г. Санкт-Петербург |
|
29 июня 2023 г. |
Дело N А56-2067/2023 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Загараева Л.П.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15552/2023) АО "ЛСР. Базовые Материалы" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.04.2023 по делу N А56-2067/2023, принятое
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к АО "ЛСР. Базовые Материалы"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - Истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к акционерному обществу "ЛСР. Базовые Материалы" (далее - Ответчик, АО "ЛСР") о взыскании 62 004 руб. 44 коп.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 24.04.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Ответчик, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований иска.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам, в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 27.08.2021 между ОАО "РЖД" и АО "ЛСР. Базовые материалы" (Владелец) заключен Договор N 6ЭП/21/М на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования (далее - Договор), которым урегулировали отношения сторон, связанные с эксплуатацией железнодорожного пути необщего пользования, обслуживаемого локомотивом Владельца, примыкающего 1 маневровый район (ветка N 3) является продолжением прочего пути N ВЗ станции Кузнечное, 2 маневровый район: ветка N 1 является продолжением прочего пути N В1 станции Кузнечное, ветка N 4 является продолжением прочего пути N В4 станции кузнечное, 3 маневровый район (ветка N 2) является продолжением прочего пути N В2 станции Кузнечное. Срок действия с 01.12.2021 по 28.02.2022.
В соответствии с пунктом 17.3 Владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от принадлежности в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров по ставкам таблицы N 1 раздал 2 приложения к приказу ФСТ от 29.04.2015 N 127-т/1. В случае задержки вагонов, подвижного состава независимо от его принадлежности в ожидании подачи перевозчиком составляется акт общей формы ГУ-23 с внесением в него сведений о количестве и номерах вагонов (подвижного состава) задержанных в ожидании подачи.
19.11.2021 между ОАО "РЖД", АО "ЛСР" и АО "Федеральная грузовая компания" (Грузовладелец) заключен Договор N 54/21 о взаимодействии, взаимной ответственности сторон и порядке расчетов по подаче и уборке вагонов, плате за пользование вагонами на железнодорожном пути необщего пользования (далее - Договор N 54/21), в соответствии с которым перевозчик производит передачу, прием, подачу и уборку прибывших в адрес Грузовладельца вагонов на условиях договора 6ЭП/21/А от 27.08.2021.
В соответствии с пунктом 6 Договора N 54/21 Владелец и Грузовладелец обязаны соблюдать технологические сроки оборота вагонов, установленные Договором, влекущие невозможность подачи вагонов к местам погрузки, выгрузки, перевозчик осуществляет задержку вагонов в пути следования до момента устранения обстоятельств, послуживших основанием для такой задержки. Факт задержки удостоверяется актом общей формы ГУ-23ВЦ/Э.
Согласно пункта 8 Договора 54/21 Владелец оплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава, независимо от принадлежности, в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров по ставкам таблицы N 1 раздела 2 приложения к приказу ФСТ от 29.04.2015 N 127-т/1, а в случае задержки вагонов, контейнеров, подвижного состава в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, - по ставкам таблицы N 2 раздела 2 приложения к приказу ФСТ от 29.04.2015 N 127-т/1.
В период с 13 по 17 декабря 2021 года на путях общего пользования станции Кузнечное в ожидании подачи на подъездной путь необщего пользования простаивали вагоны, прибывшие в адрес Владельца, грузовладельца по причинам, зависящим от Общества.
О прибытии вагонов и времени подачи на подъездной путь необщего пользования Ответчик был уведомлен в соответствии с условиями Договора по телефону с внесением соответствующих записей в книгу уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку (ГУ-2).
Для удостоверения факта простоя вагонов были составлены акты общей формы 1/3308 от 14.12.2021, 1/3402 от 16.12.2021, 1/3264 от 13.12.2021, 1/3335 от 14.12.2021,1/3400 от 16.12.2021, 1/3282 от 13.12.2021, 1/3308 от 14.12.2021, 1/3420 от 17.12.2021, 1/3426 от 17.12.2021, 1/3394 от 16.12.2021, 1/3372 от 15.12.2021, 1/3388 от 15.12.2021.
Время подачи вагонов на железнодорожный путь необщего пользования подтверждается памятками приемосдатчика на подачу вагонов, подписанными сторонами в отсутствие возражений.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами Ответчику на основании статьи 39 УЖТ РФ начислена плата за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе в размере 59 488 руб. 80 коп.
Истцом в адрес Ответчика была направлена досудебная претензия, которая осталась без удовлетворения, что явилось основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, признав требования истца обоснованными по праву и по размеру, иск удовлетворил полностью.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных данной статьей, оформляется акт общей формы (часть 19 статьи 39 Устава).
Согласно пункту 35 постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" время нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей (технологический срок оборота вагонов), исчисляется с момента передачи владельцу таких путей вагонов, контейнеров на выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути.
В материалы дела представлены акты общей формы, составленные в связи с простоем вагонов АО "ЛСР", которые содержат все необходимые сведения, подписанные Ответчиком без возражений, а также выкопировки из Книги уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку (ГУ-2), подтверждающие передачу уведомлений АО "ЛСР" о времени подачи вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, памятки приемосдатчика на подачу и уборку вагонов. Отсутствие вины в невыполнении технологических сроков оборота вагонов ответчиком не доказано.
Материалами дела подтверждается, что в декабре 2021 года на станцию Кузнечное в адрес Ответчика следовали вагоны, которые, несмотря на готовность их к подаче, простаивали на путях станций по причинам, зависящим от АО "ЛСР", а именно из-за невозможности подачи вагонов на выставочные пути, поименованные в Договоре, о чем составлены акты общей формы.
Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами в совокупности и взаимосвязи подтверждена правомерность начисления истцом ответчику обусловленной статьей 39 УЖТ РФ платы, в связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в части взыскания платы.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании и 2 515 руб. 64 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.02.2022 по 31.03.2022 и с 04.10.2022 по 30.12.2022.
В силу статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Расчет суммы процентов признан судом правильным.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск.
Обжалуемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся, согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24 апреля 2023 года по делу N А56-2067/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-2067/2023
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: АО "ЛСР. БАЗОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ"