г. Самара |
|
29 июня 2023 г. |
Дело N А55-1576/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июня 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сорокиной О.П., судей Николаевой С.Ю., Корнилова А.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Пушкиной А.С.,
при участии:
от истца - Русина Л.П., доверенность от 29.12.22,
от ответчика - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Тольятти на решение Арбитражного суда Самарской области от 05 апреля 2023 года, принятое в рамках дела N А55-1576/2023 (судья Рысаева С.Г.),
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Автоград-Водоканал" к Администрации городского округа Тольятти о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Автоград-Водоканал" обратилось в арбитражный суд с иском к Администрации г.о. Тольятти о взыскании 65 585 руб. 19 коп., в том числе задолженность по оплате холодной воды в размере 64 374,08 руб., пени за неисполнение обязательств по оплате в размере 1 211,11 руб. за период с 11.10.2022 по 20.01.2023, а также пени, начисленные на сумму 64 374,08 руб., начиная с 21.01.2023 по день фактической оплаты суммы долга, исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка России, действующей на день фактической оплаты., госпошлину в размере 2623,00 руб.
Решением от 05.04.2023 Арбитражный суд Самарской области исковые требования удовлетворил.
Ответчик, не согласившись с решением суда, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять по делу новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ООО "АВК" отклонил по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя истца, арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, ООО "АВК" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) является гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенной решением органа местного самоуправления, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Администрация является собственником участков сетей водоснабжения и водоотведения, по которым осуществляется холодное водоснабжение абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к централизованной системе холодного водоснабжения.
Между ООО "АВК" и Администрацией фактически сложились отношения, регулируемые ст.12 Федерального закона от 07.11.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), в соответствии с которой организации, осуществляющие транспортировку холодной воды, обязаны приобретать у гарантирующей организации воду для удовлетворения собственных нужд, включая потери в водопроводных сетях таких организаций.
Приобретение воды у гарантирующей организации осуществляется на основании договора холодного водоснабжения, сторонами которого выступают организация ВКХ и абонент.
Согласно п.8 Правил холодного водоснабжения и водоотведения (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644; далее - Правила N 644) основанием для заключения договора холодного водоснабжения является заявка абонента на заключение такого договора, подписанная абонентом или уполномоченным им лицом, действующим от имени абонента на основании доверенности, либо предложение о заключении договора от организации водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организации).
Как указало ООО "АВК", на его неоднократные предложения о заключении договора Администрация отвечала отказом и возвращала экземпляры муниципального контракта холодного водоснабжения от 17.02.2020 N 277 без оформления.
Согласно п.2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с п.3 ст.438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги, поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
В соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776; далее - Правила N 776) учет количества поданной (полученной) холодной воды осуществляется путем проведения коммерческого учета.
Коммерческий учет воды осуществляется путем измерения количества воды приборами учета (средствами измерения) воды, в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Законом N 416-ФЗ.
П.82 Правил N 644 установлено, что определение количества поданной (полученной) холодной воды осуществляется путем проведения коммерческого учета в соответствии с Правилами N 776. Коммерческий учет осуществляется путем измерения количества воды приборами учета (средствами измерения) воды в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Законом N 416-ФЗ (п.3 Правил N 776).
Согласно п.28 Правил N 644 оплата за фактически поданную в истекшем месяце холодную воду осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
Расчет потребления водоснабжения ООО "АВК" производило по прибору учета, расположенному в водопроводном колодце ВК-9Б.
ООО "АВК" выставило Администрации к оплате пакет расчетно-платежных документов (с учетом произведенных корректировок) за водоснабжение в сентябре, октябре 2022 года.
Администрация подписанные со своей стороны документы в ООО "АВК" не возвратила, оплату не произвела.
Направленная ООО "АВК" в Администрацию претензия с просьбой погасить задолженность и уплатить пени в добровольном порядке оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца с рассматриваемыми требованиями в суд.
Возражая против исковых требований, Администрация указала на то, что потребителем услуги водоснабжения или транзитной организацией не является; муниципальный контракт с обществом не заключен.
Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, суд первой инстанции обосновано удовлетворил заявленные исковые требования по следующим основаниям.
Согласно п.4.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Законом N 416-ФЗ.
В частности, к таким полномочиям относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п.1 ч.1 ст.6 Закона N 416-ФЗ).
