г. Санкт-Петербург |
|
23 апреля 2024 г. |
Дело N А56-96930/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мельниковой Н.А.
судей Новиковой Е.М., Савиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Шалагиновой ДС
при участии: согласно протоколу
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-39512/2023) Товарищества собственников жилья "Орловский, 3" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.10.2023 по делу N А56-96930/2022, принятое
по иску Товарищества собственников жилья "Орловский, 3"
к акционерному обществу "Невский экологический оператор"
об урегулировании разногласий
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Орловский, 3" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к акционерному обществу "Невский экологический оператор" (далее - ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 30.12.2021 N 1263744-2022/ТКО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Договор), а именно:
- изложить пункт 4.1 Договора в следующей редакции: Учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" производится следующим способом: расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, с учетом фактически вывезенного объема твердых коммунальных отходов, в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505".
- изложить пункт 2 приложения N 1 к Договору в следующей редакции:
2. Информация о размещении мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов)
N |
Идентификационный номер места сбора и накопления отходов |
Дата начала характеристик КП |
Дата окончания характеристик КП |
Адрес ближайшего объекта |
Долгота |
Широта |
Объем контейнера куб.м. |
Тип материал |
Количество, шт. |
1 |
78059570 |
1 января 2022 г. |
31 декабря 2022 г. |
Малая Десятинная, д. 5 |
30.29853 |
60.03642 |
5 |
заглубленного типа |
1 |
- изложить пункт 3 приложения N 1 к договору в следующей редакции: "Расчет объема твердых коммунальных отходов производится исходя из количества и объема вывезенных контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов".
Решением суда 08.10.2023 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что положения Правил N 505 не содержат ограничений на применение одного из способов коммерческого учета ТКО, а также не содержат указаний на раздельный сбор ТКО. Также, по мнению истца, предложенная ответчиком редакция Приложения N 1 не соответствует санитарным нормам.
В судебном заседании истец доводы жалобы поддержал, ответчик против удовлетворения жалобы возражал по доводам отзыва.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ответчик на территории Санкт-Петербурга осуществляет функции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
24.12.2021 истец направил ответчику заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО, которая получена ответчиком 11.01.2022.
Письмом от 09.03.2022 N КОП/2022-2837 ответчик направил истцу проект Договора.
01.04.2022 Истец направил ответчику мотивированный отказ от подписания проекта Договора с предложением внести в него изменения.
Ответчик направил истцу протокол урегулирования разногласий.
Поскольку стороны не урегулировали возникшие при заключении Договора разногласия, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в иске отказал.
Исследовав материалы дела, оцени в доводы сторон, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора; понуждение к заключению договора допускается только в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон.
В силу статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статья 446 ГК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся в местах их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила N 1156, которыми установлен порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункты 8(1) - 8(20) названных Правил) и утвержден типовой договор.
В судебном заседании суда первой инстанции 20.09.2023 стороны, под роспись в протоколе (л.д. 142) подтвердили, что предметом урегулирования разногласий является приложение N 1 к дополнительному соглашению к Договору (л.д. 108).
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дело апелляционным судом разногласия сторон были связаны с определением порядка коммерческого учета ТКО - по нормативу накопления отходов (в редакции ответчика) и исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО (в редакции истца).
Пунктом 5 Правил N 505 предусмотрено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Доводы истца о том, что истец как потребитель имеет безусловное право выбора способа коммерческого учета ТКО, предусмотренных пунктом 5 Правил N 505, являются необоснованными в силу следующего.
Частью 1 статьи 2 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется, помимо самого Закона, также нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относится утверждение правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (статья 5 Закона N 89-ФЗ).
Таким образом, принимаемые Российской Федерацией в лице уполномоченных органов государственной власти правила коммерческого учета ТКО, исходя из принципа субординационной коллизии нормативных правовых актов, не могут противоречить Закону N 89-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Осуществляя правовое регулирование в области обращения с отходами, Закон N 89-ФЗ в статье 3 устанавливает основные принципы государственной политики в области обращения с отходами, одним из которых является использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот (абзац шестой пункта 1).
Наряду с этим пунктом 8 Правил N 505, принятых во исполнение статьи 5 Закона N 89-ФЗ, предусмотрено, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов, что согласуется с изложенными в абзаце 6 пункта 1 статьи 3 Закона N 89-ФЗ принципами государственной политики в области обращения с отходами, поскольку предусмотренный пунктом 8 Правил N 505 порядок направлен на стимулирование собственников ТКО осуществлять раздельное накопление отходов, образованных на территории субъектов Российской Федерации, организовавших деятельность по раздельному накоплению отходов.
С учетом изложенного, собственник ТКО вправе выбрать один из расчетных способов осуществления коммерческого учета таких отходов: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, или исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, только при отсутствии на территории субъекта Российской Федерации организованного раздельного накопления ТКО (пункт 11 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023).
В городе федерального значения Санкт-Петербурге Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) утвержден Распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 01.07.2022 N 371-р (далее по тексту - Порядок N 371-р).
Порядок предусматривает введение раздельного накопления ТКО только при условии выполнения ряда условий потребителем: - согласования с региональным оператором системы раздельного накопления (двухпоточная или пофракционная) путем направления соответствующего запроса (п. 5.1.1 Порядка); - наличие у потребителя места накопления ТКО, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома; - принятое решение о размещении в месте накопления, входящем в состав общего имущества МКД, контейнеров в целях осуществления раздельного накопления ТКО собственниками жилых и нежилых помещений в соответствии с действующим законодательством РФ в порядке, установленном статьями 44 и 161.1 ЖК РФ; - приобретение и установка потребителем контейнеров для раздельного накопления ТКО в соответствии с согласованной системой; - заключение с региональным оператором дополнительного соглашения к договору на оказание услуг по обращению с ТКО, предусматривающего изменение способа коммерческого учета ТКО.
Истцом в материалы дела не представлено доказательств организации в месте накопления ТКО раздельного сбора мусора в соответствии с правилами, установленными Порядком N 371-р.
При таких обстоятельствах оснований для определения объема накопления ТКО, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, на чем настаивает истец, не имеется, пункт 4.1. подлежит принятию в редакции ответчика, предусматривающей способ коммерческого учета ТКО по нормативу накопления отходов.
Учитывая, что пункт 4.1 договора принят в редакции регионального оператора, то и пункт 3 приложения N 1 к договору "Расчет объема твердых коммунальных отходов" подлежит изложению в редакции регионального оператора.
В отношении оставшихся разногласий апелляционный суд полагает отметить следующее.
Как установлено пунктом 4 Правил N 1156, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил N 1156 потребитель обязан осуществлять складирование ТКО в местах накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
Пунктом 2.4 Порядка N 371-р установлено, что количество мусоросборников (контейнеров и бункеров), устанавливаемых в местах накопления ТКО, определяется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО. Тип мусоросборника (контейнер и бункер) определяется по согласованию с региональным оператором.
Истцом предложено изложить пункт 2 приложения N 1 к Договору в следующей редакции:
2. Информация о размещении мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов)
"N |
Идентификационный номер места сбора и накопления отходов |
Дата начала характеристик КП |
Дата окончания характеристик КП |
Адрес ближайшего объекта |
Долгота |
Широта |
Объем контейнера куб.м. |
Тип материал |
Количество, шт. |
1 |
78059570 |
1 января 2022 г. |
31 декабря 2022 г. |
Малая Десятинная, д. 5 |
30.29853 |
60.03642 |
5 |
заглубленного типа |
1 |
Ответчиком был указан иной объем контейнеров - один заглубленный контейнер объемом 5 м3 и 4 контейнера по 1,1 м3.
Истец настаивал на то, что он эксплуатирует заглубленный контейнер объемом 5 м3 на своей контейнерной площадке. Охраняемая, огороженная, закрытая для доступа третьих лиц, единственная контейнерная площадка ТСЖ "Орловский, 3", существующая с 2008 года, расположена по адресу: Санкт-Петербург, Малая Десятинная, дом 5. Иных контейнерных площадок на прилегающей к многоквартирным домам территории не имеется. Данные территориальной схемы являются информационным ресурсом, который не отражает существующей действительности. Более того, на сайте Территориальной схемы обращения с отходами https://emtstko.kpoos.gov.spb.ru/ вообще нет контейнерной площадки с номером 78059570, указанной в проекте договора.
Определением от 13.03.2024 апелляционный суд обязал сторон сверить фактическое местонахождение контейнерной площадки.
Во исполнение определения апелляционного суда сторонами представлен совместный акт осмотра от 01.04.2024, согласно которому на придомовой территории находится одни контейнер заглубленного типа 5 м3. Иные контейнеры находятся за пределами придомовой территории, надлежащих доказательств их принадлежности ТСЖ не представлено.
Учитывая, что единственный используемый истцом контейнер объемом 5 м3 находится по адресу: ул. Малая Десятинная, д. 5 (доказательств обратного не представлено), апелляционный суд полагает необходимым изложить пункт 2 приложения N 1 в редакции истца.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Как разъяснено в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статья 110 АПК РФ) не подлежат применению при разрешении иска неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку требования, направленного на защиту личных неимущественных прав (например, о компенсации морального вреда).
В данном случае предметом иска является требование об урегулировании разногласий, возникших при заключении Договора, которое не имеет денежной оценки и направлено на защиту неимущественных прав истца.
По смыслу приведенных норм разрешение судом спора о наличии разногласий по конкретным условиям подлежащего заключению договора сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и определению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке.
Рассматриваемый спор носит неимущественный характер, без отнесения на стороны определенных имущественных последствий (определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2017 N 306-ЭС16-827).
В связи с этим, поскольку судебный акт по результатам рассмотрения спора об урегулировании договорных разногласий не считается принятым в пользу одной из сторон, судебные расходы остаются на сторонах и распределению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.10.2023 по делу N А56-96930/2022 отменить в части.
Изложить пункт 2 Приложения N 1 к Договору в следующей редакции:
2. Информация о размещении мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов)
N
Идентификационный номер места сбора и накопления отходов
Дата начала характеристик КП
Дата окончания характеристик КП
Адрес ближайшего объекта
Долгота
Широта
Объем контейнера куб.м.
Тип материал
Количество, шт.
1
78059570
1 января 2022 г.
31 декабря 2022 г.
Малая Десятинная, д. 5
30.29853
60.03642
5
заглубленного типа
1
В остальной части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.10.2023 по делу N А56-96930/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Мельникова |
Судьи |
Е.М. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-96930/2022
Истец: ТСЖ "ОРЛОВСКИЙ, 3"
Ответчик: АО "НЕВСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР"