г. Пермь |
|
29 июня 2023 г. |
Дело N А60-3304/2023 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Муталлиевой И.О.,
рассмотрев в порядке ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без вызова сторон апелляционную жалобу ответчика, открытого акционерного общества "Российские железные дороги",
На мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 апреля 2023 года, принятое в порядке упрощенного производства.
по делу N А60-3304/2023
по иску общества с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" (ОГРН 1137232022938, ИНН 7204189710)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
о взыскании задолженности, пени по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" (далее - истец, ООО "Компания "Рифей") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "РЖД") о взыскании задолженности за период февраль, май, июнь, июль 2022 года в размере 6 979 руб. 84 коп., неустойки за период с 11.06.2022 по 21.01.2023 в размере 2 837 руб. 39 коп. с последующим начислением по день фактической оплаты долга, а также 2 000 руб. 00 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 228 АПК РФ.
Решением суда от 27.03.2023, принятым путем подписания резолютивной части, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
10.04.2023 изготовлено мотивированное решение.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование требований апелляционной жалобы заявитель указывает, что потребителем контейнеры, установленные на контейнерных площадках, были заполнены не в полном объеме, при этом объем непосредственно вывезенных ТКО указан в журнале по вывозу ТКО, актах об образовании ТКО. Апеллянт ссылается на ограничение прав ответчика, поскольку отсутствует выбор контрагента на оказание спорных услуг, что исключает возможность заключения договора на иных условиях. Заявитель полагает, что региональным оператором выставлены первичные документы на сумму, превышающую фактически вывезенный объем ТКО, в связи с чем, ответчиком ежемесячно направлялись в адрес регионального оператора мотивированные отказы от приемки оказанных услуг.
Приложенные к апелляционной жалобе документы не приобщаются к материалам дела на основании ч. 2 ст. 272.1 АПК РФ, поскольку по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, дополнительные доказательства судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями ч. 6.1 ст. 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции. Настоящее дело подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства, оснований для принятия дополнительных доказательств не имеется.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 272.1 АПК РФ. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.17aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, ООО "Компания "Рифей" (региональный оператор) в соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Северной зоне (АПО-1) Свердловской области от 18 мая 2018 года, заключенным с Министерством энергетики и ЖКХ Свердловской области, является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (региональный оператор) в зоне деятельности: Северное административно-производственное объединение (АПО-1) Свердловской области (Гаринский городской округ, Горноуральский городской округ, Городской округ Верхняя Тура, Городской округ Верхотурский, Городской округ "город Лесной", Городской округ город Нижний Тагил, Городской округ ЗАТО Свободный, Городской округ Карпинск, Городской округ Краснотурьинск, Городской округ Красноуральск, Городской округ Нижняя Салда, Городской округ Пелым, Верхнесалдинский городской округ, Волчанский городской округ, Ивдельский городской округ, Качканарский городской округ, Кушвинский городской округ, Невьянский городской округ, Нижнетуринский городской округ, Новолялинский городской округ, Сосьвинский городской округ, Североуральский городской округ, Серовский городской округ).
Между региональным оператором и ОАО "РЖД" (потребитель) заключен договор на оказание услуг по ТКО N РФ03КО0101016067 от 26.02.2019, согласно п. 1.1 которого региональный оператор обязуется оказывать услуги по обращению с ТКО, а потребитель обязуется принять и оплатить оказанные услуги в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором.
Согласно п. 4 договора дата начала оказания услуг по обращению с ТКО установлена 01.01.2019.
В соответствии с п. 6 договора потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно приложению N 1 к договору (в редакции дополнительного соглашения N 003 от 20.01.2022) объектами потребителя являются:
- железнодорожный вокзал г. Нижний Тагил, расположенный по адресу г. Нижний Тагил, ул. Садовая, д. 2. Способ расчета - по количеству и объему контейнеров (2 контейнера объемом 1,1 куб. м);
- железнодорожный вокзал г. Серов, расположенный по адресу г. Серов, ул. Черняховского, д. 11. Способ расчета - по количеству и объему контейнеров (6 контейнеров объемом 0,75 куб. м).
Региональным оператором оказаны услуги по обращению с ТКО в период февраль, май, июнь, июль 2022 года на сумму 6 979 руб. 84 коп., что подтверждается универсальными передаточными документами N 22022800672/66/715 от 28.02.2022, N 22053102011/66/715 от 31.05.2022, N 22063000786/66/715 от 30.06.2022, N 22073101795/66/715 от 31.07.2022, N 22103101105/66/715 от 31.10.2022.
На сумму задолженности региональным оператором начислена неустойка в соответствии с п. 22 договора.
В связи с отсутствием оплаты оказанных услуг региональным оператором направлена в адрес потребителя претензия с требованием погасить задолженность.
Претензия оставлена потребителем без удовлетворения, что послужило ООО "Компания "Рифей" основанием для обращения в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности и начисленной неустойки.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. ст. 309, 310, 329, 330, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и исходил из доказанности факта оказания истцом услуг по обращению с ТКО, наличия задолженности ответчика по оплате оказанных услуг в заявленном размере. Суд первой инстанции принял во внимание, что ответчиком возражений относительно исковых требований заявлено не было, доказательств ненадлежащего оказания услуг, равно как и доказательств оказания услуг в ином объеме не представлено.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
В соответствии с п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (ст. 310 ГК РФ).
В силу положений п. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), п. 2, 4 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ, п. 6 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"), если в субъекте РФ заключено соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО и утвержден единый тариф на его услуги, оказывать услуги по обращению с ТКО по общему правилу может только он, следовательно, у собственника отходов возникает обязанность оплачивать услуги по обращению с ТКО региональному оператору.
Согласно ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Из материалов дела следует, что сторонами заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N РФ03КО0101016067 от 26.02.2019, согласно которому учет объема и(или) массы ТКО производится исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
В соответствии с п. 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505.
На основании п. 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, в соответствии с пунктом 29 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 10.11.2021, при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, собственник твердых коммунальных отходов вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации правила учета ТКО содержат закрытый (исчерпывающий) перечень способов коммерческого учета: 1) исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; 2) исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО; 3) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
При этом первые два способа являются расчетными (подпункт "а" пункта 5 Правил N 505) и подлежат применению при осуществлении расчетов с собственниками ТКО (пункт 6), а использование средств измерения предусматривает только третий способ (подпункт "б" пункта 5) Правил при осуществлении расчетов с операторами по обращению с ТКО, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами обработки, обезвреживания и (или) захоронения ТКО (пункт 9).
В силу пункта 9 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 данных Правил N 505.
Таким образом, поскольку условиями договора сторонами согласован способ коммерческого учета исходя из объема и количества контейнеров, установленных на площадке накопления ТКО, представленный региональным оператором расчет объема и стоимости оказанных услуг является правомерным.
В подтверждение факта оказания услуг в спорный период истцом представлены копии счетов, универсальных передаточных документов за февраль, май, июнь, июль, октябрь 2022 года. Возражений относительно объема оказанных услуг и их стоимости от ответчика в суд первой инстанции не поступило.
В силу ч. 1 ст. 131 АПК РФ ответчик обязан направить или представить в арбитражный суд и лицам, участвующим в деле, отзыв на исковое заявление с указанием возражений относительно предъявленных к нему требований по каждому доводу, содержащемуся в исковом заявлении.
Однако ОАО "РЖД", извещенное о рассмотрении настоящего дела надлежащим образом, отзыв на исковое заявление в суд первой инстанции не направило.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчиком не оспаривались обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, в том числе факт оказания услуг, размер задолженности.
Поскольку материалами дела подтверждено наличие задолженности ответчика перед истцом по оплате оказанных услуг в размере 6 979 руб. 84 коп., доказательства погашения долга не представлены, арбитражным судом правомерно удовлетворен иск в заявленной сумме.
Аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства имеющие значение для дела, указанные обстоятельства исследованы полно и всесторонне, нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя в порядке ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 апреля 2023 года по делу N А60-3304/2023, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
И.О. Муталлиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-3304/2023
Истец: ООО "КОМПАНИЯ "РИФЕЙ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"