г. Санкт-Петербург |
|
29 июня 2023 г. |
Дело N А56-88872/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: Петров А.В. по доверенности от 02.12.2022,
от ответчика: Литовченко Е.Н. по доверенности от 14.12.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14455/2023) товарищества собственников жилья "Полюстрово 1" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.04.2023 по делу N А56-88872/2022, принятое
по иску товарищества собственников жилья "Полюстрово 1"
к акционерному обществу "Невский экологический оператор"
3-е лицо: Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Полюстрово 1" (далее - Товарищество, истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к акционерному обществу "Невский экологический оператор" (далее - Общество), в котором просило урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора от 30.12.2021 N 1262753-2022/ТКО (далее - Договор), изложив:
- пункт 4.1 Договора в следующей редакции: стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом: расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов;
- пункт 2 "Информация о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов/места (площадки) накопления крупногабаритных отходов и подъездных путей к ним" приложения N 1 к Договору в следующей редакции:
Адрес ближайшего объекта |
Идентификационный номер места сбора и накопления отходов |
Долгота |
Широта |
Объем контейнера |
Тип контейнера |
Количество контейнеров данного типа |
Метод учета (по нормативам накопления/ по объему и количеству вывезенных контейнеров) |
Кондратьевский пр-т д.64 корп.2 |
78047581 |
30,39 |
59,98 |
0,77 |
Контейнер пластиковый объемом 0,77 |
9 |
Объем и количество |
Кондратьевский пр-т д.64 корп.2 |
78047581 |
30,39 |
59,98 |
0,36 |
Контейнер 0,36 м3 |
2 |
Объем и количество |
Кондратьевский пр-т д.64 корп.2 |
78047581 |
30,39 |
59,98 |
1,1 |
Контейнер 1,1 м3 |
1 |
Объем и количество |
Кондратьевский пр-т д.64 корп.2 |
78047581 |
30,39 |
59,98 |
1,1 |
Контейнер 1,1 м3 |
1 |
Объем и количество |
Определением от 16.11.2022 к участи в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (далее - Комитет).
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.04.2023 в иске отказано.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить, иск удовлетворить в полном объеме.
В обоснование заявленной позиции указано на то, что выводы суда противоречат фактическим обстоятельствам дела, разногласия имелись, протокол был направлен региональному оператору.
Кроме того, суд не учел, что спорные МКД включены в пилотный проект по раздельному сбору отходов, доказательства представлены в дело.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы жалобы, представитель ответчика по доводам возражал, полагая решение правомерным.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам конкурсного отбора регионального оператора и заключенного Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города федерального значения Санкт-Петербурга от 02.09.2021 Обществу присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО и определена зона деятельности - город федерального значения Санкт-Петербург.
Товариществом в адрес Общества направлена заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, что ответчиком не оспаривается.
Обществом в адрес Товарищества сопроводительным письмом от 18.03.2022 направлен проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 30.12.2021 N 1262753-2022/ТКО в отношении объекта - многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Санкт-Петербург, Кондратьевский пр-т д.64 корп.2.
Проект указанного договора составлен в соответствии с Типовым договором на оказание услуг по обращению с ТКО по форме, утвержденной постановлением Правилами, и дополнен иными положениями.
По условиям указанного Договора Общество (региональный оператор) обязалось принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в приложении N 1 к настоящему Договору, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Товарищество (потребитель) обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 1.1 Договора).
Проект Договора Товариществом получен, однако подписан не был.
Региональному оператору направлен протокол разногласий от 04.04.2022 к Договору.
Отказ от подписания Договора с включением условий по пункту 4.1 и пункту 2 "Информация о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов/места (площадки) накопления крупногабаритных отходов и подъездных путей к ним" приложения N 1 к Договору в редакции Товарищества, послужил основанием для обращения с соответствующим иском в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Решением суда первой инстанции в урегулировании разногласий, возникших между сторонами при заключении Договора, на условиях, предложенных Товариществом, отказано.
Суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к следующему.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах).
В целях реализации задач, предусмотренных Законом об отходах, а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации утверждены Правила N 1156.
Согласно части 1 статьи 24.7 Закона об отходах региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
В соответствии с частью 5 статьи 24.7 Закона об отходах договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена Правилами N 1156.
Заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО для регионального оператора является обязательным, обязанность регионального оператора заключить договор следует из положений закона и обусловлена характером осуществления им деятельности в области обращения ТКО.
Как следует из позиций сторон, изложенных в апелляционной жалобе и в отзыве, между сторонами отсутствует спор по вопросу о соблюдении сроков урегулирования разногласий, установленных статьями 445 и 446 ГК РФ.
По существу спор между сторонами является не спором о понуждении к заключению договора, обязательного для одной из сторон, а относится к числу преддоговорных споров, которые в соответствии со статьей 446 ГК РФ может быть передан на рассмотрение суда в целях урегулирования разногласий сторон относительно содержания договорных условий.
Товариществом предложено осуществлять коммерческий учет твердых коммунальных отходов расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, а Обществом - расчетным путем, исходя из норматива накопления ТКО.
В силу пункта 1 статьи 24.10 Закона об отходах определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
Согласно названным Правилам коммерческому учету подлежат объем и (или) масса твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения), или расчетного способа в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 1).
Суд первой инстанции указал, что изменения Договора в редакции предложенной Товариществом в указанной части, не соответствуют законодательству, регулирующему отношения по обращению с ТКО. Товарищество не вправе устанавливать способы расчета оказанных коммунальных услуг, отличные от способа расчета, указанного в законе и в договоре с региональным оператором, в том числе и путем принятия решения общим собранием собственников, данный вопрос не входит в компетенцию общего собрания.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции находит указанные выводы ошибочными. В соответствии с пунктом 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
В целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил (пункт 6 Правил N 505).
В соответствии с пунктом 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к Правилам, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.
Аналогичная норма предусмотрена пунктом 8 Правила N 505, согласно которому при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил.
Согласно правовому подходу, изложенному в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2022 N 301-ЭС22-12390, от 13.10.2022 N 303-ЭС22-13782, от 16.08.2022 N 303-ЭС22-4152, от 27.04.2021 N 305-ЭС21-54, при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в решении от 17.02.2021 N АКПИ20-956 указала, что отсутствие на территории субъекта Российской Федерации организованного накопления твердых коммунальных отходов позволяет собственнику ТКО осуществлять их коммерческий учет в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 одним из альтернативных способов расчета.
Следовательно, в силу принципа диспозитивности субъекты данных правоотношений вправе производить расчет как по количеству и объему контейнеров, так и в соответствии с нормативами накопления ТКО (данная позиция поддержана Арбитражным судом Северо-Западного округа в постановлении от 09.03.2023 по делу N А56-39992/2022).
Относительно разногласий по пункту 2, касающемуся информации о размещении мест накопления ТКО, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Раздельное накопление отходов представляет собой накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (часть 2 статьи 13.4 Закона об отходах).
Согласно пункту 7 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (вместе с "СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы...") (далее - СанПиН 2.1.3684-21) в случае раздельного накопления отходов на контейнерной площадке их владельцем должны быть предусмотрены контейнеры для каждого вида отходов или группы однородных отходов, исключающие смешивание различных видов отходов или групп отходов, либо групп однородных отходов.
Общество ссылается на нарушение требований пункта 2.1 Приложения N 1 к Методическим рекомендациям при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов (Письмо Минприроды России от 26.10.2020 N 05-25-53/28263 "О направлении методических рекомендаций" вместе с "Методическими рекомендациями для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению раздельного накопления и сбора твердых коммунальных отходов"), а именно на то, что в месте накопления ТКО отсутствует информация об осуществлении на нем раздельного накопления отходов, видах накапливаемых отходов, а также информация о графике вывоза отходов.
Вместе с тем, из содержания пунктов 5 и 8 Правил N 505 не следует, что коммерческий учет ТКО, исходя из массы и объемов контейнеров, возможен исключительно при раздельном накоплении ТКО.
Кроме того, на момент возникновения разногласий между сторонами по вопросу порядка учета твердых коммунальных отходов действовала Территориальная схема обращения с отходами производства и потребления, утвержденная Распоряжением Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга от 13 июля 2020 года N 193-р.
Согласно пункту 4.1 ТСО в целях реализации полномочий субъектов Российской Федерации, предусмотренных статьей 6 Закона об отходах, в Санкт-Петербурге распоряжением Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга от 30.11.2018 N 410-р утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно абзацу 5 пункта 1.4 Порядка раздельное накопление твердых коммунальных отходов предусматривает их разделение по компонентам с целью последующей утилизации.
Разделом 6 Порядка накопления твердых коммунальных отходов предусмотрено:
- разделение на компоненты твердых коммунальных отходов осуществляется собственниками твердых коммунальных отходов
- раздельное накопление твердых коммунальных отходов обеспечивается региональным оператором поэтапно, в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами путем установки специальных контейнеров и бункеров на контейнерных площадках, на площадках накопления отходов, на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов или в мусороприемных камерах в соответствии с настоящим Порядком;
- органические (биоразлагаемые) и иные компоненты из состава твердых коммунальных отходов накапливаются в контейнеры и бункеры с цветовой индикацией, имеющие маркировку с содержанием информации о компонентах твердых коммунальных отходов, подлежащих накоплению в соответствующем контейнере;
- в случае установки региональным оператором специальных контейнеров и бункеров для раздельного накопления твердых коммунальных отходов на контейнерных площадках, площадках накопления отходов, на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов или в мусороприемных камерах собственники твердых коммунальных отходов обязаны осуществлять разделение твердых коммунальных отходов по видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в контейнерах и бункерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов.
Согласно ответа АО "НЭО" от 19.09.2022 N НЭО/2022-7869 на территории Санкт-Петербурга в Калининском, Красногвардейском и Московском районах реализован проект раздельного накопления ТКО.
Как следует из карты раздельного сбора отходов, размещенной на официальном сайте АО "НЭО" по адресу https://spb-neoлWiformatsia-dlya-potrcbiteley/dlya-tlz-lits/razdelnyy-sbol-otkhodov/f на контейнерной площадке во дворе дома обслуживаемого ТСЖ "Полюстрово 1" расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Кондратьевский пр., д.64, к.2, осуществляется раздельный сбор мусора.
Аналогичная информация размещена на сайте партнера оператора ООО "ЭкоОтвет".
Установленные региональным оператором на площадке контейнеры имеют соответствующую цветовую индикацию, маркировку и на них размещена информация о видах накапливаемых отходов, а именно: один контейнер желтого цвета под сбор пластика, тетрапака; один контейнер синего цвета под сбор макулатуры; два контейнера серого цвета для сбора стекла; что подтверждается Актом осмотра мест накопления твердых коммунальных отходов от 10.02.2022 года и от 14.07.2022.
Контейнеры были установлены региональным оператором к январю 2022 года, что также подтверждается информацией, размещенной на сайте оператора по адресу https://spb-nco.ru/press-tsentr/news/v-sankt-pcterburge-startuet-pilotnvv-prock и/ и на сайте экологического движения "Раздельный сбор" по адресу hrtps://rsbor.ru/encziklopediya-resursosberezheniya/vsyo-o-pererabotke/pilotnyie-proekty-2022/.
Разделение твердых коммунальных отходов по видам отходов, с их последующим раздельным складированием в контейнеры с соответствующей маркировкой, подтверждается Актами мест осмотра ТКО и Протоколом заседания правления ТСЖ "Полюстрово 1".
Таким образом, на момент возникновения разногласий был организован раздельный сбор мусора в полном соответствии с предъявляемыми на тот момент требованиями к раздельному накоплению отходов.
Отдельно стоит заметить, что принятие на общем собрании собственников решения о раздельном накоплении ТКО стало обязательным только с вступлением в силу Распоряжения Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга N 371-р от 01.07.2022.
Вместе с тем, именно на основании обращений собственников помещений в МКД был организован раздельный сбор мусора, что подтверждается Протоколом заседания правления ТСЖ "Полюстрово 1" от 21.12.2021 г. и заявлениями жильцов дома.
Таким образом, региональный оператор ввиду организованного раздельного накопления и сбора ТКО обязан производить коммерческий учет отходов расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах их накопления.
С учетом изложенного, апелляционный суд находит доказанным факт организации Товариществом раздельного складирования ТКО, оснований для отказа в удовлетворении иска у суда первой инстанции не имелось.
Решение при указанных обстоятельствах подлежит отмене, исковые требования - удовлетворению в полном объеме.
В порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на ответчика возлагается обязанность по возмещению судебных расходов истцу на обращение с иском, а также с апелляционной жалобой.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.04.2023 по делу N А56-88872/2022 отменить.
Урегулировать разногласия, возникшие между товариществом собственников жилья "Полюстрово 1" и акционерным обществом "Невский экологический оператор" при заключении договора от 30.12.2021 N 1262753-2022/ТКО, изложив:
- пункт 4.1 Договора в следующей редакции: стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом: расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов;
- пункт 2 "Информация о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов/места (площадки) накопления крупногабаритных отходов и подъездных путей к ним" приложения N 1 к Договору в следующей редакции:
N
Адрес ближайшего объекта
Идентификационный номер места сбора и накопления отходов
Долгота
Широта
Объем контейнера
Тип контейнера
Количество контейнеров данного типа
Метод учета (по нормативам накопления/ по объему и количеству вывезенных контейнеров)
1
Кондратьевский пр-т д.64 корп.2
78047581
30,39
59,98
0,77
Контейнер пластиковый объемом 0,77
9
Объем и количество
2
Кондратьевский пр-т д.64 корп.2
78047581
30,39
59,98
0,36
Контейнер 0,36 м3
2
Объем и количество
3
Кондратьевский пр-т д.64 корп.2
78047581
30,39
59,98
1,1
Контейнер 1,1 м3
1
Объем и количество
4
Кондратьевский пр-т д.64 корп.2
78047581
30,39
59,98
1,1
Контейнер 1,1 м3
1
Объем и количество
Взыскать с акционерного общества "Невский экологический оператор" в пользу товарищества собственников жилья "Полюстрово 1" 9 000,00 рублей в возмещение судебных расходов по госпошлине за рассмотрение иска и апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-88872/2022
Истец: ТСЖ "Полюстрово 1"
Ответчик: АО "НЕВСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР"
Третье лицо: Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности