
Согласно пункту 16 Порядка N 295-ПП, не допускается включение в схему размещения сведений о месте размещения нестационарного торгового объекта на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации и Свердловской области, а также правовых актов органов местного самоуправления.
Судом из материалов дела установлено, что предлагаемые к включению в схему НТО объектов расположены в пределах земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:740, предоставленного МКУ "Управление капитального строительства города Екатеринбурга" в постоянное бессрочное пользование.
Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 28.07.2022 N 2139 земельный участок кадастровым номером 66:41:0000000:740 предоставлен казенному учреждению в постоянное бессрочное пользование для реконструкции улично-дорожной сети.
Для выполнения работ по объекту "Реконструкция улиц Вильгельма де Геннина, Серафимы Дерябиной, Токарей в городе Екатеринбурге" I этап" МКУ "УКС г. Екатеринбурга" учреждение заключило муниципальный контракт от 04.05.2021 N 479-УКС/Д на период до 01.12.2024. В настоящее время муниципальный контракт от 04.05.2021 N 479-УКС/Д находится на стадии исполнения. Информация о муниципальном контракте от 04.05.2021 N 479-УКС/Д размещена в ЕИС.
Довод заявителя о том, что обращение имело место 12.07.2022 и информация о предоставлении земельного участка казенному учреждению отсутствовала, не имеет значение для рассмотрения настоящего спора, поскольку на момент принятия решения 05.10.2022 земельный участок находился у казенного учреждения на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пункту 32 Порядка срок рассмотрения предложений от населения, хозяйствующих субъектов, иных заинтересованных лиц по существу (с принятием решения о включении предложенных мест размещения или об отказе во включении предложенных мест размещения нестационарных торговых объектов в Схему размещения) не должен превышать 90 календарных дней с даты их регистрации.
Заявление подано заявителям 12.07.2022, отказ во включении в схему НТО объекта по адресу: г. Екатеринбург, ул. Вильгельма де Геннина, 44 в связи с расположением объекта на земельном участке, предоставленном иному лицу, принят уполномоченным органом 05.10.2022. Таким образом, срок для принятия решения не нарушен.
Доводы заявителя о том, что вопрос о включении в схему НТО объекта по адресу г. Екатеринбург, ул. Вильгельма де Геннина, 34а не рассмотрен уполномоченным органом в установленный срок, нашел свое подтверждение, что следует из отзыва уполномоченного лица. Указанное предложение фактически рассмотрено 02.03.2023. Между тем нарушение срока рассмотрения заявления не привело к нарушению прав заявителя, поскольку оба объекта находятся в пределах земельного участка третьего лица.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм права и не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения или сведений, опровергающих выводы решения суда.
Решение суда первой инстанции принято в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для его отмены (изменения) в соответствии со статьей 270 АПК РФ не имеется.
Судебные расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы (статья 110 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка, в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.
Приложенное с жалобой платежное поручение от 27.05.2023 N 20 на уплату госпошлины в размере 3000 рублей не подтверждает его исполнение банком (имеется лишь отметка о принятии; графа "Списано со сч.плат." не заполнена; записи о перечислении денежных средств в федеральный бюджет не имеется). При этом истец не доказывает, что на момент представления в банк платежного поручения у него на расчетном счете имелись денежные средства в сумме, достаточной для исполнения платежного поручения. Ни один из документов не представлен, несмотря на разъяснения и требования, изложенные в определении о принятии апелляционной жалобы к производству.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 апреля 2023 года по делу N А60-70806/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Уральский центр экспертизы и оценки" (ИНН 6659195666, ОГРН 1096659010590) в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Т.С. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-70806/2022
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ВЕРХ-ИСЕТСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА, ООО "УРАЛЬСКИЙ ЦЕНТР ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ", МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА