г. Москва |
|
29 июня 2023 г. |
Дело N А41-19170/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 29 июня 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Стрелковой Е.А., судей Иевлева П.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юлгушевым Р.Р.,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Елена" - Нижегородцева Е.В. представитель по доверенности от 01.05.2022 года, диплом о высшем юридическом образовании,
от Администрации г.о. Балашиха - Полякова Е.Н. представитель по доверенности от 09.01.2023 года, диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Балашиха на решение Арбитражного суда Московской области от 11 мая 2023 года по делу N А41-19170/23 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Елена" (ОГРН 1055000504635, ИНН 5001050243)
к Администрации городского округа Балашиха (ОГРН 1165001050026, ИНН 5001106672)
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Елена" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Балашиха (далее - заинтересованное лицо, Администрации г.о. Балашиха) о признании незаконным и отмене решения от 24.01.2023 N 5061, обязании восстановить нарушенные права и взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 мая 2023 года по делу N А41-19170/23 заявленные требования удовлетворены.
Администрация г. о. Балашиха не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в жалобе, отказав в удовлетворении заявленных обществом требований. В обоснование апелляционной жалобы указано на неполное выяснение обстоятельств, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также неправильное применение судом норм материального права.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Присутствующий в судебном заседании апелляционного суда представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что общество осуществляет услуги общественного питания в кафе, расположенном по адресу: Московская область, г. Балашиха, ул. Советская, д. 14.
12.01.2023 г. обществом в Администрацию г.о. Балашиха подано Заявления о выдаче согласования установки средств размещения информации по указанному адресу в виде отдельно стоящих букв и знаков без подложки "КАФЕ СТАРЫЙ ГОРОД".
Решением от 24.01.2023 N 5061 заявителю в выдаче согласования отказано по причине несоответствия дизайн-проекта архитектурно-художественным критериям.
Не согласившись с решением, общество обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании его незаконным и восстановлении нарушенных прав.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд обязан осуществить проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и установить их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, установить наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также установить, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Единые нормы и требования в сфере благоустройства, в том числе требования к созданию, содержанию, развитию объектов и элементов благоустройства, расположенных на территории Московской области, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству, а также требования к обеспечению чистоты и порядка на территории Московской области установлены Законом Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области" (далее - Закон о благоустройстве).
В силу статьи 22 Закона о благоустройстве средства размещения информации и рекламные конструкции, размещаемые на зданиях и сооружениях, не должны мешать их текущей эксплуатации, перекрывать технические и инженерные коммуникации, нарушать функциональное назначение отдельных элементов фасада (незадымляемые балконы и лоджии, слуховые окна и другие), не должны перекрывать оконные проемы, балконы и лоджии жилых помещений многоквартирных домов.
Средства размещения информации устанавливаются на территории муниципального образования на основании разрешения на установку средства размещения информации, выдаваемого в порядке, определяемом органами местного самоуправления.
Средства размещения информации должны соответствовать художественно- композиционным требованиям к их внешнему виду и порядку установки, определенным настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Московской области (пункт 1 статьи 23 Закона о благоустройстве).
В целях регламентации порядка предоставления муниципальной услуги "Согласование установки средства размещения информации на территории городского округа Балашиха" утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Согласование установки средства размещения информации на территории городского округа Балашиха Московской области" (Постановление Администрации городского округа Балашиха МО от 23 марта 2022 N 221-ПА).
Пунктом 13.2 Административного регламента предусмотрено, что основаниями для отказа в предоставлении Муниципальной услуги является:
13.2.1. Несоответствие категории Заявителя кругу лиц, указанных в подразделе 2 настоящего Административного регламента.
13.2.2. Несоответствие документов, указанных в подразделе 10 настоящего Административного регламента, по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации.
13.2.3. Несоответствие дизайн-проекта (проектной документации) средства размещения информации архитектурно-художественным критериям, определенным в приложении 5 и приложении 6 настоящего Административного регламента.
13.2.4. Наличие в текстовой части средства размещения информации сведений рекламного характера, относящихся к таковым в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", а именно информации, направленной на продвижение на рынке объекта рекламирования, либо поддержание к нему интереса (за исключением наименования (коммерческое обозначение) организации в месте ее нахождения, логотипа, информации о режиме работы, видах реализуемого товара или профиле оказываемых услуг).
13.2.5. Имеется выданное другому лицу согласование на установку средства размещения информации срок действия, которого не истек.
13.2.6. Заявителем подан Запрос на выдачу согласования при действующем согласовании на той же части фасада здания.
13.3. Заявитель вправе повторно обратиться в Администрацию с Запросом после устранения оснований, указанных в пункте 13.2 настоящего Административного регламента.
В настоящем случае, в качестве основания для отказа в согласовании установки средства размещения информации на территории г.о. Балашиха указана ссылка на пункт 13.2.3 Административного регламента, а именно: несоответствие дизайн-проекта (проектной документации) средства размещения информации архитектурно-художественным критериям, определенным в приложении 5 и приложении 6 настоящего Административного регламента.
Как указывает орган местного самоуправления, обществом нарушены положения приложения 6 Административного регламента, а именно:
- внешний облик средств размещения информации должен гармонировать с архитектурным обликом окружающей сложившейся застройки. Следует избегать конструкций, дисгармоничных по отношению к другим объектам наружной рекламы и информации, находящимся в бассейне визуального восприятия;
- на зданиях (строениях, сооружениях), а также в виде выносных элементов средства размещения информации могут размещаться в целях информирования исключительно о фактическом месте размещения, наименовании и режиме (повременном графике) работы находящихся (осуществляющих деятельность) в этих зданиях (строениях, сооружениях) Заявителей, а также о видах, формах и профилях осуществляемой ими деятельности (оказания услуг) и ассортименте реализуемых товаров (оказываемых услуг);
- стилистическое решение и выбор гарнитуры шрифта средств размещения информации целесообразно предусматривать в гармоничной увязке со стилистикой (архитектурного решения фасада, на котором планируется установка объекта для размещения информации, окружающей застройки, в особенности для исторических поселений и исторических центров городов;
- на фасадах зданий (строений, сооружений) настенные средства размещения информации устанавливаются в целях размещения на них информации, не относимой распорядительными и нормативными актами Российской Федерации к рекламе и предусмотренной к размещению обычаями делового оборота в целях информирования о наименовании, видах, формах и профилях осуществляемой деятельности (оказания услуг) исключительно находящихся (осуществляющих деятельность) в этих зданиях строениях и сооружениях Заявителях, а также ассортименте реализуемых ими товаров и оказываемых услуг.
На официальном сайте Администрации г.о. Балашиха Московской области опубликован текст Протокола общественной муниципальной комиссии от 09.04.2021 N 6, пунктом 3 которого утверждены архитектурные концепции в части колористического решения многоквартирного жилого дома по адресу: Московская область, г. Балашиха, ул. Советская, д. 14.
Данным решением указанная концепция принята в целях проведения капитального ремонта упомянутого жилого дома, содержит требования по колористическому оформлению и по выбору применяемой цветовой палитры его фасада.
Между тем, как верно указал суд первой инстанции, действующее законодательство не устанавливает четкие критерии и признаки, наличие или отсутствие которых свидетельствует о нарушении внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, такое понятие, как "нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа", носит оценочный характер, вопрос о соответствии рекламной конструкции внешнему архитектурному облику застройки решается с учетом архитектурных и градостроительных особенностей окружающих зданий и территории, на которой предполагается разместить рекламную конструкцию.
Согласно представленному обществом дизайн-проекту средства размещения информации выдержаны в одной цветовой концепции со зданием, на котором планируется ее размещение, гармонирует с обликом окружающей застройки и воспринимается как единый архитектурный ансамбль.
В пункте 18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе", определено, что сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.
Перечень информации об изготовителе (исполнителе, продавце), подлежащей размещению на вывеске, приведен в пункте 1 статьи 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", согласно которому к таким сведениям относятся: фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы.
Следовательно, требование Администрации г.о. Балашиха о размещении на фасаде здания только наименования "Кафе" является незаконным, так как обществом оказываются услуги общественного питания населению в кафе с коммерческим наименованием "Старый город".
Согласно общедоступной информации в сети "Интернет" по спорному адресу в г. Балашиха располагается кафе, имеющее наименование "Старый город", кафе имеет соответствующую стилистику, указанное наименование используется на вывеске при входе в кафе и в оглавлении меню (http://stariy-gorodkafe.ru/o-restorane).
Вопреки доводам органа местного самоуправления, по спорному адресу достаточно много мест, которые при размещении средств размещения информации используют свои коммерческие наименования, ряд из которых имеет правовую защиту, например, магазин "ВсеИнструменты.ру".
Суд первой инстанции правильно отклонил довод администрации относительно того, в соответствии с требованиями Административного регламента заявителю необходимо представить дизайн-проект объекта средства размещения информации исключительно с текстом "КАФЕ", указав, что он основани на неверном применении и понимании норм права, направленным на изыскание возможности уклонения от исполнения обязанности по оказанию муниципальной услуги "Согласовании установки средств размещения информации на территории Городского округа Балашиха", с целью чинения обществу препятствий при осуществлении последним предпринимательской деятельности.
Аналогичные обстоятельства уже были предметом оценки арбитражного суда по спору между теми же сторонами, аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 31 октября 2022 года по делу N А41-40885/22.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Довод заявителя апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права является несостоятельным, поскольку определение законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении дела, является прерогативой суда, разрешающего спор (ч. 1 ст. 168 АПК РФ). Несогласие апеллянта с судебным правоприменением основано на неверном толковании норм права апеллянтом и не может служить основанием к отмене законного судебного акта.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, правовое регулирование спорного вопроса не предполагает произвольное применение установленных Архитектурно-художественным регламентом требований в ущерб правам и законным интересам субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Утверждённый Протокольным решением общественной муниципальной комиссии от 09.04.2021 N 6 проект колористического паспорта не может ограничивать право общества на использование коммерческого наименования кафе. Кроме того, требования к конфигурации, шрифту и содержанию средства размещения информации выходят за пределы требований к колористическому оформлению и цветовой палитре, которые могут быть установлены проектом колористического паспорта.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11 мая 2023 года по делу N А41-19170/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Е.А. Стрелкова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-19170/2023
Истец: ООО "ЕЛЕНА"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА
Хронология рассмотрения дела:
08.02.2024 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-27108/2023
05.10.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-24012/2023
29.06.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-11012/2023
11.05.2023 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-19170/2023