г. Санкт-Петербург |
|
30 июня 2023 г. |
Дело N А56-119877/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Мильгевской Н.А., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.,
при участии:
от заявителя: Бугаева Е.А., по доверенности от 08.02.2023;
от заинтересованного лица: Мороз Е.В., по доверенности от 26.05.2023;
от 3-го лица: не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14665/2023) Государственного учреждения - Санкт - Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.03.2023 по делу N А56-119877/2022 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению Государственного учреждения - Санкт - Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Интра" общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер"
об оспаривании решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - заинтересованное лицо, Управление, УФАС) об оспаривании решения и предписания от 11.10.2022 по делу N 44-3453/22.
В порядке процессуального правопреемства суд заменил Фонд на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в связи с реорганизацией 09.01.2023 в форме присоединения.
Решением суда от 24.03.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Фонд просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы податель ссылается, что вторая часть заявки была правомерно отклонена в связи с выявлением недостоверной информации, содержащейся в заявке. Комиссия Заказчика, изучая предоставленные в заявке документы, пришла к заключению, что предоставленные сведения ООО "Группа компаний "Интра" могут не соответствовать действительности, а именно могут формально отображать сведения, фактически не подтверждённых обстоятельств. Проведя анализ представленных документов, дополнительно изучив отчетность на сайте налоговой службы (в открытом доступе) обнаружили ряд несоответствий имеющих признаки возможного формального заключения договоров.
Третьи лица извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить.
Представитель Управления просил в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 29.08.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, размещено извещение N 0272100000122000213 о проведении электронного конкурса.
Начальная (максимальная) цена контракта - 32 835 638,85 руб.
В жалобе, поступившей в УФАС (вх. N 25694-ЭП/22 от 05.10.2022) ООО "Группа компаний "Интра" указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Участника, требования Закона о контрактной системе и выразившиеся в неправомерном отклонении его заявки, в связи с выявлением недостоверной информации.
Комиссия УФАС по Санкт-Петербургу, рассмотрев жалобу ООО "Группа компаний "Интра" на действия Заказчика в неправомерном отклонении заявки при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей для инвалидов в 2022 году, а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, признала жалобу обоснованной, признала в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.11 ст.48 Закона о контрактной системе, о чем 11.10.2022 вынесла решение и предписание по делу N 44-3453/22.
Комиссия УФАС установила, что в составе заявки участника содержится бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах за последний отчетный год с отметкой о принятии налоговым органом. Участник закупки 13.09.2022 подал заявку на участие в конкурсе. Комиссия по осуществлению закупок Заказчика, согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок от 04.10.2022 N ПРОII2, не учла возможность вторичной корректировки отчетности и приняла решение об отклонении заявки на участие в закупке.
Не согласившись с вышеуказанными решением и предписанием, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности вынесенного решения, в связи, с чем отказал в удовлетворении заявления, не усмотрев предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции полагает вынесенное решение суда первой инстанции подлежащим отмене в силу следующего.
На основании п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
11) критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пп. "р" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать:
1) информацию и документы об участнике закупки:
р) в случае проведения электронного конкурса и установления критерия, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона, заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. Отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки (ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604) установлен указанный порядок оценки заявок (далее - порядок, утвержденный Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604).
На основании п. 25 порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604, для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Разделом "Критерии и порядок оценки заявок на участие в электронном конкурсе" извещения открытого конкурса в электронной форме установлено, что "оценка заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" применяется показатель "Наличие у участников закупки финансовых ресурсов.
По данному показателю оцениваются финансовые ресурсы участника закупки, а именно: стоимость чистых активов, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами и коэффициент соизмеримости годовой выручки от основной деятельности с суммой договора.
К оценке принимаются бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах за последний отчетный год с отметкой о принятии налоговым органом".
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.10.2022 N ПРОII2, заявка Заявителя была отклонена по следующим основаниям:
"Выявление недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке (Отклонение по п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ), а именно: в составе второй части заявки (идентификационный N 112605110) содержится бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах участника закупки за последний отчетный год с отметкой о принятии налоговым органом. По данным, представленным в составе заявки, оборотный баланс (строка 1200), активы баланса (строка 1600) и выручка (строка 2110) участника закупки за 2021 год составляют 9 725 388 тыс. руб., 9 726 700 тыс. руб. и 9 971 922 тыс. руб. соответственно. Однако, в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности в сети Интернет на сайте bo.nalog.ru (далее - официальный ресурс бухгалтерской отчетности) оборотный баланс (строка 1200), активы баланса (строка 1600) и выручка (строка 2110) участника закупки за 2021 год составляют 126 229 тыс. руб., 127 542 тыс. руб. и 971 922 тыс. руб. соответственно. Таким образом, выявлено несоответствие между бухгалтерским балансом и отчетом о финансовых результатах, представленных в составе заявки участника закупки и представленных на официальном ресурсе бухгалтерской отчетности.
Суд первой инстанции посчитал, что Комиссия УФАС правомерно установила, что в составе заявки участника содержится бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах за последний отчетный год с отметкой о принятии налоговым органом. Участник закупки 13.09.2022 подал заявку на участие в конкурсе. Комиссия по осуществлению закупок Заказчика, согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок от 04.10.2022 N ПРОII2, не учла возможность вторичной корректировки отчетности и приняла решение об отклонении заявки на участие в закупке, допустив нарушение пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, как установлено апелляционным судом, при рассмотрении и оценке второй части заявки на участие в конкурсе от ООО "Группа компаний "Интра" (Идентификационный номер заявки 112605110) Заказчик выявил в составе второй части данной заявки наличие бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах.
В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" в бухгалтерском учете применяется принцип двойной записи, а именно одна и та же сумма записывается сразу и в графу актива и в графу пассива, равенство итогов актива и пассива - отличительная особенность составления бухгалтерского баланса.
При рассмотрении представленного в составе заявки бухгалтерского баланса ООО "Группа компаний "Интра" было выявлено, что сумма актива за 2021 год составляет 9 726 700 тыс. руб. (строка 1600), а сумма пассива за 2021 год составляет 127 542 тыс. руб. (строка 1700).
При проверке данных в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности в сети Интернет на сайте bo.nalog.ru (далее - официальный ресурс бухгалтерской отчетности) было выявлено значительное несоответствие между бухгалтерским балансом и отчетом о финансовых результатах, представленных в составе заявки ООО "Группа компаний "Интра" и представленных на официальном ресурсе бухгалтерской отчетности.
В частности, по данным, представленным в составе заявки, оборотный баланс (строка 1200), активы баланса (строка 1600) и выручка (строка 2110) участника закупки за 2021 год составляют 9 725 388 тыс. руб., 9 726 700 тыс. руб. и 9 971 922 тыс. руб. соответственно.
Однако, на официальном ресурсе бухгалтерской отчетности оборотный баланс (строка 1200), активы баланса (строка 1600) и выручка (строка 2110) участника закупки за 2021 год составляют 126 229 тыс. руб., 127 542 тыс. руб. и 971 922 тыс. руб. соответственно.
Также на официальном ресурсе бухгалтерской отчетности выявлено равенство итогов актива и пассива (127 542 тыс. руб.) в отличие от сведений в заявке ООО "Группа компаний "Интра".
Федеральным законом Российской Федерации от 28.11.2018 N 444-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" с 01 января 2020 года на ФНС России возложены функции по формированию и ведению государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - ГИР БО).
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" ГИР БО формируется на основании представленных экономическими субъектами экземпляров составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - БФО), а также аудиторских заключений о ней в случаях, если БФО подлежит обязательному аудиту.
Представленная экономическим субъектом БФО в течении суток проходит первичный форматно-логический контроль и автоматически размещается в ГИР БО.
Таким образом, данные бухгалтерского баланса и отчет о финансовых результатах, представленные в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта в электронном виде, опубликованы в ГИР БО (https://bo.nalog.ru) и доступны для просмотра и скачивания всем заинтересованным пользователям в форматах Excel и Word, а также в формате PDF с электронной подписью ФНС России.
В соответствии с ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
На основании п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению, в том числе, в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Требование о необходимости отклонения заявки в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке, подтверждается Письмом Минфина России от 19.07.2022 N 24-06-08/69547.
Исходя из того, что участником закупки ООО "Группа компаний "Интра" в составе заявки представлен бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах за последний отчетный год - 2021 г., содержащий в себе недостоверные сведения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заявка с идентификационным номером 112605110 отклонена закупочной комиссией по основанию, указанному в протоколе от 04.10.2022 N ПРОII2, правомерно, ввиду чего в действиях закупочной комиссии отсутствует нарушение Закона о контрактной системе.
При указанных выше обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене как вынесенное при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.03.2023 по делу N А56-119877/2022 отменить.
Признать недействительными и отменить решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по делу N 44-3453/22 о нарушении законодательства о контрактной системе и предписание от 11.10.2022 по делу N 44-3453/22 об устранении нарушений законодательства о закупках.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-119877/2022
Истец: ГУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФСС РФ, Социальный фонд России
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО "ГРУППА КОМПАНИЙ "ИНТРА", ООО "РТС-тендер", ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
10.10.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12480/2023
30.06.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14665/2023
24.03.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-119877/2022