В соответствии с протоколом совещания по вопросам организации эксплуатации участков сетей водоснабжения и водоотведения, переданных в казну ЗАО "Энергетика и связь строительства" от 07.02.2020 (Приложение N 2), Администрацией и ООО "АВК" были приняты следующие решения:
- Департаменту городского хозяйства: 1.2. направить предложение в департамент экономического развития о рассмотрении вопроса передачи означенных участков сети в концессию с заключением краткосрочного договора передачи в аренду до момента завершения процедуры передачи сетей концессионеру;
- Рекомендовать ООО "АВК": 2.1 рассмотреть возможность эксплуатации сетей водоснабжения и водоотведения в период подготовки и проведения процедуры передачи их в концессию; 2.2 выдавать разрешение на технологическое присоединение абонентов к рассматриваемым инженерным сетям с согласованием в департаменте городского хозяйства в срок - до момента определения эксплуатирующей организации.
Во исполнение п.2.1 протокола ООО "АВК" уведомило Администрацию об отсутствии возможности эксплуатации указанных сетей.
До настоящего времени ни договор аренды, ни концессионное соглашение Администрацией не заключено, эксплуатирующая организация ею не определена.
Водоснабжение и водоотведение абонентов промышленно-коммунальной зоны Автозаводского района г.о.Тольятти осуществляется посредством участков сетей водоснабжения и водоотведения, принадлежащих Администрации, в связи с чем она, являясь собственником данных сетей, несет бремя их содержания, осуществляет все права и обязанности предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, в том числе в сфере водоснабжения и водоотведения.
Как следует из ч.3 ст.11 закона N 416-ФЗ, собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.
Эксплуатируя отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, Администрация обязана осуществлять забор, водоподготовку и (или) транспортировку воды в объеме, необходимом для осуществления холодного водоснабжения абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к централизованной системе холодного водоснабжения, приобретать у гарантирующей организации воду для удовлетворения собственных нужд, включая потери в таких водопроводных сетях (ч.6 ст.12 Закона N 416-ФЗ).
Судом первой инстанции установлено, что ООО "АВК" неоднократно направляло Администрации проект муниципального контракта холодного водоснабжения, который возвращался Администрацией без подписания.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, Администрация осуществляет транспортировку воды (перемещение воды, осуществляемое с использованием водопроводных сетей, п.26 ст.2 Закона N 416-ФЗ) для осуществления водоснабжения абонентов промышленно-коммунальной зоны Автозаводского района г.о.Тольятти и несет обязанность по оплате потерь в принадлежащих ей водопроводных сетях.
Признавая несостоятельными доводы Администрации о непредоставлении ООО "АВК" первичных документов по начислению платы абонентам за потребленную холодную воду, суд первой инстанции верно отметил, что в соответствии с действующим законодательством у организации ВКХ отсутствует обязанность по представлению Администрации таких документов, при этом, материалами дела подтверждается, что ООО "АВК" ежемесячно сопроводительным письмом с актом и счетом на оплату направляло Администрации расчет объема потерь.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что факт поставки воды и задолженность по оплате в сумме 64 374,08 руб. подтверждаются материалами дела и ответчиком не опровергнуты, доказательства погашения этой задолженности на дату рассмотрения настоящего дела не представлены, суд первой инстанции правомерно взыскал с Администрации в пользу ООО "АВК" задолженность в заявленном размере.
В соответствии с п.1 ст.329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться, в том числе неустойкой.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения (п.1 ст.330 ГК РФ).
В соответствии с ч.6.2 ст.13 Закона N 416-ФЗ абонент, несвоевременно и (или) не полностью оплативший питьевую воду, обязан уплатить организации, осуществляющей холодное водоснабжение, пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в п.65 Постановления Пленума от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7), по смыслу ст.330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства. При этом день фактического исполнения нарушенного обязательства, в частности, день уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета неустойки.
По расчету ООО "АВК" неустойка за период с 11.10.2022 по 20.01.2023 составила 1 211,11 руб.
Суд первой инстанции проверил расчет истца и признал его верным.
Администрация контррасчет не представила, о снижении неустойки не заявляла.
На основании изложенного, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования ООО "АВК" о взыскании неустойки в полном объеме.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины судом первой инстанции распределены верно.
