г. Ессентуки |
|
29 июня 2023 г. |
Дело N А22-1881/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2023 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сомова Е.Г., судей Егорченко И.Н., Жукова Е.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., с участием: от акционерного общества "ГТ Энерго" - Дебелова А.А. (доверенность от 21.12.2022), от администрации г. Элисты - Мучеряевой И.А. (доверенность от 30.12.2022), от акционерного общества "Энергосервис" - Тектиновой Р.К. (доверенность от 05.12.2022), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "ГТ Энерго" на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 27.03.2023 по делу N А22-1881/2022,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ГТ Энерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением к администрации г. Элисты (далее - администрация) о признании недействительным постановления от 25.04.2022 N 723 "О внесении изменений в схему теплоснабжения города Элисты на 2014 - 2028 годы, утвержденную постановлением администрации города Элисты от 23.03.2014 N 1739".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Энергосервис" (далее - компания).
Решением суда от 27.03.2023 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просило отменить решение и удовлетворить требования. Податель жалобы указал на неполное выяснение судом обстоятельств дела, несоответствие выводов суда этим обстоятельствам, неправильное применение норм материального права.
Компания в отзыве просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Администрация в нарушение статьи 262 АПК РФ отзыв на апелляционную жалобу не направила.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представители администрации и компании возражали против её удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей, апелляционный суд пришел к следующему.
Из материалов дела следует и судом установлено, что постановлением администрации от 23.03.2014 N 1739 (далее - постановление N 1739) утверждена Схема теплоснабжения города Элисты на 2014 - 2028 годы, компании присвоен статус единой теплоснабжающей организации.
Администрацией принято постановление от 25.04.2022 N 723 о внесении изменений в Схему теплоснабжения города Элисты, утвержденную постановлением 1739 (далее - постановление N 723).
Общество, ссылаясь на то, что постановление N 723 принято с нарушением утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 (далее - постановление N 154) требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения, нарушает его права и законные интересы, обратилось в суд.
По смыслу приведенных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.01.2010 N 1-П выводов подсудность дел предполагает установление законом разграничения предметной компетенции между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Несоблюдение установленной федеральным законодателем подсудности дел нарушает конституционное предписание о законном суде, а через это - и само право на судебную защиту. Рассмотрение дела вопреки правилам о компетенции не отвечает требованию справедливого правосудия. Не уполномоченный на рассмотрение данного конкретного дела суд не является законным судом. Принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не могут признаваться реально обеспечивающими права и свободы.
Нормами главы 23 АПК РФ определен исчерпывающий перечень нормативных правовых актов, подлежащих рассмотрению по общим правилам искового производства Судом по интеллектуальным правам. Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы местного значения в сфере теплоснабжения к указанным актам не отнесены, а региональные арбитражные суды не определены в качестве судов, компетентных рассматривать такие заявления (статьи 27, 29, 191 АПК РФ).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (далее - постановление Пленума N 50) разъяснено, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются его издание управомоченным органом, наличие в нем правовых норм, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
Развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа (часть 2 статьи 23 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о теплоснабжении распределение тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии в системе теплоснабжения между источниками тепловой энергии, поставляющими тепловую энергию в данной системе теплоснабжения, осуществляется органом, уполномоченным в соответствии с настоящим Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения, путем внесения ежегодно изменений в схему теплоснабжения.
Полномочиями по утверждению и актуализации схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек наделены органы местного самоуправления (пункт 6 части 1 статьи 6, часть 3 статьи 23 Закона о теплоснабжении).
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.
Муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер (статья 2 Закона N 131-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Уставом города Элисты, принятым решением Элистинского городского Собрания от 16.06.2004, администрация города Элисты наделена полномочиями по организации в границах города Элисты теплоснабжения населения (подпункт 3 пункта 1 статьи 35).
Таким образом, администрация является исполнительно-распорядительным органом г. Элисты и наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе, по организации в границах городского округа теплоснабжения населения.
Постановлением N 1739 утверждена Схема теплоснабжения города Элисты на 2014 - 2028 годы. Данное постановление принято в соответствии с Законом N 131-ФЗ, Законом о теплоснабжении, постановлением N 154, Уставом города Элисты и опубликовано в газете "Элистинская панорама" N 62 от 07.05.2014, рассчитано на неоднократное применение (в течение 14 лет), направлено на обеспечение прав и законных интересов неопределенного круга лиц (потребителей тепловой энергии в г. Элисте) и не носит индивидуальный характер.
Утвержденная постановлением N 1739 схема теплоснабжения содержит материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Схема разработана в целях формирования основных направлений и мероприятий по развитию систем теплоснабжения города, обеспечивающих надежное удовлетворение спроса на тепловую энергию и теплоноситель наиболее экономичным способом при минимальном воздействии на окружающую среду. В схеме в частности определены источники теплоснабжения, решения о загрузке источников тепловой энергии, радиусы теплоснабжения основных источников тепловой энергии, характеристики зон застройки города по теплосетевым районам, перспективные балансы нормативных потерь теплоносителя в тепловых сетях зон действия источников тепловой энергии, стоимостные показатели ремонта тепловых сетей, ремонта и реконструкции котельных; содержится описание существующих зон действия систем теплоснабжения и источников тепловой энергии, существующих и перспективных зон застройки, обеспечиваемых теплоснабжением от индивидуальных источников тепловой энергии.
Таким образом, постановление N 1739 обладает признаками, описанными в пункте 2 постановления Пленума N 50, в связи с чем является нормативным правовым актом.
Оспариваемое обществом постановление N 723, которым внесены изменения в постановление N 1739 также отвечает признакам нормативного правового акта, так как издано в установленном порядке компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий, распространяет свое действие на неопределенный круг лиц, рассчитано на неоднократное применение в течение срока его действия и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, официально опубликовано в средстве массовой информации ("Элистинская панорама N 52-53 от 07.05.2022).
Нормативный характер муниципального правового акта об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования (её актуализации) подтвержден судебной практикой (постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.12.2015 по делу N А29-6790/2015, от 17.05.2019 по делуN А43-22718/2018, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019 по делу N А79-12767/2018, кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 03.06.2021 N 88А-9825/2021).
Поскольку оспариваемый обществом муниципальный правовой является нормативным, у суда первой инстанции не имелось оснований для рассмотрения спора по существу.
В силу части 4 статьи 39 АПК РФ, если при рассмотрении дела в арбитражном суде выяснилось, что оно подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, арбитражный суд передает дело в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа того же субъекта Российской Федерации, в котором находится арбитражный суд, для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 27.03.2023 по делу N А22-1881/2022 отменить.
Дело N А22-1881/2022 передать в Верховный суд Республики Калмыкия для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-1881/2022
Истец: АО "ГТ ЭНЕРГО"
Третье лицо: АО "ЭНЕРГОСЕРВИС", АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЭЛИСТЫ