г. Киров |
|
30 июня 2023 г. |
Дело N А29-263/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Бычихиной С.А., Великоредчанина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кряжевой У.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.01.2023 по делу N А29-263/2022
по иску индивидуального предпринимателя Лукина Алексея Михайловича
(ИНН: 112000009694, ОГРН: 304111907500019)
к обществу с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" (ИНН: 1102055018, ОГРН: 1071102001695)
об обязании произвести перерасчет,
третье лицо: индивидуальный предприниматель Дуркина Елена Петровна
(ИНН: 112000325690, ОГРН: 316110100079042),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Лукин Алексей Михайлович (далее - истец, Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" (далее - ответчик, Региональный оператор, Общество) об обязании произвести перерасчет платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с 2020 года по 2021 год, с указанием в универсальных передаточных документах следующих объемов ТКО:
- в универсальном передаточном документе (далее - УПД) от 31.01.2020 N 3361/РО в отношении объектов: "Магазин N 2" с. Усть-Цильма, ул. им. М.А. Бабикова, д. 5; "Магазин N 3" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 25А; "Магазин N 4" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 98 за январь 2020 года, исходя из общего фактического объема накопления ТКО - 0 м(3);
- в УПД от 29.02.2020 N 10320/РО в отношении объектов: "Магазин N 2" с. Усть-Цильма, ул. им. М.А. Бабикова, д. 5; "Магазин N 3" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 25А; "Магазин N 4" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 98 за февраль 2020 года, исходя из общего фактического объема накопления ТКО - 0 м(3);
- в УПД от 31.03.2020 N 18628/РО в отношении объектов: "Магазин N 2" с. Усть-Цильма, ул. им. М.А. Бабикова, д. 5; "Магазин N 3" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 25А; "Магазин N 4" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 98 за март 2020 года, исходя из общего фактического объема накопления ТКО - 2,25 м(3);
- в УПД от 30.04.2020 N 27305/РО в отношении объектов: "Магазин N 2" с. Усть-Цильма, ул. им. М.А. Бабикова, д. 5; "Магазин N 3" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 25А; "Магазин N 4" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 98 за апрель 2020 года, исходя из общего фактического объема накопления ТКО - 0 м(3);
- в УПД от 30.04.2020 N 32667/РО в отношении объектов: "Магазин N 5" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 100 за апрель 2020 года, исходя из общего фактического объема накопления ТКО - 0 м(3);
- в УПД от 31.05.2020 N 37765/РО в отношении объектов: "Магазин N 2" с. Усть-Цильма, ул. им. М.А. Бабикова, д. 5; "Магазин N 3" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 25А; "Магазин N 4" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 98; "Магазин N 5" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 100 за май 2020 года, исходя из общего фактического объема накопления ТКО - 2,25 м(3);
- в УПД от 30.06.2020 N 46653/РО в отношении объектов: "Магазин N 2" с. Усть-Цильма, ул. им. М.А. Бабикова, д. 5; "Магазин N 3" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 25А; "Магазин N 4" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 98; "Магазин N 5" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 100 за июнь 2020 года, исходя из общего фактического объема накопления ТКО - 2,25 м(3);
- в УПД от 31.07.2020 N 54700/РО в отношении объектов: "Магазин N 2" с. Усть-Цильма, ул. им. М.А. Бабикова, д. 5; "Магазин N 3" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 25А; "Магазин N 4" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 98; "Магазин N 5" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 100 за июль 2020 года, исходя из общего фактического объема накопления ТКО - 0 м(3);
- в УПД от 31.08.2020 N 63006/РО в отношении объектов: "Магазин N 2" с. Усть-Цильма, ул. им. М.А. Бабикова, д. 5; "Магазин N 3" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 25А; "Магазин N 4" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 98; "Магазин N 5" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 100 за август 2020 года, исходя из общего фактического объема накопления ТКО - 0 м(3);
- в УПД от 30.09.2020 N 72068/РО в отношении объектов: "Магазин N 2" с. Усть-Цильма, ул. им. М.А. Бабикова, д. 5; "Магазин N 3" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 25А; "Магазин N 4" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 98; "Магазин N 5" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 100 за сентябрь 2020 года, исходя из общего фактического объема накопления ТКО - 0 м(3);
- в УПД от 31.10.2020 N 80733/РО в отношении объектов: "Магазин N 2" с. Усть-Цильма, ул. им. М.А. Бабикова, д. 5; "Магазин N 3" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 25А; "Магазин N 4" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 98; "Магазин N 5" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 100 за октябрь 2020 года, исходя из общего фактического объема накопления ТКО - 0 м(3);
- в УПД от 30.11.2020 N 89214/РО в отношении объектов: "Магазин N 2" с. Усть-Цильма, ул. им. М.А. Бабикова, д. 5; "Магазин N 3" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 25А; "Магазин N 4" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 98; "Магазин N 5" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 100 за ноябрь 2020 года, исходя из общего фактического объема накопления ТКО - 0 м(3);
- в УПД от 31.12.2020 N 98760/РО в отношении объектов: "Магазин N 2" с. Усть-Цильма, ул. им. М.А. Бабикова, д. 5; "Магазин N 3" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 25А; "Магазин N 4" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 98; "Магазин N 5" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 100 за декабрь 2020 года, исходя из общего фактического объема накопления ТКО - 0 м(3);
- в УПД от 31.03.2021 N 18951/РО в отношении объектов: "Магазин N 5" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 100 за период с января 2021 года по март 2021 года, исходя из общего фактического объема накопления ТКО - 0 м(3);
- в УПД от 31.03.2021 N 18971/РО в отношении объектов: "Магазин N 2" с. Усть-Цильма, ул. им. М.А. Бабикова, д. 5; "Магазин N 3" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 25А; "Магазин N 4" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 98 за период с января 2021 года по март 2021 года, исходя из общего фактического объема накопления ТКО - 0 м(3);
- в УПД от 30.04.2021 N 23498/РО в отношении объектов: "Магазин N 2" с. Усть-Цильма, ул. им. М.А. Бабикова, д. 5; "Магазин N 3" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 25А; "Магазин N 4" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 98 за апрель 2021 года, исходя из общего фактического объема накопления ТКО - 2,25 м(3);
- в УПД от 30.04.2021 N 21769/РО в отношении объектов: "Магазин N 5" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 100 за апрель 2021 года, исходя из общего фактического объема накопления ТКО - 0 м(3);
- в УПД от 31.05.2021 N 30800/РО в отношении объектов: "Магазин N 2" с. Усть-Цильма, ул. им. М.А. Бабикова, д. 5; "Магазин N 3" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 25А; "Магазин N 4" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 98 за май 2021 года, исходя из общего фактического объема накопления ТКО - 2,25 м(3);
- в УПД от 31.05.2021 N 29030/РО в отношении объектов: "Магазин N 5" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 100 за май 2021 года, исходя из общего фактического объема накопления ТКО - 0 м(3);
- в УПД от 30.06.2021 N 40516/РО в отношении объектов: "Магазин N 2" с. Усть-Цильма, ул. им. М.А. Бабикова, д. 5; "Магазин N 4" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 98за июнь 2021 года, исходя из общего фактического объема накопления ТКО - 9 м(3);
- в УПД от 30.06.2021 N 36600/РО в отношении объектов: "Магазин N 5" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 100 за июнь 2021 года, исходя из общего фактического объема накопления ТКО - 0 м(3);
- в УПД от 31.07.2021 N 44335/РО в отношении объектов: "Магазин N 5" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 100 за июль 2021 года, исходя из общего фактического объема накопления ТКО - 0 м(3);
- в УПД от 31.07.2021 N 48205/РО в отношении объектов: "Магазин N 2" с. Усть-Цильма, ул. им. М.А. Бабикова, д. 5; "Магазин N 4" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 98 за июль 2021 года, исходя из общего фактического объема накопления ТКО - 10,5 м(3) и крупногабаритных отходов (КГО) - 0,7 м(3);
- в УПД от 31.08.2021 N 52058/РО в отношении объектов: "Магазин N 5" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 100 за август 2021 года, исходя из общего фактического объема накопления ТКО - 0 м(3);
- в УПД от 31.08.2021 N 56084/РО в отношении объектов: "Магазин N 2" с. Усть-Цильма, ул. им. М.А. Бабикова, д. 5; "Магазин N 4" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 98 за август 2021 года, исходя из общего фактического объема накопления ТКО - 6 м(3);
- в УПД от 30.09.2021 N 60066/РО в отношении объектов: "Магазин N 5" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 100 за сентябрь 2021 года, исходя из общего фактического объема накопления ТКО - 0 м(3);
- в УПД от 30.09.2021 N 64579/РО в отношении объектов: "Магазин N 2" с. Усть-Цильма, ул. им. М.А. Бабикова, д. 5; "Магазин N 4" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 98 за сентябрь 2021 года, исходя из общего фактического объема накопления ТКО - 7,5 м(3);
- в УПД от 31.10.2021 N 68305/РО в отношении объектов: "Магазин N 5" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 100 за октябрь 2021 года, исходя из общего фактического объема накопления ТКО - 0 м(3);
- в УПД от 31.10.2021 N 72765/РО в отношении объектов: "Магазин N 2" с. Усть-Цильма, ул. им. М.А. Бабикова, д. 5; "Магазин N 4" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 98 за октябрь 2021 года, исходя из общего фактического объема накопления ТКО - 6,75 м(3);
- в УПД от 30.11.2021 N 81074/РО в отношении объектов: "Магазин N 2" с. Усть-Цильма, ул. им. М.А. Бабикова, д. 5; "Магазин N 4" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 98 за ноябрь 2021 года, исходя из общего фактического объема накопления ТКО - 6 м(3);
- в УПД от 30.11.2021 N 76573/РО в отношении объектов: "Магазин N 5" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 100 за ноябрь 2021 года, исходя из общего фактического объема накопления ТКО - 0 м(3);
- в УПД от 31.12.2021 N 90108/РО в отношении объектов: "Магазин N 2" с. Усть-Цильма, ул. им. М.А. Бабикова, д. 5; "Магазин N 4" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 98 за декабрь 2021 года, исходя из общего фактического объема накопления ТКО - 5,25 м(3);
- в УПД от 31.12.2021 N 86279/РО в отношении объектов: "Магазин N 5" с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 100 за декабрь 2021 года, исходя из общего фактического объема накопления ТКО - 0 м(3).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена индивидуальный предприниматель Дуркина Елена Петровна (далее - третье лицо, ИП Дуркина Е.П.).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 21.01.2023 исковые требования удовлетворены.
Ответчик с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Ответчик считает, что в рамках настоящего дела к бремени доказывания Регионального оператора относится обязанность подтвердить факт вступления в договорные отношения по обращению с ТКО с потребителем и оказания этих услуг, либо предоставление ответчику возможности в любой момент в течение спорного периода воспользоваться подобными услугами. Бремя опровержения факта оказания или ненадлежащего оказания услуг возлагается на собственника ТКО и подлежит исполнению в порядке, установленном разделом VI типового договора. По мнению ответчика, представленные третьим лицом сведения о фактически вывезенных объемах ТКО с контейнерной площадки истца не являются надлежащими доказательствами в рамках рассмотрения настоящего спора.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу с доводами ответчика не согласился.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ответчик (до переименования - ООО "Ухтажилфонд") является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Республики Коми (соглашение от 22.06.2018, заключенное с Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми).
Лукину А.М. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:
- здание по адресу: Республика Коми, Усть-Цилемский район, с. Усть-Цильма, ул. им. М.А. Бабикова, д. 5 с 13.03.2015 (магазин N 2) (свидетельство о государственной регистрации права от 13.03.2015, лист дела 53 том 1),
- здание по адресу: Республика Коми, Усть-Цилемский район, с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 98 с 28.11.2015 (магазин N 4) (свидетельство о государственной регистрации права от 28.11.2015, лист дела 54 том 1),
- здание по адресу: Республика Коми, Усть-Цилемский район, с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 25 "а" с 03.05.2005 по 15.03.2021 (магазин N 3) (свидетельство о государственной регистрации права от 03.05.2005, договор купли-продажи от 17.02.2021 N 005-УЦ/2021/002/4, акт приема-передачи имущества от 17.02.2021, сведения о государственной регистрации права от 16.03.2021, листы дела 55, 65-69 том 1),
- здание по адресу: Республика Коми, Усть-Цилемский район, с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 100 с 31.12.2019 (магазин N 5) (выписка из Единого государственного реестра недвижимости, лист дела 56 том 1).
Из распоряжений Администрации муниципального образования муниципального района "Усть-Цилемский" от 13.05.2019 N 169-р и от 14.06.2019 N 243-р следует, что по заявлению Предпринимателя органом местного самоуправления согласовано место (площадка) накопления ТКО - с.Усть-Цильма, ул. Нагорная, 7А, соответствующие сведения включены в реестр мест (площадок) накопления ТКО (листы дела 46-47 том 4).
Согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО, источниками образования ТКО, которые складируются в месте (на площадке) накопления ТКО по ул. Нагорная, д. 7а, являются магазины, расположенные по следующим адресам: ул. Советская, д. 98, ул. им. М.А. Бабикова, д. 5, ул. Советская, д. 25 а (лист дела 51 том 4).
Предприниматель обратился к Региональному оператору с заявлением от 19.06.2019 о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, в котором указал место расположения контейнерной площадки - с. Усть-Цильма, ул. Нагорная, д. 7А, количество контейнеров - 3 шт, объем контейнеров - 0,75 куб.м (лист дела 16 том 1).
Региональный оператор направил Предпринимателю проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 03.07.2019 N 3842/РО-П/2019.
Проект договора предусматривал учет объема и (или) массы ТКО расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО (пункт 12 договора).
Договор от 03.07.2019 N 3842/РО-П/2019 подписан истцом с протоколом разногласий от 17.09.2019, в котором истец предложил производить учет объема и (или) массы ТКО из расчета вывоза с периодичностью 1 раз в месяц и 3 контейнера по 0,75 куб.м с места накопления - контейнерная площадка по адресу: с. Усть-Цильма, ул. Нагорная, д. 7/а (лист дела 20 том 1).
Протокол разногласий от 17.09.2019 подписан Региональным оператором с протоколом урегулирования разногласий (лист дела 22 том 1), согласно которым учет объема и (или) массы ТКО производится расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
Истцом подписан протокол согласования разногласий от 03.02.2020, в котором потребитель указал, что на объектах по адресам: с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 98, ул. Советская, д. 25а, ул. им. М.А. Бабикова, д. 5 установлено раздельное накопление ТКО и определено место накопления ТКО - контейнерная площадка по адресу: с. Усть-Цильма, ул. Нагорная, д. 7/а (лист дела 24 том 1).
Письмом от 07.04.2020 Региональный оператор направил в адрес Предпринимателя дополнительное соглашение от 01.04.2020 N 1 к договору от 03.07.2019 N 3842/РО-П/2019 (лист дела 31 том 1), согласно которому учет объема и (или) массы ТКО производится расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
Дополнительное соглашение истцом не подписано.
Письмом от 02.04.2021 N РО-6041/нс ответчик уведомил истца о расторжении договора от 03.07.2019 N 3842/РО-П/2019 и направил проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 11.01.2021 N 552/РО-П/2021 (листы дела 35-40 том 1).
Проект договора от 11.01.2021 N 552/РО-П/2021 также предусматривал учет объема и (или) массы ТКО расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО (лист дела 37 том 1).
В приложении N 1 к договору от 11.01.2021 N 552/РО-П/2021 указаны наименования объектов: с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 98, ул. Советская, д. 25а, ул. им. М.А. Бабикова, д. 5; место накопления ТКО: с. Усть-Цильма, ул. Нагорная, д. 7/а (лист дела 40 том 1).
Проект договора от 11.01.2021 N 552/РО-П/2021 Предпринимателем не подписан.
Кроме того, Региональный оператор направил Предпринимателю проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 11.01.2021 N 368/РО-ПФ в отношении нежилого помещения по адресу: с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 100, указав место накопления ТКО: с. Усть-Цильма, ул. Нагорная, д. 7а, учет объема и (или) массы ТКО исходя из нормативов накопления ТКО.
На оплату услуг по обращению с ТКО Региональный оператор выставил Предпринимателю УПД, в том числе за 2020 год на сумму 237 279 рублей 32 копеек, за 2021 год на сумму 251 519 рублей 88 копеек.
Ссылаясь на то, что услуги по обращению с ТКО оказывались ненадлежащим образом, истец посчитал сумму предъявленной платы за услуги по обращению с ТКО необоснованной.
Истец неоднократно обращался с требованиями к Региональному оператору о начислении платы в соответствии с фактическим вывозом ТКО с контейнерной площадки.
Данные обращения оставлены ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Предпринимателя с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался пунктом 1 статьи 779, статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 2, 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), пунктами 8 (1), 8 (2), 8 (3), 8 (4), 8 (10), 8 (11), 8 (15) Правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), пунктами 5, 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 (4) Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Согласно пункту 8 (15) Правил N 1156 в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
В пункте 15 типового договора предусмотрено, что при заключении договора сторонами должен быть выбран один из способов учета твердых коммунальных отходов, который должен соответствовать Правилам N 505, а именно: расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: - нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; - количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
При раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил (пункт 8 Правил N 505).
Как следует из материалов дела, истцом организовано раздельное накопление ТКО. Контейнерная площадка истца, расположенная по адресу: с. Усть-Цильма, ул. Нагорная, д. 7/а, включена в реестр мест (площадок) накопления ТКО.
В заявке на заключение договора с региональным оператором от 19.06.2019 Предприниматель указал адрес расположения контейнерной площадки, количество и объем контейнеров.
В протоколе разногласий к договору на оказание услуг по обращению с ТКО Предприниматель предложил производить учет ТКО из расчета вывоза с периодичностью 1 раз в месяц и 3 контейнера по 0,75 куб.м с места накопления - контейнерная площадка по адресу: с. Усть-Цильма, ул. Нагорная, д. 7/а.
Таким образом, учет ТКО должен производиться в зависимости количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Разногласия между сторонами возникли по вопросу о возможности перерасчета платы за услуги по обращению с ТКО в связи с ненадлежащим исполнением Региональным оператором услуг по обращению с ТКО в спорный период.
В приложении N 1 к договору от 03.07.2019 N 3842/РО-П/2019 в редакции дополнительного соглашения от 01.04.2020 (листы дела 43, 44 том 2) указаны объекты: магазин N 2 (с. Усть-Цильма, ул. им. М.А. Бабикова, д. 5), магазин N 3 (с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 25А), магазин N 4 (с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 98), магазин N 5 (с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 100). Местом накопления ТКО по всем объектам определена контейнерная площадка: с. Усть-Цильма, ул. Нагорная, д. 7А. Периодичность вывоза ТКО определена согласно СанПин.
В приложении N 1 к договору от 11.01.2021 N 552/РО-П/2021 указаны объекты: магазин (с. Усть-Цильма, ул. им. М.А. Бабикова, д. 5), магазин N 3 (с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 25А), магазин N 4 (с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 98). Местом накопления ТКО по всем объектам определена контейнерная площадка: с. Усть-Цильма, ул. Нагорная, д. 7А (лист дела 40 том 1). Периодичность вывоза ТКО в договоре определена в соответствии с действующими нормами и правилами, не реже заявленной потребителем.
