г. Москва |
|
28 июня 2023 г. |
Дело N А40-287490/2022 |
Резолютивная часть постановления оглашена 21 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Е.Б. Расторгуева,
Судей Б.П. Гармаева, Т.Ю. Левиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Д. Вальковым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Судоходная компания "Созвездие" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21 апреля 2023 года по делу N А40-287490/2022, принятое судьей Поздняковым В.Д.
по иску Министерства экономического развития Российской Федерации (ОГРН 1027700575385) к ООО "Судоходная компания "Созвездие" (ОГРН 1167746704542, юр.адрес: 129110, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Мещанский, ул. Гиляровского, д. 65, стр. 1, эт. 3, пом. IX, ком. 9) о взыскании субсидии
третье лицо: Федеральное казначейство
при участии в судебном заседании:
от истца: Шляхтин Н.Д. по доверенности от 25.07.2022,
от ответчика: Потапова С.С. по доверенности от 07.08.1021,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен о взыскании субсидии в размере 2 792 358 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное казначейство.
Решением суда от 21.04.2023 г. иск удовлетворен.
Ответчик не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу и дополнение к ней, в которых просит отменить решение суда и отказать в иске, ссылаясь на несоблюдение претензионного порядка и неправомерность выводов суда первой инстанции.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Рассмотрев дело в отсутствие третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив законность и обоснованность решения, заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Ссылка о несоблюдении истцом претензионного порядка противоречит материалам дела (л.д. 10).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Ростуризмом заключено с ООО "СК "СОЗВЕЗДИЕ" соглашение от 23.12.2019 N 174-11-11-2019-090 (далее - соглашение), согласно которому предоставлена субсидия в соответствии с Правилами N 534, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2019.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 7 Правил N 534 получателем субсидии может быть туроператор, у которого отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу подпункта "г" пункта 8 Правил для получения субсидии туроператор представляет в Федеральное агентство по туризму справку налогового органа, подтверждающую отсутствие у туроператора на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется подача заявки, неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Ростуризмом платежным поручением N 395312 от 27.12.2019 во исполнение пункта 3.3 Соглашения перечислена ответчику субсидия в размере 2 792 358 руб.
Согласно пункта 3 соглашения, условием предоставления субсидии является согласие получателя на проведение Агентством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения получателем условий, целей, и порядка предоставления субсидии. Выражение согласия получателя на осуществление указанных проверок осуществляется путем подписания соглашения.
Как указывает истец, в рамках плановой выездной проверки Федеральным казначейством установлено нарушение обществом подпункта "г" пункта 7 и подпункта "г" пункта 8 Правил.
Истец пояснил, что у ответчика отсутствовало подтверждение (справка) задолженности по налогам и сборам по состоянию на 1 число месяца, предшествующего дате подачи заявки на предоставление субсидии. Отсутствие у получателя заложенности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации, является одним из условий выдачи субсидии. В случае выявления у получателя субсидии задолженности, он обязуется вернуть субсидию в федеральный бюджет (п. 4.3.3.2 соглашения).
В дополнение к этому Федеральное казначейство направило в Ростуризм информацию о наличии у ответчика задолженности по налогам и сборам по состоянию на 1-е число месяца, предшествующего дате подачи заявки на предоставление субсидии (письмо Федерального казначейства N 07-04-04/17-16049 от 29.06.2022, л.д. 14-16).
В пункте 4.3.5.2 соглашения установлена обязанность получателя возвращать в федеральный бюджет субсидию в размере и в сроки, определенные в направленном требовании.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца.
Вопреки доводам ответчика, судом учтено, что в подпункте "г" пункта 7 Правил, получателем субсидии может быть туроператор, у которого на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется подача заявки, отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. При этом, в соответствии с подпунктом "а" пункта 8 Правил для получения субсидии туроператор представляет в Ростуризм также заявку, заверенную подписями руководителя и главного бухгалтера (при наличии) туроператора и скрепленную печатью туроператора (при наличии), содержащую полное наименование туроператора, (2) основание предоставления субсидии, (3) дату направления заявки. В подпункте "г" пункта 8 Правил установлено требование туроператора представить для получения субсидии справку налогового органа, подтверждающую отсутствие у туроператора на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется подача заявки, неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, принимая во внимание положения подпункта "г" пункта 7 во взаимосвязи с подпунктом "а" пункта 8 Правил, именно от даты направления заявки на предоставление субсидии исчисляется месячный срок и соответственно определяется дата документа, представляемого в Ростуризм, согласно которому заявителем подтверждается отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Заявка о предоставлении субсидии ООО "СК "Созвездие" датирована 26 ноября 2019 года. Следовательно, по состоянию на 1 октября 2019 г. у ООО "СК "Созвездие" не должно быть неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В составе заявки ООО "СК "Созвездие" была представлена справка ИФНС по состоянию на 1 ноября 2019 г. и 24 октября 2019 г. Справка по состоянию на 01.10.2019 предоставлена не была.
Между тем, как указано выше и не опровергнуто ответчиком, Информацией, полученной из Федеральной налоговой службы, направленной Федеральным казначейством в Ростуризм письмом от 29 июня 2022 г. N 07-04-04/17-16049, подтверждается наличие у ООО "СК "Созвездие" неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на 1 октября 2019 года.
Пунктом 4.1.5 соглашения устанавливается обязанность Ростуризма в случае установления Агентством или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте (ах) нарушения Получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Правилами и Соглашением, в том числе указания в документах получателем в соответствии с соглашением, недостоверных сведений направлять получателю субсидии требование об обеспечении возврата субсидии в федеральный бюджет в размере и сроки, определенные в указанном требовании.
При этом ссылка ответчика на то, что истец, зная об отсутствии справки по состоянию на 01.10.2019, выдал субсидию, в связи с чем в действиях ответчика нет недобросовестности поведения, не является основанием к отмене решения суда.
В пункте 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2020, разъяснено, что излишне выплаченные в качестве мер социальной поддержки денежные средства в силу положений пункта 1 статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
В данном случае недобросовестность ответчика заключается в том, что он, зная об отсутствии оснований для получения субсидии ввиду недоимки по налогам и иным платежам, обратился в Ростуризм за предоставлением субсидии.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального права правильно применены судом, нарушений норм процессуального права не установлено.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 21 апреля 2023 года по делу N А40-287490/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Е.Б. Расторгуев |
Судьи |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-287490/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ
Ответчик: ООО "СУДОХОДНАЯ КОМПАНИЯ "СОЗВЕЗДИЕ"
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО