г. Москва |
|
29 июня 2023 г. |
Дело N А41-2717/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Немчиновой М.А., Стрелковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания Юлгушевым Р.Р.,
при участии в заседании:
от ТСН "Московское-2" (истец) - Горбачев И.И. по доверенности от 04.10.2022 года, паспорт, диплом;
от Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (ответчик) - Зоболева Н.В. по доверенности от 04.10.2022 года, паспорт, диплом;
от ООО "Статус" (3-е лицо) - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ТСН "Московское-2" на решение Арбитражного суда Московской области от 27 апреля 2023 года по делу N А41-2717/23, по заявлению ТСН "Московское-2" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" об обязании, о признании незаконным решения об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления от 13.12.2022 N Р001- 6301275740-66208057,
3-е лицо: ООО "Статус",
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников недвижимости "Московское-2" (далее - заявитель, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - заинтересованное лицо, Госжилинспекция по МО, Инспекция) с требованиями:
- признать незаконным решение Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" N P001-6301275740- 66208057 от 13.12.2022 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления;
-обязать Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" внести изменения в реестр лицензий Московской области в соответствии с заявлением Товарищества собственников недвижимости "Московское-2" N P001-6301275740-66208057 от 18.11.2022.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 апреля 2023 года по делу N А41-2717/23 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ТСН "Московское-2" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в части возложения на Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" обязанности незамедлительно внести в реестр лицензий Московской области сведения об изменении способа управления и управления МКД, расположенным по адресу: Московская область, г.о. Химки, мкр. Сходня, ул. Ленинградская, д.3 корп. 1 - ТСН "Ленинградская 3-1" с 1 мая 2023.
Проверка обжалуемого решения в соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" проводится арбитражным судом лишь в оспариваемой части.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представитель Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя 3-го лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
21 августа 2022 г. общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский т.о., г. Сергиев Посад, Московское ш., д. 7 корп. 2, было принято решение о расторжении договора управления с управляющей организацией ООО "Статус" и выборе способа управления общим имуществом многоквартирного дома посредством Товарищества собственников жилья и создание ТСН "Московское-2".
18.11.2022 ТСН направлено заявление в Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, с приложением пакета документов.
По результатам рассмотрения заявления 13.12.2022 заинтересованным лицом принято решение N Р001-6301275740-66208057 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления на основании пп. "д" п.3 Порядка, а именно:
- в нарушение требования, установленного подпунктом "д" пункта 3 Порядка, в заявлении отсутствуют сведения о размещении копии протокола общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива или правления товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива о дате начала управления многоквартирным домом в системе.
Заявитель, полагая, что решение заинтересованного лица вынесено в отсутствии законных оснований, обратилось с настоящим заявлением в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 198, 200 АПК РФ, исходил из следующего.
Согласно ч.1 ст.192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
К отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенностей, установленных ЖК РФ (ч.5 ст. 192 ЖК РФ).
Частью 1 ст. 195 ЖК РФ предусмотрено, что сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (ч.2 ст. 195 ЖК РФ).
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет", который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Часть 3 статьи 198 ЖК РФ предусматривает, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 указанной статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок, который определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Согласно п.2 Порядка изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего соответствующие сведения в отношении МКД, а пунктом 3 Порядка предусмотрено, что к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются ряд документов.
Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 указанного Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 указанного Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления (п.4 Порядка).
Согласно пункту 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения установленных условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 указанного Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении; в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении, д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в п. 5 указанного Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с п. 7 указанного Порядка (п. 6 Порядка).
13.12.2022 заинтересованным лицом по результатам рассмотрения заявления ТСН принято решение N Р001-6301275740- 66208057 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления на основании пп. "д" п.3 Порядка, выразившееся в том, что к уведомлению не приложены сведения о размещении копии протокола общего собрания членов товарищества собственников жилья о дате начала управления многоквартирным домом в системе.
