г. Москва |
|
28 июня 2023 г. |
Дело N А40-281801/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Верстовой М.Е.
судей: Мартыновой Е.Е., Веклича Б.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи В.О. Тимошенко
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО Фирма "Посейдон"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от "10" апреля 2023 г.
по делу N А40-281801/2022, принятое судьёй К.Г. Мороз
по иску ООО Фирма "Посейдон" (ИНН 6509013155, ОГРН 1026501021084)
к Федеральному агентству по рыболовству (ИНН 7702679523, ОГРН 1087746846274)
третьи лица: Министерство Финансов Российской Федерации, ГК Внешэкономбанк
об обязании обеспечить наделение ООО Фирма "Посейдон" квотами на вылов минтая в гарантированном объеме 15 тысяч тонн ежегодно в течение всего срока действия кредитного соглашения
при участии в судебном заседании:
от истца: Мазаев Р.И. (по доверенности от 12.12.2022),
Крапоткина А.Н. (по доверенности от 12.01.2023)
от ответчика: Быченкова А.А. (по доверенности от 05.04.2023)
от третьих лиц: от ГК Внешэкономбанк - Комаров А.А. (по доверенности от 12.12.2022),
от Министерства Финансов Российской Федерации - Комаров А.А. (по доверенности от 31.01.2023),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Фирма "Посейдон" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Федеральному агентству по рыболовству (далее - ответчик) об обязании обеспечить наделение ООО Фирма "Посейдон" квотами на вылов минтая в гарантированном объеме не менее 15 тысяч тонн ежегодно, начиная с 01 января 2023 года до даты полного погашения задолженности ООО Фирма "Посейдон" в соответствии с условиями соглашения о частичном переводе долга и реструктуризации задолженности N 050004-4/ПС от 31.12.2010 с учетом последующих изменений и/или дополнений (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство Финансов Российской Федерации и ГК Внешэкономбанк.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.04.2023 в иске отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Москвы и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, заявитель указал на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, что привело к несоответствию выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, иск удовлетворить.
Представитель ответчика возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, представил письменный отзыв на жалобу.
Представитель третьих лиц, вопрос по удовлетворению заявленных требований оставил на усмотрение суда. Представил письменные пояснения.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы на основании следующего.
ООО Фирма "Посейдон" является владельцем высокотехнологичного рыболовного траулера СРТМ "Мыс Курбатова" типа "Стеркодер", построенного по проекту FVS-419 за счет кредита немецкого банка Кредитанштальт Фюр Видерауфбау (Kreditanstalt Fur Wiederaufbau), предоставленного под государственные гарантии Российской Федерации на основании кредитного соглашения N 8970 от 07.04.1992.
В порядке подготовки к подписанию кредитного соглашения Распоряжением Правительства РФ от 21.03.1992 N 534-р Комитету рыбного хозяйства при Минсельхозе России было предоставлено право выдавать гарантии о наделении квотами на вылов для судов, построенных по проекту FVS-419, в течение всего срока действия кредитного соглашения в целях обеспечения необходимых условий для надлежащего исполнения кредитных обязательств по указанному соглашению.
22.04.1992 Первый Заместитель Министра Сельского хозяйства и Председатель Госкомитета РФ по рыболовству В.Ф. Корельский подтвердил и гарантировал отсутствие ограничений по количеству рыбы, которое может выловить построенное судно.
01.03.1999 Председатель Государственного комитета РФ по рыболовству Ермаков Н.А. в своем письме исх. N 02-36/626 в адрес немецкого банка KfW подтвердил вышеуказанные обязательства по наделению судов проекта FVS-419 квотами на вылов в размере 15 тыс. тонн на каждое судно ежегодно.
В 2001 году права требования по кредитному соглашению были переуступлены немецким банком KfW Внешэконбанку на основании Постановления Правительства РФ от 09.02.2001 N 93 "О завершении работы по урегулированию задолженности по кредитам немецкого банка "Кредитанштальт фюр Видерауфбау" и Соглашения о приобретении прав требования и финансирования от 16.03.2001.
В результате состоявшейся уступки произошла перемена лиц в обязательстве (кредитном соглашении), которое продолжило свое действие с новым кредитором ГК "Внешэкономбанк", действующим в качестве агента Правительства РФ от имени и за счет Российской Федерации.
