г. Томск |
|
29 июня 2023 г. |
Дело N А67-10587/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Зайцевой О.О.,
судей: Иванова О.А.
Иващенко А.П.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нетесовым И.М., с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Томская домостроительная компания" (N 07АП-4348/2023) на решение от 28.04.2023 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-10587/2022 (судья Чиндина Е.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Томская домостроительная компания" (634021, г. Томск, ул. Елизаровых, дом 79/1; ИНН 7014036553, ОГРН 1027000761040) к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации Города Томска (634050, г. Томск, пр. Ленина, дом 73; ИНН 7017199740, ОГРН 1077017038339) о признании недействительным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, выраженного в письме N 02-19/11041 от 02.11.2022, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Прокуратуры Томской области (г.Томск, ул. Белинского, 14), администрации г. Томска (г.Томск, пр. Ленина, 73),
при участии в судебном заседании:
от Заявителя - Степанян А.Л. (доверенность от 22.05.2023), Каширина Е.О. (доверенность от 22.05.2023), Коханова И.В. (доверенность от 22.05.2023);
от Ответчика - Фомичева Ю.А.. (доверенность от 04.04.2023);
от Администрации - без участия;
от прокуратуры - Вылегжанина Ю.А. (доверенность от 11.05.2023),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Томская домостроительная компания" (далее - ОАО "ТДСК", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации Города Томска (далее - Департамент, ответчик) о признании недействительным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, выраженного в письме N 02-19/11041 от 02.11.2022.
Определением арбитражного суда от 22.12.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Прокуратура Томской области и администрация Города Томска
Решением Арбитражного суда Томской области от 28.04.2023 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с данным решением, ОАО "ТДСК" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование к отмене решения податель жалобы указывает, что отказ Департамента в выдаче разрешения на строительство, выраженный в письме от 02.11.2022, не соответствует требованиям градостроительного законодательства применительно к изложенным в нем основаниям для отказа в выдаче разрешения на строительство и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Наличие указанного в отказе предостережения прокуратуры г.Томска, согласие или несогласие с ним администрации города Томска, не может нарушать нормы градостроительного законодательства и не должно влечь негативных последствий для третьих лиц и нарушение их прав в градостроительной сфере. Приведенные прокуратурой г.Томска в предостережении доводы об отсутствии необходимой транспортной и социальной инфраструктуры нельзя признать законным основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. Из Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Устава Города Томска следует, что развитие транспортной инфраструктуры относится к полномочиям органов местного самоуправления, в связи с чем, не может быть возложено на застройщика. Утверждение об обязательности применения при проектировании жилого дома, в выдаче разрешения на строительство которого было отказано, пунктов 10.4 и 11.2 СП 42.13330, несмотря на то, что данный свод правил не является обязательным к применению, не соответствует Техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений, утвержденному Федеральным законом от 30.12.2009 N384-ФЗ. Довод Департамента о том, что основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является необеспеченность объектами транспортной и социальной инфраструктуры является несостоятельным. В случае, если корректно отображать на схеме планируемые и имеющиеся объекты социальной и транспортной инфраструктуры, многоквартирный дом (строительный N8), является обеспеченным, согласно радиусам доступности обозначенным в СП 42.13330.2016. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 не содержит каких-либо положений о необходимости при разработке проектной документации осуществлять расчет обеспеченности дошкольными и образовательными учреждениями, поликлиниками и объектами транспортной инфраструктуры жителей проектируемого дома, как и приводить данные о резерве мест в школах и дошкольных учреждениях. Градостроительный кодекс Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 не предусматривают обязанности застройщика включать в проектную документацию разделы, которые обосновывают потребность жителей строящихся жилых домов в местах в дошкольных образовательных учреждениях и школах, обосновывать резерв мест в школах и дошкольных учреждениях. Требования о наличии свободных мест в существующих учреждениях на дату выдачи разрешения на строительство жилых домов законодательством не предусмотрено. Нормативы строительства, в том числе обеспеченности дошкольными и образовательными учреждениями, должны быть учтены органом местного самоуправления на стадии утверждения градостроительного плана земельного участка, а не на стадии выдачи разрешения на строительство. Выводы Администрации г.Томска и ответчика о несоответствии представленных истцом для получения разрешения на строительство документов ограничениям, установленным законодательством Российской Федерации об образовании, об охране здоровья граждан и об организации дорожной деятельности, не соответствуют действующему градостроительному законодательству. Ссылка Департамента на нормативы градостроительного проектирования (решение Думы Города Томска от 07.11.2017 N 661 "Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования "Город Томск") является необоснованной, так как в рассматриваемом деле нормативы градостроительного проектирования не подлежат применению при принятии решения о выдаче разрешений на строительство. Проверка документации, представленной застройщиком в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях получения разрешения на строительство на предмет ее соответствия нормативам градостроительного проектирования не установлена действующим законодательством. Пункт 10.4 СП 42.13330.2016, на который ссылается ответчик, начиная с 01.09.2021 не был обязательным к применению, в том числе и в период проектирования жилого дома, в выдаче разрешения на строительство которого было отказано, так как проектирование было начато после получения ГПЗУ, а именно после 25.03.2022. Органы, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, в том числе и органы местного самоуправления, не являются лицами, уполномоченными в соответствии с действующим законодательством РФ на оценку соответствия проектной документации техническим регламентам, а лишь проверяют наличие положительного заключения экспертизы. Оспариваемый отказ в выдаче разрешения на строительство не соответствует требованиям статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и препятствует реализации заявителем своих прав собственника земельного участка, в том числе предусмотренных статьей 40 Земельного кодекса Российской Федерации и статьями 209 и 263 Гражданского кодекса Российской Федерации - пользоваться своим имуществом, в том числе возводить жилые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием, в том числе в целях предпринимательской деятельности и извлечения прибыли.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от Департамента и Прокуратуры Томской области поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят оспариваемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на обоснованность выводов суда первой инстанции.
В судебном заседании представители поддержали свои правовые позиции.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда по приведенным подателем жалобы доводам, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО "ТДСК" является собственником земельного участка с кадастровым номером 70:21:0200046:1880 по адресу: г. Томск, ул. Ивановского с разрешенным использованием - многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), хранение автотранспорта, коммунальное обслуживание, бытовое обслуживание, магазина, благоустройство территории.
В целях строительства на данном земельном участке ОАО "ТДСК" получен градостроительный план земельного участка N RU70321000-0000000000008646, согласно которому земельный участок находится в территориальной зоне общественно-жилого назначения "ОЖ", а также разработана проектная документация строительства "Многоквартирные жилые здания с помещениями общественного назначения, сооружения для инженерного и транспортного обеспечения объектов в микрорайоне "СуперВосток" в г. Томске. Жилое здание строительный N 8. 11 этап".
В 2022 году прокуратурой города Томска проведена проверка исполнения законодательства при строительстве нового микрорайона "СуперВосток" в г. Томске, по результатам которой сделан вывод о том, что строительство микрорайона СуперВосток в г. Томске ведется в отсутствие необходимой транспортной и социальной инфраструктуры, в том числе образовательных учреждений, учреждений здравоохранения.
13.07.2022 прокуратурой города Томска в адрес заместителя Мэра города Томска Макарова А.А. было вынесено предостережение о недопустимости нарушения законодательства, содержащее указание на необходимость не допускать выдачу разрешений на строительство многоквартирных домов в микрорайоне "СуперВосток" до решения вопроса о надлежащей транспортной доступности и возведению социальных объектов.
31.10.2022 ОАО "ТДСК" обратилось в Департамент с заявлением на получение разрешения на строительство объекта "Многоквартирные жилые здания с помещениями общественного назначения, сооружения для инженерного и транспортного обеспечения объектов в микрорайоне "СуперВосток" в г. Томске. Жилое здание строительный N 8. 11 этап" на земельном участке с кадастровым номером 70:21:0200046:1880 по адресу: г. Томск, ул. Ивановского.
02.11.2022 Департаментом с учетом ранее полученного предостережения прокуратуры г. Томска от 13.07.2022 принято решение об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта "Многоквартирные жилые здания с помещениями общественного назначения, сооружения для инженерного и транспортного обеспечения объектов в микрорайоне "СуперВосток" в г. Томске. Жилое здание строительный N 8. 11 этап" на земельном участке с кадастровым номером 70:21:0200046:1880 по адресу: г. Томск, ул. Ивановского, выраженное в письме N 02-19/11041.