Заявитель, обращаясь в суд с заявлением в обосновании своих доводов указывает, что у него отсутствовала возможность исполнения подпункт "д" пункта 3 Порядка, по техническим основаниям.
В силу подпункта "д" пункта 3 Порядка N 938/пр к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, уведомлению о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведениям о прекращении управления многоквартирным домом в случае внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с выбором способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом прилагаются следующие документы:
- сведения о размещении копии протокола(-ов) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе или изменении способа управления многоквартирным домом, об утверждении устава товарищества собственников жилья, об утверждении устава жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом в системе или сведения о дате и способе передачи подлинников решений и протокола(ов) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по указанным вопросам в орган государственного жилищного надзора;
- сведения о размещении копии протокола общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива или правления товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива о дате начала управления многоквартирным домом в системе;
- копия устава товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно Приказу Минкомсвязи России и Минстроя России от 29.02.2016 N 74/114/пр состав сведений о многоквартирных домах, размещаемых в системе организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 198 ЖК РФ, предусмотрен Приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от 29.09.2015 N 368/691/пр.
Приказом от 29.09.2015 N 368/691/пр установлено, что в составе сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства "в системе" подлежат размещению электронный образ протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (в том числе в случае признания конкурса несостоявшимся) или решения (протокола) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации либо протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, сформированный с использованием системы, в случае проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием системы (пункт 2.1 Состава сведений).
Таким образом, лицензиат, при размещении информации о заключении договора управления по результатам общего собрания собственников, обязан разместить в ГИС ЖКХ, в том числе протокол ОСС о выборе управляющей организации и утверждении условий договора управления в полном объёме, с приложениями, являющимися его неотъемлемой частью.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции, заявитель не является лицом осуществляющим управление многоквартирным домом на основании лицензии, поскольку вправе управлять МКД в силу организационного правовой формы и волеизъявления собственников МКД.
Согласно подпункту 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" эксплуатация ГИС ЖКХ осуществляются, в том числе на основе принципа открытости, прозрачности и общедоступности информации, содержащейся в ГИС ЖКХ, недискриминационный доступ к такой информации, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
В ГИС ЖКХ размещено "Руководство пользователя_ЛК Гражданина", доступное для заполнения авторизованным собственникам помещений в МКД - подраздел "Протокол собрания собственников" раздела "Договоры управления".
При рассмотрении спора заявителем представлены доказательства принятия мер по размещению информации в системе ГИС ЖКХ, а именно:
- ответы из системы ГИС ЖКХ на обращения ТСН N 910013 от 29.04.2022 о размещении протокола ТСН, N 910006 от 29.04.2022 о размещении информации ТСН.
- скриншоты страниц с сайта ГИС ЖКХ содержащие пошаговые действия по внесению информации в систему.
Между тем, как следует из представленных прин-скрин страниц, при внесении информации в диалоговом окне появляется информация "Выполнение операции невозможно. Для решения конфликта необходимо обратиться в орган исполнительной власти субъекта, уполномоченный на осуществление государственного жилищного надзора, т. к. в отношении следующего объекта жилищного фонда размещена информация об управлении им другой организацией, осуществляющей деятельность таким объектом. 141304, Московская область, г. Сергиев Посад, Московское шоссе, д. 7, корпус 2, управляется ООО "Статус" (ОГРН 1135038002824) в период с 08.06.2015 по бессрочно" "Выполнение данной операции невозможно. При отсутствии основания управления домом в Системе допустимо размещение информации о голосовании только вопроса "Выбор способа управления многоквартирным домом".
Как следует из материалов дела, ООО Статус" обращалось с заявлением от 13.12.2022 N Р0001-6301275740-66208057 об исключении информации из реестра лицензий Московской области об управлении МКД расположенного по адресу информации 141304, Московская область, г. Сергиев Посад, Московское шоссе, д. 7, корпус 2.
По результатам рассмотрения заявления, Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" отказано во внесении изменений в реестр лицензий Московской области.
