г. Владимир |
|
28 июня 2023 г. |
Дело N А79-8268/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.06.2023.
Полный текст постановления изготовлен 28.06.2023.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фединской Е.Н.,
судей Богуновой Е.А., Новиковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Худяковой И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу бюджетного учреждения "Больница скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Чувашской Республики
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии
от 27.02.2023 по делу N А79-8268/2022,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Алгоритм" (ОГРН 1197746212872, ИНН 9731034770)
к бюджетному учреждению "Больница скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Чувашской Республики (ОГРН 1132130001827, ИНН 2130115126)
о взыскании 2 757 799 руб. 48 коп.,
при участии представителей: от общества с ограниченной ответственностью "Алгоритм" - Соколинская Ю.Н. по доверенности от 23.12.2022 N 1, сроком действия до 31.12.2023, представлен диплом; иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили; о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Алгоритм" (далее - ООО "Алгоритм", Общество, истец) обратилось в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к бюджетному учреждению "Больница скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее - Учреждение, ответчик) о взыскании 2 531 639 руб. 69 коп. долга.
Решением от 27.02.2023 Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе указал, что ответчик является бюджетным учреждением и при осуществлении закупок в целях обеспечения своей деятельности руководствуется нормами Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Также обращает внимание, что оказывая услуги без наличия муниципального контракта, заключение которого является обязательным в соответствии с нормами названного закона, общество не могло не знать, что работы выполняются им при отсутствии обязательства.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании указал на законность оспариваемого судебного акта.
Заявитель явку полномочного представителя в суд апелляционной инстанции не обеспечил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, по имеющимся в нем материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между истцом (исполнитель) и ответчиком (заказчик) заключен договор от 21.11.2021 N 481, по условиям которого истец обязался оказать услуги по вывозу, обеззараживанию и обезвреживанию медицинских отходов (материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и другими биологическими жидкостями) класса В, термическим методом в объеме, указанном в техническом задании, а ответчик обязался принять и оплатить оказанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных договором (пункты 1.6. договора).
Исполнитель обязуется передать, а заказчик принять во временное пользование пластиковые контейнеры красного цвета 120 литров - 2 шт по акту приема - передачи, один экземпляр которого с подписью и печатью заказчика возвращается исполнителю (пункт 1.2. договора).
Установка контейнеров осуществляется на объектах заказчика по адресу:
N п/п
Адреса объекта заказчика
Количество
контейнеров 120 литров
1
г.Чебоксары, ул. Гузовского, д.14
1
2
г.Чебоксары, ул. Максима Горького, дю 11
1
ИТОГО
2
Арендная плата за пользование контейнерами отдельно не взимается и включена в стоимость услуг согласно п.2.2 (пункт 1.4. договора).
Заказчик передает право собственности на отходы исполнителю с момента подписания исполнителем акта оказания услуг (накладной, акта выполненных работ и т.п.). - пункт 1.5. договора.
Цена договора и порядок оплаты согласованы в разделах 2 и 6 договора.
Цена договора составляет 30 102 руб. 80 коп. (пункт 2.1. договора).
В приложении N 1 сторонами согласовано оказание услуг по вывозу и обезвреживанию медицинских отходов (материал и инструменты, предметы, загрязненные кровью и другими биологическими жидкостями) класса В термическим методом обезвреживания предварительно обеззараженных в местах сбора в количестве 250 кг по цене 57,89 руб., общей стоимостью 30 102 руб. 80 коп..
Кроме того, между истцом (исполнитель) и ответчиком (заказчик) заключен контракт от 23.07.2021 N 195, по условиям которого исполнитель обязуется оказать услуги по вывозу и обезвреживанию медицинских отходов (материалы и инструменты, предметы загрязненные кровью и другими биологическими жидкостями) класса В аппаратным методом обезвреживания предварительно обеззараженных в местах сбора в объёме, указанном в техническом задании (приложение 2 к контракту), а ответчик обязался принять и оплатить оказанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом (пункты 1.6. контракта).
Исполнитель обязуется передать, а заказчик принять во временное пользование пластиковые контейнеры красного цвета 240 литров в количестве 2 шт., по акту приема - передачи, один экземпляр которого с подписью и печатью заказчика возвращается исполнителю (пункт 1.2. контракта).
Установка контейнеров осуществляется на объектах заказчика по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, Московский проспект, д. 47, г. Чебоксары, ул. Университетская, д. 24 (по согласованию с заказчиком). Арендная плата за пользование контейнерами отдельно не взимается и включена в стоимость услуг согласно п.2.2.
Заказчик передает право собственности на отходы исполнителю с момента подписания Исполнителем акта оказания услуг (накладной, акта выполненных работ и т.п.) - пункт 1.5. контракта.
Цена контракта и порядок оплаты прописаны в разделах 2 и 6 контракта.
Цена контракта составляет 5 789 190 руб. (пункт 2.1. контракта).