Довод жалобы о том, что Администрация не осуществляет транспортировку ресурса (холодной питьевой воды) подлежит отклонению как несостоятельный, поскольку несмотря на отсутствие заключенного договора, между истцом и ответчиком фактически сложились отношения, регулируемые ст. 12 Закона N 416-ФЗ в соответствии с которой, организации, осуществляющие транспортировку холодной воды, обязаны приобретать у гарантирующей организации воду для удовлетворения собственных нужд, включая потери в водопроводных сетях таких организаций.
Администрация является собственником участков сетей водоснабжения и водоотведения, по которым осуществляется холодное водоснабжение абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к централизованной системе холодного водоснабжения. К участку сети водовода Администрации технологически присоединены объекты капитального строительства абонентов ООО "АВК". Таким образом, Ответчик участвует в транспортировке воды абонентам ООО "АВК".
Согласно разъяснениям, изложенным в информационном письме Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" в случаях, когда потребитель пользуется услугами, оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороной следует считать в соответствии с п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК -РФ) как договорные.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 776 коммерческий учет воды, сточных вод осуществляется путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета воды в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Законом N 416 - ФЗ.
Двусторонним актом проверки прибора у абонента от 29.08.2022, сторонами зафиксировано, что с 10.08.2022 прибор неисправен.
С 01.09.2022 по 17.10.2022 расчет объема холодной воды производился истцом расчетным способом в соответствии с п. 17 Правил N 776.
Прибор учета, расположенный в водопроводном колодце ВК-9Б допущен в эксплуатацию 18.10.2022, что подтверждается актом допуска в эксплуатацию от 18.10.2022.
С 18.10.2022 по 31.10.2022 расчет потребления водоснабжения истец производил по прибору учета.
Иного порядка определения объема потерь действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
В подтверждение произведенного расчета объема поставленного ресурса в материалы дела истцом представлены сведения о показаниях приборов учета, расчеты объемов, а также пояснения.
Актам показаний прибора учета была дана надлежащая оценка судом первой инстанции. Доказательств, подтверждающих потребление абонентами холодной воды в ином объеме, ответчик не представил.
Относительно довода ответчика, что неподписанные акты со стороны абонентов не могут являться основанием для расчетов, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
Акт оказанных услуг подтверждает наличие или отсутствие задолженности одной из сторон по договору, возникшей на основании первичных учетных документов. Такой акт не носит право порождающего характера, не приводит к возникновению, изменению или прекращению правоотношений лиц его подписавших, а лишь констатирует итоги их расчетов за определенный период.
Довод жалобы о том, что объем потерь, выставленный ответчику, подлежит уменьшению на величину потерь, возникших в сетях абонентов, не может быть принят судебной коллегией во внимание ввиду следующего.
Согласно п. 22. Правил N 776 при размещении узла учета и приборов учета не на границе раздела эксплуатационной ответственности объем поданной (переданной) холодной воды, определенный на основании показаний такого прибора учета, и включает в себя расчет потерь воды в виде естественной убыли, и иных потерь в результате аварий, повреждений на участке сети от границы эксплуатационной ответственности до места установки прибора учета.
Таким образом, расходы на оплату воды, поданной на нужды пожаротушения, несет лицо, в границах эксплуатационной ответственности которого находится соответствующий пожарный гидрант.
Величина потерь определяется на основании расчетов, произведенных организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Указанная позиция нашла свое подтверждение в разъяснениях Министерства Строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, данных в письме от 12.03.2015 N 6637-ЛГ/04 "О порядке определения объемов и взимания платы за воду, поданную на нужды пожаротушения".
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, выводы суда не опровергают, а по существу сводятся к несогласию заявителя с оценкой судом обстоятельств дела. Между тем, иная оценка заявителем апелляционной жалобы установленных судом обстоятельств, а также иное толкование норм права не свидетельствуют о нарушении судом норм права и не может служить основанием для отмены судебного акта.
У суда апелляционной инстанции нет оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, признавшего наличие оснований для удовлетворения иска.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 05 апреля 2023 года по делу N А55-1576/2023, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу ст.333.37 НК РФ Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражном суде.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 05 апреля 2023 года по делу N А55-1576/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.П. Сорокина |
Судьи |
С.Ю. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-1576/2023
Истец: ООО "Автоград-Водоканал"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