В период с 2006 по 2009 год в рамках арбитражных дел N А40-59218/06 и N А59-1953/07 рассматривался иск Министерства финансов РФ о взыскании задолженности с участников проекта FVS-419, включая истца по настоящему делу (ООО Фирма "Посейдон").
В удовлетворении иска Минфина РФ было отказано во всех инстанциях.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Сахалинской области от 23.11.2007 по делу N А59-1953/07установлено, что Российская Федерация не исполнила свои обязательства по обеспечению судов (включая судно истца) необходимым количеством квот на вылов в размере 15 000 тонн на каждое судно ежегодно.
В решении Арбитражного суда Сахалинской области от 23.11.2007 по делу N А59-1953/07-С 12 суд указывает, что данные обстоятельства необходимо оценивать применительно к статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, истец считает, что фактически судом сделан вывод о наличии признаков злоупотребления правом со стороны Российской Федерации.
Суд указал на неисполнении Российской Федерацией в полном объеме своих обязательства перед истцом.
12.04.2010 принято Распоряжение Правительства РФ N 521-р, во исполнение которого 31.12.2010 между ГК "Внешэкономбанк", действующего в качестве агента Правительства РФ от имени и за счет РФ, и ООО фирма "Посейдон" подписано Соглашение N 050004-4/ПС о частичном переводе долга и реструктуризации задолженности на основании кредитного соглашения от 07.04.1992.
В соответствии с условиями Соглашения о реструктуризации ООО Фирма "Посейдон", выступая фрахтователем рыболовного судна СРТМ "Мыс Курбатова", построенного по проекту FVS-419, берет на себя обязательства по погашению части консолидированной задолженности в бюджет Российской Федерации, которая образовалась по кредитному соглашению перед иностранным банком, ранее выданному на постройку серии рыболовных судов данного проекта.
При этом кредитное соглашение продолжило свое действие в измененном составе его участников (перевод долга непосредственно на фрахтователей судов, включая истца по настоящему делу) и с учетом внесенных в него изменений (реструктуризация задолженности в качестве бюджетной).
В соответствии с дополнительным соглашением N 1 от 15.10.2012 к вышеуказанному соглашению N 050004-4/ПС от 31.12.2010 график погашения задолженности ООО Фирма "Посейдон" составлен на период до 01 января 2027 года.
Указанные финансовые обязательства истца по судну на период до 01.01.2027 включены в ежегодную доходную часть федерального бюджета.
Согласно графику, остаток обязательств ООО фирма "Посейдон" перед федеральным бюджетом составляет 1 653 237,04 долларов США (основной долг и проценты), а также штрафные санкции за просрочку платежа в размере 2 624 258,16 долларов США.
В подпункте (г) пункта 4.1 кредитного соглашения от 07.04.1992 содержится ссылка на письмо Комитета рыбного хозяйства РФ, согласно которому "...Правительство Российской Федерации или любое министерство, управление или компетентные органы власти не вводят ограничения на количество рыбы, которое Судно может выловить в территориальных водах Российской Федерации, или которое может быть выловлено судном, плавающим под Российском флагом, а также не требуется никакая лицензия при этом, и никакие сборы, лицензионные платы, налоги или начисления не будут взиматься с Доходов от Продажи Уловов".
Как следует из Протокола совещания у Председателя Госкомрыболовства РФ 01.03-03.03.1999 и Письма Председателя Госкомрыболовства РФ от 01.03.1999 N 02-36/626, Государственный комитет по рыболовству РФ гарантировал выделение квот на вылов минтая в размере 15 тысяч тонн на каждое судно ежегодно в течение всего срока действия кредитного соглашения от 07.04.1992.
Истец считает, что в связи с тем, что Кредитное соглашение является действующим (с учетом состоявшейся перемены лиц в обязательстве), включая вышеуказанный пункт, обязывающий поддерживать вышеуказанный объем выделяемых квот на каждое судно проекта FVS-419.
Однако гарантированный Госкомрыболовством РФ объем квот (15 000 тонн в год) в течение всего периода эксплуатации истцом судна предоставлялся неравномерно и никогда не предоставлялся в заявленном гарантированном объеме, а после заключения Соглашения о приобретении прав требования и финансирования от 16.03.2001, изначально заниженные объемы выделяемых истцу квот, резко сократились, о чем свидетельствует представленная истцом таблица с объемами выделенных истцу квот на вылов рыбы в период с 1995 по 2022.