Более того, ранее ТСН обращалось с заявлением о внесении изменений в Реестр лицензий в качестве управляющей организации, по результатам которого заинтересованным лицом было отказано, о чем вынесено решение от 14.11.2022, в котором одним из пунктов нарушения требований указан пп. "д" п.3 Порядка., при этом проблемы с загрузкой информации в систему ГИС ЖКХ, у заявителя возник еще раньше, что подтверждается обращениями к системному администратору (л.д. 28-30).
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, заинтересованным лицом было предложено несколько вариантов загрузки сведений в систему ГИС ЖКХ, согласно пошаговой инструкции "Руководства пользователя" и устными разъяснениями представителя Госжилинспекции, выполнение которых для заявителя не дало положительного результата.
Исследовав, представленные в материалы дела доказательства о невозможности Товариществом исполнить требование о размещении информации в системе ГИС ЖКХ, суд первой инстанции пришел к выводу, что у заинтересованного лица наличествовала возможность запроса у заявителя дополнительной информации по технической ошибке при загрузке документов в систему ГИС ЖКХ, и оказания помощи для осуществления в загрузки сведений в систему.
В данном конкретном случае заинтересованное лицо ограничилось формальным отказом без установления обстоятельств, что недопустимо.
Аналогичные выводы изложены в постановлении Арбитражного суда Московского округа по делу А41-89018/21.
Судом первой инстанции, установлено, что дом находится в управлении ТСН "Московское-2", каких либо оснований препятствующих для осуществления управления МКД не выявлено, при этом ранее управлявшей организаций также были предприняты действия по исключению ее из Реестра лицензий, и о включении информации об управлении домом ТСН "Московское-2", в которых Госжилинспекций было отказано.
Изложенные в решении государственного органа основания для отказа во внесении информации носит формальный характер, однако при наличии установленных фактов при рассмотрении настоящего справа включении в реестр информации не нарушит права собственников МКД, а подтвердит фактически существующую ситуацию по управлению МКД, и реализацию их волеизъявления.
Таким образом, материалами дела, не подтверждается факт выявленного заинтересованным лицом нарушения положения Приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр по представлению заявителем документов в неполном объеме, следовательно заинтересованным лицом допущено нарушения прав и законных интересов заявителя, следовательно, решение от 13.12.2022 N Р001-6301275740- 66208057 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области в отношении МКД, расположенного по адресу: 141304, Московская область, г. Сергиев Посад, Московское шоссе, д. 7, корпус 2, подлежит признанию незаконным и отмене, а требования заявителя - удовлетворению.
В качестве восстановления нарушенного права, суд первой инстанции пришел к правомерному о возложении на Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" обязанности незамедлительно внести в реестр лицензий Московской области сведения об изменении способа управления и управления МКД, расположенным по адресу: Московская область, г.о. Химки, мкр. Сходня, ул. Ленинградская, д.3 корп. 1 - ТСН "Ленинградская 3-1" с 1 мая 2023.
Заявитель апелляционной жалобы, возражая против выводов суда первой инстанции о возложении на Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" обязанности незамедлительно внести в реестр лицензий Московской области сведения об изменении способа управления и управления МКД, ссылается на то, что ТСН "Московское-2" не является коммерческой организацией, не осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом, не является управляющей организацией (в понимании ч.2 ст. 161 ЖК РФ) соответственно, сведения о ТСН "Московское-2" не подлежат внесению в Реестр лицензия Московской области как управляющей организации в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, г.о. Сергиево-Посадский, ш. Московское, д.7 к.2.
Данный довод заявителя апелляционной жалобы подлежит отклонению, поскольку, возложение на Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" обязанности незамедлительно внести в реестр лицензий Московской области сведения об изменении способа управления и управления МКД, соответствует требованиям п. 14 Порядка, утвержденного Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
В обжалуемой части решение Арбитражного суда Московской области от 28 апреля 2023 года по делу N А41-2717/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-2717/2023
Истец: ТСН МОСКОВСКОЕ-2
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