В приложении N 1 к договору от 11.01.2021 N 368/РО-ПФ указан объект: магазин N 5 (с. Усть-Цильма, ул. Советская, д. 100). Местом накопления ТКО определена контейнерная площадка: с. Усть-Цильма, ул. Нагорная, д. 7А (листы дела 42-44 том 1). Периодичность вывоза ТКО определена в соответствии с действующими нормами и правилами, не реже заявленной потребителем.
На основании пункта 23 Правил N 1156 в целях обеспечения транспортирования ТКО региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с ТКО, осуществляющих деятельность по транспортированию ТКО, на основании договора на оказание услуг по транспортированию ТКО.
В спорный период услуги по транспортированию ТКО на территории с. Усть-Цильма Республики Коми, в том числе с объекта с. Усть-Цильма, ул. Нагорная, д. 7А, оказывал оператор по обращению с ТКО - ИП Дуркина Е.П. на основании договора на оказание услуг по транспортированию ТКО от 20.12.2019 N 234/19-РО, заключенного с Региональным оператором (листы дела 66-87 том 3).
По данным ИП Дуркиной Е.П. с контейнерной площадки истца в 2020 году и 2021 году вывезено отходов в общем объеме 62,95 куб.м (лист дела 110 том 3), в подтверждение чего представлены ежедневные маршрутные листы движения мусоровоза за спорный период (листы дела 113-126 том 3).
В 2020 году общий объем вывезенных отходов составил 6,75 куб.м (в марте, мае и июне 2020 года).
В период январь, февраль, апрель, июль-декабрь 2020 года вывоз отходов с контейнерной площадки истца не осуществлялся.
В 2021 году общий объем вывезенных отходов составил 56,2 куб.м (в период с апреля по декабрь 2021 года).
В период с января по март 2021 года вывоз отходов с контейнерной площадки истца не осуществлялся.
Указанные сведения ответчиком не опровергнуты.
Доказательства вывоза ТКО с контейнерной площадки истца в оспариваемых объемах и с необходимой периодичностью вывоза ответчиком не представлены.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции не принимаются ввиду следующего.
В данном случае место (площадка) накопления ТКО Предпринимателя по адресу: с. Усть-Цильма, ул. Нагорная, д. 7А, включено в реестр мест (площадок) накопления ТКО.
В направленных в адрес Предпринимателя дополнительных соглашениях к договорам от 03.07.2019 N 3842/РО-П/2019, от 11.01.2021 N 552/РО-П/2021, от 11.01.2021 N 368/РО-ПФ Региональный оператор указал местом накопления ТКО в отношении рассматриваемых объектов эту контейнерную площадку по адресу: с. Усть-Цильма, ул. Нагорная, д. 7А.
При таких обстоятельствах, а также принимая во внимание сведения, представленные оператором по обращению с ТКО о том, что вывоз ТКО с контейнерной площадки истца не осуществлялся, основания для начисления платы за услуги по обращению с ТКО по спорным УПД отсутствуют.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно учел, что Предприниматель каждый раз после получения УПД доводил возражения по предъявленным к оплате объемам оказанных услуг до сведения Регионального оператора, что подтверждается соответствующими заявлениями.
В связи с этим отсутствие актов о нарушении Региональным оператором обязательств по договорам само по себе не свидетельствует о неправомерности позиции Предпринимателя, а также не исключает возможности предоставления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания Региональным оператором данных услуг.
Аргументы ответчика о том, что Предприниматель не указал, каким образом производился вывоз ТКО в спорный период, не принимаются, поскольку при доказанности в данном случае не оказания Региональным оператором услуги по обращению с ТКО в отношении объектов Предпринимателя в спорных объемах данные аргументы ответчика не подтверждают правомерность его позиции по настоящему спору.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Республики Коми подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Регионального оператора - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.01.2023 по делу N А29-263/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
С.А. Бычихина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-263/2022
Истец: ИП Лукин Алексей Михайлович
Ответчик: ООО Региональный оператор севера
Третье лицо: ИП Дуркина Елена Петровна, Второй арбитражный апеляционный суд, ФГБУ "ФКП Росреестра" по РК