Истец пояснил, что изначально практиковавшийся принцип выделения квот "под киль", предполагавший обеспечение квотами каждого судна, при условии получения лицензии на его приобретение, сменил так называемый "исторический принцип" и продажа квот на аукционах производится независимо от наличия судна.
В частности, Постановлением Правительства РФ от 27.12.2000 N 1010 "О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации" была введена продажа промышленных квот на вылов водных биологических ресурсов на аукционе, что существенно увеличило расходы истца.
Постановлением Правительства РФ от 29.05.2017 N 648 "О закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства" были введены новые правила распределения квот.
Согласно новым правилам из общего допустимого улова (ОДУ), наряду с ранее существовавшими несущественными "вычетами" на научные исследования, нужды коренных народов и т.п., подлежат вычету так называемые инвестиционные квоты (для обеспечения судов, строящихся в РФ) в размере 44% от ОДУ, что критически сокращает количество квот для большинства действующих рыболовецких компаний, включая истца.
Истец пояснил, что на текущий момент такой инвестиционный вычет уже составляет 20%, а в случае принятия федерального закона о дополнительном изъятии 24% квот вылова водных биоресурсов, истец лишится суммарно 44% своих квот на вылов минтая, что поставит предприятие на грань банкротства и создаст риски неисполнения им обязательств перед федеральным бюджетом.
С учетом изложенного объем квот на вылов в отношении судна истца сокращался, а с учетом последних уже состоявшихся и планирующихся в ближайшем будущем изменений законодательства объем квот на вылов в отношении судна истца становится критически недостаточным, что создает реальную угрозу неисполнения или ненадлежащего исполнения истцом своих бюджетных обязательств, о чем указано в приведенных истцом сравнительных таблицах - приложения 22-24 приложений к иску. СРТМ "Мыс Курбатова" наделено квотами в размере около 8 тыс. тонн, что составляет 54% от требуемого объема.
Такого объема недостаточно для надлежащего исполнения финансовых обязательств перед бюджетом.
При этом обязательство по наделению истца квотами на вылов в объеме, необходимом для исполнения истцом своих кредитных обязательств перед бюджетом, прямо следует из кредитного соглашения с учетом внесенных в него изменений и состоявшейся перемены лиц в обязательстве.
Обращения истца в Федеральное агентство по рыболовству, в другие инстанции ни к чему не привели.
Указанным изменением порядка регулирования квот на вылов биоресурсов нарушаются договорные обязательства и ранее выданные гарантии по долгосрочным обязательствам, которые также, на момент их создания, являлись востребованным и одобренным государством подходом к решению стоящих перед рыболовецкой отраслью задач.
В период с 1995 года по 2001 года истец инвестировал в проект FVS-419 1 646 000 долларов США.
Истцом была получена лицензия (разрешение) от Госкомрыболовства на приобретение судна СРТМ "Мыс Курбатова" и гарантия по кредитному договору на обеспечение этого судна квотами в целях создания необходимых условий для надлежащего исполнения истцом обязательств перед бюджетом по кредитному соглашению.
Государство в лице Федерального агентства по рыболовству свои гарантийные обязательства не исполняет и, злоупотребляя правом, не учитывает наличие у него обязательств, вытекающих из кредитного соглашения и ранее выданных гарантий, по наделению истца квотами в гарантированном объеме 15 000 тонн ежегодно.
Суд первой инстанции установил, что истец избрал ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Стороны находятся в гражданско-правовых отношениях, которые также регулируются Федеральным законом от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и иными нормативно-правовыми актами в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Вместе с тем, заявленные исковые требования ООО фирма "Посейдон" противоречат частям 4 и 5 статьи 57 Закона о рыболовстве и пунктам 30 и 31 Правил распределения квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2018 N 88 по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 12 и 13 статьи 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года N 349-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов", установлено, что общий допустимый улов водных биоресурсов - научно обоснованная величина годовой добычи (вылова) водных биоресурсов конкретного вида в определенных районах, установленная с учетом особенностей данного вида; квота добычи (вылова) водных биоресурсов - часть общего допустимого улова водных биоресурсов, определяемая в целях осуществления рыболовства.