Полагая, что отказ Департамента в выдаче разрешения на строительство, оформленный письмом от 02.11.2022 N 02-19/11041, не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, ОАО "ТДСК" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что при строительстве многоквартирного дома не обеспечивается потребность будущих жителей домов микрорайона образовательными организациями, а также медицинским учреждениями, что не соответствует местным и федеральным нормативам и, как, следствие, ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, также требования к организации дорожного движения в городском округе, в том числе безопасность дорожного движения. Строительство многоквартирного дома не может вестись без учета разработанных нормативов, и заведомая невозможность обеспечения граждан нормативными условиями по соответствующим социальным обязательствам может служить поводом для отказа в выдаче разрешения на строительство. Намерения ОАО "ТДСК" по строительству жилого комплекса на отдельно выбранном земельном участке фактически в качестве точечной застройки без учета перспектив последующего проживания граждан, нуждаемости их в определенных услугах не могут служить достаточным условием для выдачи разрешения на строительство. Таким образом, выдача разрешения на строительство в данном случае будет грубо нарушать конституционные права жителей, поскольку будущий микрорайон не обеспечен необходимой по нормативам социальной и транспортной инфраструктурой.
Арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
Процедура получения разрешения на строительство регламентирована статьей 51 ГрК РФ. Также данная процедура регламентирована административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешений на строительство, продление срока действия разрешений на строительство, внесение изменений в разрешения на строительство при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства)", утвержденного постановлением администрации Города Томска от 19.06.2012 N 670 (далее - Административный регламент), из пункта 2.2 которого следует, что муниципальная услуга предоставляется администрацией Города Томска в лице Департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска; непосредственное предоставление муниципальной услуги осуществляет комитет по строительству Департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска.
Согласно пункту 1 Положения о Департаменте архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, утвержденного решением Думы г. Томска от 30.10.2007 N 683 (далее - Положение), Департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска является отраслевым органом администрации Города Томска, осуществляющим управленческие функции по решению вопросов местного значения в сфере градостроительства, архитектуры и землепользования на территории муниципального образования "Город Томск", а также иных вопросов в соответствии с настоящим Положением.
В соответствии с пунктом 9 Положения предметом деятельности департамента является обеспечение в рамках своей компетенции решения следующих вопросов, в том числе: выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных
ГрК РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, подготовка местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности в части, касающейся осуществления градостроительной деятельности на территории городского округа, и предоставление содержащихся в них сведений, документов и материалов.
В связи с этим, оспариваемое решение подписано уполномоченным лицом, вынесено в рамках компетенции.
Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, и дающий застройщику право осуществлять строительство объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
В силу п. 1 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления.
В соответствии с частью 11.1 статьи 51 ГрК РФ в случае, если подано заявление о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, который не является линейным объектом и строительство которого планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, и к заявлению о выдаче разрешения на строительство не приложено заключение, указанное в части 10.1 статьи 51 ГрК РФ, либо в заявлении о выдаче разрешения на строительство не содержится указание на типовое архитектурное решение, в соответствии с которым планируется строительство объекта капитального строительства, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления:
1) в течение трех дней со дня получения указанного заявления проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, и направляет приложенный к нему раздел проектной документации объекта капитального строительства, содержащий архитектурные решения, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, или отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату выдачи разрешения на строительство;
3) в течение тридцати дней со дня получения указанного заявления выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В силу части 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 ГрК РФ, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство.
Перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Пунктом 2.8 Административного регламента также установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги. Так, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2.8.1 Административного регламента основания для отказа в выдаче разрешения на строительство: несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство.
Таким образом, при решении вопроса о выдаче разрешения на строительство необходимо установить: соответствие проектной документации, во-первых, правилам землепользования и застройки, которые содержат градостроительные регламенты (последние, в свою очередь, определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков применительно к каждой территориальной зоне (пункт 3 части 2 статьи 30, часть 1 статьи 36, статья 37 ГрК РФ); во-вторых, проекту планировки территории и проекту межевания территории, которые разрабатываются в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (части 1, 4 статьи 41 ГрК РФ). Наконец, устанавливается допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Как верно установлено судом первой инстанции и следует из оспариваемого отказа, выраженного в письме от 02.11.2022 N 0219/11041, основанием отказа в выдаче разрешения на строительство послужило вынесение прокурором г. Томска по результатам проведенной проверки предостережения от 13.07.2022 о недопустимости нарушения закона и необходимости не допускать выдачи разрешений на строительство многоквартирных домов в указанном микрорайоне до решения вопроса о надлежащей транспортной доступности и возведению социальных объектов (образовательных учреждений, учреждений здравоохранения). При этом, согласно указанному предостережению от 13.07.2022 в ходе проведенной прокуратурой г. Томска проверки установлено, что в нарушение требований законодательства строительство микрорайона "СуперВосток" ведется в отсутствие необходимой транспортной и социальной инфраструктуры, в том числе образовательных учреждений, учреждений здравоохранения.