Дополнительным соглашением от 07.10.2021 N 1 стороны согласовали следующие изменения в контракт:
Пункт 1 - изложить пункт 1.2. контракта от 23.07.2021 N 195 в следующей редакции: "исполнитель обязуется передать, а заказчик принять во временное пользование пластиковые контейнеры красного цвета 240 литров в количестве 23 шт., 120 литров в количестве 1 шт., по акту приема-передачи, один экземпляр которого с подписью и печатью заказчика возвращается исполнителю".
Пункт 2 - изложить пункт З "Техническою задания" (приложение N 2 к контракту N 195 от 23.07.2021) в следующей редакции: "Место оказания услуг: услуги оказываются по месту нахождения Заказчика в соответствии с таблицей:
Таблица
N п/п
Адреса объектов Заказчика
Количество контейнеров 240 литров
Количество контейнеров 120 литров
Чувашская Республика, г. Чебоксары. Московский пр., д. 47
8
1
Чувашская Республика, г. Чебоксары. Московский пр., д. 25
15
0
ИТОГО:
23
1
Пункт 3 - изложить п.9.1 "Технического задания" (Приложение N 2 к контракту N 195 от 23.07.2021) в следующей редакции: "Исполнитель за счет собственных средств предоставляет заказчику обменную тару, контейнеры с крышкой объёмом 240 литров, красного цвета в количестве 23 (Двадцать три) штуки, контейнеры с крышкой объёмом 120 литров красного цвета в количестве 1 шт. Контейнеры соответствуют требованиям СанПиН 2.1.3684-21.
-контейнеры изготовлены из материалов, устойчивых к механическому воздействию, воздействию моющих и дезинфицирующих средств;
-контейнеры плотно закрываются крышками, конструкция которых не допускает их самопроизвольного открывания."
Дополнительным соглашением от 30.11.2021 N 2 стороны согласовали следующие изменения в контракт:
Пункт 1 - изложить пункт 2.1. контракта от 23.07.2021 N 195 в следующей редакции: "Цена контракта составляет 6 368 109,00 (шесть миллионов триста шестьдесят восемь тысяч сто девять) рублей 00 коп., НДС не облагается.
Сумма, подлежащая уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, уменьшается на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком."
Пункт 2 - изложить п.6 "Технического задания" (Приложение N 2 к контракту N 195 от 23.07.2021) в следующей редакции: "Объём оказания услуг: 110 000 кг."
Пункт 3 - изложить Приложение N 1 к контракту N195 от 23.07.2021 "Спецификация оказание услуг по вывозу и обезвреживанию медицинских отходов (материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и другими биологическими жидкостями) класса В аппаратным методом
N п/п
Наименование услуги
Ед.изм.
Кол-во
Цена,руб.
Сумма, руб.
1
Оказание услуг по вывозу и обезвреживанию медицинских отходов (материалы и инструменты, предметы загрязненные кровью и другими биологическими жидкостями) класса В аппаратным методом обезвреживания предварительно обеззараженных в местах сбора
кг
108 900
57,89
6304221,00
2
Оказание услуг по вывозу и обезвреживанию медицинских отходов (материалы и кгинструменты, предметы загрязненные кровью и другими биологическими жидкостями) класса В аппаратным методом обезвреживания предварительно обеззараженных в местах сбора
кг
1100
58,08
63888,00
ИТОГО:
6368109,00
Общая стоимость услуги по контракту составляет 6 368 109 (шесть миллионов триста шестьдесят восемь тысяч сто девять) руб. 00 коп., НДС не облагается.
Во исполнение обязательств по договору от 21.11.2021 N 481 и контракту от 23.07.2021 N 195 истцом оказаны услуги в ноябре - декабре 2021 года, в том числе с превышением установленных лимитов, в подтверждение в материалы дела представлены ведомости приема-передачи медицинских отходов (л.д. 19-26). В ноябре 2021 года общий объем переданных отходов составил 42 218 кг, а в декабре 2021 года - 24 367 кг..
Ссылаясь на наличие задолженности по оплате услуг в ноябре 2021 года в сумме 1 699 887 руб. 75 коп. и декабре 2021 года в сумме 831 751 руб. 94 коп., а также на превышение установленных лимитов на 43 731 кг, отсутствие добровольного исполнения, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив факт оказания услуг в спорный период в отсутствие доказательств их оплаты, полностью удовлетворил заявленные исковые требования.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения судебного акта по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (пункт 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, поскольку одной из сторон настоящего спора выступает федеральное государственное бюджетное учреждение, к отношениям сторон применяются также положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
По смыслу положений названного закона государственные органы, органы управления внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов могут вступать в договорные отношения только посредством заключения государственного или муниципального контракта.