В соответствии с частью 3 и частью 4 статьи 29.3 Закона о рыболовстве общий допустимый улов определенных видов водных биоресурсов в определенных районах добычи (вылова) водных биоресурсов, распределяемый применительно к квоте добычи (вылова) водных биоресурсов на инвестиционные цели, не должен превышать двадцать процентов общих допустимых уловов таких водных биоресурсов в соответствующих районах добычи (вылова), распределяемых применительно к квоте, предусмотренной пунктом 8 части статьи 30 Закона о рыболовстве, в зависимости от видов водных биоресурсов в определенных районах добычи (вылова) водных биоресурсов.
Согласно части 7 статьи 29.3 Закона о рыболовстве перечень видов водных биологических ресурсов в определенных районах добычи (вылова), в отношении которых предоставляются права на добычу (вылов), а также выделена квота на инвестиционные цели, требования к объектам инвестиций и к инвестиционным проектам, порядок расчета обеспечения реализации инвестиционных финансовым обеспечением или правами на добычу (вылов) водных биологических ресурсов утверждаются Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2017 года N 764-р утвержден перечень видов водных биологических ресурсов в определенных районах добычи (вылова), в отношении которых предоставляются права на добычу (вылов), а также выделена квота на инвестиционные цели, а постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2017 года N 633 утверждены требования к объектам инвестиций и инвестиционным проектам в области рыболовства, и правила расчета обеспечения реализации инвестиционных проектов в области рыболовства финансовым обеспечением или правами на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
В соответствии со статьей 57 Закона о рыболовстве, вступившей в силу с 1 апреля 2018 года, квота добычи (вылова) водных биоресурсов в морских водах распределяется в долевом соотношении между лицами, указанными в части 3 статьи 16 Закона о рыболовстве, у которых срок действия договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства, за исключением промышленного рыболовства в пресноводных водных объектах, и (или) договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления прибрежного рыболовства истекает до 31 декабря 2018 года, путем заключения с такими лицами договоров о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов в морских водах на пятнадцать лет.
Согласно статьи 31.1 Закона о рыболовстве, вступившей в силу с 1 апреля 2018 года, объем общего допустимого улова водных биоресурсов, распределенного применительно к квоте добычи (вылова) водных биоресурсов в морских водах или к международной квоте, предоставленной Российской Федерации, распределяется и рассчитывается между лицами, с которыми заключены договоры о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов в морских водах или договоры о закреплении доли международной квоты, предоставленной Российской Федерации.
При этом, объем водных биоресурсов, предоставляемых пользователю ежегодно рассчитывается как произведение закрепленной за лицом договором о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов доли соответствующей квоты добычи (вылова) водных биоресурсов и объема общего допустимого улова водных биоресурсов, распределенного применительно к квоте добычи (вылова) водных биоресурсов в морских водах или к международной квоте, предоставленной Российской Федерации, для осуществления таким лицом промышленного рыболовства, с учетом повышающего коэффициента, равного 1,2 при осуществлении прибрежного рыболовства.
Согласно части 5 статьи 57 Закона о рыболовстве и пункту 31 Правил определяется удельный вес (доля) соответствующего вида рыболовства (промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства), осуществленного за девять лет, предшествующих расчетному году, в суммарном объеме общих допустимых уловов, распределенных применительно к соответствующей квоте добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления прибрежного рыболовства, за девять лет предшествующих расчетному году, и суммарном объеме общих допустимых уловов, распределенных применительно к соответствующей квоте добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства, за этот же период.
В случае удовлетворения настоящего иска Росрыболовство фактически обязано будет применить подход по распределению и выделению квот добычи (вылова) не предусмотренный действующим законодательством, и который ставит в неравные условия лиц, осуществлявших промышленное рыболовство, поскольку предлагается выделить квоту в измеряемых величинах (тоннах и килограммах).
В силу положений пунктов 12-14 статьи 1 Закона о рыболовстве квота добычи (вылова) водных биологических ресурсов определяется как часть общего допустимого улова водных биоресурсов, представляющего собой, в свою очередь, научно обоснованную величину годовой добычи (вылова) водных биоресурсов конкретного вида.
При этом часть квоты добычи (вылова) водных биоресурсов (доля квоты), закрепляемая за лицами, у которых возникает право на добычу (вылов) водных ресурсов, выражается в процентах.
Таким образом, при распределении между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями соответствующей квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, суммарная величина долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов конкретного вида принимается за 100 процентов.
Полномочия по распределению и закреплению квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и Каспийском море для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства возложены на Федеральное агентство по рыболовству (Постановление Правительства РФ от 11.06.2008 N 444 "О Федеральном агентстве по рыболовству" и части 7 статьи 31 Закона о рыболовстве).
Квота добычи (вылова) конкретного водного биоресурса распределяется в долевом соотношении между лицами, с которыми заключены договоры о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, и не может превышать 100 процентов. ООО фирма "Посейдон" не представило доказательств со ссылкой на статьи закона и иные нормативные подтверждающих наличие у истца преимущественного права на изменение размера долей квот в абсолютных величинах в целях исполнения заемных обязательств.
В рамках имеющихся действующих договоров между Росрыболовством и ООО фирма "Посейдон" - федеральный орган исполнительной власти в полной мере выполняет свои обязательства.
Надлежащих доказательств в обоснование исковых требований, в том числе подтверждающих нарушение прав и законных интересов истца ответчиком, истцом не представлено, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в иске.
Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Суд первой инстанции верно установил, что заявленные исковые требования, а также обоснование заявленных требований к Росрыболовству противоречит действующего законодательству.
Росрыболовство, являясь органом исполнительной власти, действует исключительно в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий.
Отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов регулируются Федеральным законом от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и иными нормативно-правовыми актами.
Суд первой инстанции верно установил, что заявленные исковые требования ООО Фирма "Посейдон" противоречат частям 4 и 5 статьи 57 Закона о рыболовстве и пунктам 30 и 31 Правил распределения квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2018 N 88 по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 12 и 13 статьи I Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года N 349-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный чакон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов", установлено, что общий допустимый улов водных биоресурсов - научно обоснованная величина годовой добычи (вылова) водных биоресурсов конкретного вида в определенных районах, установленная с учетом особенностей данного вида; квота добычи (вылова) водных биоресурсов - часть общего допустимого улова водных биоресурсов, определяемая в целях осуществления рыболовства.
В соответствии с частью 3 и частью 4 статьи 29.3 Закона о рыболовстве общий допустимый улов определенных видов водных биоресурсов в определенных районах добычи (вылова) водных биоресурсов, распределяемый применительно к квоте добычи (вылова) водных биоресурсов на инвестиционные цели, не должен превышать двадцать процентов общих допустимых уловов таких водных биоресурсов в соответствующих районах добычи (вылова), распределяемых применительно к квоте, предусмотренной пунктом 8 части статьи 30 Закона о рыболовстве, в зависимости от видов водных биоресурсов в определенных районах добычи (вылова) водных биоресурсов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2017 года N 764-р утвержден перечень видов водных биологических ресурсов в определенных районах добычи (вылова), в отношении которых предоставляются права на добычу (вылов), а также выделена квота на инвестиционные цели, а постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2017 года N 633 утверждены требования к объектам инвестиций и инвестиционным проектам в области рыболовства, и правила расчета обеспечения реализации инвестиционных проектов в области рыболовства финансовым обеспечением или правами на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
В соответствии со статьей 57 Закона о рыболовстве, вступившей в силу с 1 апреля 2018 года, квота добычи (вылова) водных биоресурсов в морских водах распределяется в долевом соотношении между лицами. указанными в части 3 статьи 16 Закона о рыболовстве, у которых срок действия договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства, за исключением промышленного рыболовства в пресноводных водных объектах, и (или) договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления прибрежного рыболовства истекает до 31 декабря 2018 года, путем заключения с такими лицами договоров о закреплении доли квоты добычи (вылова) йодных биоресурсов в морских водах на пятнадцать лет.
В случае удовлетворении настоящего иска Росрыболовство фактически обязано будет применить подход по распределению и выделению квот добычи (вылова) не предусмотренный действующим законодательством, и который ставит в неравные условия лиц, осуществлявших промышленное рыболовство, поскольку предлагается выделить квоту в измеряемых величинах (тоннах и килограммах).
В силу положений пунктов 12-14 статьи 1 Закона о рыболовстве квота добычи (вылова) водных биологических ресурсов определяется как часть общего допустимого улова водных биоресурсов, представляющего собой, в свою очередь, научно обоснованную величину годовой добычи (вылова) водных биоресурсов конкретного вида. При этом часть квоты добычи (вылова) водных биоресурсов (доля квоты), закрепляемая за лицами, у которых возникает право на добычу (вылов) водных ресурсов, выражается в процентах.
Таким образом, при распределении между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями соответствующей квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, суммарная величина долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов конкретного вида принимается за 100 процентов.
Полномочия по распределению и закреплению квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и Каспийском море для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства возложены на Федеральное агентство по рыболовству.
Квота добычи (вылова) конкретного водного биоресурса распределяется в долевом соотношении между лицами, с которыми заключены договоры о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов (далее - пользователи), и не может превышать 100 процентов.
ООО Фирма "Посейдон" не представило доказательств со ссылкой на статьи закона и иные нормативные подтверждающих наличие у истца преимущественного права на изменение размера долей квот в абсолютных величинах в целях исполнения заемных обязательств.
Процентное соотношение доли квоты в договоре соответствует требованиям действующего законодательства и не влечет ограничения права заявителя на экономическую деятельность по добыче указанных биоресурсов в измеряемых величинах (тоннах и килограммах) и реализации добытых биоресурсов по определяемым заявителем ценам в конкретном временном периоде, поскольку само по себе право на добычу (вылов) водных биоресурсов закреплено за ООО Фирма "Посейдон" на основании договора о закреплении долей квот добычи (вылов) водных биоресурсов, заключенного с Росрыболовством.
Указанное право па добычу водных биоресурсов предоставлено ООО Фирма "Посейдон" государством на безвозмездной основе, то есть с нулевой первоначальной стоимостью, в связи с чем в балансе, ООО Фирма "Посейдон" не отражено, а потому данное право не является каким-либо активом и не подлежит оценке, а также не может быть реализовано как имущественное.
Вместе с тем, между Росрыболовством и ООО фирма "Посейдон" заключены следующие договоры на вылов водных биологических ресурсов.
Также между Росрыболовством и ООО Фирма "Посейдон" заключен договор N ДВ-М-1908 от 30.08.2018 о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов. Указанный договор расторгнут.
В рамках иных имеющихся договоров между Росрыболовством и ООО Фирма "Посейдон" имеется полное освоение, согласно статистическим данным, предоставленным ФГБУ "Центр системы мониторинга рыболовства и связи".
Таким образом, в рамках имеющихся действующих договоров между Росрыболовством и ООО Фирма "Посейдон" - федеральный орган исполнительной власти в полной мере выполняет свои обязательства.
Надлежащих доказательств в обоснование исковых требований, в том числе подтверждающих нарушение прав и законных интересов истца ответчиком, истцом не представлено.
При наличии законодательного регулирования спорных правоотношений, истцом не доказана исключительная необходимость установления в судебном порядке обеспечить наделение истца квотами на вылов минтая в гарантированном объеме не менее 15 тысяч тонн ежегодно, начиная с 01.01.2023 до даты полного погашения задолженности ООО фирма "Посейдон" в соответствии с условиями соглашения о частичном переводе долга и реструктуризации задолженности N 050004-4/ПС от 31.12.2010 с учетом последующих изменений и/или дополнений.
Истцом выбран ненадлежащий способ защиты права, так как исковые требования направлены на пересмотр норм действующего законодательства в области рыболовства.
При таких обстоятельствах, приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, не могут являться основанием для отмены судебного акта.
Арбитражный суд города Москвы полно, всесторонне и объективно установил и рассмотрел обстоятельства дела, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка с позиции их относительности, допустимости и достоверности, правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10 апреля 2023 по делу N А40-281801/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.Е. Верстова |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-281801/2022
Истец: ООО ФИРМА "ПОСЕЙДОН"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
Третье лицо: ГК "Внешэкономбанк", Министерство финансов РФ, ГК "ВЭБ.РФ"