Судом установлено, что причиной отказа в выдаче разрешения является несоответствие представленных документов требованиям к ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство. В частности, по указаниям представителя Департамента, представленные ОАО "ТДСК" для получения разрешения на строительство документы не соответствовали ограничениям, установленным законодательством об образовании, об охране здоровья граждан, об организации дорожной деятельности.
Приказом Министерства строительства Российской Федерации от 30.12.2016 N Ю34/пр утверждены СП 42.13330 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (далее - СП 42.13330).
В соответствии с п.п. 3.20, 5.4 СП 42.13330 микрорайоном (кварталом) является планировочная единица застройки в границах красных линий, ограниченная магистральными или жилыми улицами, размер территории которого от 5 до 60 га. В микрорайоне (квартале) выделяются земельные участки жилой застройки для отдельных домов (домовладений) или групп жилых домов в соответствии с планом межевания территории.
СП 42.13330 предусмотрено, что при разработке документов по планировке территории на отдельный участок территории, занимающий часть территории квартала или микрорайона, необходимо обеспечить совместимость размещаемых объектов с окружающей застройкой и требуемый уровень социального и культурно-бытового обслуживания населения для квартала (микрорайона) в целом.
При реконструкции жилой застройки должна быть сохранена и модернизирована существующая капитальная жилая и общественная застройка. Допускаются строительство новых нежилых и общественных зданий, надстройка зданий, устройство мансардных этажей, использование надземного и подземного пространства при соблюдении санитарно-гигиенических, противопожарных и других требований настоящего свода правил. При этом необходимо также обеспечивать нормативный уровень обслуживания населения в соответствии с требованиями раздела 10 (радиус обслуживания дошкольных образовательных организаций), а также модернизацию инженерной и транспортной инфраструктуры (п. 5.8 СП 42.13330).
В силу пункта 10.4 СП 42.13330 радиус обслуживания населения учреждениями, организациями и предприятиями, размещенными в жилой застройке, следует принимать не более указанного в таблице 10.1. В частности, для дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования в городских населенных пунктах радиус обслуживания - 500 м, в условиях стесненной городской застройки и труднодоступной местности - 800 м, в сельских населенных пунктах - 1000 м.
В силу пункта 2.1.2 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 (далее - СП 2.4.3648-20), расстояние от организаций, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования до жилых зданий должно быть не более 500 м, в условиях стесненной городской застройки и труднодоступной местности - 800 м, для сельских поселений - до 1 км.
На основании статьи 29.4 ГрК РФ представительные органы местного самоуправления утверждают местные нормативы градостроительного проектирования и внесенные изменения в местные нормативы градостроительного проектирования.
В рамках предоставленных полномочий Думой Города Томска принято решение от 07.11.2017 N 661 об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования "Город Томск". Указанное решение принято в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения муниципального образования "Город Томск" путем введения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения.
Согласно 4 раздела "Правила и область применения нормативов градостроительного проектирования", утвержденных в приложении к Решению Думы Города Томска от 07.11.2017 N 661 "Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования "Город Томск" нормативы градостроительного проектирования муниципального образования "Город Томск" устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения городского округа, объектами благоустройства территории и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения городского округа.
В соответствии с пунктом 8 раздела 2 приложения к решению Думы Города Томска от 07.11.2017 N 661 "Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования "Город Томск": расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектов (территории), в которых (на территории которых) размещаются муниципальные дошкольные образовательные организации составляют 60 мест/тыс. чел.; максимально допустимый уровень территориальной доступности в районах многоэтажной застройки составляет 300 м; расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектов (территории), в которых (на территории которых) размещаются общеобразовательные организации составляют 115 мест/тыс.чел.; максимально допустимый уровень территориальной доступности составляет - 500 м.
При этом, установленные местные нормативы градостроительного проектирования в части территориальной доступности дошкольных образовательных организаций (300 м) не противоречат положениям СП 42.13330.2016 (500 м), поскольку исходя из положений п. 10.4 СП 42.13330.2016 радиус обслуживания населения учреждениями, организациями и предприятиями, размещенными в жилой застройке, следует принимать не более указанного в таблице 10.1, то есть радиус обслуживания не может превышать 500-м, однако может быть изменен органом местного самоуправления в меньшую сторону. В данном случае положения пункта 8 раздела 2 приложения к решению Думы Города Томска от 07.11.2017 N 661 "Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования "Город Томск" улучшают положение граждан в части доступности дошкольных образовательных учреждений, в связи с чем могут быть применены при определении радиуса территориальной доступности.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что установленные местные нормативы градостроительного проектирования в части территориальной доступности дошкольных образовательных организаций (300 м) не противоречат положениям СП 42.13330.2016 (500 м), поскольку исходя из положений п. 10.4 СП 42.13330.2016 радиус обслуживания населения учреждениями, организациями и предприятиями, размещенными в жилой застройке, следует принимать не более указанного в таблице 10.1, то есть радиус обслуживания не может превышать 500 м, однако может быть изменен органом местного самоуправления в меньшую сторону.
Арбитражным судом установлено, что исходя из уровня территориальной доступности дошкольных образовательных учреждений в размере 300 м и образовательных учреждений в размере 500 м подлежащий строительству многоквартирный дом не попадает в радиус доступности существующих детских садов, расположенных в районе строительства. Кроме того, не соблюдены требования к критерию наполняемости дошкольных учреждений.
Суд апелляционной инстанции, оценивая письма АО "ТДСК" от 27.02.2023 N 892, 28.02.2023 N 904, от 11.11.2022 N 5680, приходит к следующим выводам.
Так, в письме от 28.02.2023 N 904, направленном в дополнение к уведомлению исх.N 892 от 27.02.2023, содержится информация о намерении разместить два детских сада на территории жилого комплекса "СуперВосток". К письму от 27.02.2023 N 892 приложена схема раздела ПЗУ проектной документации, содержащая размещение двух детских садов по 145 мест на территории указанного жилого комплекса, то есть данные обстоятельства подтверждают проектирование детских садов на территории "СуперВосток"
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что при строительстве многоквартирного дома ОАО "ТДСК" будет обеспечиваться доступность объектов детских садов для жителей соответствующего многоквартирного дома.
Вывода суда первой инстанции в указанной части не соответствуют материалам дела.
Вместе с тем указанный вывод суда первой инстанции не привел к принятию неправильного решения.
Судом установлено, что на графическом материале, подготовленном Департаментом, отображены как существующее здание МАОУ СОШ N 46 по адресу ул. Демьяна Бедного 4, так и строящееся здание для МАОУ СОШ N 46 по адресу ул. Демьяна Бедного 8 (введено в эксплуатацию 27.03.2023).
Согласно информации, представленной Департаментом образования администрации Города Томска, существующее здание МАОУ СОШ N 46 имеет проектную наполняемость 199 мест, а фактическую наполняемость на 31.10.2022 602 человека.
Согласно информации, представленной Департаментом образования администрации Города Томска, после окончания строительства нового корпуса МАОУ СОШ N 46 г. Томска по ул. Демьяна Бедного планируется скорректировать границы ближайших микрорайонов закрепления за общеобразовательными учреждениями. Строительство школ по ул. Демьяна Бедного и ул. Крячкова проектной вместимостью 1100 мест каждая: - в случае организации обучения в рассматриваемых школах в одну смену - удовлетворят существующую потребность в ученических местах в микрорайоне Зеленые горки и Бактин, при этом не покроется острая потребность в ученических местах, сложившаяся в микрорайоне "Солнечный", а также потребность в ученических местах для жителей строящегося микрорайона "СуперВосток".
Из пояснений администрации г. Томска следует, что согласно прогнозу социально-экономического развития на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (раздел 4.1), а также муниципальной программе "Развитие образования", создание новых мест в общеобразовательных учреждениях планируется за счет реализации национального проекта "Образование", реализация которого в настоящее время не предусматривает строительства общеобразовательного учреждения в микрорайоне "СуперВосток".
Оценив представленные сторонами доказательства, суд обоснованно установил, что при строительстве многоквартирного дома ОАО "ТДСК" не обеспечивается доступность объектов начального общего, основного общего и среднего общего образования для жителей соответствующего многоквартирного дома.
На обстоятельства, свидетельствующие об обратном, в апелляционной жалобе не указано, соответствующих доказательств, опровергающих указанные выше выводы суда, не представлено.
В силу пункта 10.4 СП 42.13330 радиус обслуживания населения учреждениями, организациями и предприятиями, размещенными в жилой застройке, следует принимать не более указанного в таблице 10.1. В частности, для поликлиник и их филиалов в городских населенных пунктах радиус обслуживания - 1000 метров.
Согласно Требованиям к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения, утвержденных приказом Минздрава России от 27.02.2016 N 132н, медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь в населенных пунктах с численностью населения свыше 20 тыс. человек, размещаются с учетом доступности, не превышающей 60 минут.
На графическом материале от 18.04.2023, подготовленном советником отдела градостроительного развития комитета градостроительства администрации Города Томска, видно, что ближайшими к микрорайону "СуперВосток" поликлиниками являются Медсанчасть N 2, поликлиника ТНЦ СО РА, которые находятся на значительном удалении от микрорайона, более 1 км. В радиус обслуживания данных медицинской организаций микрорайон "СуперВосток", в частности, многоквартирный дом, за разрешением на строительство которого обратилось ОАО "ТДСК", не входит.
Решением Октябрьского районного суда г. Томска от 26.01.2023 установлено, что на территории Октябрьского района г. Томска в пределах ул. Андрея Крячкова, ул. Архитекторов, ул. Архитектора Василия Болдырева, ул. Дизайнеров, ул. Павла Нарановича, ул. Энтузиастов, ул. Юрия Ковалева, расположено 38 многоквартирных дома, в котором проживают свыше 10 тыс.человек, что подтверждается актом проверки от 15.12.2022, ответом АО "ТомскРТС". Ближайшими учреждениями здравоохранения, оказывающими первичную врачебную медико-санитарную помощь, первичную специализированную медико-санитарную помощь являются поликлиническое отделение ОГБУЗ "МСЧ N 2", расположенное по адресу: г.Томск, ул.Б.Куна, д.3/1, а также поликлиника ОГАУЗ "Поликлиника ТНЦ СО РАН", расположенная по адресу: г.Томск, пр.Академический, д.7. Согласно ответу начальника Центра дорожного и технического надзора и пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД, при следовании пешком жителей микрорайонов "Зеленые горки" и "Наука" к зданию ОГАУЗ "Поликлиника ТНЦ СО РАН", проведены обследования возможных пеших маршрутов (ул. Осенняя, пр. Академический, ул. Цветной Бульвар). Проведенным обследованием установлено, что в нарушение требований п.4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", на указанных улицах отсутствуют тротуары и пешеходные дорожки, что исключает пешую доступность жителей микрорайонов "Зеленые горки" и "Наука" к зданию ОГАУЗ "Поликлиника ТНЦ СО РАН". Дополнительно проведено обследование безопасного пешего маршрута (ул.Клюева, ул.Иркутский тракт, ул.Б.Куна) микрорайонов "Зеленые горки" и "Наука" к зданию ОГБУЗ "МСЧ N 2". Проведенным обследованием установлено, что указанные улицы обустроены тротуарами, время в пути с микрорайонов "Зеленые горки" и "Наука" до ОГБУЗ "МСЧ N 2" составило 1 ч. 10 мин. и 1 ч. 20 мин. соответственно. Таким образом, шаговая доступность населения данной территории в пределах 60 минут не обеспечена. Данные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о несоблюдении установленных нормативов доступности медицинских учреждений для жителей территории Октябрьского района г. Томска в пределах ул. Андрея Крячкова, ул. Архитекторов, ул. Архитектора Василия Болдырева, ул. Дизайнеров, ул. Павла Нарановича, ул. Энтузиастов, ул. Юрия Ковалева.
При этом, как отмечено в указанном решении, согласно акту проверки помощника прокурора г.Томска от 16.01.2023 расстояние между обозначенными административным истцом микрорайоном "Зеленые горки" и микрорайоном "СуперВосток" составляет 700 метров.
Арбитражный суд совершенно обоснованно при оценке доказательств по делу в их совокупности указал, что при строительстве многоквартирного дома не обеспечивается доступность объектов здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, для жителей соответствующего многоквартирного дома.
Правовых оснований не согласиться с позицией арбитражного суда, судебная коллегия не усматривает.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" основными принципами организации дорожного движения в Российской Федерации являются, в том числе: 1) соблюдение интересов граждан, общества и государства при осуществлении организации дорожного движения; 2) приоритет безопасности дорожного движения по отношению к потерям времени (задержкам) при движении транспортных средств и (или) пешеходов.
При управлении распределением транспортных средств на дорогах должны быть учтены мероприятия по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию дорог, а также иных объектов капитального строительства, влияющих на основные параметры дорожного движения (ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В соответствии с п. 11.2 СП 42.13330 затраты времени в городских населенных пунктах на передвижение от мест проживания до мест работы для 90% трудящихся (в один конец) не должны превышать: для городских населенных пунктов с населением до 2000 тыс. чел. - 45 мин; 1000 тыс. чел. - 40 мин; 500 тыс. чел. - 37 мин; 250 тыс. чел. - 35 мин; 100 тыс. чел. и менее - 30 мин.
Согласно разделу 11 Свода правил СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" установлено, что при планировании развития транспортных сетей, структура улично-дорожной сети должна обеспечить возможность альтернативных маршрутов движения по дублирующим направлениям.
Однако, согласно представленным графическим материалам, улица, на которую жители планируемого к строительству многоквартирного дома должны выезжать, чтобы покинуть пределы микрорайона отсутствует.
Согласно Схеме транспортной инфраструктуры Генерального плана муниципального образования "Город Томск", утвержденного решением Думы города Томска от 27.11.2007 N 687, вдоль земельного участка застройщика предусмотрено размещение магистральной дороги общегородского значения (подтверждается справочной информацией из геоинформационной системы муниципального образования "Город Томск" от 03.03.2023). Однако проект планировки территории, предусматривающий соответствующий объект не разработан. Решением Думы Города Томска от 09.12.2021 N 291 "О бюджете муниципального образования "Город Томск" на 2022 год и плановый период 2023 - 2024 годов" средства на проектирование и строительство такой улицы не предусмотрены.
Планировка микрорайона "СуперВосток" представляет собой точечную застройку многоэтажными жилыми домами, связанных сетью внутриквартальных проездов, в которой органами местного самоуправления не предусмотрена единая концепция организации дорожного движения и не обеспечено строительство многополосных дорог, позволяющих обеспечить необходимый уровень безопасности и пропускной способности.
В материалы дела ответчиком представлены обращения граждан, содержащие жалобы на возведение микрорайона "СуперВосток" в отсутствие комплексного подхода к организации строительства, в том числе решения вопросов транспортной обеспеченности. Исходя из данных обращений, в настоящее время имеется напряженная транспортная ситуация на ул. Д.Бедного, Энтузиастов. В связи с этим, при увеличении нагрузки на данные улицы дорожная ситуация обострится еще более.
Из ответа ФГБОУВО "Томский государственный архитектурно-строительный университет" от 18.07.2022 N 1519-05-10 на запрос прокуратуры г. Томска следует, что в соответствии с генеральным планом г. Томска, утвержденным в 2007 г., в восточной части города предусматривается развитие улично-дорожной сети и создание многофункционального городского района "Супервосток". Новый район формируется: на западе - за счет размещения новой магистральной улицы, соединяющей ул. Ивановского с. ул. Д.Бедного; на севере - за счет новой магистральной улицы, являющейся продолжением проспекта Новаторов в сторону поселка "Росинка"; на юге - за счет отрезка существующей улицы д. Бедного и новой улицы между пос. "Заря 2" и городским кладбищем. На востоке данный район ограничен городской чертой. Для осуществления строительства на этом участке необходимо учитывать перспективу градостроительного развития данного района и градостроительные требования по формированию в этой части города транспортной и социальной инфраструктуры. В этой связи осуществление строительства может начаться только при наличии новой магистральной улицы, соединяющей ул. Ивановского с ул. Д.Бедного. Данная улица будет обеспечивать выезд транспорта из жилой группы и распределение транспортного потока в юго-западном и северном направлениях, тем самым снижая нагрузку на существующие улицы.
Также из материалов, представленных прокуратурой Томской области следует, что автомобильные дороги по ул. Клюева, ул. Энтузиастов, ул. Баумана, ул. Гамалеи, ул. Ивановского, ул. Демьяна Бедного г. Томска включены в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "Город Томск". Однако, дорожное движение на указанных участках органом местного самоуправления надлежащим образом не организовано, нормативная пропускная способность названных дорог не обеспечивается. Сложившаяся ситуация негативно сказывается на обеспечении транспортной доступности многоквартирных домов, расположенных на указанных улицах Октябрьского района г. Томска, в том числе в микрорайоне "Зеленые горки", жители которых несут значительные потери времени при движении как на личном автомобиле, так и на общественном транспорте. К территории микрорайона "Зеленые Горки" примыкает земельный участок (кадастровый номер 70:21:0100046:1880), на котором осуществляется возведение микрорайона "СуперВосток", в котором застройщиком ОАО "ТДСК" запланировано возведение 17 многоквартирных домов. Указанное создаст дополнительную нагрузку на транспортную систему. Изложенные обстоятельства требуют повышения пропускной способности дорог по ул. Клюева, ул. Энтузиастов, ул. Баумана, ул. Гамалеи, ул. Ивановского, ул. Демьяна Бедного в г. Томске, в том числе посредством устранения условий, способствующих созданию помех для дорожного движения или создающих угрозу его безопасности, формированию кольцевых пересечений и примыкании дорог, реконструкции перекрестков и строительства транспортных развязок.