Привлечение исполнителя без соблюдения процедур, установленных Законом о контрактной системе, противоречит требованиям законодательства о контрактной системе и может привести к необоснованному ограничению числа участников закупок, что не способствует выявлению лучших условий поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Как разъяснено в пункте 20 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 (далее - Обзор судебной практики применения законодательства о контрактной системе), в силу пункта 4 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит взысканию плата за фактически оказанные услуги для государственных и муниципальных нужд в отсутствие заключенного государственного или муниципального контракта. Иной подход допускал бы поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в обход норм Закона о контрактной системе (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем в пункте 21 Обзора судебной практики применения законодательства о контрактной системе также разъяснено, что судом не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта в случаях, когда из закона следует, что поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг являются обязательными для соответствующего исполнителя вне зависимости от его волеизъявления.
Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) определено, что к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.
Медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы: 1) класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам; 2) класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы; 3) класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы; 4) класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным; 5) класс "Д" - радиоактивные отходы (пункт 2 статьи 49 Закона N 323-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 49 Закона N 323-ФЗ медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
С 01.03.2021 на территории Российской Федерации действуют санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3. Указанные санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (пункт 1).
Так, на основании пункта 157 СанПиН 2.1.3684-21 сбор, использование, обезвреживание, размещение, хранение, транспортировка, учет и утилизация медицинских отходов должны осуществляться с соблюдением требований Санитарных правил в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на человека и среду обитания человека.
На основании пункта 157 СанПиН 2.1.3684-21 сбор, использование, обезвреживание, размещение, хранение, транспортировка, учет и утилизация медицинских отходов должны осуществляться с соблюдением требований Санитарных правил в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на человека и среду обитания человека.
При этом к отходам класса "В" отнесены эпидемиологически опасные отходы, от деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний 3 - 4 группы патогенности, а также в области использования генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях (в том числе: отходы микробиологических, клинико-диагностических лабораторий; отходы, инфицированные и потенциально инфицированные микроорганизмами 3 - 4 групп патогенности; отходы сырья и продукции от деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, от производства и хранения биомедицинских клеточных продуктов; биологические отходы вивариев; живые вакцины, непригодные к использованию.
Согласно пункту 183 этих Правил медицинские отходы класса "В" подлежат обязательному обеззараживанию (обезвреживанию), дезинфекции физическими методами. При этом вывоз необеззараженных медицинских отходов класса "В" за пределы территории медицинский организации не допускается.
По смыслу приведенных положений на организацию, на территории которой образуются медицинские отходы, возложена обязанность обеспечить их сбор, обеззараживание и транспортирование с целью утилизации.
Ввиду того, что Учреждением не представлены доказательства привлечения в спорный период иного лица для оказания услуг по обращению с медицинскими отходами, а также учитывая необходимость обеспечивать их регулярный вывоз с территории Учреждения, апелляционный суд полагает, что в спорный период Общество не имело возможности отказаться от оказания данных услуг Учреждению, несмотря на отсутствие согласованного завышенного объема контрактами от 23.07.2021 N 195 и от 21.11.2021 N 481.
Факт оказания услуг Обществом по сбору, вывозу и термическому обезвреживанию медицинских отходов в ноябре - декабре 2021 года, в том числе с превышением установленных лимитов, подтвержден представленными ведомостями приема-передачи медицинских отходов, в которых в том числе содержатся подписи сотрудников Учреждения, подтверждающие сдачу медицинских отходов в объеме, указанном в данных ведомостях.
С учетом разъяснений, изложенных в пункте 21 Обзора судебной практики применения законодательства о контрактной системе, принимая во внимание, что в силу прямого указания законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на Учреждение возложена обязанность по сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию медицинских отходов, а также по финансированию связанных с этим расходов, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Отсутствие между сторонами надлежащим образом заключенного государственного контракта в силу особенностей сложившихся между сторонами отношений не может являться основанием для прекращения оказания услуг Обществом по созданию системы обращения с медицинскими отходами класса "В" (эпидемиологически опасные отходы). Применительно к данному случаю невыполнение правил по обращению с медицинскими отходами могло повлечь за собой опасность заражения, как работников Учреждения, так и граждан, посещающих его с целью получения соответствующей медицинской помощи.
Факт регулярного принятия ответчиком данных услуг на протяжении спорного периода и отсутствие претензий относительно объема и качества оказанных услуг позволяют не применять правовую позицию о недопустимости взыскания стоимости оказанных услуг в отсутствие заключенного между сторонами государственного контракта.
Исходя из изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Иные аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, однако они признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и не подтверждаются материалами дела.
Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 27.02.2023 по делу N А79-8268/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу бюджетного учреждения "Больница скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.Н. Фединская |
Судьи |
Е.А. Богунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-8268/2022
Истец: ООО "Алгоритм"
Ответчик: бюджетное учреждение "Больница скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Чувашской Республики
Третье лицо: Отдел адресно-справочной работы УВМ МВД по Республике Татарстан