С учетом этого, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, при строительстве планируемого многоквартирного дома не обеспечиваются требования к организации дорожного движения в городском округе, в том числе безопасность дорожного движения.
Обратного в материалы дела не представлено.
Поскольку разрешение на строительство, исходя из положений ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, должно подтверждать, в том числе и допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, то при выдаче разрешения должна быть осуществлена проверка соответствия представленной застройщиком документации положениям нормативов градостроительного проектирования, в том числе должны быть оценены показатели доступности для проживающих в указанном микрорайоне лицам дошкольных образовательных и медицинских учреждений, показатели транспортной доступности.
Судом обосновано констатировано, что представленная проектная документация, заключение на нее не содержат ссылок на национальные стандарты Российской Федерации, стандарты организаций и (или) иные документы для оценки соответствия требованиям технических регламентов, в части отступления от установленного СП 42.13330.2016 радиуса обслуживания населения, общеобразовательными организациями, реализующими программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, объектами здравоохранения, а также требований транспортной доступности в жилой застройке.
Доводы ОАО "ТДСК" о том, что Свод правил 42.133330.2016 не подлежит обязательному применению, судом первой инстанции обоснованно отклонен, так как согласно п. 1.3 указанного Свода требования настоящего свода правил с момента его ввода в действие предъявляются к градостроительной деятельности, а также в иным видам деятельности, приводящим к изменению сложившегося состояния территории, недвижимости и среды жизнедеятельности.
Доводы заявителя о том, что нормы Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от 21.11.2011 N 323 -ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними нормативные акты не содержат норм, регулирующих градостроительные отношения и ограничений градостроительной деятельности, судом правомерно отклонен, поскольку в силу п. 13 ст. 51 ГрК РФ ограничения могут устанавливаться не только градостроительным законодательством, но и иным законодательством Российской Федерации, действующим на дату выдачи разрешения на строительство.
В ходе судебного разбирательства установлено, что исходя из Свода правил 42.133330.2016, а также предполагаемого количества жителей в микрорайоне (14 домов, более 300-х квартир, приходящихся на один дом (дома типовые), общее количество жителей около 12 600 (300*3*14), отсутствует обеспеченность образовательными организациями, а также медицинским учреждениями, что не соответствует местным и федеральным нормативам и, как, следствие, ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Строительство многоквартирного дома не может вестись без учета разработанных нормативов, и заведомая невозможность обеспечения граждан нормативными условиями по соответствующим социальным обязательствам может служить поводом для отказа в выдаче разрешения на строительство. Намерения ОАО "ТДСК" по строительству жилого комплекса на отдельно выбранном земельном участке фактически в качестве точечной застройки без учета перспектив последующего проживания граждан, нуждаемости их в определенных услугах не могут служить достаточным условием для выдачи разрешения на строительство.
При этом апелляционный суд оценивает не только потребности жителей конкретного дома, строительство которого запланировано, а учитывает, что этот дом является частью будущего микрорайона. В таком случае, будет ошибкой рассматривать нормативную обеспеченность жителей объектами социальной инфраструктуры только исходя из показателей проектной мощности одного дома, без учета объема комплексной застройки территории.
Департаментом в материалы дела представлено достаточно графических материалов, проведен анализ прилегающей территории, содержащий ссылки на нормативные правовые акты, что, в совокупности, подтверждает отсутствие в настоящее время свободного земельного ресурса (неразграниченные земли либо земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности), достаточного для размещения новых школ, доступность объектов здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, требования к организации дорожного движения в городском округе, в том числе безопасность дорожного движения. Игнорирование данного обстоятельства органами местного самоуправления означало бы допущение нарушения прав как будущих жителей планируемого к строительству микрорайона, так и жителей соседних микрорайонов.
Суд апелляционной инстанции не усматривает процессуальных нарушений со стороны суда первой инстанции, на которые ссылается апеллянт, которые могли бы привести к принятию неправильного решения и влекут безусловную отмену судебного акта. Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений примененных судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также иная оценка обстоятельств дела и имеющихся в нем доказательств, не свидетельствуют о неправильном в конечном итоге разрешении спора по существу и не являются основанием к отмене законного и обоснованного судебного акта.
Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, п. 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.04.2023 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-10587/2022 - оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Томская домостроительная компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно - Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Постановление, выполненное в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
О.О. Зайцева |
Судьи |
О.А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-10587/2022
Истец: ОАО "Томская домостроительная компания"
Ответчик: Департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска
Третье лицо: Администрация г. Томска, Прокуратура Томской области